Химические реакции разложения как природные явления
методическая разработка по химии (8 класс)
Данную разработку урока можно использовать в 8 классе при объяснении тем «Типы химических реакций. Реакции разложения», «Физические и химические явления». Материал урока как фрагмент можно использовать на уроке в 11 классе при повторении учебного материала о классификации химических реакций.
Тип урока: компетентностно-ориентированный урок. Сверхзадача урока - перенос знаний, полученных в школе, для объяснения явлений в природе. Для достижения этой задачи используется метапредметныей подход в обучении на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._himicheskie_reaktsii_razlozheniya_kak_prirodnye_yavleniya.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
п.г.т. Уренгой Пуровского района
В копилку учителя.
Метапредметныей подход в обучении на уроках химии с использованием аналогий и образов, взятых из жизни.
Предмет: химия
Методическая разработка урока химии. 8 класс.
Тема урока: «Химические реакции разложения как природные явления».
Тип урока: компетентностно-ориентированный урок
Разработала Берестюк Валентина Аликовна,
учитель химии МБОУ СОШ №2
п.г.т. Уренгой
Пояснительная записка
Данную разработку урока можно использовать в 8 классе при объяснении тем «Типы химических реакций. Реакции разложения», «Физические и химические явления». Материал урока как фрагмент можно использовать на уроке в 11 классе при повторении учебного материала о классификации химических реакций.
Тип урока: компетентностно-ориентированный урок. Сверхзадача урока - перенос знаний, полученных в школе, для объяснения явлений в природе. Для достижения этой задачи используется метапредметныей подход в обучении на уроках химии. Метапредметная тема урока «Способ изображения информации». Метапредметный приём для достижения понимания - использование аналогий и образов, взятых из жизни, на уроке рисунок представляет собой способ выражения мировосприятия. Метапредметным результатом является понимание, системное представление о природных явлениях.
Урок проводится в проблемно-диалоговой форме, которую организует учитель.
Структура урока представлена в виде таблицы. В начале урока класс делится на 4 группы. Для каждой группы на учебных столах имеется алгоритм действий, правила техники безопасности при проведении химического эксперимента, листы черновиков, фломастеры. На демонстрационном столе учителя готовы 4 набора для проведения химического эксперимента. Урок сопровождается презентацией.
Тема урока: «Химические реакции разложения как природные явления».
Цель: дать понятие о сущности реакций разложения. Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций.
Задачи урока:
Образовательные:
- обеспечить усвоение понятия «химические реакции разложения»
- актуализировать знания о явлениях, происходящих в природе
- учить выделять общие принципы
- указать на сущность некоторых природных явлений с точки зрения химической науки
Воспитательные:
- развитие активного внимания, творческого мышления
- развитие умение устанавливать логические связи
- формирование умений и навыков работать в группе
Развивающие:
- формирование единой картины мира
- развитие познавательного интереса
- развитие исследовательских навыков
- развитие умений использовать аналогию явлений в природе и химических явлений
- развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать
Оборудование и реактивы:
1 группа. СаСО3 (мел), НСl (соляная кислота), штатив, пробирка.
2 группа. Опыт «Исчезающие вещества». NH4HCO3 (гидрокарбонат аммония кристаллический), пробирка, пробиркодержатель, штатив, тигель, 2 асбестовые сетки, спички.
3 группа. Опыт «Вулкан». (NH4)2Cr2O7 (дихромат аммония кристаллический), 2 асбестовые сетки, стеклянная палочка, спирт этиловый, спички.
4 группа. AgNO3 (нитрат серебра, ляпис).
Урок сопровождается презентацией «Суть вещей».
Структура урока
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование | Результат | Приложение | ||||||
1 этап. Определение цели урока учащимися | |||||||||||
Целеполагание. Учащиеся, просматривая слайды презентации, делают вывод, что продемонстрированы явления природы | Учитель. Формирование групп. Организация деятельности по определению цели урока. Демонстрация слайдов №1-3. Организация выбора набора для опыта для группы учащихся | Формулирование цели урока на основе анализа изображений на слайдах (слайд 1-6) | Информационные листы с алгоритмом действий, инструктаж по ТБ, чистые листы, фломастеры | Тема урока «Явления в природе»? Определён набор для химического опыта | Смотри Приложение I, II «Раздаточный материал» (группа (№), алгоритм действий и правила по ТБ) | ||||||
2 этап. Определение учащимися связи явлений в природе с химическими реакциями. | |||||||||||
Мотивация. | Учитель. Явления в природе делятся на физические и химические. Мы на уроке химии. Предлагаю вам провести химические реакции, т.е. явления, которые сопровождаются превращением веществ. | Обсуждение в группах. Какие химические реакции сопровождают явления, продемонстрированные на слайдах? | Каждая группа имеет свой набор для опыта | Учащиеся записывают названия явлений, их признаки и признаки химических реакций | Раздаточный материал | ||||||
3 этап. Актуализация знаний. | |||||||||||
Актуализация знаний. | Учитель: прочитайте алгоритм. Вещество вам известно. Определите характерную химическую реакцию для вещества и определите её признаки | Учащиеся обсуждают информацию в группах: - состав вещества - название - класс вещества -характерные реакции -признаки реакции, которую они могут сейчас осуществить | Чистые листы, фломастеры | Актуализация знаний о веществах и их свойствах | |||||||
4 этап. Экспериментальный | |||||||||||
Проведение эксперимента | Учитель химии. Актуализация правил техники безопасности при проведении эксперимента | Учащиеся в группах обсуждают ход эксперимента. 1 группа. Взаимодействие мела с кислотой 2 группа. Разложение дихромата аммония 3 группа. Разложение гидрокарбоната аммония 4. группа. Разложение нитрата серебра (ляписа) | 1 группа. СаСО3 (мел), НСl (соляная кислота) штатив, пробирка. 2 группа. NH4HCO3 (гидрокарбонат аммония кристаллический), пробирка, пробиркодержатель, штатив, тигель, 2 асбестовые сетки, спички. 3 группа. (NH4)2Cr2O7 (дихромат аммония кристаллический), 2 асбестовые сетки, стеклянная палочка, спирт этиловый, спички. 4 группа. AgNO3 (нитрат серебра, ляпис) | Два представителя от каждой группы выходят к демонстрационному столу и проводят опыт. Один ученик проводит опыт, другой комментирует его действия и результаты опыта. Определение и озвучивание признаков химических реакций, определение веществ-продуктов реакций | Инструкция по ТБ. Запись уравнений химических реакций | ||||||
5 этап. Использование аналогий и образов, взятых из жизни (метапредметный приём для достижения понимания) | |||||||||||
Определение сути природных явлений и их взаимосвязи с химическими процессами. | Учитель: Проведите аналогию с явлениями в природе и приведите конкретные примеры | Учащиеся: Обсуждают в группах примеры химических процессов в природе. | Чистые листы, фломастеры | Метапредметная тема « Способ изображения информации». Рисунок – способ выражения мировосприятия. Рисунки с изображением химических процессов в природе с указанием признаков химических реакций | «Химические реакции разложения как природные явления». | ||||||
6 этап. Подведение итогов урока (разговор на метапредметные темы – средство развития ученика) | |||||||||||
Подведение итогов урока. Выводы. Рефлексия. Домашнее задание на усмотрение учителя. | Учитель. Организация обсуждения о взаимосвязи природных явлений и химических процессов. Каким образом связаны химические реакции, которые вы осуществили? Зачем мы провели аналогию? Описание понятной ситуации позволяет определить суть явлений. В начале урока вы определили тему урока как «Явления в природе». Как вы сейчас назовёте тему нашего урока? Учитель: Часто в средствах массовой информации можно услышать, что во время извержения вулкана в воздухе пахнет серой. Верно ли данное утверждение? | Учащиеся: Проведя аналогию мы заглянули в суть вещей! В природе всё взаимосвязано! Учащиеся: тема урока «Химические реакции разложения как природные явления». Учащиеся: сера не имеет выраженного запаха, в воздухе ощущается запах соединений серы и не только. | Слайды презентации (слайд 1-7) | Метапредметный результат – понимание, системное представление о природных явлениях. Сведения средств массовой информации нужно анализировать, используя научные знания. | «Химические реакции разложения как природные явления». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания
7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс" Конспекты двух уроков....
конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"
Методическая разработка данного урока может применяться для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....
Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки, но результат того стоит. Ре...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»
Конспект урока на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...
Реакция разложения. Понятие скорости о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Конспект урока для 8 класса....
« Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Физические явления. Химические реакции».
Главными вопросами содержания являются: физические явления, способы разделения смесей, химические реакции....