Химические реакции разложения как природные явления
методическая разработка по химии (8 класс)

Берестюк Валентина Аликовна

Данную разработку  урока можно использовать  в 8 классе при объяснении тем «Типы химических реакций. Реакции разложения»,  «Физические и химические явления». Материал урока как фрагмент можно использовать на уроке в 11 классе  при повторении учебного материала о классификации химических реакций.

            Тип урока: компетентностно-ориентированный урок. Сверхзадача урока - перенос знаний, полученных в школе,  для объяснения явлений в природе. Для достижения этой задачи используется метапредметныей подход в  обучении на уроках химии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

п.г.т. Уренгой Пуровского района

В копилку учителя.

Метапредметныей подход в  обучении на уроках химии с использованием аналогий и образов, взятых из жизни.

Предмет: химия

Методическая разработка урока химии. 8 класс.

Тема урока:  «Химические реакции разложения как природные явления».

Тип урока: компетентностно-ориентированный урок

 

Разработала Берестюк Валентина Аликовна,

учитель химии МБОУ СОШ №2

                                                                                п.г.т. Уренгой

Пояснительная записка

Данную разработку  урока можно использовать  в 8 классе при объяснении тем «Типы химических реакций. Реакции разложения»,  «Физические и химические явления». Материал урока как фрагмент можно использовать на уроке в 11 классе  при повторении учебного материала о классификации химических реакций.

            Тип урока: компетентностно-ориентированный урок. Сверхзадача урока - перенос знаний, полученных в школе,  для объяснения явлений в природе. Для достижения этой задачи используется метапредметныей подход в  обучении на уроках химии. Метапредметная тема  урока «Способ изображения информации». Метапредметный  приём для достижения понимания -  использование аналогий и образов, взятых из жизни, на уроке рисунок представляет собой способ выражения мировосприятия. Метапредметным результатом является понимание, системное представление о природных явлениях.

Урок проводится в проблемно-диалоговой форме, которую организует учитель.

Структура урока представлена в виде таблицы. В начале урока класс делится на 4 группы. Для каждой группы на учебных столах имеется алгоритм действий, правила техники безопасности при проведении химического эксперимента, листы черновиков, фломастеры. На демонстрационном столе  учителя готовы  4 набора для проведения химического эксперимента. Урок сопровождается презентацией.

           Тема урока: «Химические реакции разложения как природные явления».

            Цель: дать понятие  о сущности реакций разложения. Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций.  

 Задачи урока:

Образовательные:

- обеспечить усвоение понятия  «химические реакции разложения»

- актуализировать знания о явлениях, происходящих в природе

- учить выделять общие принципы

- указать на сущность некоторых природных явлений с точки зрения химической науки

Воспитательные:

- развитие активного внимания, творческого мышления

- развитие умение устанавливать логические связи

- формирование умений и навыков работать в группе

Развивающие:

- формирование единой картины мира

- развитие познавательного интереса

- развитие исследовательских навыков

- развитие умений использовать  аналогию явлений в природе и химических явлений  

- развитие умения анализировать,  сравнивать и  обобщать

 Оборудование и реактивы:

1 группа.  СаСО3  (мел),  НСl (соляная кислота), штатив,  пробирка.

 2 группа.  Опыт «Исчезающие вещества». NH4HCO3 (гидрокарбонат аммония кристаллический), пробирка, пробиркодержатель, штатив, тигель, 2 асбестовые сетки, спички.

3 группа.   Опыт  «Вулкан». (NH4)2Cr2O7  (дихромат  аммония кристаллический), 2 асбестовые сетки, стеклянная палочка, спирт этиловый, спички.

4 группа. AgNO3 (нитрат серебра, ляпис).

Урок сопровождается  презентацией  «Суть вещей».

 Структура урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Результат

Приложение

1 этап. Определение цели урока учащимися

Целеполагание.

Учащиеся, просматривая слайды презентации, делают вывод, что продемонстрированы явления природы

Учитель. Формирование групп. Организация деятельности по определению цели урока. Демонстрация слайдов №1-3.

Организация выбора набора для опыта для группы учащихся

Формулирование цели урока на основе анализа изображений на слайдах

(слайд 1-6)

Информационные листы с алгоритмом действий, инструктаж  по ТБ, чистые листы, фломастеры

Тема урока «Явления в природе»?

Определён набор для химического опыта

Смотри Приложение I, II «Раздаточный материал» (группа (№),

алгоритм

действий и правила по ТБ)

2 этап. Определение учащимися связи явлений в природе с химическими реакциями.

Мотивация.

Учитель.

Явления в природе делятся на физические и химические. Мы на уроке химии. Предлагаю вам провести химические реакции, т.е. явления, которые сопровождаются превращением веществ.

Обсуждение в группах. Какие химические реакции сопровождают явления, продемонстрированные на слайдах?

Каждая группа имеет свой набор для опыта

Учащиеся записывают  названия явлений, их  признаки и

признаки химических реакций

Раздаточный материал

3 этап. Актуализация знаний.

Актуализация знаний.

Учитель:

прочитайте алгоритм.

Вещество вам известно. Определите характерную химическую реакцию для вещества и определите её признаки

Учащиеся обсуждают информацию в группах:

- состав вещества

- название

- класс вещества

-характерные реакции

-признаки реакции, которую они могут сейчас осуществить

Чистые листы, фломастеры

Актуализация знаний о веществах и их свойствах

4 этап. Экспериментальный

Проведение эксперимента

Учитель химии. Актуализация правил техники безопасности при проведении эксперимента

Учащиеся в группах обсуждают ход эксперимента. 1 группа. Взаимодействие мела с кислотой

2 группа. Разложение дихромата аммония

3 группа. Разложение гидрокарбоната аммония

4. группа. Разложение нитрата серебра (ляписа)

1 группа.

СаСО3  (мел),  НСl (соляная кислота) штатив,  пробирка.

2 группа.

NH4HCO3  (гидрокарбонат аммония кристаллический), пробирка, пробиркодержатель, штатив, тигель, 2 асбестовые сетки, спички.

3 группа.

(NH4)2Cr2O7  (дихромат  аммония кристаллический), 2 асбестовые сетки, стеклянная палочка, спирт этиловый, спички.

4 группа.

AgNO3 (нитрат серебра, ляпис)

Два представителя от каждой группы выходят к демонстрационному столу и проводят опыт. Один ученик проводит опыт, другой комментирует его действия и результаты опыта. Определение и озвучивание  признаков химических реакций, определение веществ-продуктов реакций

Инструкция по ТБ.

Запись уравнений химических реакций

5 этап. Использование аналогий и образов, взятых из жизни (метапредметный  приём для достижения понимания)

Определение сути  природных явлений и их взаимосвязи с химическими процессами.

Учитель:

Проведите аналогию с явлениями в природе и приведите конкретные примеры

Учащиеся:

Обсуждают в группах примеры   химических процессов в природе.

Чистые  листы, фломастеры

Метапредметная тема « Способ изображения информации». Рисунок – способ выражения мировосприятия.

Рисунки с изображением химических процессов в природе с указанием признаков химических реакций

«Химические реакции разложения как природные явления».

6 этап. Подведение итогов урока (разговор на метапредметные темы – средство развития ученика)

Подведение итогов урока. Выводы. Рефлексия.

Домашнее задание на усмотрение учителя.

Учитель. Организация обсуждения о взаимосвязи природных явлений и химических процессов. Каким образом связаны химические реакции, которые вы осуществили? Зачем мы провели аналогию?

Описание понятной ситуации позволяет определить суть явлений.

В начале урока вы определили тему урока как  «Явления в природе». Как вы сейчас  назовёте тему нашего урока?

Учитель: Часто в средствах массовой информации можно услышать, что во время извержения вулкана в воздухе пахнет серой. Верно ли данное утверждение?

Учащиеся: Проведя аналогию мы заглянули в суть вещей! В природе всё взаимосвязано!

Учащиеся: тема урока

«Химические реакции разложения как природные явления».

Учащиеся: сера не имеет выраженного запаха, в воздухе  ощущается запах соединений серы и не только.

Слайды презентации

(слайд 1-7)

Метапредметный результат – понимание, системное представление о природных явлениях.

Сведения средств массовой информации нужно анализировать, используя научные знания.

«Химические реакции разложения как природные явления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания

7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс"  Конспекты двух уроков....

конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"

Методическая разработка данного урока может применяться  для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....

Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".

Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки,  но результат того стоит. Ре...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

« Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Физические явления. Химические реакции».

Главными вопросами содержания являются: физические явления, способы разделения смесей, химические реакции....