Методическая мастерская_Приёмы работы с текстом на уроках биологии
методическая разработка по биологии на тему

Удилова Татьяна Александровна

Мастер-класс "Приёмы работы с текстом на уроках биологии" проведен в рамках Мастерской профессионала "Академия педагогического мастерства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы работы с текстом, повышающие качество образовательного процесса по биологии

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»

В. А. Сухомлинский

Выбор данной темы для осуществления методической мастерской мною  не случаен. Акцент на такой вид деятельности школьника и учителя, как работа с текстом, имеет своё объяснение.

Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в ФГОС ООО.

Во-вторых, проблемы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста,  интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.

В-третьих, анализ выполнения учащимися основной школы комплексной работы, направленной на оценку достижений планируемых метапредметных результатов, в том числе сформированности умений читать и понимать текст, использовать полученную информацию для проведения рассуждений, показывает, что только малая доля учащихся смогли показать детальное понимание текста и полностью использовать информацию для различных целей.

Из вышесказанного следует, что развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов является актуальным как для меня, так и для моих учеников.

Переступая впервые порог школы, каждый ребёнок стремится к познанию мира новыми неизведанными ему способами. Одним, из которых, является обучение навыку чтения и применения его в дальнейшем обучении. Чтение для человека  является важным навыком не только как канал познания нового, но и потому что

- помогает сконцентрироваться и настроить мозг на работу

- снижает стресс: богатство и ритмика языка успокаивающее действуют на  психику

- помогает в увеличении словарного запаса и повышает грамотность, учит общению

-  улучшает сон, если входит в привычку

- делает взгляд на новые мысли острее, развивая мышление

- сохраняет физическое здоровье, улучшая мозговую активность.

А одним из главных универсальный учебных действий является умение читать осмысленно, т.е. читать вдумчиво. Вдумчивое чтение – это важнейший навык, который следует развивать у школьников, так как

- это позволяет понять, зачем мы вообще читаем;

-  способствует развитию критического мышления, навыков общения и  понимания;

- считается главным аналитическим инструментом для обучения в дальнейшем;

- помогает  выжить в современном мире, переполненном информацией.

Итак, в чём же заключаются особенности вдумчивого чтения?

Сравним человека просто читающего и читающего вдумчиво. Первый  субъект (просто читающий) – читает один раз, витает в облаках при прочтении, воспринимает текст как  данность,  игнорирует синтаксические особенности, читает поверхностно. Второй субъект (читающий вдумчиво) – перечитывает, всё внимание уделяет тексту, обращает внимание на особенности текста, задаёт вопросы, ищет глубокий смысл.

Согласно стандарту учащиеся должны овладеть умениями:

- задавать вопросы по тексту и отвечать на них;

- уделять внимание языковым особенностям текста и  их влиянию на передачу идеи;

- подтверждать своё мнение выдержками из текста;

- приводить доказательства при анализе  текста;

- выделять главную мысль с помощью деталей;

- анализировать структуру текста и новые слова;

- изучать развитие событий на протяжении всего повествования.

Целью проведения сегодняшней мастерской является передача опыта применения отдельных методических приемов для  развития навыков смыслового чтения, повышающих качество образования в целом и формирования метапредметных результатов.

Все мы на сегодняшний день являемся участниками реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», но каждый находит свой путь её реализации.

Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, а в целом - продуктивному обучению.

Учебник, по моему мнению, – не только источник знаний, но и важнейшее средство развития мышления учащихся, инструмент организации учебной деятельности на уроке. Современному школьнику также необходимо уметь пользоваться и другими источниками информации: энциклопедиями, словарями, сетью Интернет.

Для достижения успеха в процессе обучения биологии  мною используются известные и широко применяемые  педагогические технологии:

- продуктивного чтения;

- обучения в сотрудничестве;

- развития критического мышления.

Я думаю, что многие методические приемы, используемые мною,  большинство из присутствующих также широко применяют в своей практике, но на некоторых остановлюсь подробнее.

Для удобства работы в рамках сегодняшней мастерской я приготовила для вас маршрутные листы с примерами заданий в большей степени для текстовой деятельности, собственно также как это делаю детям, только у вас нет единой темы урока. В листах подборка заданий из разных тем и курсов биологии, чтобы показать вам, что подобные методические приемы можно использовать в любом классе с 5 по 11.

При составлении подобных рабочих листов на урок я стараюсь все задания алгоритмизировать – это создает условия для формирования как познавательных УУД, так и коммуникативных, и регулятивных, и в целом упрощает организацию деятельности детей на уроке. Дети понимают как работать в рамках того или иного методического приёма, так как они используются в системе.

Итак, давайте на практике попробуем знакомые и незнакомые вам методические приемы работы с текстом.

Первое с чего начинаю работу с текстом, это умение выделять главную мысль из прочитанного, для этого  применяю методический прием, позаимствованный в технологии продуктивного чтения, «Чтение в кружок» (УЗ 1, УЗ 8 задание 1). Для этой работы дети разбиваются на группы по 4 человека и попеременно читают текст вслух по одному абзацу по очереди, после прочтения одного абзаца ребенку задаются уточняющие вопросы детьми для выявления главной мысли. Работа продолжается по кругу до тех пор, пока не закончится текст.

Для закрепления понимания смысла  о чём текст или статья в учебнике, применяю следующие типы учебных задач:

- восстанови текст, вставляя термины из предложенного списка (УЗ 4);

- восстанови текст, установив логическую последовательность описанных событий (задание 2 в УЗ 12);

- инфо-карусель (задание 1 в УЗ 2); при работе в группе сначала каждый индивидуально читает текст, а затем выбирает ответ на первый предложенный вопрос. Участник группы под номером 2 проверяет ответ, если первый отвечающий ошибся, то исправляет ответ и переходит ко второму вопросу, затем в работу включаются постепенно участник под номером 3 и 4, действуя по тому же принципу: проверил – исправил, если необходимо – ответил сам – передал другому. Работа заканчивается тогда, когда закончатся вопросы и группа придет к единому мнению по всем вопросам. Текст имеется у каждого участника группы, опросный лист один на группу;

- да-нет-ка/ верю-не верю (задание 6 в УЗ 15);;

- Лови ошибку/укажи предложения с ошибками и исправь ошибки (задание 2 в УЗ 14 и задание 3 в УЗ 12); .

Для рефлексивного критического анализа текста в старших классах использую полную модель Бенджамена Блума «Руководство по улучшению понимания прочитанного» и составляю задания шести уровней  (УЗ 15), в основной школе ограничиваюсь двумя-тремя уровнями с постепенным наращиванием сложности.

Знание

Дай определение.  Перечисли основные факты.

Понимание

Изложи краткое содержание. Объясни цитату.

Применение

Проиллюстрируй применение знаний при решении задачи, разработке  модели.

Анализ

Сравни (объекты, процессы). Составь прогноз. Подтверди фактами, примерами и т.д.

Синтез

Составь план. Восстанови логическую последовательность в изложении материала, восстанови логическую цепочку событий

Оценка

Оцени верность высказывания или  степень собственного понимания текста (на все ли вопросы ты нашёл ответы), используй линейку самооценки.

Для приобретения навыка полного извлечения информации из текста и его критического анализа применяю такие методические приёмы как:

- слепой кластер (задание 3 в УЗ 8);

- задай вопрос (прием «толстых» и «тонких» вопросов, ромашка Блума, кубик Блума)

- критический анализ текста (УЗ 5, 6, 7, УЗ 8 задание 1-2)

- зигзаг (УЗ 13);

- составление таблиц: сравнительная, сводная, таблица-пазл (УЗ 13), вопросная (УЗ 11);

- пирамидная история (УЗ 12 задание 1);

- рассказ по рисунку (УЗ 7), схеме (УЗ 8 задание 3), плану (УЗ 9),  таблице  (сводной, сравнительной, вопросной) (УЗ  11).

 Для  отработки понимания биологических терминов есть тоже ряд любимых методических приёмов:

- дополни/сконструируй определение (УЗ 15 задание 1);

- установи соответствие (УЗ 1 задание 2, УЗ 5 задание 2, УЗ 7 задание 3, УЗ 14 задание 1);

- технологическая карта работы с терминами (УЗ 10);

- синквейн (УЗ 16 задание 4).

Время нашего делового общения у нас сегодня ограничено, поэтому мы с вами бегло познакомились с основными методическими приемами работы с текстом, которые были направлены на достижение цели  смыслового чтения: максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию, чтобы полноценно осуществлять познавательную деятельность.

Мне хотелось бы знать, насколько полезной была для вас информация, полученная сегодня, поэтому я прошу вас выполнить ещё одну учебную задачу под номером 16 и озвучить результаты выполнения.

Притча: Чайная церемония и ученики (о знаниях и применении их на деле)

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. — Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

C:\Users\Домашний\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1.jpegC:\Users\Домашний\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках биологии как один из способов подготовки к успешной сдаче ГИА.

Экзамен по биологии, не является обязательными.  Как правило, его выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениям...

Работа с текстом на уроках биологии.

Работа с текстом на уроках биологии....

"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"

В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...

Смысловая работа с текстом на уроках биологии в условиях ФГОС

Вашему вниманию предлагается стать о работе с разными видами текста...

Методические рекомендации по работе с текстом на уроке биологии

Материал содержит разработанную систему по работе с текстом на уроках биологии в 5-9 классах (текст, задания к нему)...

Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии”

Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна....