Реакция разложения. Понятие скорости о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Конспект урока для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_._po_teme_reaktsii._razlozheniya.docx9.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 МБОУ СШ № 77

Сергучёва Л.П., учитель химии

первая кв. категория

Конспект урока

Тема: Реакция разложения. Понятие  скорости о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Предмет: Химия

Класс: 8

Продолжительность: 45 минут

Цель урока: Изучить механизм реакций разложения. Познакомить с понятиями «скорости химической реакции», «катализатор», «фермент». Отработать навыки составления уравнения реакций. Учиться выполнять  опыты и делать выводы.

Задачи урока:

1. Образовательные – развить навыки самостоятельной работы, уметь записывать  уравнения реакций и расставлять коэффициенты, определять реакции разложения, делать выводы и обобщения.

2. Развивающие – развивать речевые навыки, способности к анализу, развитие познавательных способностей, мышление, внимания использовать изученный материал для познания нового.

3. Воспитательные – воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Тип урока:  Изучение нового материала.

Технологии:  Модульная, компьютерные.

Оборудование: Мультимедийная установка, ноутбуки.

Реактивы: Растворы: сульфата меди (II), гидроксид натрия, спиртовки, спички, держатели для пробирок, пробирки.

Ход урока.

I.Организационный момент. 

Организация учащихся  на усвоения новых знаний, умений и навыков. Постановка целей

(слайд 1,2).

II. Мотивационный момент  (слайд 3).

В окружающем мире и внутри нас ежесекундно протекают миллионы реакций. Так, например, в организме человека происходит расщепление белков, жиров, углеводов до конечных продуктов углекислого газа и воды. В процессе фотосинтеза, из неорганических веществ образуются органические вещества. Для того чтобы лучше в мире реакций, нужно классифицировать.

Вопрос: С какой классификацией вы  уже познакомились?
III. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Посмотрите свои рабочие карты, прочитайте цели урока (УЭ-0). Откройте тетради,    запишите дату и тему урока. Подпишите свои листы учёта.

    Но прежде чем перейти к новой теме, мы проверим домашнее задание. (УЭ-1).

Класс поделится на две группы.

Первая группа  компьютерное тестирование (список учащихся, работающих за компьютерами).

Вторая группа выполняет задание на карточках.

Для выполнения работы вам отводится 5 минут. Заработанные баллы выставляете в листок учёта.

(задания см. приложения 1).

IV. Изучение нового материала. (слайд 4)

  Сегодня на уроке мы познакомимся с реакциями разложения. Переходим  к  следующему (УЭ – 2), в этом модуле мы рассмотрим механизм реакций разложения. (Слайд 6,7).

1) Обратимся к истории  химии. В 1774 году английский химик Джозеф  Пристли, используя стеклянную двояковыпуклую линзу, направил сконцентрированный пучок солнечных лучей на оксид ртути (II) и получил  ртуть и кислород.

 Задание:  Запишите уравнение этой реакции в  тетрадь. Расставьте коэффициенты  (слайд  8).

2) Посмотрим  видиоролик  ещё одного получения  кислорода. (Электролиз воды).

Вы должны внимательно слушать, смотреть и записывать увиденное, после чего мы осудим вопросы этого модуля.

Вопросы:

1. Сколько веществ  вступило в реакцию?

2. Сколько веществ образовалось?

 3. Какие признаки химических реакций вы наблюдали?

 4. При каких условиях осуществляются реакции?

 5. К каким реакциям по признаку поглощения и выделения теплоты относятся данные     реакции?

Задания:

1.  Сформулировать  определение понятия «реакция разложения». Записать  определение в тетрадь.

2. Выполните задания  в рабочей карте. Из предложенных уравнений химических реакций выберите те, которые относятся к реакциям разложения. Выпишите буквы выбранных ответов.

Учитель.  Проведите  взаимопроверку, ответы на  экране  (слайд 10). Внесите заработанные баллы  в листок учёта.  

3) Лабораторная работа. Разложение гидроксида  меди(II).  (УЭ-3)

Цели: 1. Закрепить умения выполнять лабораторные опыты.

           2. Уметь определять признаки и условия протекания химических реакций.

           3. Записывать уравнения, делать выводы.

Учитель. Выполните задание лабораторной работы в рабочей карточке.

Инструкция  к работе:

1. Повторите правила по технике безопасности (правила работы со спиртовкой).

2. Закрепите пробирку  с гидроксидом  меди(II) в держателе и нагрейте в пламени спиртовки.

3. Определите,  прошла ли химическая реакция. Назовите признаки реакции.

4. Назовите исходные и образовавшиеся вещества.

5. Начертите в тетради таблицу. Внесите в неё полученные результаты опыта.

6. Сделайте вывод.

(Слайд  11 )

Исходное  

вещество

(1 балл)

Условия  реакции

(1 балл)

Признаки  реакции

(1 балл)

Продукты  реакции

(1 балл)

Уравнение  реакции

(1 балл)

Сu (OH)2

Нагревание

Изменение цвета

CuO и  H2O

Сu (OH)2 CuO +  H2O

 

Вывод:  Гидроксид меди два разлогается на оксид меди два и воду.

Учитель. Проводит инструктаж по технике безопасности, наблюдает, координирует самостоятельные  действия учащихся. Проведите  взаимопроверку, ответы на  экране  (слайд 12). Внесите заработанные баллы  лист   учёта.

4) Скорость реакций, катализаторы, ферменты.

Учитель.  Цель следующего блока (УЭ-4) изучения понятий «скорость химической реакции», «катализаторы». «ферменты».

(Слайд  14) Химические  реакции  протекают с разной скоростями. Превращение графита в алмаз  в недрах Земли – очень медленная реакция. А  взрыв смеси кислорода с водородом происходит практически мгновенно. Тема скорости химических реакций актуальна, т.к. вокруг нас происходят разные процессы и скорость их различна. Эти процессы важны и происходят во всех уголках природы, жизнедеятельности людей.

  Так вот, химическая реакция проходит путь от исходного вещества до продуктов реакции.

А время, за которое  этот путь пройден, характеризует скорость реакции.

    Для того чтобы разобраться с понятием «катализатор» понаблюдаем за опытом. Вы должны внимательно  всё посмотреть, а затем ответить на вопросы.

Демонстрационный эксперимент

Опыт 1.  Нальём пероксид   водорода  в два одинаковых сосуда. Первый сосуд нагреем. Пероксид водорода медленно разлагается на воду и  кислород, поднесём к  отверстию тлеющую лучинку.

 Во вторую пробирку  с пероксидом  водорода добавим оксид марганца (VI) и поднесём тлеющую лучинку.

Вопросы:

1. Что наблюдали?

2. С какой скоростью  выделялся кислород в начале опыта?

3. Что способствует быстрому выделению кислорода?

4. Участвует ли оксид марганца (IV) в реакции?

5. Сформулируйте понятия «катализатор».

6. Что происходит с ранкой, если её обработать перекисью водорода?

7. Где вы впервые встретили понятие «фермент»?

8. Что такое фермент?

9. Какова биологическая роль ферментов?

10. Как можно назвать реакцию, протекающую с участием катализатора?

11. Как можно назвать реакцию, протекающую с участием фермента?

Рассказ ученика с использованием заранее выполненной презентацией. Презентация «Роль ферментов».

Учитель. Выполнить задание в рабочей карте. Для работы вам отводится 2-3 мин.

(слайд 16) Учитель. Проверьте самостоятельную работу по шаблону на экране. Внесите заработанные баллы в листок учёта знаний.

 V. Закрепление изученного материала.

(слайд 17) Учитель. Переходим к следующему УЭ–5.  Цель – Проверить усвоение изученного материала. Прочитаем внимательно задание 1,2 в рабочей карте. Задание выполняем самостоятельно (2-3 мин.)

Учитель. Проверьте работу самостоятельно по шаблону на экране. Внесите заработанные баллы в листок учёта знаний (слайд 19).

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Еще раз прочитайте цели, поставленные  в начале урока. Попробуйте каждый для себя определить достигнуты ли они.

(Слайд 19) Учитель. Чтобы определить степень усвоения материала урока (УЭ-6), подсчитайте количество баллов, набранных в течение урока. Поставьте себе оценку. Сдайте оценочный лист учителю.

Поднимите руки, кто получил оценку «5»

Поднимите руки, кто получил оценку «4»

Учитель. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Обратите внимание на УЭ-6. Ответьте на предложенные вам вопросы:

  • Чем тебе понравился урок?
  • Что было сложного для тебя на этом уроке?
  • Что на уроке усвоено хорошо?

VI. Домашнее задание.

§  29; рабочая тетрадь стр. 142, вопросы 2,3,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Урок по теме "Влияние катализатора на скорость химических реакций. Катализ".

При проведении урока применялись элементы технологии проблемного обучения....

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»...

Урок на тему: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Урок на тему: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Тип урока: урок изучения нового материала...