Урок по теме «Строение и функции кожи» 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Разработка урока по биологии по технологии развития критического
мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_kozha.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Строение и функции кожи» 8 класс
Задачи урока:
- Обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляционной функциями кожи.
- Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
- Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: таблица «Кожа», информационные листы, листы бумаги, фломастеры, ПК, мультимедийный проектор, презентация
Тип урока: усвоение новых знаний (ТРК)
Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», «Инсерт», кластеры, синквейн.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
2. Стадия вызова
Разминка: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Беседа по вопросам:– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец? – Что же является главным в жизни каждого человека? – Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Обучающиеся отвечают, учитель обобщает.
– Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок
– Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
– Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
– Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
– Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
– Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже).
– Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом.
Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «–». Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока
Задание «Верите ли вы, что…»
- … кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».
- … секрет потовых желёз не имеет запаха.
- … кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.
- … кожа – сложный орган со многими функциями.
- … мёртвые клетки кожи постоянно слущиваются и заменяются новыми
- … кожа тесно связана с нервной системой.
- … в коже происходит образование витамина Д.
- … 2% кислорода в организм поступает через кожу.
- … молочные железы – это изменённые потовые железы.
– Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение.
– К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.
– Кто не согласен с предположениями поднимите руки.
– Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. Предположите формулировку темы нашего урока.
Обучающиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение и функции кожи». Школьники записывают тему в тетрадь.
– Ключевое слово нашего урока – кожа. Вокруг этого слова находятся неизвестные или малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить на уроке. Какова цель нашего урока?
Ученики высказывают своё мнение, учитель обобщает.
– Целью нашего урока является выяснить особенности строения кожи в связи с выполняемыми функциями.
3. Стадия осмысления
– По какому критерию мы можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы оцениваем?
– Мы оцениваем состояние его кожи. Поэтому с давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже».
У здорового человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. Перед вами картины Леонардо Да Винчи. Обратите внимание на цвет лица, рук этого портрета. Они нежно розового цвета, кажутся прозрачными. Это говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека.
А теперь посмотрите на другой портрет, здесь вы видите уже противоположную картину. Кожа потеряла свою свежесть, сморщилась, меняется её цвет. Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек. Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас?
– Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный орган со многими функциями. Чтобы разобраться в этом обратимся к тексту.
Итак, следующий этап нашего урока – работа с учебником. Внимательно прочитайте текст учебника на странице 163-164 ( учебник Биология авт. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.) и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения :
«!» – знакомая информация.
«+» – новая информация.
«–» – думал иначе.
«?» – непонятно.
– Вы прочитали особенности строения и функции кожи, оценили её для себя. Теперь вы получаете информационные листы
Внимательно их рассмотрите и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях учебника цифры тех характеристик из информационного листа, которые соответствуют информации в ваших учебниках.
Ученики работают с текстом.
– К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.
Вам предлагается индивидуально каждому систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу :
«!» – знакомая информация
«+» – новая информация
«–» – думал иначе
«?» – непонятно
– Работаем в группах (по 4 человека): последовательно обсудите каждую графу таблицы и представьте сводную таблицу по вашей группе.
Школьники выполняют работу на листах бумаги, результаты прикрепляют на доске.
4.Стадия рефлексии
– Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию.
Беседа по вопросам:
– Что было вам известно о коже?
– Что было новым для вас?
– О чём думали иначе?
– Какие у вас остались вопросы?
– Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.
– Вернёмся к верным – неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными.
Упражнение на понимание и запоминание
– Вернёмся к ключевому слову нашего урока – коже и к тем терминам, которые находятся вокруг него. Попробуйте сгруппировать эти сведения и дополнительные идеи по теме, установить логические связи и составить структурно-логическую схему. Работаем в группах, составляем кластер на отдельном листе бумаги, чтобы у доски объяснить свои выводы и размышления. По изученному материалу составляем синквейн.
Защита кластеров у доски. Зачитывание синквейнов.
Беседа по вопросам:– Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
– В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?
Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.
– Скажите, специалист имеет право на ошибку?
– Хотели бы вы обратиться, например, к врачу-косметологу, который может допустить ошибку?
– Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком высока. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте. Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её ты несёшь ответственность.
5. Домашнее задание Всем: п. 41 вопр.1 -6 По желанию:
1. Составить более полную структурно-логическую схему, украсить её рисунком или картинкой.
2. Задание для группы: подобрать материал и оформить презентацию по темам: «Закаливание организма»; «Заболевание кожи»; «Гигиена одежды и обуви»; «Дактилоскопическое исследование».
Площадь кожи взрослого человека составляет 2 м2. Масса кожи 2,7 кг. Толщина кожи, покрывающая бедра и спину, равняется около 4 мм. Самая тонкая кожа на веках глаз – 0,4 мм. Цвет кожи обусловлен пигментом меланином, который защищает организм от излишнего действия ультрафиолетовых лучей. Под влиянием ультрафиолета в коже образуется витамин Д. На поверхности кожи кислая среда, что способствует гибели бактерий. Через поверхность кожи теряется более 80 % тепла. 2 % кислорода в наш организм поступает через кожу. В сутки выделяется до 500 мл пота, который на 99 % состоит из воды и на 1 % - из мочевины, молочной лимонной и мочевой кислот, аммиака и минеральных солей. На 1 см2 кожи приходится до 100 рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение.
Задание: из этого текста постарайтесь выделить как можно больше информации о коже и представьте ее в виде кластера (работа в группах)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический комплекс по теме"строение и функции кожи"
Тема: «Покровные органы. Терморегуляция» Цели темы:1. Развить понятие о взаимосвязи строения и функции на примере кожи; Уг...
Урок по теме: "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"
Данный урок биологии проводится в 10 классе. На уроке формируются знания о строении, свойствах и функциях внутреннего слоя клеточной оболочки - плазматической мембраны в системе ТДМ (технология...
Урок на тему "Строение и функции крови", 8 класс.
Цели урока: Сформулировать новые понятия о составе крови.Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.Развивать умения работы с различными информационными источниками.Нацелит...
Урок по теме "Строение и функции кожи"
Проблемный урок по биологии 8 класс по теме: "Строение и функции кожи"....
Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс
Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс...
Разработка урока на тему "Строение и функция кожи"
Цель урока "Изучить взаимосвязь строения и функции кожи, и значение ее для организма. Изучение и первичное закрепление знаний о строении и функциях кожи"....
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников биология 9 класс. Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи
Данная разработка предназначена для проведения урока биология в 9 классе с использованием ЭФУ. УМК М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек....