Технология интесификации обучения на основе схемных и знако-вых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
материал по химии (8 класс)

Технология интесификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Краткое описание технологии, примеры из практической работы во время проведения уроков химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология интесификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Донецкий учитель- новатор  В.Ф.Шаталов, много лет применявший в преподавании астрономии, физики и математики разработанный им метод опорных сигналов, доказывает, что такое обучение эффективнее традиционного. Что такое опорный сигнал, опорный конспект и опорный плакат? Эти понятия ввёл в педагогику Шаталов. Опорный сигнал – это графический символ, замещающий смысл какой-то информации, одной или нескольких фраз в тексте учебника. Сигнал может быть в форме цифры, рисунка, схемы, стрелки или других знаков. Например, химические формулы СО2, Н2О или математические формулы – это тоже опорные сигналы; сигнал ДЦ означает «дыхательный центр», ДНК – «дезоксирибонуклеиновая кислота» и т.д. В жизни каждый человек очень часто пользуется опорными сигналами (сокращенные, зашифрованные записи в блокноте, топографические и дорожные знаки).

В учебной работе опорные сигналы выполняют несколько функций:

А) служат наглядным пособием при объяснении учителя;

Б) упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку;

В) позволяют увеличить объем изучаемого материала на уроке;

В процессе обучения химии приходится выстраивать действия учащихся в соответствии с определенной логикой. Так возникает необходимость использования в практике обучения технологии алгоритмированного обучения. Однако алгоритм – это не только предписание последовательных действий. Алгоритмы сопровождают человека в форме различных правил и инструкций повсюду. Правила дорожного движения, кулинарный рецепт, инструкция по использованию приборов – все это алгоритмы. Не может обойтись без алгоритмов и химия. Алгоритмы в школьном курсе химии – это:

  • правила составления химических формул и уравнений;
  • правила и последовательность описания химических элементов, свойств веществ, протекание химических реакций;
  • рациональный способ решения расчетных, экспериментальных и расчетно-экспериментальных задач;
  • оптимальный план проведения химического анализа неорганических и органических веществ;
  • определенный порядок приготовления растворов заданной концентрации

Одно из основных свойств алгоритма – массовость. Это свойство характеризует возможность с помощью алгоритма решать задачи определенного типа, а не только одну конкретную задачу. Есть алгоритмы для каждого типа задач.

Следующим важным свойством алгоритма является дискретность. Это свойство обуславливает пошаговый (дискретный) характер алгоритма. Преобразование исходных данных в конечный результат осуществляется дискретно, т.е. действия или команды в каждый последующий момент времени выполняются по четким правилам вслед за действиями, имевшими место в предыдущий момент времени. Только выполнив одно указание, можно перейти к выполнению следующего.

Основным свойством алгоритма является детерминированность (однозначная определенность) – ориентированность на определенного исполнителя. Это свойство требует, чтобы каждое указание алгоритма было понятно исполнителю, не вызывало неоднозначного его понимания и неопределенного исполнения. Алгоритм, реализованный любым лицом (или машиной), должен вести при одинаковых исходных данных к одинаковым результатам. Одно из важнейших свойств алгоритма – результативность. Последовательное выполнение всех предписываемых действий должно привести к решению задачи за конкретное число шагов (конечное), поскольку алгоритм всегда имеет целью получение искомого результата.

Перечисленные выше важнейшие свойства алгоритма позволяют сформулировать следующее определение: алгоритм – конечная последовательность точно сформулированных правил решения некоторых типов задач.

Пример № 1: краткий конспект урока. (опорные сигналы, помогающие в стандартизации каждого урока)

Урок химии № 32 «Расчеты по химическим уравнениям» 8 класс .

Цели:

  1. закрепить знание единиц важнейших величин;
  2. умения и навыки составления уравнений химических реакций;
  3. научиться решать расчетные задачи по химическим реакциям;
  4. находить количество вещества, массу и объем продуктов реакции по количеству вещества, объему и массе исходных веществ.

Оборудование: справочные материалы, справочные таблицы карточки с  заданиями.

  1. Ход урока
  2. Организационный момент
  3. Актуализация знаний
  4. Проверка домашнего задания
  5. Работа по теме урока.

По химическому уравнению можно рассчитать массу, объем и количество реагирующих и образующихся веществ. Для вычисления необходимо определиться с единицами измерения массы, объема и количества вещества. Учитель обращает внимание на справочные материалы, которые могут быть в виде таблиц, могут быть частично в учебнике.

Для решение расчетной задачи по уравнениями реакций следует воспользоваться следующем алгоритмом:

  1. Прочитать текст задачи.
  2. Составить уравнение реакции.
  3. Записать отдельно ДАНО.
  4. Подчеркнуть формулы веществ о которых идет речь в условиях задачи: одной чертой-вещества, значения которых известны в условии, двумя чертами-вещества для которых требуются вычисления.
  5. Над подчеркнутыми формулами веществ записать исходные данные. Под подчерпнутыми формулами веществ записать количество вещества согласно коэффициентам уравнения.
  6. Вычислить молярную массу и количества вещества, значения которого известны.
  7. Составить пропорцию и решить ее- вычислить количество вещества с неизвестным значением.
  8. Вычислить молярную массу определяемого вещества и его массу по формуле m=M*v(ню)
  9. Записать ответ.

Задача 1. Вычислите количество вещества и массу сульфида алюминия, полученного при взаимодействии 2.7 г алюминия с серой.

Пример № 2. Краткий конспект урока «Степень окисления» 8 класс

Цели:

  1. Актуализировать знания о строении атомов металлов и неметаллов;
  2. проявления ими свойств металличности и неметалличности и образование ковалентной полярной и ионной связи;
  3. сформировать знания о бинарных соединениях,
  4. степени окисления элементов-отрицательной, положительной и нулевой, научить определять степень окисления элементов в соединениях

Оборудование: справочные материалы, справочные таблицы карточки с  заданиями.

  1. Ход урока
  2. Организационный момент
  3. Актуализация знаний
  4. Проверка домашнего задания
  5. Работа по теме урока.

Алгоритм определения с.о. химических элементов в бинарных соединениях:

  1. Определяем более электроотрицательный элемент в соединении и его с.о.
  2. . Следует помнить! В соединении сумма степеней окисления всех химических элементов всегда равна нулю.
  3. Зная с.о. одного из элементов в бинарном соединении, всегда можно вычислить с.о. другого элемента.
  4. Следует помнить! С.о.  кислорода. Как правило, равна-2 (только в соединении со фтором +2). С.о. водорода, как правило, равна +1 (только в соединении с активными металлами -1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову на уроках литературы

В течении ряда лет я преподавала предметы гуманитарного цикла в физико- математических и информационно- технологических классах. Мышление у этих детей особое: исследования психологов показали, что даж...

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка

Описание опыта работы по технологии  В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала" на уроках русского языка....

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Из книги В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты по кинематике и динамике" описание технологии+ личные разработки опорных конспектов по физике для уроков(см. приложение) и аттестации...

Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»

Цель использования технологии:Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.Задачи:Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на ...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого  университета социального образования. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные...