Конспект урока «Реакции разложения. Реакции соединения» (8 кл.)
план-конспект урока по химии

Конспект урока «Реакции разложения. Реакции соединения» (8 кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_himii_8_klass_2016_2017.docx135.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия  

 г. Сафоново Смоленской области

Урок по химии

8 класс

Реакции разложения. Реакции соединения

F:\Рисунки по химии\e7e838a494595031ffe0553fb2c.jpg

Учитель химии

                                                                                 

                                                                                              Петрущенкова Людмила Павловна

Тема урока

Реакции разложения. Реакции соединения

Тип урока

Комбинированный

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Планируемый результат

В познавательной сфере:

определять понятия «реакции разложения», «реакции соединения»;

научиться определять типы химических реакций

по числу и составу веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате реакции.

В ценностно-ориентационной сфере:

понять единую природу химических реакций.

Познавательные:

ставят и формулируют цели и проблемы урока

Коммуникативные:

участвуют в коллективном  обсуждении проблем;

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Личностные:

формируют коммуникативный компонент в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Оборудование: медная проволока, оксид кальция, вода, перманганат калия, сульфат меди (II), железный гвоздь, гидроксид натрия, фенолфталеин, лабораторный штатив, спиртовка, пробирки, прибор для получения газов.

Этапы уроков.

  1. Организационно-мотивационный.

Учитель:обратимся к слайду 1. «Изменения, происходящие с веществами».

В природе с веществами происходят самые разнообразные изменения или явления. Но как бы он не были разнообразны, их разделили

Ответ учащихся.

Учитель. Какие явления называются физическими?

Ответ учащихся.

Учитель. Какие явления мы называем химическими или химическими реакциями.

Ответ учащихся.

Учитель. По каким признакам мы можем судить, что произошла химическая реакция.

Ответ учащихся. Слайд 2.

Учитель. В окружающем нас мире протекает огромное число химических реакций. Возникает вопрос: «Как в памяти удержать многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в нем?».

В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общими признакам разделить все множество объектов на группы.

В химии мы уже применили метод классификации: явления – физические и химические (слайд 3).

А в свою очередь химические реакции мы разделили на…

Ответ учащихся. На экзо- и эндотермические (слайд 4).

Учитель. Какие реакции называются экзотермическими?

Ответ учащихся.

Учитель. Какие реакции называются эндотермическими?

Ответ учащихся.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой классификацией химических реакций, а, следовательно, и с новыми типами химических реакций.

Учитель в сотрудничестве с учащимися формулируют тему урока.

  1. Изучение нового материала.

Учитель. В основу классификации положен признак «число и состав веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате реакции». Число веществ (сколько) одно, два и т.д.

Учитель.  Какие по составу бывают вещества?

Ответ учащихся. Слайд 3.

Учитель. Какие вещества называются простыми?

Ответ учащихся.

Учитель. Какие вещества называются сложными?

Ответ учащихся.

Лабораторный опыт.  Окисление меди в пламени спиртовки

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности

Учащиеся выполняют лабораторный опыт..

Зажигаем спиртовку. Тигельными щипцами берем медную проволоку (обращаем внимание на цвет) и вносим ее в пламя. Через некоторое время вынимаем проволоку из пламени (обращаем внимание на цвет) и счищаем с нее образовавшийся черный налет на лист бумаги.

Учитель показывает оксид меди (II) (порошок черного цвета).

Деятельность учащихся.

Медь+ кислород = оксид меди (II)

2 Cu + O2  =2 CuO

- Описание химической реакции словами

-Записывают уравнение реакции

- Расставляют коэффициенты

- Называют вещества, вступающие в химическую реакцию (сколько веществ и какие вещества по составу)

- Называют вещество, которое образовалось в результате химической реакции (сколько веществ и каков его состав).

- Читают уравнение реакции

- Что обозначает уравнение реакции?

Учащиеся делают вывод. В реакцию вступают два простых вещества, а в результате химической реакции образуется одно сложное вещество.

Демонстрационный опыт. Взаимодействие оксида кальция с водой.

В пробирку с оксидом кальция прильем воду. Выделяется большое количество теплоты.

Прильем фенолфталеин. Фенолфталеин стал малиновым. О чем свидетельствует изменение цвета фенолфталеина?

Деятельность учащихся.

Оксид кальция + вода = гидроксид кальция

CaO + H2O = Ca(OH)2

- Описание химической реакции словами

-Записывают уравнение реакции

- Расставляют коэффициенты

- Называют вещества, вступающие в химическую реакцию (сколько веществ и какие вещества по составу)

- Называют вещество, которое образовалось в результате химической реакции (сколько веществ и каков его состав).

- Читают уравнение реакции

- Что обозначает уравнение реакции?

Учащиеся делают вывод. В химическую реакцию вступают два сложных вещества, а образуется одно сложное вещество.

Учитель. Сравним два демонстрационных опыта, два уравнения химических реакций. Что           общего?

В результате обсуждения, учащиеся записывают общие схемы уравнений химических реакций.

Работа с учебником.  Параграф 31. Страница 178. Определение. Запись в словарик (в конце рабочей тетради).

Физическая пауза. Учащиеся делают движения и говорят хором.

Слоганы

Упражнения

Раз, два – руки в горизонтали

Обе руки в горизонтальной плоскости, одновременно вправо, влево

Три, четыре – руки по вертикали

Обе руки резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, период – это горизонталь

Руки на пояс, наклоны туловища вправо, влево.

Ну а группа – это вертикаль!

Руки на пояс, прыжки на месте.

Демонстрационный опыт.  Разложение перманганата калия.

Учитель демонстрирует прибор для получения и собирания газа (кислорода).

Выполняет демонстрационный опыт

Учитель. Какая это реакции?

Ответ учащихся. Эндотермическая.

Учитель. Назовите признаки реакции.

Ответ учащихся. Выделение газа.

Учитель. Как собираем газ и почему?

Ответ учащихся. Вытеснением воды, так как кислород мало растворим в воде.

Учитель. Как доказать, что данный газ кислород.

Ответ учащихся.

Деятельность учащихся.

Перманганат калия = манганат калия + оксид марганца (IV) +кислород

2 KMnO4 = K2 MnO4 + MnO2 + O2

- Описание химической реакции словами (помощь учителя)

-Записывают уравнение реакции (помощь учителя)

- Расставляют коэффициенты

- Называют вещество, вступающее в химическую реакцию (сколько веществ и какое вещество по составу)

- Называют вещества, которые образовались в результате химической реакции (сколько веществ и каков их состав).

- Читают уравнение реакции

- Что обозначает уравнение реакции?

Учащиеся делают вывод. В химическую реакцию вступает одно сложное вещество, а образуется два сложных вещества и одно простое вещество.

Учитель. Что происходит с водой под действием электрического тока?

Работа с учебником. Параграф 30. Страница 173.

Деятельность учащихся.

Вода = кислород + водород

2H2O=      O2        +         H2

- Описание химической реакции словами

-Записывают уравнение реакции

- Расставляют коэффициенты

- Называют вещество, вступающее в химическую реакцию (сколько веществ и какое вещества по составу)

- Называют вещества, которые образовались в результате химической реакции (сколько веществ и каков их состав).

- Читают уравнение реакции

- Что обозначает уравнение реакции?

Учащиеся делают вывод. В химическую реакцию вступает одно сложное вещество, а образуется два простых  вещества.

Работа с учебником. Параграф 30. Страница 176.

Деятельность учащихся.

Гидроксид  меди (II) = оксид меди (II) + вода

Cu(OH)2  = CuO + H2 O

- Описание химической реакции словами

-Записывают уравнение реакции

- Расставляют коэффициенты

- Называют вещество, вступающее в химическую реакцию (сколько веществ и какое вещества по составу)

- Называют вещества, которые образовались в результате химической реакции (сколько веществ и каков их состав).

- Читают уравнение реакции

- Что обозначает уравнение реакции?

Учащиеся делают вывод. В химическую реакцию вступает одно сложное вещество, а образуется два сложных вещества.

Учитель. Сравним два опыта, два уравнения химических реакций. Что           общего?

В результате обсуждения, учащиеся записывают общие схемы уравнений химических реакций.

        

Работа с учебником.  Параграф 30. Страница 177. Определение. Запись в словарик (в конце рабочей тетради).

Учитель. Давайте сравним реакции соединения и разложения.

Учащиеся. Сравнивают реакции соединения и разложения.

  1. Закрепление.

Работа по карточкам (карточки на столах у учащихся, изображение на доске. Слайд 4.

Соотнесите

типы химических реакций

уравнения реакций

  1. соединения

А) 2NO+O2 =2NO2

  1. разложения

Б)PbCl2 +Zn = Pb+ZnCl2

В) Na2 CO3 + 2HCl =2 NaCl + CO2 + H2 O

Г) SO3 + H2 O = H2 SO4

Д) 2 Cu(NO3 )2 = 2 CuO+ 4 NO2 + O2

2. Напишите уравнения химических реакций по следующим схемам

А). литий + кислород = оксид лития

Б). карбонат кальция = оксид кальция + оксид углерода (IV

В). Железо + кислород = железная окалина (Fe3 O4 )

Г). Гидроксид железа (III) = оксид железа (III) + вода

  1. Рефлексия
  1. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
  2. Какой была цель урока?
  3. Как мы это узнали?
  4. Какие чувства вызвал у вас урок?

  1. Домашнее задание. Параграф 30, 31. Упражнение 1 (с. 177)

Список используемой литературы

Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник. М.: Дрофа, 2016 г.

Габриелян О.С., Купцова А.В. Методическое пособие к учебникам О.С. Габриеляна Химия 8-9. Москва Дрофа 2014

Габриелян О.С. , Смирнова Т.В. Химия в тестах, задачах, упражнениях. Москва. Дрофа. 2014 г.

Габриелян О.С., Купцова А.В  Тетрадь для оценки качества знаний. Химия 8 класс. Москва. Дрофа. 2015 г.

Киселева Е.В. Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения. Инструктивные карты практических работ и опытов 8 – 11 классы. Издательство «Учитель»,  2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме реакции разложения и соединения

самостоятельная работа по теме реакции разложения и соединения. расстановка коэффициентов, определение типов реакций...

Урок по теме "Реакции соединения" 8 класс

Материал представлен в виде конспекта урока в 8 классе по теме "Реакции соединения" по программе и учебнику О.С.Габриеляна. На уроке используются элементы исследовательской деятельности в ходе химичес...

Урок по химии "Реакция соединения", 8 класс.

Данный урок проводился в 8 классе. Тип урока: изучения нового материала. На данном уроке использовались различные методы и приемы, формы организации познавательной деятельности обучающихся....

Технологическая карта урока "Реакции разложения"

Разработка урока по химии для 8 класса "Реакции разложения" соответствует ФГОС...

Самостоятельная работа по теме : Реакции разложения и соединения"

Проверка усвоения материала по теме: "Реакции разложенияи соединения"...

«Реакции разложения, реакции соединения» (презентация) (8 кл.)

laquo;Реакции разложения, реакции соединения» (презентация) (8 кл.)...

технологическая карта урока: "Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена)"

Тема: Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена)Базовый учебник: Химия:8 класс: базовый уровень: учебник/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков.-6-е ...