Открытый урок по химии "Простые вещества - металлы" конспект + презентация
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему
Материал содержит конспект и презентацию открытого урока по химии в 8 классе по программе Габриелян О.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_himii.doc | 92.5 КБ |
prostye_veshchestva_-_metally.ppt | 744 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Нестеровская ООШ»
Открытый урок по химии в 8 классе по теме:
«Простые вещества – металлы»
Разработала учитель биологии, химии и географии
Белова Римма Евгеньевна
2016
Цели урока:
- повторение особенностей строения атомов элементов-металлов и образования металлической связи
- усвоение знаний о физических свойствах металлов и их применении в хозяйстве.
Задачи урока:
- образовательные: систематизировать сведения о строении атомов элементов-металлов, изменении металлических свойств в периодах и главных подгруппах таблицы Д. И. Менделеева, структуре кристаллической решетки; изучить физические свойства простых веществ – металлов и их значение;
- воспитательные: создать условия для повышения познавательной активности учащихся, развивать коммуникативные навыки, воспитывать позитивное отношение к химии, критическое отношение к оценке знаний;
- развивающие: создать условия для развития универсальных учебных действий: а) познавательных: постановка и решение проблемы, действия со знаково-символическими средствами, умение работать с информацией, анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство суждений;
б) личностных: соотношение цели действия и его результата, ориентация в межличностных отношениях; в) коммуникативных: умение грамотно выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество в паре, ведение диалога; г) регулятивных: целеполагание, планирование, определение последовательности действий, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: коллекция металлов, изделия из металлов, лоток для лабораторных опытов, карточки с заданиями, инструктивная карта лабораторной работы, учебник «О. С. Габриелян, Химия, 8 класс», презентация «Простые вещества – металлы», интерактивная доска, цифровые ресурсы ФЦИОР.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ознакомление с темой и целью урока.
- Планирование урока.
- Актуализация знаний.
- Изучение физических свойств металлов и установление взаимосвязи между ними и применением металлов.
- Закрепление.
I. Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы начинаем путешествие по увлекательному миру веществ. Но для начала нам необходимо определить первый пункт назначения и маршрут. (На электронной доске – слайд №2)
А для этого попробуйте отгадать загадку Слайд 3
Пахать и строить – все он может
Если огонь ему поможет
Отгадка лежит у меня на столе. (Демонстрация изделий из металлов: гвоздя, ложки, кольца, проволоки).
Ответы учащихся.
Учитель. Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о металлах. Слайд 4
Напомните, пожалуйста, к какой группе веществ относятся металлы?
Учащиеся: Металлы относятся к простым веществам.
Учитель: Какие вещества называют простыми?
Учащиеся: Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента.
Учитель: Давайте сформулирует тему нашего урока: «Простые вещества – металлы» Слайд 4
Итак, мы определили станцию, но как же до нее добраться? Нам необходимо составить план изучения данной темы.
У вас на партах лежат карточки с заданиями (Приложение 1). Ознакомьтесь с ними, пожалуйста, но не заполняйте.
Учащиеся предлагают этапы освоения нового материала. Слайд 5
- 1. Повторить особенности строения металлов и металлической связи.
- 2. Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.
- 3. Выяснить значение металлов.
Учитель: Итак, повторим особенности строения атомов металлов и связи, которая для них характерна, а на основании знаний о связи познакомимся с физическими свойствами металлов. Слайд 6
- В главных подгруппах правее и выше линии «B – At» – неметаллы; левее и ниже – металлы. Элементы, оказавшиеся вблизи этой линии, проявляют переходные свойства.
- В побочных подгруппах находятся только металлы.
Учитель вызывает трех учеников к доске с заданием записать электронные и графические формулы для атомов натрия, магния и алюминия.
Задание для всего класса – проверить правильность выполнения задания.
На основе схем, записанных на доске, ученики формулируют вывод
Слайд 6 продолжение
- Для металлов характерно небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3).
- При образовании химических связей атомы металлов отдают внешние электроны, а атомы неметаллов их захватывают.
Учитель: Вспомните, ребята, как изменяются свойства атомов химических элементов в периоде? в группе?
Ответы учащихся. Слайд 7
Учитель: Какая связь образуется между атомами элементов-металлов? В чем ее особенность? Слайд 8
Учащиеся: Между атомами элементов-металлов образуется металлическая связь. Её особенность заключается в том, что она образована атом-ионами посредством обобществленных электронов.
- Учитель: Эта важнейшая особенность образования металлической связи является основной причиной особенных физических свойств металлов. Слайд 9
Видеосюжет Интернет-ресурса ФЦИОР «Физические свойства металлов».
Учитель: Какие физические свойства обуславливает наличие свободных электронов.
Ответы учащихся.
Учитель: А теперь давайте познакомимся с физическими свойствами металлов на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. (Приложение 2).Время – 5 минут.
Запись свойств в тетрадь: Слайд 10
- Металлический блеск.
- Непрозрачность.
- Цвет у большинства металлов светло-серый, исключения: медь – красновато-оранжевого, золото – желтого, цезий – светло-желтого цвета.
- Твердость (исключение: ртуть – жидкий металл).
- Пластичность.
- Теплопроводность.
- Электропроводность.
- Плотность и температура плавления различны.
Учащиеся проводят анализ рис.45 в учебнике (с.83).
Учитель: На основании всего вышесказанного можно сделать вывод: Металлы – это ковкие, пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.
А как вы думаете, зачем нам нужны знания о металлах?
Учащиеся предлагают варианты ответа.
Учитель: Вышеперечисленные физические свойства явились причиной широкой области применения металлов. Слайд 11
(Приложение 3)
VI. Учитель: Вернёмся к тестам – карточкам. Выполните задания согласно инструкции. (Работа с тестами) Передайте для проверки соседу по парте. Оцените работы, подпишите и сдайте мне.
Я предлагаю вам послушать химическую сказку.
В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.
Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».
Кем были жители этого Менделеевского царства?
Ответы учащихся: Металлы и неметаллы.
VII. Учитель: Наш урок подходит к концу.
На заключительном этапе предлагаю дать оценку уроку. Продолжите, пожалуйста, фразу: Слайд 12
Сегодня на уроке я узнал……
Было интересно, потому что…..
На уроке мне не понравилось…
VIII. Запись домашнего задания.
Учитель: Всем спасибо за работу. Д. И. Менделеев сказал: «Жить- это значит узнавать!» (слайд № 15). Стремитесь к новым знаниям, открытиям и победам. Всего хорошего, до свидания!
Приложение 1
Карточка-тест.
Закончите предложения.
1. У металлов на внешнем энергетическом уровне …………..электрона.
2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.
3. Все металлы по агрегатному состоянию………………………………….., за исключением……………..
4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...
5. Все металлы проводят……………………………….
6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.
7. Определите тип химической связи:
Н2……………………………………………………………………………….,
Na……………………………………………………………………………….,
K Cl……………………………………………………………………………..,
H Cl…………………………………………………………………………… .
Приложение 2.
ФИО учащегося______________________________
Класс 8
Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"
Лабораторная работа «Физические свойства металлов»
Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.
Оборудование: Лоток с набором образцов металлов, алюминиевая проволока, медная проволока.
Выполнение работы.
- Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск. Зафиксируйте результат.
- Определите являются ли образцы металлов прозрачными. Результат занесите в таблицу.
- Внимательно рассмотрите все образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
- Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
- Несколько раз перегните образцы алюминия и меди и установите, пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
- Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность алюминия и меди Результат занесите в таблицу.
Металл | Блеск | Прозрачность | Цвет | Твёрдость | Пластичность |
Алюминий | |||||
Медь | |||||
Олово | |||||
Цинк |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка: Пахать и строить, всё он может, если огонь ему поможет.
Тема урока: Простые вещества – металлы
План изучения темы. 1. Повторить особенности строения металлов и металлической связи. 2. Познакомиться с общими физическими свойствами металлов. Выяснить значение металлов.
В главных подгруппах правее и выше линии « B – At » – неметаллы; левее и ниже – металлы. Элементы, оказавшиеся вблизи этой линии проявляют переходные свойства. В побочных подгруппах находятся только металлы. Для металлов характерно небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3) и электроотрицательность ниже 2. При образовании химических связей атомы металлов отдают внешние электроны, а атомы неметаллов их захватывают.
Группы элементов Увеличение Числа электронов на последнем уровне Радиуса атома Неметаллических свойств Способности принимать электроны (окислительные свойства) У в е л и ч е н и е Числа уровней Радиуса атома Металлических свойств Способности отдавать е
Физические свойства металлов.
Металлический блеск Непрозрачность Цвет у большинства металлов светло-серый, исключения: медь – красновато-оранжевого, золото – желтого, цезий – светло-желтого цвета Твердость (исключение: ртуть – жидкий металл) Пластичность Теплопроводность Электропроводность Плотность и температура плавления различны
ВЫВОД: Металлы – это ковкие, пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.
Применение металлов Изготовление проводников Получение сплавов Ядерная энергетика Производство ювелирных украшений Машино-строение Изготовление посуды, инструментов Изготовление строймате-риалов Электро-ника
Продолжите фразу : Сегодня на уроке я узнал…… Было интересно, потому что….. На уроке мне не понравилось…
Домашнее задание: § 14 Сборник задач: №№357, 358, 362-364. Составить кроссворд на тему «Простые вещества – металлы»
Жить – это значит узнавать! Д. И. Менделеев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока по немецкому языку с презентацией
План-конспект открытого урока в 3 «А» классеТема «Зимой в лесу»...
Открытый урок "АНАЛИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРЕДМЕТА"(презентация на семинаре учителей ИЗО и черчения РСО – Алания
Цель урока. Научить учащихся уверенно различать модели геометрических тел, правильно называть их, а также мысленно расчленять предмет на составляющие его геометрические тела с ...
План-конспект открытого урока в 6 классе с презентацией по теме " Shops and shopping".
Открытый урок проходил в рамках муниципального семинара в 2013 году. Конспект урока по теме "Магазины и покупки" 6 клаcc по учебнику Кузовлева В. П. Представлена презентация, с помощью которой можно у...
Открытый урок 3 класс "Части тела". Презентация.
Презентация урока....
открытый урок: Три состояния вещества
Тема: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.Цель: объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения вещес...
План-конспект открытого урока в 7 классе с презентацией по теме “The Fun Starts Here” (Бурганова И.В.)
Цель урока: формирование лексических навыков по теме "Развлечения", навыков чтения и навыков говорения; развитие критического мышления....
"Сложение и вычитание десятичных дробей" Открытый урок с технологической картой и презентацией
Открытый урок с технологической картой для обучающихся с НОДа и УО (интеллектуальными нарушениями...