Открытый урок на тему: "Газообразные вещества", 11 класс
методическая разработка по химии (11 класс)
Урок по теме: "Газообразные вещества"проводится в 11 классе с целью актуализации и закреплению полученных ранее знаний по теме: "Агрегатные состояния веществ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме:"Газообразные вещества" | 712.5 КБ |
маршрутный лист к уроку "Газообразные вещества" | 100.5 КБ |
тест к уроку "газообразные вещества" | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ХИМИЯ, 11 класс
МБОУ СОШ№27, Д.Э.Скрыльникова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И. Донского»
МБОУ СОШ №27 г. Шахты
346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail: russchool27@rambler.ru
Методическая разработка
урока химии
"Газообразные вещества"
11 класс
Учитель химии:
Д.Э. Скрыльникова
2020г. Шахты
Тема урока: «Газообразные вещества»
Цели урока:
Обучающие: обобщить, расширить и систематизировать знания о газообразных веществах и их отличий от твердых и жидких веществ; актуализировать знания о свойствах газообразных веществ; повторить закон Авогадро; систематизировать знания о способах получения, распознавания и применения наиболее известных газов.
Развивающие: обратить внимание обучающихся на окружающие нас вещества, развивать стремление к объяснению их свойств в разных агрегатных состояниях, продолжать развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием; способствовать формированию информационной культуры.
Воспитательные: продолжать формировать навыки четких ответов на поставленные вопросы, выделять главное и систематизировать изучаемый материал; способствовать формированию коммуникативной культуры.
Задачи:
Предметные: закрепить знания о газообразных веществах; установить отличия газообразных веществ от твердых и жидких; выявить их распространение в природе; актуализировать понятия «молярный объем», «объемная доля компонента в смеси», закон Авогадро; обобщить и систематизировать знания о способах получения и распознавания таких газообразных веществ, как водород, кислород, углекислый газ, аммиак и этилен; развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Метапредметные: содействовать в формировании умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выявлять сходства и различия, выстраивать устные и письменные высказывания; развивать коммуникативные способности обучающихся (умение вести диалог и монолог, слушать высказывания других учеников); расширить кругозор и формировать научное мировоззрение.
Личностные: содействовать формированию культуры умственного и практического труда, адекватной самооценки обучающихся труда; воспитывать умение работать в сотрудничестве, совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения заданий, развивать умение формулировать, аргументировать собственное мнение, заинтересовать процессами, происходящими в окружающем мире; содействовать нравственно-эстетическому воспитанию.
Методы обучения: информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированные и проблемно-поисковые, практический, словесный (диалогический, беседа по вопросам), наглядный.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование и реактивы: таблицы, маршрутные листы, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагменты опытов «Гремучий газ», «Получение этилена» (ре6сурсы Единой коллекции ЦОР), презентация, воздушный шарик, бутылка с газированной водой, аэрозоль; химическое оборудование: пробирки, спиртовка, держатель, пробка с газоотводной трубкой, аппарат Киппа, лучинка, спички; химические реактивы: цинк, мел, соляная кислота, хлорид аммония, гидроксид кальция, перманганат калия, индикаторная бумага.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: создание условия для формирования критически и адекватно мыслящей личности, способной сформулировать свою точку зрении.
Метапредметные: создание условий для анализа и сравнения информации, содержащей химические формулы, способствование умений высказывания, устанавливать причинно-следственные связи (состав вещества - свойства вещества), формулировать выводы.
Предметные: повторение понятий «молярный объем», «объемная доля компонентов смеси», обобщение знаний по получению газообразных веществ, изученных ранее.
Структура урока
- Организационный момент.
- Актуализация, систематизация и обобщение знаний.
- Целеполагание.
- Формирование новых учебных знаний.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Приветствие учителя и класса. Проверка готовности класса к уроку. Проверка отсутствующих на уроке.
- Актуализация, систематизация и обобщение знаний.
Постановка целей урока
Ребята, у меня к Вам вопрос: Что объединяет столь разнородные предметы на демонстрационном столе: воздушный шарик, газированная вода, аэрозоль в баллоне? (газ, газообразные вещества)
Верно. Думаю, Вы догадались, какая у нас сегодня тема урока? (газообразные вещества).
Записываем в тетрадь тему урока.
Из курса физики Вы знаете, что в зависимости от внешних условий вещества могут находиться в различных состояниях.
Какие агрегатные состояния веществ Вы знаете? (твёрдые, жидкие, газообразные)
Назовите распространённое вещество, которое может находиться в трех агрегатных состояниях? (вода)
Можно добавить еще одно, четвертое, состояние вещества – это плазма, когда вещества находятся в атомарном состоянии. Примером таких веществ является пламя или кровь.
Давайте с вами разберем, что характерно для каждого агрегатного состояния.
Твердые тела – молекулы расположены очень близко друг к другу. Такие вещества сохраняют форму, объем и имеют кристаллическую решетку, за исключением аморфных веществ.
Жидкие – имеют объем, но не имеют формы. Молекулы жидких веществ находятся чуть дальше друг от друга, поэтому жидкости текучие. Их трудно сжать. (демонстрация твердых веществ – мрамор, и жидких переливание воды в сосуды разной формы- форма меняется, объем сохраняется).
А теперь поговорим о свойствах газообразных веществ. Для чего нам нужно их знать? (чтобы понимать, как можно их получить и где мы можем использовать данные газы, судить об их роли в жизни).
Тогда давайте определим цели нашего урока:
- Изучить свойства газообразных веществ
- Получить некоторые из них
- Распознать полученные вещества
- Глобальная роль газов на нашей планете
Основная часть урока
Прежде чем мы начнем разбирать свойства веществ, я хотела бы проверить, как вы умеете разделять вещества по агрегатному состоянию. Предлагаю Вам выполнить 1 задание в маршрутном листе «Третий лишний». Вам нужно вычеркнуть вещество, не соответствующее по агрегатному состоянию с двумя другими веществами. (На выполнение 2 минуты. Проверка фронтальная.)
А сейчас давайте заполним схему в маршрутном лист (задание2): свойства газов, тем самым установив отличие газообразных веществ от твердых и жидких. В центре страницы у вас надпись ГАЗ и от него направлены стрелочки – это свойства, которые вы сейчас запишите.
Что характерно для газообразных веществ?
В газовой фазе расстояния между молекулами во много раз превышает размеры самих частиц.
Поэтому газ не имеет ни формы, ни объема, принимает любую форму, занимает любой объем (сдуем немного шарик и можем изменить его форму и размер). Почему? Потому, что молекулы газов находятся очень далеко друг от друга и слабые силы притяжения между ними не могут удержать их рядом. Поэтому при атмосферном давлении объем сосуда в сотни тысяч раз больше объема молекул газа, поэтому для газов выполняется закон Авогадро:
В РАВНЫХ ОБЪЕМАХ РАЗЛИЧНЫХ ГАЗОВ ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ СОДЕРЖИТСЯ ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО МОЛЕКУЛ
Давайте, вспомним задачи с использованием молярного объёма. Рассчитайте, чему будет равен объем газов, если взять при одинаковых условиях:
1 ряд: 1 моль водорода Н2 (2 г)
2 ряд: 1 моль кислорода О2 (32 г)
3 ряд: 1 моль углекислого газа СO2 (44 г)
Один моль любого из газов займет один и тот же объем, равный 22,4 л.
Как видно из ваших ответов все газы занимают одинаковый объем. Несмотря на то, что значение их массы будет разной. Это говорит о том, что газы легко сжимаются. Еще одно свойство газов.
Вспомните, сколько молекул содержит один моль любого газа при нормальных условиях? (6*1023молекул)
Как называется это число? (число Авогадро)
Какие условия считаются нормальными? (760 мм.рт.ст. и 00С)
Благодаря большому расстоянию между молекулами любые газы смешиваются друг с другом в любых соотношениях. Назовите важнейшие природные смеси газов. Каков их состав? (Воздух:21% кислорода, 78% азота, благородные газы, углекислый газ; природный газ: 90% метана и другие углеводороды).
Итак, мы с вами вспомнили какими свойствами обладают газы. Теперь нам предстоит получить некоторые из них и распознать. Переходим к выполнению лабораторных опытов. Ознакомьтесь с памяткой безопасности в маршрутном листе и подпишите инструктаж по ТБ.
Лабораторный опыт
Памятка по соблюдению правил техники безопасности.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны четко следовать правилам ТБ.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
- Опыты производите только над рабочим лотком.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
С инструктажем по ТБ ознакомлен(а)___________________
Водород.
Охарактеризуйте его физические свойства. Как можно его получить?
Это самый легкий газ, не имеет цвета, запаха и вкуса.
В лаборатории его получают чаще всего в аппарате Киппа взаимодействием цинка с соляной кислотой.
Водород собирают в перевернутый вверх дном сосуд. Чтобы распознать его надо к отверстию перевернутого вверх дном сосуда поднести зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси.
Водород с воздухом образует взрывчатую смесь - «гремучий газ».
Демонстрация взрыва водорода (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bead8602-ad9f-ee28-499e-54f222920c68/index.htm
Приступаем к выполнению опыта.
Опыт 1. Получение водорода
Цель: получить и распознать водород.
Оборудование и реактивы: штатив, пробирка, спички, лучинка; цинк, соляная кислота.
В пробирку поместить 2 гранулы цинка и добавить1 мл соляной кислоты.
Что происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции (составить ЭБ к ОВР): Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кислород. Охарактеризуйте его физические свойства. Как можно его получить и распознать?
Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%.
Бесцветный, не имеющий запаха газ, который плохо растворяется в воде.
В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия KMnO4 или пероксида водорода H2O2.
Кислород собирают в сосуд вытеснением воздуха, потому что он тяжелее воздуха. Кислород собирают методом вытеснения воды, так как он мало растворим в воде. Распознают кислород по вспыхиванию, внесенной в сосуд с этим газом, тлеющей лучинки.
Приступаем к выполнению опыта.
Опыт. Получение кислорода.
Цель: получить и распознать кислород.
Оборудование и реактивы: штатив, пробирка, держатель, спички, лучинка; перманганат калия.
В пробирку поместить немного перманганата калия и нагреть.
Что происходит?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции (составить ЭБ для ОВР):
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими физическими свойствами обладает углекислый газ? Как можно его получить в лаборатории и распознать?
Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция.
Углекислый газ можно распознать по помутнению известковой воды или с помощью горящей лучинки.
Приступаем к выполнению опыта.
Опыт. Получение углекислого газа.
Цель: получить и распознать углекислый газ.
Оборудование и реактивы: штатив, пробирка, спички, лучинка; карбонат кальция, соляная кислота.
В пробирку поместить немного карбоната кальция и прилить1 мл соляной кислоты. Что происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции (написать уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде): СаСО3+2НСl=CaCl2+H2O+CO2↑
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Давайте вспомним, как получают аммиак, какими физическими свойствами он обладает и как его распознать.
Аммиак NH3 – газ с резким запахом, бесцветный, хорошо растворим в воде.
В лаборатории аммиак получают взаимодействием щелочей с солями аммония:
NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑
Еще аммиак можно распознать по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки.
Запишите уравнение реакции получения аммиака в промышленности, укажите, что реакция обратимая и условия, при которых она протекает: катализатор, высокие температура и давление.
3H2 + N2 ↔2NH3
Так как аммиак легче воздуха, то его следует собирать, так же, как и водород – в перевернутую вверх дном пробирку.
Опыт получения аммиака проводится демонстрационно учителем.
На уроках органической химии вы познакомились с газом этиленом С2Н4. Этилен – газ без цвета и запаха. В промышленности его получают дегидрированием этана:
СН3−СН3 → СН2=СН2 + Н2.
Реакция протекает в присутствии катализатора и при высокой температуре.
В лаборатории этилен получают двумя способами:
деполимеризацией полиэтилена (–СН2–СН2–) n → nСН2 = СН2
или каталитической дегидратацией этилового спирта:
С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О.
Как можно собрать этилен? Как доказать его наличие?
Этилен тяжелее воздуха, поэтому его можно собрать вытеснением воздуха. Распознают этилен по обесцвечиванию подкисленного раствора перманганата калия или бромной воды.
Демонстрация видеоопыта получения этилена реакцией дегидрирования этилового спирта и распознавание этилена реакцией горения (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e659f378-5a0f-07e2-5491-fe1ca9d05442/index.htm
Учащиеся записывают уравнения реакций.
Закрепление знаний
После выполнении лабораторных опытов заполните таблицу в маршрутном листе.
Задание 4. Характеристика газов.
Таблица 1.
Название | Водород | Кислород | Углекислый газ | Аммиак | Этилен |
Формула | |||||
Физические свойства | |||||
Получение | |||||
Распознавание | |||||
Метод сбора газа | |||||
Применение |
Пройти тест на платформе
https://forms.gle/Bw6yWXtWgxLxfMMVA
https://forms.gle/adf5GQk97CAVdzqY6
Домашнее задание:
написать эссе по теме «Человек и атмосфера»
Рефлексия
Выбрать смайл соответствующий вашему настроению с учетом полученных знаний
Приложение1.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Дата______ ФИ ______________________ класс _______
Тема: "Газообразные вещества"
Вариант 1
Задание 1. Игра «Третий лишний»
1 ряд | Газообразные вещества | Твердые вещества |
1 парта | Кислород, углекислый газ, медь | Алюминий, сода, ртуть. |
2 парта | Гелий, свинец, водород | Кислород, железо, сахар. |
3 парта | Азот, кислород, алюминий. | Вода, мел, железо. |
4 парта | Сера, угарный газ, водород. | Алмаз, азот, алюминий. |
5 парта | Кислород, сера, угарный газ. | Песок, сахар, спирт. |
Задание2. Свойства газообразных веществ.
Задание 3. Выпишите газы из предложенных веществ.
СаО, Н2, КОН, Fe, Na2CO3, Н2S, Br2
_____________________________________________________
Лабораторный опыт
Памятка по соблюдению правил техники безопасности.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны четко следовать правилам ТБ.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
- Опыты производите только над рабочим лотком.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
С инструктажем по ТБ ознакомлен(а)___________________
Опыт 1. Получение водорода
Цель: получить и распознать водород.
Оборудование и реактивы: штатив, пробирка, спички, лучинка; цинк, соляная кислота.
В пробирку поместить 2 гранулы цинка и добавить1 мл соляной кислоты.
Что происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия.
Отметь свое настроение и уровень знаний после урока.
Задание 4. Характеристика газов.
Таблица 1.
Название | Водород | Кислород | Углекислый газ | Аммиак | Этилен |
Формула | |||||
Физические свойства | |||||
Получение | |||||
Распознавание | |||||
Метод сбора газа | |||||
Применение |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Дата______ ФИ ______________________ класс _______
Тема: "Газообразные вещества"
Вариант 2
Задание 1. Игра «Третий лишний»
2 ряд | Газообразные вещества | Твердые вещества |
1 парта | Хлор, медь, сахар | Ртуть, вода, кислород. |
2 парта | Сера, вода, алмаз | Спирт, алюминий, уксус. |
3 парта | Медь, кислород, железо | Соляная кислота, поваренная соль, серная кислота, |
4 парта | Мрамор, золото, бром | Растительное масло, алюминий, вода. |
5 парта | Серебро, сера, азот | Ацетон, ртуть, сахар. |
Задание2. Свойства газообразных веществ.
Задание 3. Выпишите газы из предложенных веществ.
Н2CO3, Zn, О2, Са(ОН)2, NH3, Fe2O3
_____________________________________________________
Лабораторный опыт
Памятка по соблюдению правил техники безопасности.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны четко следовать правилам ТБ.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
- Опыты производите только над рабочим лотком.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
С инструктажем по ТБ ознакомлен(а)___________________
Опыт 1. Получение кислорода
Цель: получить и распознать кислород.
Оборудование и реактивы: штатив, пробирка, держатель, спички, лучинка; перманганат калия.
В пробирку поместить немного перманганата калия и нагреть.
Что происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия.
Отметь свое настроение и уровень знаний после урока.
Задание 4. Характеристика газов.
Таблица 1.
Название | Водород | Кислород | Углекислый газ | Аммиак | Этилен |
Формула | |||||
Физические свойства | |||||
Получение | |||||
Распознавание | |||||
Метод сбора газа | |||||
Применение |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Дата______ ФИ ______________________ класс _______
Тема: "Газообразные вещества"
Вариант 3
Задание 1. Игра «Третий лишний»
3 ряд | Газообразные вещества | Твердые вещества |
1 парта | Азот, ртуть, кислород | Спирт, вода, медь |
2 парта | Углекислый газ, гелий, железо | Азот, ртуть, спирт |
3 парта | Мел, угарный газ, сероводород | Уксус, сахар, спирт |
4 парта | Водород, сернистый газ, мрамор | Ацетон, гелий, вода |
5 парта | Алюминий, кислород, хлор | Свинец, ртуть, молоко |
Задание2. Свойства газообразных веществ.
Задание 3. Выпишите газы из предложенных веществ.
Al2O3, C2H4, Сr, HCl, Са(ОН), СО2
_____________________________________________________
Лабораторный опыт
Памятка по соблюдению правил техники безопасности.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны четко следовать правилам ТБ.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
- Опыты производите только над рабочим лотком.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
С инструктажем по ТБ ознакомлен(а)___________________
Опыт 1. Получение углекислого газа
Цель: получить и распознать углекислый газ.
Оборудование и реактивы: штатив, пробирка, спички, лучинка; карбонат кальция, соляная кислота.
В пробирку поместить немного карбоната кальция и прилить1 мл соляной кислоты. Что происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия.
Отметь свое настроение и уровень знаний после урока.
Задание 4. Характеристика газов.
Таблица 1.
Название | Водород | Кислород | Углекислый газ | Аммиак | Этилен |
Формула | |||||
Физические свойства | |||||
Получение | |||||
Распознавание | |||||
Метод сбора газа | |||||
Применение |
Предварительный просмотр:
ХИМИЯ, 11 класс
МБОУ СОШ№27, Д.Э.Скрыльникова
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Дата________ ФИ ________________________________ класс ___________
Тема: "Газообразные вещества"
Вариант 1
Задание 1. Игра «Третий лишний»
1 ряд | Газообразные вещества | Твердые вещества |
1 парта | 1. Кислород, углекислый газ, серебро. | 1. Алюминий, сода, ртуть. |
2 парта | 2. Гелий, свинец, водород | 2. Кислород, железо, сахар. |
3 парта | 3. Азот, кислород, алюминий. | 3. Вода, мел, железо. |
4 парта | 4. Сера, угарный газ, водород. | 4. Алмаз, азот, алюминий. |
5 парта | 5. Кислород, сера, угарный газ. | 5. Песок, сахар, спирт. |
Задание2. Свойства газообразных веществ.
ГАЗ | ||
Задание 3. Выпишите газы из предложенных веществ.
СаО, Н2, КОН, Fe, Na2CO3, Н2S, Br2
_________________________________________________________________
Лабораторный опыт
Памятка по соблюдению правил техники безопасности.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны четко следовать правилам ТБ.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
- Опыты производите только над рабочим лотком.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
С инструктажем по ТБ ознакомлен(а)___________________
Опыт 1. Получение водорода
Цель: получить и распознать водород.
Оборудование и реактивы: штатив, пробирка, спички, лучинка; цинк, соляная кислота.
В пробирку поместить 2 гранулы цинка и добавить1 мл соляной кислоты.
Что происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Характеристика газов.
Таблица 1.
Название | Водород | Кислород | Углекислый газ | Аммиак | Этилен |
Формула | |||||
Физические свойства | |||||
Получение | |||||
Распознавание | |||||
Метод сбора газа | |||||
Применение |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Дата________ ФИ ________________________________ класс ___________
Тема: "Газообразные вещества"
Вариант 2
Задание 1. Игра «Третий лишний»
2 ряд | Твердые вещества | Жидкие вещества |
1 парта | 1. Хлор, медь, сахар. | 1. Ртуть, вода, кислород. |
2 парта | 2. Сера, вода, алмаз. | 2. Спирт, алюминий, уксус. |
3 парта | 3. Медь, кислород, железо. | 3.Соляная кислота, поваренная соль, серная кислота, |
4 парта | 4. Мрамор, золото, бром. | 4. Растительное масло, алюминий, вода. |
5 парта | 5. Серебро, сера, азот. | 5. Ацетон, ртуть, сахар. |
Задание2. Свойства газообразных веществ.
ГАЗ | ||
Задание 3. Выпишите газы из предложенных веществ.
Н2CO3, Zn, О2, Са(ОН)2, NH3, Fe2O3
_________________________________________________________________
Лабораторный опыт
Памятка по соблюдению правил техники безопасности.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны четко следовать правилам ТБ.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
- Опыты производите только над рабочим лотком.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
С инструктажем по ТБ ознакомлен(а)___________________
Опыт 1. Получение кислорода.
Цель: получить и распознать кислород.
Оборудование и реактивы: штатив, пробирка, держатель, спички, лучинка; перманганат калия.
В пробирку поместить немного перманганата калия и нагреть.
Что происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Характеристика газов.
Таблица 1.
Название | Водород | Кислород | Углекислый газ | Аммиак | Этилен |
Формула | |||||
Физические свойства | |||||
Получение | |||||
Распознавание | |||||
Метод сбора газа | |||||
Применение |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Дата________ ФИ ________________________________ класс ___________
Тема: "Газообразные вещества"
Вариант 3
Задание 1. Игра «Третий лишний»
3 ряд | Газообразные вещества | Жидкие вещества |
1 парта | 1. Азот, ртуть, кислород | 1. Спирт, вода, медь |
2 парта | 2. Углекислый газ, гелий, железо | 2. Азот, ртуть, спирт |
3 парта | 3. Мел, угарный газ, сероводород | 3. Уксус, сахар, спирт |
4 парта | 4. Водород, сернистый газ, мрамор | 4. Ацетон, гелий, вода |
5 парта | 5. Алюминий, кислород, хлор | 5. Свинец, ртуть, молоко |
Задание2. Свойства газообразных веществ.
ГАЗ | ||
Задание 3. Выпишите газы из предложенных веществ.
Al2O3, C2H4, Сr, HCl , Са(ОН), СО2
_________________________________________________________________
Лабораторный опыт
Памятка по соблюдению правил техники безопасности.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны четко следовать правилам ТБ.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
- Опыты производите только над рабочим лотком.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
С инструктажем по ТБ ознакомлен(а)___________________
Опыт 1. Получение углекислого газа.
Цель: получить и распознать углекислый газ.
Оборудование и реактивы: штатив, пробирка, спички, лучинка; карбонат кальция, соляная кислота.
В пробирку поместить немного карбоната кальция и прилить1 мл соляной кислоты. Что происходит?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнение реакции:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Характеристика газов.
Таблица 1.
Название | Водород | Кислород | Углекислый газ | Аммиак | Этилен |
Формула | |||||
Физические свойства | |||||
Получение | |||||
Распознавание | |||||
Метод сбора газа | |||||
Применение |
Предварительный просмотр:
Тестирование по теме: «Газообразные вещества» | Тестирование по теме: «Газообразные вещества» | ||||||||
Вариант 1. | Вариант 2. | ||||||||
1. | Наибольшее расстояние между молекулами у вещества в состоянии | 1. | При нормальных условиях 0,1 моль газа занимает | ||||||
А | жидком | А | 0,224 л | ||||||
Б | твердом | Б | 22,4 л | ||||||
В | газообразном | В | 2,24 л | ||||||
Г | везде одинаковое | Г | 6,02 *1023 л | ||||||
2. | В составе воздуха кислород занимает по объему | 2. | Основу воздуха составляет | ||||||
А | 100% | А | углекислый газ | ||||||
Б | 21% | Б | азот | ||||||
В | 78% | В | кислород | ||||||
Г | 1% | Г | метан | ||||||
3. | Основу природного газа составляет | 3. | Смесь двух объемов водорода и одного объема кислорода называют | ||||||
А | кислород | А | природным газом | ||||||
Б | метан | Б | гремучим газом | ||||||
В | азот | В | синтез-газом | ||||||
Г | углекислый газ | Г | углекислым газом | ||||||
4. | Реакция, протекающая в аппарате Киппа | 4. | В реакции получения этилена С2Н5ОН = C2H4 +Н2О используют в качестве катализатора | ||||||
А | Zn + 2НС1 = ZnCl2 + Н2 | А | H2SО4 | ||||||
Б | 2Н2О2 = 2Н2О + О2 | Б | Fe | ||||||
В | СаСО3 = СаО + СО2 | В | Ni | ||||||
Г | ЗН2 + N2 = 2NH3 | Г | Pt | ||||||
5. | Газ, имеющий резкий запах | 5. | Способ распознавания этилена | ||||||
А | Н2 | А | тлеющей лучинкой | ||||||
Б | N2 | Б | по изменению окраски лакмусовой бумаги | ||||||
В | СО2 | В | по появлению дыма, при поднесении палочки, смоченной НСl | ||||||
Г | NH3 | Г | по обесцвечиванию бромной воды | ||||||
6 | Установите соответствие между газом и способом его собирания | 6 | Установите соответствие между газом и способом его распознавания | ||||||
А | Этилен | 1. | Вытеснением воздуха | А | Кислород | 1. | тлеющая лучинка гаснет | ||
Б | Аммиак | 2. | Вытеснением воды | Б | Этилен | 2. | характерный звук при поджигании | ||
В | Водород | В | Аммиак | 3. | тлеющая лучинка вспыхивает | ||||
Г | Кислород | 3. | Перевёрнутым вверх дном сосудом | Г | Водород | 4. | обесцвечивание раствора КМпО4 | ||
Д | углекислый газ | Д | углекислый газ | 5. | лакмусовая бумага синеет |
Ответы по теме: «Газообразные вещества»
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
А | Б | В | Г | Д | ||||||
1 | В | Б | Б | А | Г | 1 | 3 | 3 | 1,2 | 1 |
2 | В | Б | Б | А | Г | 3 | 4 | 5 | 2 | 1 |
Какой газ можно собрать вытеснением воздуха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «История открытия химических элементов и простых веществ» (9 класс)
Многие химические элементы были открыты сравнительно недавно с точки зрения этапов исторического развития. История открытия химических элементов и простых веществ полна личных драм, различных не...
Конспект открытого урока на тему "!Органические вещества, входящие в состав клетки" (9 класс)
Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.Личностная значимость изучаемого материала: по ДНК можно определить родственные отношения людей (растений...
Открытый урок по теме" Плотность вещества"
Конспект урока по теме плотность, когда в кабинете ничего нет....
Открытый урок по химии "Простые вещества - металлы" конспект + презентация
Материал содержит конспект и презентацию открытого урока по химии в 8 классе по программе Габриелян О.С....
Открытый урок" Растворимые и нерастворимые вещества"
Открытый урок" Растворимые и нерастворимые вещества"...
План открытого урока по физике "Плотность вещества " 7 класс
Физическая величина плотность - является одной из основных понятий в физике. Урок изучения нового материала носит исследовательский характер, разработан с используя системно-деятельностный подход. ...
Открытый урок на тему "Плотность вещества" в 7 классе
Цели урока:обучающая: выяснение зависимости массы тела от объёма тела и рода вещества;введение плотности вещества, выяснение её физического смысла и; формирование умений и навыков применять знани...