Урок на тему «Строение веществ. Химическая связь». 11 класс.
методическая разработка по химии (11 класс)
Обобщающие уроки важны для завершения изучения любой темы. Надеюсь, этот материал пригодится для коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_stroenie_veshchestv.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока на тему
«Строение веществ. Химическая связь». 11 класс.
Цели:
обучающие: на основании известных знаний о строении веществ повторить, систематизировать, углубить и обобщить сведения по данной теме;
развивающие: развить «химическое мышление», умение использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
воспитывающие: формирование познавательного интереса к учению, стремление добиться успеха за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Тип урока: повторения, систематизации и обобщения знаний.
Методы: проблемный, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Формы организации: групповая, индивидуальная работа, диалог.
Средства: таблицы « Химические связи», карточки с формулами простых и сложных веществ, заготовки для игры «Крестики и нолики», тестовые задания для индивидуальной работы, презентации учеников, проектор, компьютер.
Этапы урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Обобщение материала.
4.Закрепление материала.
5.Самостоятельная работа
6.Домашнее задание.
7.Рефлексия.
Ход урока:
1.Орг. момент (стихи…Химия – такая есть наука,
Учить ее по книжкам – скука:
Формулы, законы, элементы
Уравнения…и прочие моменты.
Из неё, однако, можем мы узнать
Что и как, и надо ли взрывать,
Что нельзя нам с вами есть и пить
Чтоб потом себя не хоронить.
Из чего все вещи, что вокруг…
Чтобы это знать и более,
Учат химию в нашей школе!)
- Сегодня, ребята, мы с вами работаем по новой теме в разделе общей химии 11 класса, но не новой вообще «Строение веществ. Химическая связь» (запись темы в тетрадях). Эта тема вами должна быть усвоена и понята на протяжении изучения химии всех лет с 8 по 11 классы. Поэтому цели поставлены следующие: (сообщаю)
И начнем мы с вами с диалога, обсуждая извечные философские вопросы
«Что?», «Почему?», «Зачем?» и «Как? (стихи)
Поговорим?
О чем?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо?
И хорошо не очень
О чем-то знаешь ты?
А что-то мне известно.
Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно?
2.Актуализация знаний.
«Что?».
Начинаю этот разговор, зачитывая отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обращаю внимание на строки:
« - А как это – приручить?
- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – Оно означает: создать узы».)
- Как вы думаете, какое отношение этот отрывок имеет к теме нашего урока? (учащиеся в ходе рассуждений приходят к выводу, что в обоих случаях речь идёт о связях.)
- О какой связи шла речь в диалоге Лиса и Маленького принца? (о дружеской.)
- А какие ещё связи вам известны? (Сотовая, родственная, телефонная, Интернет, супружеская, любовная, преступная и т.д.)
- Что такое связи? Каким ёмким словом можно было бы заменить все перечисленные связи?
( Рассказываю, как древние греки представляли себе химическую связь). Древнегреческий мыслитель Эпикур считал, что между атомами существуют некие крючочки (показываю два кулака и согнутые указательные пальцы обеих), посредством которых атомы удерживались друг возле друга. Чтобы разъединить связанные атомы, нужно приложить усилие (демонстрирую сцепленные кулаки). Школьники приходят к выводу, что связи – это сила.
- Что же такое химическая связь? (это силы между атомами в молекулах, ионами в кристаллах.)
- А в чем сила человека? (Учащиеся дают самые разные варианты ответов. Например: в красоте, уме, физическом превосходстве и т. д.)
Рассказываю, что по мнению китайского философа Лао- Цзы, человек входит в жизнь мягким и слабым, а умирает жёстким и крепким. Все живые существа и растения входят в жизнь мягкими и нежными, а умирают засохшими и жёсткими. Мягкость и гибкость – символы жизни. Жёсткость и сила – спутники смерти.
- А есть ли в природе вещество, сочетающее эти качества?
Демонстрирую фрагмент фильма «Тайны воды».
- Только ли воде, а может быть, вовсе и не ей посвятил мудрец эти проникновенные строки?
Учащиеся приходят к выводу о том, что побеждать других можно только разумом. Разум – самое мягкое и в то же время самое действенное орудие. Грубая сила вызывает отпор, а терпеливость и снисходительность заставляют задуматься и понять. «Кто знает других – тот умён, кто знает самого себя – тот мудр» - эта древняя мысль – подлинное начало любой философии.
«Почему?».
- В чем причина возникновения любых связей: сотовых, дружеских, семейных и т. д.? (Это нужно, необходимо).
- Почему и как происходит соединение нейтральных атомов?
Рассмотрим простейший случай. Пусть на некотором расстоянии друг от друга (скажем, 0,1 нм) находятся два протона – ядра атома водорода.
- Как они будут взаимодействовать? (они будут отталкиваться, так как заряжены одноимённо).
Поместим между ними электрон.
- Что произойдет? (оба протона к нему притянутся, образуется связанная система, т. е. связь.)
При этом выделится энергия связи. Такая система энергетически более выгодна, чем отдельный атом водорода и протон, т. е. она будет возникать самопроизвольно.
- Итак, в чем причина возникновения химических связей? (они энергетически выгодны).
«Зачем?».
- Какие структуры атомов наиболее энергетически выгодны? (устойчивые).
- Какие электронные структуры устойчивы? (с завершенным внешним уровнем: ns2np6 или дуплет 1s2)
- А зачем вы вступаете в связи? Зачем дружите, разговариваете по телефону и т. д.? (Возможно, для получения информации, для удовлетворения своих потребностей и т. д.)
3. Обобщение материала.
«Как?».
- Как возникают и какие виды химической связи в зависимости от путей завершения внешнего энергетического уровня различают? (Два вида: ионную и ковалентную: полярную и неполярную.)
Предлагаю 3 группам учеников согласно плану (план ответа дан заранее), представить презентацию каждого вида связи.
План ответа:
1.Название вида.
2.В чем особенности образовании данного вида связи? (характеристика связываемых элементов и частиц)
3. Механизм образования связи.
4.Примеры веществ с этим видом связи.
- Что такое σ- и π- связи?
- Какую связь называют одинарной? Двойной? Тройной? Полуторной?
- Какие ещё виды химической связи вам известны? (Металлическая, водородная).
-Как возникает металлическая связь? В чем особенность водородной связи?
Предлагаю презентацию по данным видам связей.
4.Закрепление материала.
Игра «выбери меня».
На доске – карточки с формулами веществ. Каждая группа (по названию представленного вида связи) обсуждая, выбирает нужные вещества, и представитель комментирует свой ответ.
Игра «Крестики и нолики».
На доске – три заготовки для игры. Исходя из вида химической связи, группы определяют свой выигрышный путь. Решение демонстрируется на доске.
5. Самостоятельная (индивидуальная) работа.
Предлагаю тест – задание по вариантам. Время выполнения – 3 минуты.
Заканчиваю урок чтением отрывка из «Маленького принца», где звучат давно ставшие афоризмом слова:
«- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Выставляю оценки за урок.
6 .Домашнее задание (творческое).
Написать мини-сочинение на тему: «Связи, которые меня окружают».
7. Рефлексия.
Прочитайте внимательно слова, предлагаемые ниже, и выберите три из них, которые наиболее точно передают ваше состояние на данном уроке (запишите соответствующие числа).
1) раздражение;
2) злость;
3) радость;
4) безразличие;
5) удовлетворение;
6) вдохновение;
7) скука;
8) тревога;
9) тоска:
10) спокойствие;
11) уверенность;
12) неуверенность.
Литература.
- И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Химия. 10 класс. – М.: ОНИКС, 2005.
- Фельдман Ф, Г., Рудзитис Г. Е. Основы общей химии. 11 класс. – М.: «Просвещение»,1985.
- Детская энциклопедия «Я познаю мир. Философия». – М,: Астрель, 1999.
- Шилина Л. Я. Урок по теме «Химическая связь» // Химия в школе. – 2009. – №3.
- Сент-Экзюпери А. Маленький принц. – М.: Терра, 1996.
- Фрагмент фильма «Тайны воды».
- Презентации учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему "Строение атома" в 8, 11 классе
На примере истории развития научных представлений о строении атома формировать у учащихся научное мировозрение, умение выделять и описывать физические явления, строитть гипотезы. В данной презен...
Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР.
Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР....
Урок на тему "Строение и функции крови", 8 класс.
Цели урока: Сформулировать новые понятия о составе крови.Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.Развивать умения работы с различными информационными источниками.Нацелит...
Тесты по темам: "Строение атома " и "Химическая связь"
В тестах собраны задания по строению атома, электроотрицательности, степени окисления, видам связи....
Урок химии в 8 классе по теме "Строение атома. Виды химических связей"
Обобщающий урок химии в 8 классе по теме "Строение атома. Виды химических связей"...
Урок по теме «Строение и функции кожи» 8 класс
Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...