Оксиды углерода (II) и (IV)
план-конспект урока по химии (9 класс)
Конспект урока "Оксиды углерода (II) и (IV)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_oksidy_uglerodaii_i_iv.docx | 859.12 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока химии
«Оксиды углерода (II) и (IV)» (с использованием ЦОР)
9 класс
Разработал: Бобринева Валентина Владимировна,
учитель МАОУ СОШ №3 г. Черняховска
Калининградской области
Цель урока:
создать условия для формирования знаний у учащихся об оксидах углерода, их свойствах, получении, применении, физиологических действиях на организм человека и природу в целом.
Задачи урока:
- образовательные: усвоение учащимися строения, физических и химических свойств, углерода, получение и применение угарного и углекислого газов, их физиологическое действие на организм человека, учить работать с ЦОР (LearningApps,);
- развивающие: развивать умения работать в парах; способствовать развитию памяти, логики и интеллекта, развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к изучению природы материков Земли;
- воспитательные: способствовать формированию культуры общения при работе парах, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
Планируемые образовательные результаты:
- личностные: умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать и анализировать собственные суждения, подтверждая их фактами;
- предметные: систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода, усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа, продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника.
- овладение практическими умениями работы с ЦОР.
- метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выполнять учебные действия в соответствии с заданием.
Тип урока: Урок – освоения нового материала, с элементами повторения и лабораторными опытами.
Базовый учебник:
Учебник под редакцией О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия» 9 класс, изд. М.: Просвещение, 2019 год
Оборудование к уроку:
Таблица – периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, кристаллические решетки алмаза, графита, углекислого газа, планшеты или ноутбуки для индивидуальной или парной работы с использований ЦОР, интерактивная доска, проектор, компьютер.
Для лабораторной работы учащихся: лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок), реактивы (соляная кислота, карбонат кальция, гидроксид кальция).
Ход урока:
1) Организационный момент.
Приветствие учителя.
Ориентирование на изучаемую тему.
Сегодня нам предстоит познакомиться с двумя соединениями: один- яд, а другой обеспечивает нас пищей; один способен гореть и поэтому является топливом, а другой - сам образуется в результате горения, но при этом используется для тушения пожаров; один постоянно образуется в каждой нашей клетке, а попадание другого в наш организм может закончится смертью. Кто они эти столь непохожие друг на друга соединения? Это - оксиды углерода, добавляем личные имена каждого (оксид углерода(II) и оксид углерода(IV)) и напоминаем их тривиальные названия - угарный газ и углекислый газ.
2) Повторение темы «Углерод. Соединения углерода»
Учитель предлагает ученикам вспомнить изученный на прошлом уроке материал. На планшетах (ноутбуках) перейдите по предложенной ссылке и выполните задание (работа с приложением LearningApps) https://learningapps.org/624063, интерактивная доска https://learningapps.org/624063
Задание 1. Дайте сравнительную характеристику графиту и алмазу
Проверка выполненного задания. (Один ученик приглашается к доске и выполняет задание на интерактивной доске, класс проверяет)
3) Изучение новой темы «Оксиды углерода (II) и оксида углерода (IV)».
При изучении новой темы предлагается:
- Вспомнить определения несолеобразующего оксида, кислотного оксида.
- Вспомнить химические свойства кислотных оксидов.
- Выполнить лабораторный опыт «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств ».
- С помощью текста учебника составить сравнительную характеристику оксидов углерода. Данные, которые будут получены в ходе изучения темы, заносятся в таблицу (таблица прилагается). Часть таблицы заполним на уроке, остальное – самостоятельно дома.
Сравнение оксидов углерода.
Признак сравнения | Оксид углерода (II) | Оксид углерода (V) |
Формула и название | СО (угарный газ) | СО2 (углекислый газ) |
Получение | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15e9c4c8-4d51-a643-b626-db48ff50f3b9/index.htm | |
Физические свойства | ||
Химические свойства | ||
Физиологическое действие на организм | ||
Применение |
Ученикам предлагается посмотреть по ссылке лабораторный опыт получения углекислого газа и самостоятельно исследовать его свойства (провести качественную реакцию на определение СО2). Учителем проводится инструктаж по технике безопасности. Учащиеся проводят опыт и самостоятельно записывают уравнение реакции в таблицу. Приложение: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15e9c4c8-4d51-a643-b626-db48ff50f3b9/index.htm
4) Закрепление, полученных знаний по теме «Оксиды углерода»
Итоги заполнения таблицы проверяются у доски. Ученики записывают уравнения реакций, дают названия веществам. Ответ:
Сравнение оксидов углерода.
Признак сравнения | Оксид углерода (II) | Оксид углерода (V) |
Формула и название | СО (угарный газ) | СО2 (углекислый газ) |
Получение | 2С + О2 = 2СО (недостаток кислорода) СО2 + С = 2СО | С + О2 = СО2 (при полном сгорании С) в лаборатории: СаСО3 + 2НCl = CaCl2 + CO2 + H2O В промышленности: СаСО3 = СаО = СО2 |
Физические свойства | Бесцветный газ, без запаха, плохо растворимый в воде. | Бесцветный газ, слегка кисловатый на вкус, в 1,5 раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. |
Химические свойства | 1.Горит синим цветом 2СО + О2 = 2СО2 2.Восстанавливает металлы СО + CuO = Cu + +CO2 Восстановитель 2СО + Н2 = 2С + Н2О Окислитель 3. не взаимодействует со щелочами, основными оксидами | 1.Не поддерживает горение. 2.Горение магния в среде углекислого газа СО2 + 2Мg = 2MgО + С Окислитель 3. Взаимодействие со щелочами СО2 + 2NaOH = Na2CO3 +Н2О СО2 + NaOH = NaHCO3 СО2 + Ca(OH)2 = CaCO3 + Н2О
СО2 + СаО = СаСО3 |
Физиологическое действие на организм | Очень ядовит. Смертельная концентрация угарного газа 0,1% | В малых дозах стимулирует дыхание, в больших количествах вызывает торможение дыхательного центра |
Применение |
Тест для самопроверки.
Задание 2. Необходимо вставить пропуски в текст, выбрав из предложенного списка слова (работа с приложением) https://learningapps.org/2069648
5) Подведение итогов. Определение домашнего задания.
1. § 21, заполнить до конца таблицу, упр.6 а, б.
2. Творческое задание (по желанию) придумать экологическую сказку, рассказ, придумать кроссворд, где героями будут изученные оксиды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Углерод и его соединения. Оксиды углерода.
Парная лабораторная работа на получение углекислого газа и изучение егосвойств. Проводится в 9 классе. Легко и доступно для всех учителей....
Углерод и его соединения. Оксиды углерода.
Урок посвящен оксидам углерода, выполняется как парная лабораторная работа. Прост и доступен для проведения любому учителю!...
Урок по химии на тему: "Оксиды углерода"
На данном уроке формируются знания о кислородсодержащих соединениях углерода; рассмотриваются свойства и физиологическое воздействие на организм человека оксидов углерода IIи IV; а также с...
План-конспект открытого урока по химии на тему "Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты"
Тип урока комбинированный. На уроке применяются стихотворения по теме. Есть таблица с тривиальными названиями соединений углерода. На закрепление даются задания исследовательского характера....
урок химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода"
разработка урока химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода"...
Оксид углерода (IV)
Раздел "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды"...
Углерод. Оксиды углерода.
урок химии в 9 классеЦель: Познакомить учащихся с углеродом и его свойствами, аллотропными видоизменениями, которые образует углерод. Совместно с учащимися рассказать о вредных и полезных свойст...