Урок химии в 10 классе по теме "Карбоновые кислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Технологическая карта .урока химии в 10 классе по теме "Карбоновые кислоты". Урок усвоения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_himii_karbonovye_kisloty.doc | 93.5 КБ |
Маршрутный лист | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 10 классе
Технологическая карта урока химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты»
Учитель химии и биологии Ступка Лариса Михайловна
АНО СОШ «Академическая гимназия» г. Москва
Предмет химия
Класс 10
Автор УМК О.С. Габриелян
Тема урока «Карбоновые кислоты»
Тип урока урок усвоения новых знаний
Цель | Создание содержательных и организационных условий для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств карбоновых кислот. | |||
Задачи |
| |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
В познавательной сфере изучить:
В ценностно-ориентационной сфере:
| Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
| ||
Основные понятия | карбоксильная группа, гомологи, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот, структурная формула, виды изомерии. | |||
Межпредметные связи | Биология, физика, математика | |||
Оборудование | Информационные материалы, раздаточный материал (маршрутные листы; образцы уксусной, лимонной, аскорбиновой, никотиновой кислот, кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир; конструкторы моделей органических веществ). | |||
Ресурсы: основной дополнительные | Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2018. Батаев, В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов / В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2017. – 255 с. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс / Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2018. – 96с. | |||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами), парная (взаимопроверка), групповая (взаимопомощь). | |||
Приемы и средства обучения: | Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация). |
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Ресурсы |
Организационный этап | |||
Создание комфортной обстановки и положительной мотивации, распределение учеников по группам. Приветствует ребят и предлагает найти признак, который объединяет предметы: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, йогурт. | Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую преподавателем. Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства. Высказывают предположение, что эти предметы может объединять кислый вкус. | Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы учителя. Личностные: формирование ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. | Набор предметов: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, кефир. |
Целеполагание и мотивация. Актуализация субъектного опыта. | |||
Обеспечивает мотивацию к изучению предложив решить учащимся задачу на вывод формулы органического вещества. Каждой группе предлагает построить модель получившегося вещества при помощи конструктора. Постановка проблемы: К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество? Что значит изучить класс органических соединений? Используя подсказки, сформулируйте тему, цель и задачи урока. На основании предложенного для работы оборудования предложите методы, которые можно использовать для решения поставленных задач. | В результате решения задачи получается вещество состава С2Н4О2 Работают в группах. Собирают модель молекулы. Возникает противоречие: данной формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений. Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового. Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия. Формулирование названия темы, цели и задач. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: формирование умения целеполагания, прогнозирования, планирования своей деятельности. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. | Маршрутный лист, конструктор для моделирования молекул органических веществ. |
Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. | |||
Учитель организует работу учащихся в группах по инструктивным картам. Организует изучение темы по блокам Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений? Подводит учащихся к определению класса карбоновые кислоты Про Проблемный вопрос: почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»? | 1 блок «Вещества Х» Строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот, дают определение карбоновым кислотам. Предполагают, что название произошло от «Карбо» - углерод ⇒ кислоты углерода Оценивают свою работу. | Познавательные: умение давать определение понятиям «кислоты», «классификация кислот», «функциональная группа». Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Личностные: понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира
| Маршрутный лист, учебник, презентация. |
Побуждает к высказыванию своего мнения по вопросу: какие признаки лежат в основе классификации кислот? Какие виды изомерии могут быть характерны для карбоновых кислот? Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала. | 2блок «Классификация- основа порядка в науке» Выдвигают гипотезы классификации. Выдвигают гипотезы о видах изомерии. Рисуют схему «Классификация кислот». Обсуждают результаты своей работы и оценивают свою работу. | Познавательные: умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений, создавать обобщения, делать выводы. Регулятивные: осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения задания. Коммуникативные: умение работать в группе, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью Личностные: развивать любознательность и интерес к предмету | Маршрутный лист, учебник, презентация. |
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала. | 3блок « Что в имени твоём…?» Определяют план действий, называют вещества. Объясняют представителям других групп, как они давали название своей кислоте и оценивают работу другой группы. Проверка по образцу. | Познавательные: строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные: строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника. Личностные: воспитывать целеустремленность, трудолюбие. | Маршрутный лист, учебник, презентация. |
Мотивирует к проведению исследования. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала. | 4блок « Существует только один заменитель воображения - опыт» Выполняют лабораторный опыт по инструкции. Делают вывод по результатам исследования физических свойст кислот. | Познавательные: приводить правила техники безопасности при работе с кислотами, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. Личностные: осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни. | Маршрутный лист, учебник, образцы карбоновых кислот. |
Применение знаний и способов действий | |||
Организует контроль знаний обучающихся (тестовые задания высвечиваются на слайде) | Выполняют тест Оценивают тест по пятибалльной системе. Суммируют свои баллы за урок (за групповую работу и тест). | Познавательные: строить логические рассуждения; сопоставлять результаты. Регулятивные: контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения. Коммуникативные: адекватно использовать письменную речь. Личностные: воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний и умений. | Презентация |
Информация о домашнем задании | |||
Комментирует домашнее задание
| Дифференцированное домашнее задание:
| Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Личностные: понимать значимость химических знаний в практической жизни. | |
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. | |||
Акцентирует внимание на достижении цели урока. Предлагает ученикам закончить предложения: Сегодня на уроке … Я узнал….. Я научился…. Мне было легко…. Мне было сложно… Побуждает к анализу индивидуальных достижений. | Дописывают и проговаривают получившиеся предложения. Анализ достижения цели урока. Оценивают свою работу на уроке: - материал усвоен (на всех этапах урока “4”, “5”) голосуют красным жетоном | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: оценка, саморегуляция. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию. | Жетоны красного, жёлтого и синего цвета. |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Маршрутный лист группы № 1
Задача. Определите молекулярную формулу вещества, если известно, что массовая доля углерода в нём равна 40,0%, водорода – 6,67%, кислорода – 53,33%. Плотность паров этого вещества по углекислому газу равна 1,364. Постройте модель получившегося вещества при помощи конструктора.
Подсказка: вещества данного класса, кислые на вкус, – последнее звено в цепи:
Спирт → Альдегид → ?
Задание №1 «ВЕЩЕСТВО Х»
Рассмотрите формулы отдельных представителей данного класса:
HCOOH COOH
HOOC – COOH
H2C = CH – COOH
- Выделите функциональную группу, содержащуюся во всех указанных выше соединениях
- Укажите частицу, с которой соединена эта группа
- Определите название класса органических соединений
- Выберите вещества, относящихся к данному классу орг. соединений, из следующего перечня:
CH3-CH2-OH, CH3-CH=CH- COOH, HCOOH, CH3 –COH, HOOC – COOH,
CH3-CH=CH - CH2–OH.
Обсудите результаты своей работы и оцените себя по пятибалльной системе _______баллов.
Задание №2. «Классификация- основа порядка в науке»
А) CH3 – CH2 – COOH, CH3 – (CH2)7 – CH = CH – (CH2)7 – COOH,
CH2 = CH – COOH, H3C – CH – COOH, COOH
׀ ׀
CH3
- Разделите вещества на 3 группы, схожие по составу
- Определите признак, который вы положили в основу классификации
- Вспомните классификацию углеводородов
Б) Составьте схему: «Классификация карбоновых кислот». В) Дайте полную классификацию, соответствующую янтарной кислоте:
HOOC – CH2 – CH2 – COOH
Обсудите результаты своей работы и оцените себя по пятибалльной системе _______баллов.
Задание №3. « Что в имени твоём…?»
А) Опишите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, дополнив схему последовательности действий:
- Нумеруем _______________, начиная с атома углерода ___________________ группы
5 4 3 2 1 О
С – С – С – С – С
ОН
- Если есть в молекуле функциональная группа, то указываем ее ____________________ и ____________________
5 4 3 2 1 О
С – С – С – С – С 3 – ФГ….
׀ ОН
ФГ
- Даем название _______________ по числу атомов __________ в ____________, добавляем суффикс _______ и слово ___________
3 – ФГ алкановая кислота
Б) Дайте название по международной номенклатуре молочной кислоте:
СH3 – CH – COOH
׀
OH
- Молочная кислота находится в квашеной капусте, созревшем сыре, маринованных огурцах, поте человека. Впервые была выведена Шееле в 1780 г из кислого молока, что и дало ей такое название!
- Группа – ОН в номенклатуре обозначается «окси»
Объясните представителям других групп как вы давали название своей кислоте и получите от них оценку по пятибалльной системе _______баллов.
В) На основании сведений, которые вы получили, слушая представителей других групп, напишите формулы следующих кислот: а) дихлорэтановой, б) 3-нитробензойной, в) 2,2-диметилпропановой, г) бутандиовой, д) 2-аминопропановой.
Проверьте правильность выполнения заданий по эталону и поставьте оценку (за каждый правильный ответ – 1 балл) _____ баллов
Задание №4 « Существует только один заменитель воображения - опыт»
Лабораторная работа: «Изучение физических свойств карбоновых кислот»
- Сравните агрегатное состояние при н. у. кислот:
Уксусная, валерьяновая, стеариновая
- Определите наличие запаха у каждого вещества
☠ Вспомните, как правильно определять запах!
- Сделайте вывод о взаимосвязи строения и изученных физических свойствах карбоновых кислот, дополнив фразы:
Агрегатное состояние низших карбоновых кислот __________________;
Агрегатное состояние высших карбоновых кислот __________________
Чем больше относительная молекулярная масса кислоты, тем _____________________ запах
Обсудите результаты своей работы и оцените себя по пятибалльной системе _______баллов.
Маршрутный лист группы № 2
Задача. Определите молекулярную формулу вещества, если известно, что массовая доля углерода в нём равна 40,0%, водорода – 6,67%, кислорода – 53,33%. Плотность паров этого вещества по углекислому газу равна 1,364. Постройте модель получившегося вещества при помощи конструктора.
Подсказка: вещества данного класса относятся к группе кислородосодержащих соединений и придают многим продуктам питания кислых вкус.
Задание №1 «ВЕЩЕСТВО Х»
Рассмотрите формулы отдельных представителей данного класса:
HCOOH COOH
HOOC – COOH
H2C = CH – COOH
- Определите общие черты строения молекул вышеуказанных соединений
- Укажите отличительные особенности состава указанных выше соединений
- Назовите частицу, определяющую название класса
- Определите класс изучаемых веществ
- Выберите вещества, относящихся к данному классу орг. соединений, из следующего перечня:
CH3-CH2-OH, CH3-CH=CH- COOH, HCOOH, CH3 –COH, HOOC – COOH,
CH3-CH=CH - CH2–OH.
Обсудите результаты своей работы с классом и оцените себя по пятибалльной системе _______баллов.
Задание №2. «Классификация- основа порядка в науке»
А) HCOOH, H3C – COOH, HOOC – COOH, HOOC – CH2 – COOH,
HOOC – CH2 – CH – CH2 – COOH, CH3 – CH - COOH
׀ ׀
COOH CH3
- Разделите вещества на 3 группы, схожие по составу
- Определите признак, который вы положили в основу классификации
- Вспомните понятие «основности» из классификации неорганических кислот
Б) Составьте схему: «Классификация карбоновых кислот» В) Дайте полную классификацию, соответствующую акриловой кислоте:
H2C = CH – COOH
Обсудите результаты своей работы с классом и оцените себя
по пятибалльной системе _______баллов.
Задание №3. « Что в имени твоём…?»
А) Опишите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, исходя из схемы последовательности действий:
5 4 3 2 1 О
С – С – С – С – С
ОН
Алкан → алкановая кислота
5 4 3 2 1 О
С – С – С – С – С
׀ ОН
ФГ
3 – ФГалкановая кислота
5 4 3 2 1 О
С = С – С – С – С
ОН
Алкен – 4 - овая кислота
Б) Дайте название по международной номенклатуре акриловой кислоте:
H2C = CH - COOH
- Акриловая кислота необходима для получения важнейших полимеров: художественной пластмассы, оргстекла, синтетического волокна!
Объясните представителям других групп как вы давали название своей кислоте и получите от них оценку по пятибалльной системе _______баллов.
В) На основании сведений, которые вы получили, слушая представителей других групп, напишите формулы следующих кислот: а) дихлорэтановой, б) 3-нитробензойной, в) 2,2-диметилпропановой, г) бутандиовой, д) 2-аминопропановой.
Проверьте правильность выполнения заданий по эталону и поставьте оценку (за каждый правильный ответ – 1 балл) _____ баллов
Задание №4 « Существует только один заменитель воображения - опыт»
Лабораторная работа: «Изучение физических свойств карбоновых кислот»
- Сравните растворимость в воде кислот:
Уксусная, валерьяновая, стеариновая
☠ Вспомните, как правильно обращаться с растворами кислот!
- Сделайте вывод о взаимосвязи относительной молекулярной массы и растворимости карбоновых кислот
С увеличением относительной молекулярной массы кислоты растворимость _____________
Обсудите результаты своей работы с классом и оцените себя по пятибалльной системе _______баллов.
Маршрутный лист группы № 3
Задача. Определите молекулярную формулу вещества, если известно, что массовая доля углерода в нём равна 40,0%, водорода – 6,67%, кислорода – 53,33%. Плотность паров этого вещества по углекислому газу равна 1,364. Постройте модель получившегося вещества при помощи конструктора.
Подсказка: вещества данного класса – продукты реакции окисления соответствующих альдегидов - известны человечеству с незапамятных времен и обуславливают кислый вкус многих плодов и ягод.
Задание №1 «ВЕЩЕСТВО Х»
Рассмотрите формулы отдельных представителей данного класса:
HCOOH COOH
HOOC – COOH
H2C = CH – COOH
- Исследуйте состав вышеуказанных соединений
- Определите название класса рассматриваемых соединений
- Выведите общую формулу данного класса органических соединений
- Сформулируйте определение данного класса органических соединений
- Выберите вещества, относящихся к данному классу орг. соединений, из следующего перечня:
CH3-CH2-OH, CH3-CH=CH- COOH, HCOOH, CH3 –COH, HOOC – COOH,
CH3-CH=CH - CH2–OH.
Обсудите результаты своей работы с классом и оцените себя по пятибалльной системе _______баллов.
Задание №2. «Классификация- основа порядка в науке»
А) CH2 = CH – COOH HOOC – CH2 – CH2 – COOH
HCOOH CH3 – (CH2)14 – COOH
COOH CH3COOH
׀
CH3 CH3 – CH2 – COOH
CH3 – CH - COOH HOOC – CH – CH2 – COOH
׀ ׀
CH3 OH
- Предложите классификацию карбоновых кислот по двум основным признакам.
- Дайте названия каждой получившейся группе кислот.
- Объясните понятие «высшие» и «низшие» карбоновые кислоты
Б) Составьте схему: «Классификация карбоновых кислот» В) Дайте полную классификацию, соответствующую молочной кислоте:
СH3 – CH – COOH
׀
OH
Обсудите результаты своей работы с классом и оцените себя по пятибалльной системе _______баллов.
Задание №3. « Что в имени твоём…?»
А) По одной из древнегреческих легенд, Аполлон, Бог Солнца, разрешил своему сыну Фаэтону править солнечной колесницей. Фаэтон слишком близко подлетел к Земле и на ней запылали пожары, почернели люди Эфиопии, образовались пустыни. Тогда, по просьбе Богини Земли – Геи – Зевс своей молнией сбросил Фаэтона в одну из оставшихся рек, и пожары прекратились. Мать и сестры, оплакивая погибшего, превратились в тополя, с ветвей которых продолжали капать слезы. Слезы твердели и становились янтарем. Янтарная кислота содержится в недозрелых фруктах и буром угле.
- Изучите состав молекулы янтарной кислоты:
HOOC – CH2 – CH2 - COOH
- Сопоставьте международное название кислоты с ее составом и строением:
1, 4 – бутандиовая кислота
- Яблочная кислота находится в яблоках, недозревшей рябине, ягодах барбариса и виноградном соке. Впервые была выведена Шееле в 1785 г из сока яблок!
- Изучите состав молекулы яблочной кислоты:
НООС – CH – CH2 – COOH
׀
OH
- Сопоставьте международное название кислоты с ее составом и строением:
2 – окси – 1,3 – пропандиовая кислота
- Составьте алгоритм номенклатуры ИЮПАК для карбоновых кислот
Б) Дайте название по международной номенклатуре лимонной кислоте:
OH
׀
HOOC – CH2 – C – CH2 - COOH
׀
COOH
Лимонная кислота содержится в лимонах, землянике, смородине, ананасах, а так же молоке и крови. Осенью китайский лимонник - пятнадцатиметровая лиана – покрывается кистями целебных мелких плодов с лимонным привкусом. Они повышают общий тонус организма. Впервые лимонная кислота была получена из сока незрелых лимонов шведским аптекарем Шееле в 1784г
Объясните представителям других групп как вы давали название своей кислоте и получите от них оценку по пятибалльной системе _______баллов.
В) На основании сведений, которые вы получили, слушая представителей других групп, напишите формулы следующих кислот: а) дихлорэтановой, б) 3-нитробензойной, в) 2,2-диметилпропановой, г) бутандиовой, д) 2-аминопропановой.
Проверьте правильность выполнения заданий по эталону и поставьте оценку (за каждый правильный ответ – 1 балл) _____ баллов
Задание №4 « Существует только один заменитель воображения - опыт»
Лабораторная работа: «Изучение физических свойств карбоновых кислот»
- Определите экспериментальным путем температуры кипения следующих кислот: муравьиная, уксусная, пропионовая
☠ Вспомните, как правильно проводить нагревание жидкости!
- Сформулируйте вывод о взаимосвязи относительной молекулярной массы кислот и их температуры кипения
- Проанализируйте данные таблицы
- Сформулируйте вывод о взаимосвязи структуры молекулы и температуры кипения карбоновых кислот
Чем больше относительная масса кислоты, тем _______температура кипения
Температура кипения кислот с нормальным строением углеродного радикала, _______чем температура кипения кислот изомерного строения.
Таблица
Температуры кипения некоторых предельных одноосновных карбоновых кислот
Кислота | Формула | t кип, 0С |
Масляная (бутановая) | C3H7COOH | 163,5 |
Изомасляная (2 - метилпропановая) | CH3 – CH – COOH CH3 | 154,5 |
Валерьяновая (пентановая) | C4H9COOH | 187 |
Изовалерьяновая (3 - метилбутановая) | CH3 – CH – CH2 – COOH CH3 | 176,7 |
Триметилуксусная (2,2 - диметилпропановая) | CH3 CH3 – C – COOH CH3 | 163,8 |
Обсудите результаты своей работы с классом и оцените себя по пятибалльной системе _______баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота
Клочкова Виолетта Михайловна, учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....
Конспект урока химия 9 класс "Кремниевая кислота .Соли"
Кремниевая кислотаи её соли. Получение, свойства....
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"
Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"...
Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.
Цель: Изучение получения и физических свойств хлороводорода, физических и химических свойств соляной кислоты Задачи:- обучающие1. Сформировать умения:...
Конспект урока химии по теме:" Непредельные карбоновые кислоты "
конспект урока химии 10 класс...
урок химии 8 класс "Химические свойства кислот"
Урок химии 8 класс "Химические свойства кислот" .Этот урок посвящен изучению нового материала. Ребята, выполняя лабораторную работу, изучают химические свойства кислот....