Программа по внеурочной деятельности "В мире веществ"
рабочая программа по химии (9 класс)

Храброва Татьяна Владимировна

Программа ВУД расчитана на обучающихся 9 класса. Данная программа не только существенно расширяет кругозор обучающихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Он позволяет учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным для обучающихся получить более высокие результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_veshchestv_9.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 456

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Утверждаю»

Директор  ГБОУ школы  № 456

___________________/Гришина Л.А./

 

                                                                                                    Рассмотрено и согласовано

на Педагогическом Совете

                                                                                              протокол № ____ от «___» _______ 201__ года

приказ № ____ от «____» __________ 201__ года

 

                                                       

Рабочая программа  внеурочной деятельности

Направление - общеинтеллектуальное 

«В мире веществ»

Возрастная группа – от 15 до 16 лет

Срок реализации программы – 1 год 

Автор программы  

Храброва Татьяна Владимировна,

учитель химии

                     

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка.

Программа естественнонаучной направленности.

Стремительное развитие высоких технологий, создание множества новых материалов с уникальными свойствами, успехи современной медицины и генетики -  вот далеко не полный перечень областей науки, техники и технологии, фундаментальной базой которых является химическая наука.

Кроме того, Санкт-Петербург является научным, культурным центром России, что открывает большое поле для деятельности. Поэтому данная программа входит в естественно - научную и гуманитарную образовательную область. Программа курса с одной стороны позволяет с помощью простых средств и приемов, сделать изучение такого сложного предмета как химия, доступнее и интереснее, с другой стороны – расширяет образовательное пространство. Предусматривает посещение музеев: (естественнонаучных, мемориальных, искусствоведческих); проведение занятий на базе химической лаборатории Технологического института, Педагогического университета, кафедры минералогии и кристаллографии ЛГУ. Многообразие литературных источников по данной теме, делает ее привлекательной для развития навыков работы с научной, научно-популярной и справочной литературой. Работа с современными технологиями.

Новизна Данная программа не только существенно расширяет кругозор обучающихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

Общие принципы отбора содержания материала:

  1. Системность
  2. Целостность
  3. Объективность
  4. Научность
  5. Доступность для обучающихся основной школы
  6. Реалистичность
  7. Практическая направленность

Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического, биологического, исторического, информационно технологического характера. Он позволяет учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным для обучающихся получить более высокие результаты.

Актуальность развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь людей и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно их применять. Вооружение обучающихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении и жизни общества, значение химического образования для правильной ориентации в жизненных ситуациях.

Педагогическая целесообразность Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к познанию химии. Использование информационных технологий с целью повышения интереса к изучению естественнонаучных дисциплин.

Отличительной особенностью данной программы является интеграция между предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла, что позволяет воспитать всесторонне развитую личность, с активной жизненной позицией.

Цель программы:

Формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности  ребенка, его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого потенциала  детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.

Задачи программы:

Обучающие:

способствовать формированию у обучающихся:

лабораторно-практических навыков;

способности использования химических знаний в реальной жизненной практике;

познакомить с методами и приемами теоретического и экспериментального изучения химических процессов, происходящих в окружающем нас мире веществ;

Воспитательные: 

способствовать формированию у обучающихся:

культуры общения, активности, навыков работы в команде;

чувства товарищества, взаимной поддержки, совместного творчества;

экологически грамотной личности;

Развивающие:

содействовать развитию у обучающихся: потребности в познании окружающего мира, наблюдательности, логических способностей, грамотного отношения к природе без нанесения ей ущерба, умелого обращения с веществами в любых условиях жизни и труда для сохранения своего здоровья.

Общие принципы отбора содержания материала:

  1. Системность
  2. Целостность
  3. Объективность
  4. Научность
  5. Доступность для обучающихся основной школы
  6. Реалистичность
  7. Практическая направленность

Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического, биологического, исторического, информационно технологического характера. Он позволяет учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным для обучающихся

получить более высокие результаты.

Условия реализации образовательной программы.

   Второй год рассчитан  для обучающихся 9 классов (15-16 лет).

   Программа второго года обучения предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к предмету химии, познакомиться со способами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы, создать базу для ориентации в мире современных профессий. Экологические аспекты курса.

   Наряду с традиционными формами занятий в курсе широко используется культурное наследие Санкт-Петербурга, что позволяет формировать интерес к предмету химии и развивать любовь к родному городу.

   Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часа

Ожидаемые результаты.

Предметными результатами изучения являются следующие умения:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  •  наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, протекающие в природе и быту;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений;
  • исследовать свойства изучаемых веществ;
  • проводить простейшие операции с веществом;
  • работать с лабораторным оборудованием;
  • знать нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;
  • знать значение веществ, содержащихся в пище;
  • уметь обнаруживать углеводы, жиры,  в продуктах питания;
  • уметь использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности

Личностными результатами являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  •  выстраивать собственное целостное мировоззрение:
  • вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
  • учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
  • осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. .

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
  • работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

             Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия..
  • . использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
  • . уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
  • учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

.

Учебно-тематический план

2ий год обучения (1 часа в неделю, всего 34 часов)

№ п/п

Наименование         темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение – задачи на год. Техника безопасности.

Дом, в котором мы живем.

Градообразующее предприятие -Ижорский завод.

1

1

2

2.

Начало всех начал…

1

1

2

3.

Жилой дом химических элементов.

1

2

3

4.

Вычисления в химии. Решение задач с применением знаний по математике, физике.

2

4

6

5.

Химические реакции вокруг нас.

1

1

2

6.

Металлы в науке, в технике и в быту

2

3

5

7.

Неметаллы в науке, в технике и в быту.

7

6

13

8.

Повторение

1

1

2

Итого:

15

19

34

Содержание программы

2ий год обучения

   Тема 1. Введение – задачи на год. Техника безопасности– 2 часов.

Дом, в котором мы живем.

История развития Колпино – это история развития науки и промышленности в России. Градообразующие предприятия – «Ижорские заводы»

Экскурсия в Музей «Ижорского завода».

   Тема 2. Начало всех начал – 2 часов.

Понятие «атом», «молекула», «химический элемент». Названия химических элементов.

   Тема 3. «Жилой дом» химических элементов – 3 часов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Положение элементов в ПСХЭ Д.И.Менделеева – «три службы Родине».

Экскурсия в музей – архив Д.И.Менделеева

   Тема 4. «Химия – точная наука» - 6часов.

Вычисления в химии. Решение задач с применением знаний по математике и физике.

   Тема 5. «Химические реакции вокруг нас» – 2 часов.

Сущность химических реакций. Занимательные опыты. Классификация химических реакций. Основные законы, объясняющие, как протекают химические реакции.

Практические работы:

 № 1. Классификация химических реакций по разным признакам.

   Тема6.  Металлы в науке, технике, быту – 5 часа.

Металлы в природе. Физические свойства металлов на службе человека. Сплавы металлов. Коррозия и способы защиты. Интересные и занимательные факты о металлах.

Практические занятия:

№2 Химическая активность различных металлов.

№ 3 Качественные реакции на катионы.

№ 4 Экспериментальное решение задач по теме «Металлы»

   Тема7.  Неметаллы в науке, технике, быту – 13 часа.

Неметаллы. Биогенные элементы. Галогены Кислород. Состав воздуха. Сера и ее соединения. Специфические свойства Серной и азотной кислот. Азот. Аммиак. Азотная кислота. Фосфор и его соединения. Углерод и его соединения. Кремний и его соединения Органические вещества.

Практические занятия:

№ 5 «Качественные реакции на анионы».

№ 6 «Экспериментальное решение задач по теме «Неметаллы».

Методическое обеспечение образовательной программы.

п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

I.1.

У истоков химической науки.

комбинированное занятие,

лекция,

семинар,

практическое занятие,

лабораторная работа,

игра

праздник,

аукцион,  

экскурсия,

мастерская,

гостиная,

зашита проектов,

зачет,

конкурс,

КВН,

пресс-конференция

фестиваль,

творческая встреча,

и т.д.

Словесные методы: (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.).

Наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций, компьютерных презентаций, наблюдение, работа по образцу и др.).

Практические методы (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся

Методы, в основе которых, лежит обучающихся занятия:

фронтальный - одновременная работа со всеми обучащимися

коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми

индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,

групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)

коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение

в парах - организация работы по парам индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

   1. Стандартное лабораторное оборудование для кабинета химии.

   2. Реактивы, необходимые для проведения практических занятий.

   3. Коллекции и натуральные объекты:

Алюминий

Волокна

Каменный уголь

Каучук

Металлы и сплавы

Минералы и горные породы

Нефть и важнейшие продукты ее переработки

Пластмассы

Стекло и изделия из стекла

Топливо

Чугун и сталь

4. Диафильмы и диапозитивы.

5. Кинофильмы и кинофрагменты.

6. Видеофильмы.

7.ТСО: компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, графо- и эпипроекторы, мультимедийный проектор, диапроектор, и др.

12. Презентации для занятий.

13. Выставки, подготовленные при помощи обучающихся.

14. Фотографии, портреты ученых.

15. Плакаты по отдельным темам.

16. ПСХЭ

17. Таблица растворимости…

Выпуск тематических газет, журналов.

Составление отчета – аннотации по посещенным музеям.

Разработка экскурсий по Санкт-Петербургу, конкретному музею.

Защиты исследовательских работ.

Выступления перед младшими школьниками.

Выполнение индивидуальных творческих работ.

Сбор материалов для создания экспозиции.

Создание компьютерных презентаций по темам.

Защита проектов, рефератов.

Творческие задания: мини-сочинения, иллюстрации к занятиям, схемы-конспекты…        

2.

Химия – наука экспериментальная.

3.

Тела и вещества

4.

Вещества живой природы

5.

Вещества в моем доме

6.

У мамы на кухне

7.

Химия в саду и огороде

8.

Химия – помощник туриста

9.

Растительные индикаторы и красители

II.1.

Введение

2.

Начало всех начал

3.

«Жилой дом» химических элементов

4.

«Химия – точная наука»

5.

«Химические реакции вокруг нас»

6.

«Вода – ты жизнь»

7.

Растворы в нашей жизни

8.

. Растворы и процессы в живых организмах

9.

Подведение итогов года

III.1.

История развития Колпино – это история развития науки и промышленности в России.

2.

 Металлы в науке, технике, быту.

3.

Элементы аналитической химии

4.

Решение расчетных задач повышенного уровня.

5.

Искусство фотографии.

6.

Кремний и его соединения

7.

Химия и окружающая среда

8.

Элементы аналитической химии

Список литературы.

На сегодняшний день существует множество изданий для школьников, касающихся проблем рассматриваемого курса. Поэтому в первую очередь необходимо пользоваться той литературой, которая имеется в кабинете химии, в школьной библиотеке, в домашних библиотеках учителя и обучающихся. Перчислим лишь некоторые рекомендуемые издания.

 Для педагогов:

  1. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас – М.Высшая школа, 1992.

  2.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.-М.Дрофа, 2002.

  3.Штремплер Г.И. Домашняя лаборатория. (Химия на досуге). М.,Просвещение. 1996.

  4. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. М.,Дрофа, 2005.

  5. Азимов А. Краткая история химия. М:ЗАО Центр-полиграф, 2002.

  6. Волков В.А. и др. выдающиеся химики мира: биографический справочник. М.: Высшая школа, 1991.

  7. Юдин А.М. Химия в нашем доме.-М.:Химия, 1995.

  8. Штремплер Г.И. Химия на досуге: загадки, игры, ребусы: книга для обучающихся.- М., Просвещение, 1993.

  9. Егоров А.С. и др. Химия внутри нас: Введение в биохимию. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

  10. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека.-М.: Дрофа 2004.

   

Для детей:

1. Энциклопедия для детей. Т.17 (химия). М.: Аванта+, 2000.

2. Малышкина В. Занимательная химия.- СПб «Тригон», 1998.

3. Энциклопедический словарь юного химика. М. Педагогика, 1990.

4. Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах. СПб. Синтез, 1995.

5. Карцова А.А. Химия без формул, или знакомые незнакомцы. СПб. «Аквилон», 2005.

6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М. химия, 1995.

7. Книга для чтения по неорганической химии. Сост. В.А. Крицман. М. Просвещение, 1984.

8. Леенсон И.А. Чет или нечет. Занимательные очерки по химии. – М.: Химия, 1987.

9. Соболевский В.И.Замечательные минералы. – М.: Просвещение,1983.

10. Популярная библиотека химических элементов: В 2 т./ Под ред. Петрянова-Соколова И.В. – М.: Наука, 1983.

11. Научно-популярные журналы «Гео», «Вокруг света», «Наука и жизнь» (Издания разных лет).

Формы промежуточной и итоговой аттестации.

   1. Выпуск тематических газет, журналов.

   2. Составление отчета – аннотации по посещенным музеям.

   3. Разработка экскурсий по Санкт-Петербургу, конкретному музею.

   4. Защиты исследовательских работ.

   5. Выступления перед младшими школьниками.

   6. Выполнение индивидуальных творческих работ.

   7. Сбор материалов для создания экспозиции.

   8. Создание компьютерных презентаций по темам.

   9. Творческие задания: мини-сочинения, иллюстрации к занятиям, схемы-конспекты…

Календарно-тематическое планирование

2ой год обучения

(1 час в неделю, 34 часа в год).

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

теория

практика

По плану

Фактич.

Введение – задачи на год – 2 часа

1

Цели и задачи объединения на учебный год. Охрана труда. Основные правила работы в кабинете.  

1

04.09.18

2

История развития Колпино – это история развития науки и промышленности в России. Градообразующие предприятия – «Ижорские заводы»

1

11.09.18

Начало всех начал – 2 часа

3-4

Начало всех начал. Атомистика Древних.Становление понятий «атом», «молекула». «Химический элемент» ─ основное понятие.

1

1

18.09.18

«Жилой дом» химических элементов – 3 часа

5

Периодический закон химических элементов ─ история открытия, становления и признания во всем мире. Периодическая система химических элементов ─ графическое отображение периодического закона.

1

25.09.18

6

Строение атома. Физический смысл цифр в периодической системе.

1

02.10.18

7

Характеристика элементов по их положению в периодической системе

1

09.10.18

Химия – точная наука – 6 часов

8

Вычисления в химии. Зачем химику знание математики? Основные формулы: Mr, M, Vm, NA, ρ, n, ω…

1

16.10.18

9

Основные типы расчетных задач.

1

23.10.18

10

Вычисления по химическим формулам.

1

06.11.18

11

Вычисления по химическим формулам.

1

13.11.18

12

Вычисления по химическим уравнениям

1

20.11.18

13

Вычисления по химическим уравнениям

1

27.11.18

Химические реакции вокруг нас – 2 часа

14

Классификация химических реакций

1

04.12.18

15

Практическое занятие №1 «Типы химических реакций».

1

11.12.18

Металлы в науке, технике, быту – 5 часа.

16

Металлы в науке, технике, быту

1

18.12.18

17

Химическая активность металлов

1

25.12.18

18

Практическая работа № 2 «Исследования химической активности металлов».

1

15.01.19

19

Практическая работа № 3 «Качественные реакции на катионы».

1

22.01.19

20

Практическая работа № 4 «Экспериментальное решение задач по теме «Металлы».

1

29.01.19

Неметаллы в науке, технике, быту – 13 часа.

21

Неметаллы. Биогенные элементы.

1

05.02.19

22

Галогены

1

12.02.19

23

Кислород. Состав воздуха

1

19.02.19

24

Сера и ее соединения

1

26.02.19

25

Специфические свойства Серной и азотной кислот

.

1

05.03.19

26

Азот. Аммиак. Азотная кислота

1

12.03.19

27

Фосфор и его соединения

1

19.03.19

28

Углерод и его соединения

1

02.04.19

29

Органические вещества. Углеводороды

1

09.04.19

30

Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества

1

16.04.19

31

Кремний и его соединения

1

23.04.19

32

Практическая работа № 12 «Качественные реакции на анионы».

1

07.05.19

33

Практическая работа № 13 «Экспериментальное решение задач по теме «Неметаллы».

1

14.05.19

34

Повторение

21.05.19

ИТОГО                                           34 часа

15

19

Лист  корректировки рабочей программы

п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений"для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений" для 1 класса, обучающихся по ФГОСам....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире музыки" 1 класс

 Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос. Им наделён каждыйиз нас. Так высоко, так чисто и нежно звучат детские голоса.Кроме того, дети любят петь,выступатьна праздниках и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире книг".

                   Курс «В мире книг»в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества ...

Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Проектная деятельность «В мире ИКТ»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире ИКТ» для основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного ...

Программа по внеурочной деятельности "В мире веществ"

Программа расчитана на обучающихся 8 класса. Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического, биологического, историчес...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир органических веществ» для учащихся 10 классов

laquo;Мир органических веществ»Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение курса по органич...