методическая мастерская
план-конспект урока по химии (8 класс)

Оюн Анжелика Валентиновна

Открытый урок по теме "Кислоты" класс: 8В

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по химии в 8 классе

(технологическая карта урока)

на тему:

 «Кислоты»

Выполнила учитель химии Оюн Анжелика Валентиновна

2020-2021 учебный год

Технологическая карта урока

Ф.И. О. учителя: Оюн Анжелика Валентиновна

Предмет, класс: химия, 8 класс

Автор УМК: Г. Е. Рудзитис

Тема урока:  «Кислоты»

         Тип урока - урок «открытия» нового знания.

          Ресурсы: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8  класс. Просвещение, 2013., мультимедийная техника: компьютер, проектор, диск.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - химия

Класс  - 8 В

Тема урока – Кислоты.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- смогут давать определение «Кислоты»

- научатся находить формулы кислот среди формул других веществ

- составлять формулы кислот;

называть и классифицировать кислоты.

- устанавливать соответствие кислотных  оксидов и  кислот.

Познавательные УУД:

- формировать умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

- делать выводы на основе полученной информации;

- устанавливать аналогии;

- строить логические рассуждения.

Регулятивные УУД:

- формировать умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;

- формировать умение организовывать выполнение заданий учителя согласно предложенным критериям, алгоритму, осуществлять самоконтроль

Коммуникативные УУД:

- формировать умение получать необходимую информацию, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

- развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения.

Личностные УУД:

- формировать умение справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников;

- применять полученные знания в практической деятельности.

План урока:  

  • Состав и классификация  кислот.
  • Название кислот.

Основные понятия: кислоты, кислородсодержащие, бескислородные, кислотный остаток

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

(0,5 мин.)

Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя в совместной деятельности на уроке.

Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ведь улыбка всегда дарит хорошее настроение.

2 этап. Актуализация знаний

(2,5 мин.)        

Ребята давайте отгадаем «Химические загадки»

Отгадывают загадки

3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

(5 мин.)

Учитель предлагает выполнить задание:

Распределите вещества, формулы которых приведены, на известные нам группы (карточки): распределите формулы по классам в таблицу HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3 

На какие же группы вы распределили вещества?

  1. Какие формулы соединений вы не выбрали?
  2. Почему?
  3. Что общего у этих веществ?
  4. А чем они отличаются?

Эта часть называется остатком.

  1. Сейчас я предлагаю вам разгадать ребус и ответить на вопрос: Какие же вещества состоят из ионов водорода и ионов таких остатков?

Сейчас я предлагаю вам разгадать ребус и ответить на вопрос: Какие же вещества состоят из ионов водорода и ионов таких остатков?

http://multiurok.ru/uploads/2/3/e/23ebf0eee6c9f741d70b9ec5090c7cb348ee703a/urok-po-khimii-8-klass-kisloty_1.jpeg

-Какую тему урока мы сегодня будем изучать?

Распределяют письменно в тетрадях формулы веществ по классам: оксиды и основания

Приходят к выводу, что есть формулы веществ, которые они не знают куда отнести.

Отвечают на вопросы

Наличие атомов водорода

Остатком

 

Разгадывают ребус

Называют тему урока

Тема урока - запись на доске: "Кислоты".

Записывают в рабочих тетрадях тему урока

4 этап.

Целеполагание

и планирование

(2-3 мин.)

Вопрос классу: 

 А теперь давайте сформулируем цель нашего  урока, исходя из  темы.

А что мы можем узнать о кислотах?

План урока (на доске):

  • Состав и классификация  кислот.
  • Название кислот. Определение степени окисления элементов по формуле.

В результате урока вы сможете:

- находить формулы кислот среди формул других веществ;

- называть  и классифицировать кислоты;

-определять степени окисления по формулам  кислот.

Называют цели урока (высказывают версии)

Обсуждают

Работают над планом урока

Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

Высказывают предположения (учебник, мультимедийное приложение к учебнику, презентации)

5 этап.

(20 мин.)

«Открытие» нового знания (изучение новой темы)

I. Давайте выпишем оставшиеся формулы нашего задания и скажем, что общего в их составе? (HCl, HNO2, H2SO4).

  1. Да, это присутствие  в их составе атомов водорода, с которого начинаются  формулы
  2. Просит прочитать определение кислот в учебнике и подчеркнуть кислотные остатки в формулах оставшихся веществ.

Обращает внимание на соответствие заряда кислотного остатка и число атома водорода

     3. Просит составить формулы кислот, используя таблицу растворимости, определить растворимая она или нет и предположить, как будет называться кислота

  1. Знакомит с алгоритмом составления формул и названия кислот.

Обратите внимание на отличия в кислотных остатках формул кислот, записанных на доске.

  1. HCl, HI, HBr
  2. H2SO4, H2CO3, HNO3

В чем заключается это  отличие?

Предлагает найти в учебнике понятия «бескислородных» и «кислородсодержащих» кислот.

Разделитесь на три группы допишите в таблице формулы кислотных остатков (таблица №1)

 Выписывают в тетрадь формулы

Отвечают (водород)

Читают определение. Подчёркивают в записанных формулах кислотные остатки.

Делают вывод о соответствии заряда кислотного остатка и основности кислоты.

Взаимоконтроль в парах

Отвечают (в наличии кислорода)

Находят определение в учебнике

II.         Вопрос:

- почему эти вещества называют кислотами?

А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить.

По правилам техники безопасности в лаборатории вещества пробовать на вкус нельзя, но сегодня я нарушу это правило, так как эти вещества всем известны.

Вопросы:

- как можно распознать кислоты, не пробуя их?

- что такое индикаторы?

- какие индикаторы вы знаете?

Ответ:

- они кислые на вкус.

 

Ответы:

- с помощью индикатора

- вещества, изменяющие свою окраску в разных средах.

- лакмус, метилоранж, фенолфталеин

6 этап.

Физкульт-минутка.

(1мин.)

 Упражнение наклонов головы вперед, назад, влево, направо

Выполняют упражнения.

7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

(5-6 мин.)

Чтобы привести знания о кислотах в систему, вы должны выполнить тест.  (Приложение № 1)

Осуществить взаимопроверку.

Делают выводы.

Выполняют тест,

осуществляют взаимопроверку по эталону

Самостоятельная  работа с самопроверкой

(4-5 минут)

Выполнить задания по книге упражнение 1 стр 104

Выполняют задания по книге

8 этап. Рефлексия и оценивание

(2-3 мин.)

1. Организует беседу с классом по вопросам:

    а) Какую цель мы ставили в начале урока?

    б) Удалось ли решить поставленные задачи? Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему?)

    в) Что нового вы узнали?

    г) Что  было интересным?

    д) Чему научились?

Сравнивают цель и задачи урока с достигнутыми результатами,

 делают выводы.

2.Организует рефлексию, самооценку деятельности учащихся:

 - Подумайте, насколько хорошо вы сегодня работали?

Оцените свою работу на уроке, заполните лист самооценки.

- Какое настроение было на уроке?

 Заполняют  лист самооценки

Фиксируют настроение, приклеивая смайлики на доску.

Выставляет и комментирует отметки.

Оценивают свою работу на уроке.

9 этап. Домашнее задание

(1 мин.)

Домашнее задание:

Источники и литература:

1. Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8  класс. Просвещение, 2013.

Приложение №1

Тест по теме «Кислоты» 

1. Из предложенных ниже фрагментов соберите определение «кислот»

а) простые вещества

б) сложные вещества

в) содержат ионы металлов

г) имеют в составе атомы водорода

д) содержат кислотные остатки

е) содержат гидроксид-ионы

2.Выберите бескислородные кислоты

а) H2S

б) H3PO4

в) HBr

г) H2SO3

д) НСl

е) HNO2

3.Выберите двухосновные кислоты

а) HNO3

б) H2S

в) HNO2

г) H2SO4

д) НСl

е) H2CO3

4.Соотнесите названия кислот и формулы

1) серная                                     а)  H2S               б)  H2CO3 

 2) азотная                                   в)  H2SO4                 г) H2SO3

  3) сероводородная                    д) HNO2                   е) HNO3

   4) азотистая

5.Выберите формулы одноосновных кислородосодержащих кислот

а) H2SiO3

б) HNO3

в) НСl

г) HNO2

д) H3PO4

е) HBr

6.Выберите формулы кислот, ион кислотного остатка которых имеет заряд 2-

а) H2

б) HNO3

в) H2CO3 

г) НСl

д) H3PO4

е) H2SO4

Таблица №1

Название кислоты

Формула кислоты

Формула

кислотного остатка

Название кислотного остатка

Соляная

HCl

хлорид

Азотная

HNO3

нитрат

Азотистая

HNO2

нитрит

Серная

H2SO4

сульфат

Сернистая

H2SO3

сульфит

Сероводородная

H2S

сульфид

Угольная

H2СO3

карбонат

Кремниевая

H2SiO3

силикат

Фосфорная

H3PO4

фосфат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая мастерская

анализ работы учителя учителя эрзянского языка...

2009 г. Методическая мастерская - творческий отчет о педагогической деятельности

В предлагаемом материале описана моя система работы над темой самообразования...

Моя методическая мастерская

Об использовании программы EasyQuizzy на уроках истории и обществознания...

Методическая мастерская_Приёмы работы с текстом на уроках биологии

Мастер-класс "Приёмы работы с текстом на уроках биологии" проведен в рамках Мастерской профессионала "Академия педагогического мастерства"...

Методическая мастерская

педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая мастерская

      Проблемное обучение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях п...

Методическая мастерская

Собственный опыт работы...