Системно - деятельностный подход в обучении географии с учётом требований ФГОС ООО.
статья по географии на тему

Арефьева Елена Васильевна

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Задача системы образования сегодня состоит не столько в передаче объема знаний,  сколько в том, чтобы научить  учащихся учиться. Системно-деятельностный подход при грамотном использовании развивает личностные качества ребенка на  уровне универсальных учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistem._-_deyat._podhod.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный    подход  в  обучении  географии

 с  учётом  требований  ФГОС ООО.

Е. В.Арефьева,  учитель географии

МКОУ СОШ  с УИОП №2 г. Яранска

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом  общего образования становится формирование общеучебных   умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития на основе  поиска новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Задача системы образования сегодня состоит не столько в передаче объема знаний,  сколько в том, чтобы научить  учащихся учиться. Современные условия жизни, основные программные образовательные документы, в частности, президентская инициатива «Наша новая школа» требуют перехода к компетентному – ориентированному образованию. Этой задаче адекватен деятельностной метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.

Переход от теоретической к практической парадигме в обучении нашел свое  отражение в  требованиях новых стандартов общего образования, рассматривающего образование как институт социализации, обеспечивающий вхождение подрастающего поколения в общество экономики знаний.

Системно-деятельностный подход при грамотном использовании развивает личностные качества ребенка на  уровне универсальных учебных действий. Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности, жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется  следующими  взаимодополняющими положениями:

  • формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
  • формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и по географии.
  • универсальные учебные действия, их свойства и  качества определяют эффективность образовательного процесса - формирование образа мира и основных видов компетенций обучающихся, востребованных в жизни.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать  познавательную деятельность обучающихся. Отсюда, меняются подходы в организации образовательного процесса. Позиция учителя:  к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросами. Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях): постановка учебных задач, решение которых может не совпадать с целью урока; учебная деятельность - управляемый учебный процесс; учебное действие — действие по созданию образа; создание образа в виде слова, рисунка, схемы, плана и т.д.; оценочное действие — я умею! У меня получится! Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю …. т.д.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е.  уметь учиться.

            Перестройка методической системы преподавания географии на основе деятельностного подхода должна строиться от учащихся, диагностики его реальных возможностей, на основе развития самостоятельной познавательной деятельности, поиска и преобразования разных источников информации, выдвижения гипотез, исследований проблем, моделирования путей их решения. Учитель продумывает: какой учебный материал взять за основу с учётом требований ФГОС ООО  и как подвергнуть его дидактической отработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех  компонентов образовательного процесса привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций, готовности и способности применить их в реальных жизненных ситуациях.

         Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированной на заданный результат.  Дидактический аппарат учебников и атласов  по географии содержит разнообразные материалы. Это позволяет учащимся использовать  разнообразные способы деятельности на уроке по преобразованию информации, в т.ч. на  электронных носителях: устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения. Серьёзные изменения в проектировании образовательного процесса  с учётом требований нового Стандарта должны произойти в использовании технологий обучения. Ведущими становятся: работа в малых группах; технология проблемного обучения;   диалоговое обучение; сравнительный метод; метод проектов, информационно-коммуникационные методы обучения, ролевые и деловые, имитационные игры и т.п. Рассмотрим некоторые  примеры в преподавании географии  на основе   новой линии учебных программ и УМК проекта «Сферы»(6-9кл.) под редакцией В.П. Дронова, издательство «Просвещение».

1.Работа в малых группах.

 Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в  деятельности,  формировать навыки сотрудничества, межличностного общения. С целью успешной работы в группах  учащимся предлагаются  уровневые инструкции с указанием эффективного преобразования источников географической информации.  Например, с помощью учебника, карт атласа, статистических данных, подготовить информацию в течение 7-10 минут. Совместная деятельность приносит пользу каждому, так как позволяет всем учащимся  активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения   проблемы,  разрешать возникающие согласия .  На некоторых уроках географии с целью активизации мыслительной деятельности  каждая группа готовит «проблемное» задание другой группе (в форме вопросов: «Почему?,  « В чем причина?, «Чем объяснить? и  т. д.). В этом случае, работа направлена на приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для решения ситуаций.  

 2. Технология проблемного обучения.

Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно  самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя. Этапы проблемного обучения: постановка практического или теоретического задания; поиск неизвестного  на основе анализа проблемной ситуации в режиме «само»; выдвижение гипотезы, поиск оригинальных путей решения проблемы на основе организации учебного исследования,  теоретическое обоснование результатов исследования; оформление  и презентация результатов. Использование технологии проблемного обучения создаёт благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника.

3.Диалоговое обучение.

Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося.

Использование этой технологии способствует формированию умений определять и отстаивать свою позицию (кейс-метод); возможности критиковать и даже отвергать любое мнение; осуществлять поиск группового соглашения в виде общего мнения или решения; взаимодействовать   в ходе дискуссии   на уважительном обращении друг к другу,  углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений и т.д.

Данная технология требует от учащихся  вступать в диалог,  вести дискуссию на основе анализа различных источников географических знаний, слушать друг друга, резюмировать выводы.

4.Сравнительный метод.

 Метод позволяет провести подробный анализ предлагаемой темы,   выявить различия и сходства объектов, явлений, событий, объяснить причины их возникновения. Например, предлагается сравнить объекты, выделяя существенные признаки; характер природопользования в разных странах; уровень и качество жизни населения регионов и стран.  Результаты сравнительной характеристики  оформляются в форме лаконичной записи (таблицы,  интеллект- карты или карты ума, картосхемы).

5.Метод проектов.

 Используется широко в обучении географии, особенно, по решению проблем территории проживания, родного края, страны, мира. Разработаны проекты по темам: «Глобальные  проблемы человечества»(11кл.), «Изменение климата - миф или реальность»(10кл.),       «Проблемы демографической ситуации Яранского района»(9кл.), «Сохраним малые реки»(6-8кл.).

     Новая образовательная стратегия ФГОС ООО требует глубокой перестройки всех составляющих образовательного процесса и, прежде всего, обновления учебно-методических комплектов. УМК «Сферы» под редакцией В.П. Дронова, издательство «Просвещение» создает новую образовательно-информационную среду и имеет  уникальные возможности для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Комплект УМК включает учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение, атлас и контурные карты. Содержание УМК логично построено, хорошо иллюстрировано,   позволяет самим школьникам создавать расширенные схемы и модели для объяснения материала.  Самостоятельная познавательная деятельность учащихся присутствует на всех этапах урока. Результатом  проделанной работы являются  творческие работы учащихся в виде компьютерных презентаций с использованием  электронного приложения к учебнику: фото, видео, анимациями,   преобразований Интернет-ресурсов.  

Рубрики «Тренажер» и «Контроль» электронного приложения УМК «Сферы» позволяют   проводить закрепление и опрос как по изученному материалу на уроке, так и проверке домашнего здания. Предложенные материалы в форме тестирования по типу ЕГЭ в данных пособиях позволяют систематизировать, проверить и провести самопроверку, самооценку уровня географической подготовки, скорректировать допущенные ошибки. УМК «Сферы» позволяет эффективно сформировать у учащихся учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции.  

Информационная компетенция предполагает не только поиск учебного  материала, но и умение с ним работать. В этом плане большое значение имеет составление планов и опорных конспектов, логических схем по изученному материалу, использование заданий тетради-тренажера для самостоятельной отработки изученного материала. Школьники выполняют опережающие задания, подбирают интересные  факты,  оформляют результаты проделанной работы в форме картографических изображений, моделей.  Это важный шаг к формированию метапредметных  результатов учащихся (универсальных учебных действий). ФГОС ООО универсальные учебные действия рассматривает как   систему действий учащихся, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:1)личностные,2)регулятивные,3) познавательные, 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.  В обучении географии к личностным  результатам относится: осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее сохранения и рационального использования.  Учащиеся школы массово включены в активные формы комплексного и непрерывного геоэкологического образования. Формирование системы функциональной экологической грамотности организуется на основе установления причинно-следственных связей природы и человека, окружающей среды и общества; трактовки законов развития природы, проведения геоэкологических практикумов  непосредственной в природе, проведения исследований природных сред и объектов  по программе «школьный экологический мониторинг», разработки исследовательских проектов «Охрана природы и особо охраняемые территории»(8кл.), «Дадим планете шанс»(10кл.). Ежегодно проводятся акции «Его величество-муравей», «Удивительное рядом», «Помоги лесу», где школьники вырабатывают  позицию экологически ответственного поведения по отношению к окружающей природной среде, своему здоровью.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Система заданий методического аппарата учебника, тетрадей -тренажера и практикума, контурных карт для самостоятельной деятельности позволяют качественно подойти к формированию  саморегуляции, самопланирования, самореализации школьников. Так, в изучении  темы «Особенности природы материка Антарктида»(7кл.) учащиеся знакомятся с содержанием текста параграфа, тематикой творческих и практических работ, объектами географической номенклатуры, списком обязательной и  дополнительной литературы, самостоятельно определяют  цели и задачи  деятельности на уроке, в режиме  индивидуальных траекторий строят процесс познания:  с контурной картой и атласом по нанесению объектов природы материка Антарктида; тестирование по   тетради-тренажеру; организуют практическую работу по составлению комплексной характеристики природы, составлению викторины «Неведомая южная Земля»»; написанию мини-эссе «Как я побывал в Антарктиде?». В конце урока  проводится  систематизация изученного материала  по тетради-экзаменатора.     На всех этапах получения новых знаний регулятивные УУД способствуют формированию познавательных способов деятельности (логических, знаково-символических, общеучебных).  Общеучебные способы деятельности: формулирование познавательной цели; поиск и выделение главного в информации;  сравнение, моделирование. Логические умения: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; действия постановки и  исследования проблем. 

Организация образовательного процесса с УМК проекта «Сферы»   развивает  активно проектное мышление учащихся — это залог дальнейшего успеха в жизни. Так, при изучении темы «Внутренние воды России»(8кл.) учащиеся самостоятельно   определили цели и задачи  единичных проектов, вели самостоятельный поиск, анализ, сбор информации,  создавали  электронные презентации по результатам проведённых исследований: «Реки - богатство страны», «Голубые очи России», «Таинственное болото», «Ледники России», «Рукотворные озера»,   предлагали пути решения проблем, связанных с внутренними водами России. В ходе выполнения проекта шло формирование коммуникативных учебных действий.

Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

УМК «Сферы» позволяет эффективно применять разнообразные формы организации учебной деятельности, что подтверждает динамика качества  географического образования обучающихся. Уровень географической подготовки школьников, обучающихся по УМК «Сферы», выше на 15–30 %, чем в классах, которые работают по другим линиям. Призовые места на школьном и муниципальном  уровнях Всероссийской олимпиады по географии также принадлежат школьникам,  обучающимся по УМК «Сферы». Ребята принимают активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, успешно продолжают образование с географическим профилем дисциплин 

Таким образом, комплект не только дает ребенку знания, но и обеспечивает его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружает умениями учиться, что является  главной миссией новых образовательных стандартов на основе системно-деятельностного подхода.

Литература.

1. Беловолова Е.А. Формирование умений и компетенций учащихся в обучении географии в контексте проектирования образовательных стандартов нового поколения. Материалы  Международной НПК.- Нижний Новгород:  НГПУ, 2009.

2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова.-М.,1998.

3.Репринцева Ю.С. Особенности ориентации старших подростков на содержание регионального компонента географического образования как ценность// Молодой учёный.-2011.- №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный блок

Если нет возможности разобрать системный блок, то эта презентация поможет заглянуть внутрь ПК....

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."

работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...

Рабочая программа "Сетевое и системное администрирование" и календарно - тематическое планирование по профессии "Сетевое и системное администрирование".

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу "Сетевое и системное администрирование" и календарно - тематическое планирование по профессии  "Сетевое и системное администрирование&qu...