Программа внеурочной деятельности «Здоровый быт – здоровым быть»
рабочая программа по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя школа № 7»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от “30” августа 2016 г. | Утверждено приказом по школе № 194 от “30” августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по химии
Здоровый быт – здоровым быть.
(межпредметный курс)
9 класс
Иванова Елена Михайловна
(Ф.И.О. разработчика)
2016
(год составления программы)
Пояснительная записка.
Программа межпредметного курса «Здоровый быт – здоровым быть»
предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ.
Актуальность программы.
Человек на протяжении веков стремился не только приспособиться к природной среде, но и сделать её удобной для своего существования. Это привело к печальным последствиям: разрушению гармонии окружающего мира, появлению и развитию экологических проблем.
Современное человечество пришло к пониманию того, что любое воздействие на окружающую среду может привести к ухудшению её состояния, а это опасно для всех живых существ, в том числе для человека. Неблагоприятные экологические условия оказывают вредное влияние на организм человека, вызывают различные нарушения в нем, что приводит к болезни человека и даже смерти.
Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привело к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и психическое, физическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Выпускник современной школы должен понимать важность экологической составляющей в едином комплексе условий его жизни, уметь оценивать влияние факторов окружающей среды на своё здоровье, стремить к улучшению состояния экологической среды. Поможет ему в приобретении этих знаний курс по выбору «Здоровый быт – здоровым быть!» Теоретические знания и практические умения, полученные при изучении данного курса, способствует формированию активной профилактической стратегии управления индивидуальным здоровьем, которая проявляется в соблюдении здорового образа жизни и экологической безопасности.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям девятиклассников, позволяет ученикам приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать их учебную мотивацию.
Программа включает новые для учащихся сведения, не содержащиеся в базовых программах, в неё включены прогрессивные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Цели курса:
- Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, влияющих на состояние собственного здоровья;
- Заложить основы экологического мировоззрения;
- Ориентировать на выбор естественно-научного профиля обучения.
Задачи курса:
- Научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
- Познакомить с методами получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
- Формировать у школьников ответственность за ту социальную и природную среду, в которой они живут;
4. Создать условия для развития логического мышления и творческих способностей учащихся, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Обоснование отбора материала.
Материал курса позволяет максимально решить поставленные цели и задачи, ориентирует на изучение и исследование экологических аспектов современного человека, влияние условий существования на его здоровье и самочувствие, соблюдение правил экологической безопасности.
Общая характеристика учебного процесса.
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепление изученного материала, а также отработки навыков экспериментальной работы предусмотрено выполнение практических работ. Кроме того, можно использовать такие методы работы, как дискуссии и ролевые игры.
Итоговый контроль знаний по изучению курса проводится в виде урока защиты исследовательских и проектных работ.
Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (химия, экология, биология).
Характеристика временных и материальных ресурсов.
Программа рассчитана на 18 часов, 1 час в неделю.
Содержание курса.
Введение. Человек и здоровье. Воздействие человека на окружающую среду и его последствия. Экологические аспекты здоровья человека. (1)
Тема 1. Здоровье человека в условиях современного города. (3+4)
Экологические проблемы городского поселения: загрязнение тяжёлыми металлами, выхлопными газами автомобилей, накопление бытового мусора, пути их решения.
Исследование среды современного города.
Практические работы. Исследование восприятия различных районов нашего города. Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей. Исследование загрязнения воздуха городским транспортом. Определение наличия тяжёлых металлов в почве. Воздействие солей металлов на белки.
Тема 2. Здоровье нашего дома – наше здоровье. (2)
Современное жилище как фактор, определяющий состояние здоровья человека. Влияние строительных материалов, интерьера и других жилищных условий на самочувствие человека. Создание благоприятного микроклимата.
Тема 3. Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить? (2+3)
Пища. Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Вода – основа жизни. Состав и качество питьевой воды, и здоровье человека. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Пищевые добавки: за и против. Основы рационального питания.
Практические работы. Анализ образцов воды из разных источников. Оценка и составление рациона питания. О чём может рассказать упаковка.
Тема 4. Химические вещества в повседневной жизни человека. (2)
Химические вещества в повседневной жизни человека: лекарства, средства гигиены, моющие и чистящие средства. Условия их эффективного и безопасного использования.
Практическая работа. Домашняя химчистка.
Тематический план.
№ | Название темы | Количество часов | Виды деятельности |
1. | Введение. Экологические аспекты здоровья человека. | 1 | Лекция. Тестирование. |
2. | Город – среда обитания современного человека. | 1 | Лекция. Анкетирование. Практическая работа. |
3-4. | Проблема накопления бытового мусора и попытка её решения. | 2 | Семинар с элементами лекции. Защита проектов. |
5-6. | Загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом. | 2 | Семинар с элементами лекции. Практическая работа. |
7-8. | Загрязнение окружающей среды тяжёлыми металлами и здоровье человека. | 2 | Семинар. Практическая работа. |
9-10. | Современное жилище как фактор, определяющий состояние здоровья человека. | 2 | Лекция. Защита проектов. |
11. | Пища, её основные компоненты и здоровье человека. | 1 | Семинар с элементами лекции. |
12. | Вода – основа жизни. Качество воды и здоровье человека. | 1 | Конференция. |
13. | Анализ образцов воды из разных источников. | 1 | Практическая работа. |
14. | Пищевые добавки. О чём может рассказать упаковка. | 1 | Практическая работа. |
15. | Основы рационального питания. Оценка и составление рациона питания. | 1 | Практическая работа. |
16. | Химические вещества в повседневной жизни человека: польза или вред? | 1 | Круглый стол. |
17. | Домашняя химчистка. | 1 | Практическая работа. |
18. | Итоговое занятие. | 1 | Защита проектов и исследовательских работ. |
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты.
— в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков), определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека; соблюдение правил техники безопасности при работе с веществами, материалами и процессами в учебной (научной) лаборатории и на производстве.
— в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в рамках естественно-научного профиля обучения;
— в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; формирование навыков экспериментальной и исследовательской деятельности;
участие в публичном представлении результатов самостоятельной познавательной деятельности; участие в профильных олимпиадах различных уровней в соответствии с желаемыми результатами и адекватной самооценкой.
Метапредметные результаты.
— использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
— владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;
— познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
— умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
— умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
— использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Оценка знаний.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах.
- Участие в конференциях, семинарах, подготовка сообщений.
- Защита проектов.
- Защита практических работ.
- Ведение портфолио работ, выполненных в процессе обучения.
Темы возможных проектных работ и сообщений учащихся.
- Токсиканты и аллергены в окружающей среде.
- Вещества-мутагены и вещества-канцерогены.
- Антропогенные источники тяжёлых металлов.
- Проблемы городских и промышленных свалок. Пути решения.
- Вторая жизнь ненужных вещей.
- Город моей мечты.
- Экология моей квартиры.
- Способы очистки питьевой воды.
- Диета и здоровье.
- Блюда национальной кухни: попытка объяснения вековых традиций.
- «Химия – польза или вред?» (Сообщение по результатам социологического опроса.)
- Дезодоранты и озоновый щит планеты.
- Отравления препаратами бытовой химии.
- Презентация «Современные пятновыводящие средства» (Инструкция пользователю).
Литература.
- Валеология. Справочник школьника. – Ростов-на-Дону: Баро-пресс, 2008.
- Величковский Б. Т., Кирпичёв В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: Новая школа,2007.
- Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2013.
- Кузнецов В. Н. Экология дома// Биология 1 сентября: газ. – 1990, №31.
- Панфилов А. А., Савченков В. И. Экология на уроках химии. – М.: Кедр,2006.
- Пасечник В. В. Школьный практикум. Экология. – М.: Дрофа, 2008.
- Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа,2006.
- Скурихин И.М. Всё о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая школа, 1999.
- Фёдорова М. З., Кучменко В. С., Лукина Т. П. Экология человека. Культура здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса. – М.: Дрофа, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровье-твоё главное богатство"
Программа внеурочной деятельности "Здоровье-твоё главное богатство" рассчитана для курса "Валеологии" в 5 классе и рассматривает следующие аспекты: понятия здоровья и здорового образа жизни, значение ...
Программа внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна»
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.Главная особенность здоровьесб...
Программа внеурочной деятельности "Здоровый я - здоровая страна"
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личност...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово" 6-8 класс
Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоро...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности здоровье сбережения «Мы выбираем спорт»
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков здорового о...
Программа внеурочной деятельности "ЗдоровЯ"
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по при...