Технология интесификации обучения на основе схемных и знако-вых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
материал по химии (8 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология интесификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Донецкий учитель- новатор В.Ф.Шаталов, много лет применявший в преподавании астрономии, физики и математики разработанный им метод опорных сигналов, доказывает, что такое обучение эффективнее традиционного. Что такое опорный сигнал, опорный конспект и опорный плакат? Эти понятия ввёл в педагогику Шаталов. Опорный сигнал – это графический символ, замещающий смысл какой-то информации, одной или нескольких фраз в тексте учебника. Сигнал может быть в форме цифры, рисунка, схемы, стрелки или других знаков. Например, химические формулы СО2, Н2О или математические формулы – это тоже опорные сигналы; сигнал ДЦ означает «дыхательный центр», ДНК – «дезоксирибонуклеиновая кислота» и т.д. В жизни каждый человек очень часто пользуется опорными сигналами (сокращенные, зашифрованные записи в блокноте, топографические и дорожные знаки).
В учебной работе опорные сигналы выполняют несколько функций:
А) служат наглядным пособием при объяснении учителя;
Б) упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку;
В) позволяют увеличить объем изучаемого материала на уроке;
В процессе обучения химии приходится выстраивать действия учащихся в соответствии с определенной логикой. Так возникает необходимость использования в практике обучения технологии алгоритмированного обучения. Однако алгоритм – это не только предписание последовательных действий. Алгоритмы сопровождают человека в форме различных правил и инструкций повсюду. Правила дорожного движения, кулинарный рецепт, инструкция по использованию приборов – все это алгоритмы. Не может обойтись без алгоритмов и химия. Алгоритмы в школьном курсе химии – это:
- правила составления химических формул и уравнений;
- правила и последовательность описания химических элементов, свойств веществ, протекание химических реакций;
- рациональный способ решения расчетных, экспериментальных и расчетно-экспериментальных задач;
- оптимальный план проведения химического анализа неорганических и органических веществ;
- определенный порядок приготовления растворов заданной концентрации
Одно из основных свойств алгоритма – массовость. Это свойство характеризует возможность с помощью алгоритма решать задачи определенного типа, а не только одну конкретную задачу. Есть алгоритмы для каждого типа задач.
Следующим важным свойством алгоритма является дискретность. Это свойство обуславливает пошаговый (дискретный) характер алгоритма. Преобразование исходных данных в конечный результат осуществляется дискретно, т.е. действия или команды в каждый последующий момент времени выполняются по четким правилам вслед за действиями, имевшими место в предыдущий момент времени. Только выполнив одно указание, можно перейти к выполнению следующего.
Основным свойством алгоритма является детерминированность (однозначная определенность) – ориентированность на определенного исполнителя. Это свойство требует, чтобы каждое указание алгоритма было понятно исполнителю, не вызывало неоднозначного его понимания и неопределенного исполнения. Алгоритм, реализованный любым лицом (или машиной), должен вести при одинаковых исходных данных к одинаковым результатам. Одно из важнейших свойств алгоритма – результативность. Последовательное выполнение всех предписываемых действий должно привести к решению задачи за конкретное число шагов (конечное), поскольку алгоритм всегда имеет целью получение искомого результата.
Перечисленные выше важнейшие свойства алгоритма позволяют сформулировать следующее определение: алгоритм – конечная последовательность точно сформулированных правил решения некоторых типов задач.
Пример № 1: краткий конспект урока. (опорные сигналы, помогающие в стандартизации каждого урока)
Урок химии № 32 «Расчеты по химическим уравнениям» 8 класс .
Цели:
- закрепить знание единиц важнейших величин;
- умения и навыки составления уравнений химических реакций;
- научиться решать расчетные задачи по химическим реакциям;
- находить количество вещества, массу и объем продуктов реакции по количеству вещества, объему и массе исходных веществ.
Оборудование: справочные материалы, справочные таблицы карточки с заданиями.
- Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Проверка домашнего задания
- Работа по теме урока.
По химическому уравнению можно рассчитать массу, объем и количество реагирующих и образующихся веществ. Для вычисления необходимо определиться с единицами измерения массы, объема и количества вещества. Учитель обращает внимание на справочные материалы, которые могут быть в виде таблиц, могут быть частично в учебнике.
Для решение расчетной задачи по уравнениями реакций следует воспользоваться следующем алгоритмом:
- Прочитать текст задачи.
- Составить уравнение реакции.
- Записать отдельно ДАНО.
- Подчеркнуть формулы веществ о которых идет речь в условиях задачи: одной чертой-вещества, значения которых известны в условии, двумя чертами-вещества для которых требуются вычисления.
- Над подчеркнутыми формулами веществ записать исходные данные. Под подчерпнутыми формулами веществ записать количество вещества согласно коэффициентам уравнения.
- Вычислить молярную массу и количества вещества, значения которого известны.
- Составить пропорцию и решить ее- вычислить количество вещества с неизвестным значением.
- Вычислить молярную массу определяемого вещества и его массу по формуле m=M*v(ню)
- Записать ответ.
Задача 1. Вычислите количество вещества и массу сульфида алюминия, полученного при взаимодействии 2.7 г алюминия с серой.
Пример № 2. Краткий конспект урока «Степень окисления» 8 класс
Цели:
- Актуализировать знания о строении атомов металлов и неметаллов;
- проявления ими свойств металличности и неметалличности и образование ковалентной полярной и ионной связи;
- сформировать знания о бинарных соединениях,
- степени окисления элементов-отрицательной, положительной и нулевой, научить определять степень окисления элементов в соединениях
Оборудование: справочные материалы, справочные таблицы карточки с заданиями.
- Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Проверка домашнего задания
- Работа по теме урока.
Алгоритм определения с.о. химических элементов в бинарных соединениях:
- Определяем более электроотрицательный элемент в соединении и его с.о.
- . Следует помнить! В соединении сумма степеней окисления всех химических элементов всегда равна нулю.
- Зная с.о. одного из элементов в бинарном соединении, всегда можно вычислить с.о. другого элемента.
- Следует помнить! С.о. кислорода. Как правило, равна-2 (только в соединении со фтором +2). С.о. водорода, как правило, равна +1 (только в соединении с активными металлами -1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову на уроках литературы
В течении ряда лет я преподавала предметы гуманитарного цикла в физико- математических и информационно- технологических классах. Мышление у этих детей особое: исследования психологов показали, что даж...
Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка
Описание опыта работы по технологии В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала" на уроках русского языка....
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Из книги В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты по кинематике и динамике" описание технологии+ личные разработки опорных конспектов по физике для уроков(см. приложение) и аттестации...
Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала для организации контроля за обучением учащихся с низким уровнем мотивации
Выступление на заседании ГМО от 05.04.2016...
Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»
Цель использования технологии:Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.Задачи:Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на ...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого университета социального образования. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные...