Открытый урок на тему "Плотность вещества" в 7 классе
учебно-методический материал по физике (7 класс)

aliya.tulkubaeva.1993@mail.ru

Цели урока:

обучающая: выяснение зависимости массы тела от объёма тела и рода веще­ства;

введение плотности вещества, выяснение её физического смысла и; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;

развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организа­цию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка вни­мания учащихся через смену учебной деятельности;

воспитательная: воспитание познавательного интереса к но­вым знаниям; воспитание культуры логического мышления и ак­тивности мышления.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Оборудование для демонстраций: весы, наборы для опреде­ления плотности вещества (тела из дерева правильной формы, тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).

Демонстрации:

взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготов­ленных из разных веществ (алюминия и свинца);

взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовлен­ных из разных веществ;

взвешивание тел, изготовленных из одного вещества, но имеющих разный объём

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока26.69 КБ
Файл Презентация2.35 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области

План-конспект

урока физики

в 7 классе по теме

«Плотность вещества»

Подготовила:

Ивасенко З.А.,

учитель физики

с. Крестище

2013г

Класс: 7

Тема урока: «Плотность вещества»

Цели урока:

обучающая: выяснение зависимости массы тела от объёма тела и рода вещества;

введение плотности вещества, выяснение её физического смысла и; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;

развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;

воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела из дерева правильной формы, тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).

Демонстрации:

взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца);

взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовленных из разных веществ;

взвешивание тел, изготовленных из одного вещества, но имеющих разный объём.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Объявление темы и целей урока)

Учитель. Ребята, вы приготовились? Тогда начинаем урок физики.

Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос. Что такое плотность вещества? Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И наконец вытащим из тайников памяти кое-что ценное и интересное.

Теперь откроем тетради, запишем число и тему урока .

Сегодня на уроке мы с вами должны:

1. Выяснить зависимость массы тела от объёма тела и от рода вещества

2. Ввести понятие плотности вещества и единиц измерения плотности.

#1042;ывести формулу для расчёта плотности вещества.

4. Выяснить физический смысл плотности вещества.

П. Повторение пройденного материала

#1060;ронтальный опрос

Как определить массу тела?

Что характеризует масса?

В каких единицах измеряется масса?

Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?

Как найти объем тела неправильной формы?

Слайд №5

Устные задачи на перевод единиц измерения в СИ.

III. Изучение нового материала

Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ.

Сегодня, мы изучим одну из физических величин, характеризующих вещество.

Учитель. Ребята, если в стеклянную бутылку налить воды, закрыть пробкой и поставить её на мороз, то, что произойдёт? Почему лопнула бутылка? Почему льда стало больше, чем было воды? Ответ на этот вопрос мы и найдём сегодня на уроке. Проведём исследовательскую работу.

Демонстрация: взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого.

Учитель: Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы...

Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.

Вывод. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ имеют разные массы.

Демонстрация: взвешивание двух цилиндров разного объёма, изготовленных из разных веществ, но имеющих равную массу.

Учитель: Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы...

Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.

Вывод. Тела с равными массами, изготовленные из разных веществ

имеют разные объёмы.

Учитель: Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность. Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объема.

Как можно найти плотность данного вещества?

Например. Льдина объёмом 5 м³ имеет массу 4500 кг. Какова масса 1 м³ льда?

4500 кг : 5 м³ = 900 кг/м³ - плотность льда

Слайд №16.

Учитель: Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная массу тела и его объем?

Плотность вещества численно равна отношению массы тела к объему этого тела. Плотность вещества показывает, «чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м3 (или 1см3). Запишем в тетради формулу для расчёта плотности и обозначение физических величин.

Учитель: Изучим единицы плотности.

Учитель: Что общего и чем отличаются данные кубики друг от друга?

Рассмотреть рисунок 52 в учебнике на стр. 49. Что показывает плотность вещества?

Используя таблицы плотностей на странице 50-51 учебника, ответьте на вопросы:

Какая жидкость имеет наибольшую плотность?

Чему равна плотность воды?

Что показывает это число?

Чему равна плотность водяного пара?

Что показывает это число?

Чему равна масса одного кубического метра льда?

Учитель: Одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях?

Вывод. Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна.

Учитель: Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе. Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы.

А теперь вернёмся к нашей проблеме, возникшей в начале урока.

Почему же лопнула бутылка? (Плотность льда меньше плотности воды и при замерзании воды объём льда увеличивается)

Учитель: Существует прибор для измерения плотности. Его называют Ареометр. Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.

Ареометры применяются для измерения:

плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах;

плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов;

плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др.

Учитель: Какая жидкость имеет наибольшую плотность?

Интересные факты. Сообщение учащегося.

Демонстрация 2: взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Вывод о зависимости от рода вещества.

IV. Закрепление изученного материала. Слайд №26

1. Что показывает плотность?

2. Что означает запись: «Плотность олова – 7300кг/м3»?

3. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?

4. Два кубика — из серебра и золота— имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем?

5. Зависит ли плотность мёда от его объёма?

6. Объёмы воды и нефти одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему?

7. Объём чего больше: 1 кг ваты и 1 кг стальных скрепок?

Слайд №27. Учитель: А теперь решим задачу. (Самостоятельная работа)

1). Кусок металла имеет массу 29,2 кг и объём 4 дм3. Из какого металла изготовлен брусок?

(Ответ : из олова)

2). Чугунный шар при объёме 125 см3 имеет массу 800г. Сплошной или полый этот шар? (Ответ: шар полый)

V. Подведение итогов урока . Рефлексия. Слайды №28-29.

Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

VI. Домашнее задание.

§21, упр. 7.

(Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа 2007.)

Слайд №30

Учитель: Урок завершен, до встречи на следующем уроке!"

Литература:

#1059;роки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательство «Глобус», 2010.

#1055;риемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. — 9-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

#1048;нтернет ресурсы (сайты)

Этапы урока

  • Постановка проблемы
  • Исследовательская работа
  • Понятие плотности
  • Определение плотности
  • Формула для вычисления плотности
  • Работа с таблицей плотностей
  • Разрешение проблемы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач по теме «Плотность, объем, масса тела»

Слайд 2

Вспомним: 1 ) Как в физике принято обозначать плотность? 2 ) Как вычисляется плотность? 3 ) В каких единицах измеряется плотность? 4 ) Откуда берется плотность для решения задач? 5 ) Как можно найти массу тела, если известен его объём и вещество, из которого оно состоит? 6 ) Существует ли плотность для газообразных тел, например, для воздуха ? 7) Почему у различных тел равного размера масса может быть различной, хотя они состоят из одних и тех же элементарных частиц?

Слайд 4

Рассчитайте массу воды в тоннах в озере Атавды , если объём воды в нём 28,6 млн. м³. Плотность воды примите за 1000 кг/м 3 .

Слайд 5

Определите среднюю плотность сливочного масла, если брусок такого масла размерами 7 см × 5,3 см × 2,9 см весит 100 г. Ответ выразите в г/см 3 и округлите до сотых долей

Слайд 6

Куб объемом 3л и массой 58 кг лежит на столе. Определите из какого вещества выполнено данное тело.

Слайд 7

Какую массу имеет стеклянная пластина объемом 15 куб. дм ?

Слайд 8

Металлическая деталь массой 949 г имеет объем 130 куб.см . Какой это металл?

Слайд 9

Определить плотность мела , если объем равен 20 см3 , а масса равна 48г . Выразите эту плотность в кг/м3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по информатике (11 класс) по теме "Экспертные системы распознавания химических веществ"

Материал содержит конспект урока для 11 класса профильного обучения информатике, презентацию к уроку, интерактивный тест по теме "Моделирование", карточки и другой раздаточный материал....

Открытый урок химии в 8 классе по теме: «Покорение вершины «Количество вещества»

Цель урока: закрепить знания по теме «Количество вещества». Задачи урока:  Образовательные:продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярны...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема: «Перенос веществ в организме позвоночных животных»

План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема: «Перенос веществ в организме позвоночных животных»...

открытый урок: Три состояния вещества

Тема: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.Цель: объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения вещес...

Открытый урок по теме "Основные классы неорганических веществ"

Обобщающий урок по теме "Основные классы неорганических веществ". Урок проводится в форме игры. Класс делится на несколько команд, каждая команда выполняет предложенные задания. В конце урок...

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...