статья "Использование информационных технологий на уроках химии и биологии"
статья по химии

В статье приводятся примеры из педагогической практики использования ИКТ и компьютерной техники открывающие огромные возможности, так как позволяют применять совершенно новую методику обучения на школьном уроке. Компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты, показать в динамике, повторить, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проектной технологии и новых информационных технологий на уроках химии.»

                                                            «Общеобразовательная школа должна формировать                                                  целостную систему универсальных знаний, умений,

 а также опыт самостоятельной деятельности и личной

ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции,

 определяющие современное качество образования»

      С  2008 года работаю над проблемой «Использование новых информационных технологий в процессе преподавания естественных дисциплин».

Считаю, что использование ИКТ и компьютерной техники открывает огромные возможности, так как позволяет применять совершенно новую методику обучения на школьном уроке. Компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты, показать в динамике, повторить, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Все эти методические проблемы можно легко решить с помощью компьютера. Задачи, которые учитель ставит перед собой, вполне понятны и разрешимы.

      Создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке. Осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику. Передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер. Сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности». Повышение качества обучения.

    На своих уроках  использую  мультимедийные учебники, готовлю  презентации, которые помогают в объяснении сложных тем, так ученик запоминает и на слух, и работает зрительная память.

    При подготовке учащихся к олимпиадам и сдаче экзамена в новой форме использую компьютерное тестирование, высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик.

     Программы тренажёры помогают учащимся освоить большее количество терминов, часто трудные для учащихся. Опыт инновационной работы убеждает в том, что использование ИКТ на уроке решает многие проблемы, при этом процесс усвоения материала протекает более эффективно.

       Преподавание  химии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения. Использую компьютерные технологии для активизации познавательной деятельности. Стандартное программное обеспечение по химии: мультимедийные энциклопедии, электронные учебники; также разрабатываю уроки сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подбирается видеоряд, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке и другие формы. Применение слайд - фильмов во время лекций в 10 - 11 классах обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами. На слайдах размещаются необходимые формулы, уравнения реакций, демонстрация химических опытов в соответствии с последовательностью изложения материала на уроке, на последнем слайде помещаются контрольные вопросы, если ученик затрудняется ответить, можно вернуться к слайду, где есть сведения по этому вопросу. На уроках химии используется иллюстрирование сложных химических экспериментов (например, реакции со взрывчатыми или ядовитыми веществами, процессы протекающие слишком медленно).

     Для внедрения информационных технологий в каждодневный образовательный процесс можно использовать и интегрированные уроки. Например был проведен бинарный урок в 8 «А» классе, по теме «Строение атома»., в 10 «А» классе по теме «Белки».  На уроке использовались мультимедийные учебники по химии для объяснения нового материала и мультимедийный учебник по физике с заданиями для интерактивной доски с помощью, которых проводилось первичное закрепление изученного материала.

     Единство объяснения материала с точки зрения физики и химии позволило учащимся легче понять тему. Учащиеся показали заинтересованность в ходе урока; эмоционально реагировали на гипотезы, предположения; всегда были сосредоточены и внимательны при решении проблемной ситуации, выполнении заданий; стремились по собственному побуждению принять участие в обсуждении, в решении вопросов, поставленных в ходе урока. Всех учеников заинтересовали интерактивные задания, всем хотелось их правильно выполнить. Активность учащихся на уроке была высокой.

     Этот тип уроков предполагает использование элементов информационных технологий при изучении различных дисциплин.

    ИКТ используются и во внеурочное время,  так  для учащихся 8 - классов, была проведена конференция, посвященная 175 - летию Д.И.Менделеева. На конференции были представлены презентации исследовательских работ: «Д. И. Менделеев - разносторонний ученый», «История создания периодического закона и его экспериментальное подтверждение», «Д.И.Менделеев и сельское хозяйство», «Д.И.Менделеев и актуальные проблемы образования в России в 21 веке». Учащиеся 8-х классов прослушали информацию и ответили на вопросы викторины по этим темам.

    Очень большую роль играют компьютерные диски в подготовке к единому государственному экзамену по предметам естественных дисциплин. Они помогают проверить знания учащихся и устранить пробелы. Компьютерные технологии в образовании:

  • позволяют индивидуализировать обучение;
  • повышают активность обучаемых:
  • помогают интенсифицировать обучение;
  • повышают мотивацию учения;
  • создают условия для самостоятельной работы;
  • способствуют выработке самооценки у обучаемых;
  • создают комфортную среду обучения.

     Эффект применения компьютерных технологий зависит в наибольшей мере от умения использовать новые возможности. Важно включить эти технологии в систему обучения каждого ребёнка, предоставить ему свободу выбора форм и средств деятельности при решении учебных задач, в тоже время, обеспечивая его системой помощи в случае затруднений.

      В заключении хочу отметить, что создание презентаций - это увлекательный творческий процесс, который обогащает профессиональную палитру учителя. Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий -  это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя. А лучшей наградой служат возрастающий интерес ребят к предмету, радостное ожидание ими каждого урока, их успехи на олимпиадах и при поступлении в вузы.

Виды уроков с использованием ИК

Можно выделить наиболее распространенные виды уроков в компьютерном классе ( табл.1) и в учебном кабинете, при наличии одного компьютера и проектора ( табл. 2)

Таблица 1

Вид урока

Структура урока

Урок изучения нового материала

  • Оргмомент, целеполагание и мотивация
  • Вводно-ознакомительная беседа
  • Практическая работа с элементами компьютерного моделирования
  • Закрепление материала в ходе индивидуального компьютерного опроса

Урок-компьютерная лабораторная работа

  • Методические  указания  по  выполнению

      работы

  • Краткая теория по изучаемому явлению
  • Тестовый контроль для допуска к работе.
  • Выполнение  компьютерной  лабораторной работы

Урок-исследование

  • Оргмомент, целеполагание и мотивация.
  • Актуализация знаний.
  • Исследовательская  работа:  выполнение

компьютерных  экспериментов,  решение

экспериментальных задач,  творческие задания

  • Рефлексия.

Урок контроля и проверки знаний

  • Творческая работа (индивидуально или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов)
  • Компьютерное тестирование
  • Подведение итогов

Урок повторения пройденного материала

  • Актуализация знаний
  • Творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс)
  • Рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор)
  • Подведение итогов.

Таблица 2

Вид урока

Структура урока

Урок объяснения нового материала

  • Актуализация знаний
  • Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск)
  • Первоначальное закрепление
  • Подведение итогов

Урок повторения пройденного материала

Актуализация знаний

Мультимедийная презентация

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...

Информационные технологии на уроках химии и биологии

Отчет по самообразованиюучителя биологии и химии Кузнецовой О.А.за 2012-2013г....

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

Использование информационных технологий на уроках химии и биологии.

Использование ИКТ технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа обучения, применению личностно-ориентированного подхода к обучению....