ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ
статья по химии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy_na_urokah_himii_i_biologii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кекнохаева Людмила Дамбовна
ГБОУ «Школа-интернат №1
для обучения и реабилитации слепых» г. Москвы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ
В начале XXI века трудно найти сферу деятельности, в которой на помощь человеку не пришёл бы компьютер. Повсеместное внедрение и постоянное совершенствование информационных технологий существенно меняют жизнь современного человека, а человека с нарушением зрения особенно. Постоянно расширяющийся спектр цифровых тифлотехнических средств требует от инвалида по зрению особой подготовки для эффективного использования этой техники.
Использование программ невизуального доступа к информации на экране компьютера существенно раздвинуло границы доступной для незрячего человека информации. Появление таких программ сравнимо по значимости с изобретением рельефно-точечной системы Брайля. [1]
Особое значение имеют современные информационные технологии для школьников с нарушением зрения, так как позволяют самостоятельно получать, обрабатывать и передавать информацию практически любого характера. [3]
С основами информационно-коммуникативных технологий учащиеся в школе-интернате №1 начинают знакомиться на уроках информатики со 2 класса. В 6-12 классах проводятся урочные и факультативные занятия по информатике и ИКТ. Для 9-12 классов введён факультативный курс «Основы тифлоинформационных технологий» (ОТИТ). У всех учащихся 9-12 классов школы-интерната имеются персональные компьютеры с синтезатором речи, голосовым сопровождением для чтения текстов с экрана монитора, тактильные дисплеи.
Одним из существенных факторов необходимости использования информационных технологий является еще и дефицит рельефно-графического учебного материала, научной и научно-популярной литературы, изданной шрифтом Брайля.
Информационные технологии эффективно используются при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, получения дополнительной информации для урока. На различных этапах уроков используются аудио- и видеоматериалы по биологии и химии. Видеофрагменты обязательно сопровождаются тифлокомментариями.
Незрячие школьники при подготовке к урокам, при поиске информации в Интернете, её чтении пользуются компьютерными программами экранного доступа для незрячих пользователей JAWS (англ. аббр. Job Access With Speech «доступ к действиям с помощью речи»), NVDA (Non Visual Desktop Access «доступ к рабочему столу без зрительного контроля »). Именно эти программы с помощью синтезаторов речи и специальных программ поддержки брайлевских дисплеев делают доступной для незрячих пользователей значительную часть визуальной компьютерной информации. С их помощью незрячий ученик способен самостоятельно выполнить задание учителя при использовании соответствующих методик обучения. Ежегодно программы невизуального доступа к информации приобретают дополнительный функционал, расширяющий возможности незрячего пользователя.
При выступлении с сообщениями на уроках химии и биологии перед классом, аудиторией незрячие школьники пользуются брайлевским дисплеем. Брайлевский дисплей – это сложное многофункциональное устройство. В сочетании с программами экранного доступа он обеспечивает ввод и вывод информации шрифтом Брайля, просмотр содержания экрана и полное управление компьютером. Современный дисплей Брайля может работать не только с компьютерами, но и с телефонами, планшетами, плеерами и другими устройствами.
Однако, доступ к сети Интернет для незрячих пользователей имеет свои особенности и проблемы. Одна из проблем – присутствие на веб-страницах большого количества неподписанных графических ссылок, изображений и функциональных кнопок, которые также не поддаются озвучке программой-синтезатором речи. [4]
Использование информационных технологий должно занимать одно из важнейших мест в образовании детей с нарушением зрения, так как обладают огромным реабилитирующим потенциалом. В результате, ученики овладевают современными коммуникативными и компьютерными технологиями, обеспечивающими будущую жизненную и социально-защищённую перспективу.
Тифлопедагоги специальных школ привыкли руководствоваться тезисом: «Выпускники наших школ должны не просто не уступать в уровне подготовки своим зрячим сверстникам, но и во многом превосходить их. Именно это даёт инвалидам по зрению возможность в дальнейшем влиться в любой коллектив и стать, что называется, полностью реабилитированной и конкурентоспособной личностью». [1]
Литература:
- "Школьный Вестник" №1 за 2017 г. Современные информационные технологии для детей с глубоким нарушением зрения. Владимир Соколов
Интернет-источники:
- iflocomp.ru
- http://childrens-needs.com/
- http://pandia.ru/text/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе
В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...
Использование информационных технологий на уроках химии
Применение компьютера на различных этапах урока химии...
Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"
Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...
статья "Использование информационных технологий на уроках химии и биологии"
В статье приводятся примеры из педагогической практики использования ИКТ и компьютерной техники открывающие огромные возможности, так как позволяют применять совершенно новую методику обучения на школ...
Использование информационных технологий на уроках химии и биологии.
Использование ИКТ технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа обучения, применению личностно-ориентированного подхода к обучению....
«Разработка аудиогида для прохождения экологической тропы на территории школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых»
Важной частью адаптации детей с глубоким нарушением зрения является изучение окружающего мира при помощи тактильного восприятия, поэтому актуально проведение экскурсий, изучение биологического материа...