Открытый урок на тему "Плотность вещества" в 7 классе
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Цели урока:
обучающая: выяснение зависимости массы тела от объёма тела и рода вещества;
введение плотности вещества, выяснение её физического смысла и; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;
развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;
воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела из дерева правильной формы, тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).
Демонстрации:
взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца);
взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовленных из разных веществ;
взвешивание тел, изготовленных из одного вещества, но имеющих разный объём
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 26.69 КБ |
Презентация | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
План-конспект
урока физики
в 7 классе по теме
«Плотность вещества»
Подготовила:
Ивасенко З.А.,
учитель физики
с. Крестище
2013г
Класс: 7
Тема урока: «Плотность вещества»
Цели урока:
обучающая: выяснение зависимости массы тела от объёма тела и рода вещества;
введение плотности вещества, выяснение её физического смысла и; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;
развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;
воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела из дерева правильной формы, тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).
Демонстрации:
взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца);
взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовленных из разных веществ;
взвешивание тел, изготовленных из одного вещества, но имеющих разный объём.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Объявление темы и целей урока)
Учитель. Ребята, вы приготовились? Тогда начинаем урок физики.
Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос. Что такое плотность вещества? Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И наконец вытащим из тайников памяти кое-что ценное и интересное.
Теперь откроем тетради, запишем число и тему урока .
Сегодня на уроке мы с вами должны:
1. Выяснить зависимость массы тела от объёма тела и от рода вещества
2. Ввести понятие плотности вещества и единиц измерения плотности.
#1042;ывести формулу для расчёта плотности вещества.
4. Выяснить физический смысл плотности вещества.
П. Повторение пройденного материала
#1060;ронтальный опрос
Как определить массу тела?
Что характеризует масса?
В каких единицах измеряется масса?
Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
Как найти объем тела неправильной формы?
Слайд №5
Устные задачи на перевод единиц измерения в СИ.
III. Изучение нового материала
Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ.
Сегодня, мы изучим одну из физических величин, характеризующих вещество.
Учитель. Ребята, если в стеклянную бутылку налить воды, закрыть пробкой и поставить её на мороз, то, что произойдёт? Почему лопнула бутылка? Почему льда стало больше, чем было воды? Ответ на этот вопрос мы и найдём сегодня на уроке. Проведём исследовательскую работу.
Демонстрация: взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого.
Учитель: Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы...
Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.
Вывод. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ имеют разные массы.
Демонстрация: взвешивание двух цилиндров разного объёма, изготовленных из разных веществ, но имеющих равную массу.
Учитель: Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса. Ваши гипотезы...
Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.
Вывод. Тела с равными массами, изготовленные из разных веществ
имеют разные объёмы.
Учитель: Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность. Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объема.
Как можно найти плотность данного вещества?
Например. Льдина объёмом 5 м³ имеет массу 4500 кг. Какова масса 1 м³ льда?
4500 кг : 5 м³ = 900 кг/м³ - плотность льда
Слайд №16.
Учитель: Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная массу тела и его объем?
Плотность вещества численно равна отношению массы тела к объему этого тела. Плотность вещества показывает, «чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м3 (или 1см3). Запишем в тетради формулу для расчёта плотности и обозначение физических величин.
Учитель: Изучим единицы плотности.
Учитель: Что общего и чем отличаются данные кубики друг от друга?
Рассмотреть рисунок 52 в учебнике на стр. 49. Что показывает плотность вещества?
Используя таблицы плотностей на странице 50-51 учебника, ответьте на вопросы:
Какая жидкость имеет наибольшую плотность?
Чему равна плотность воды?
Что показывает это число?
Чему равна плотность водяного пара?
Что показывает это число?
Чему равна масса одного кубического метра льда?
Учитель: Одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях?
Вывод. Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна.
Учитель: Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе. Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы.
А теперь вернёмся к нашей проблеме, возникшей в начале урока.
Почему же лопнула бутылка? (Плотность льда меньше плотности воды и при замерзании воды объём льда увеличивается)
Учитель: Существует прибор для измерения плотности. Его называют Ареометр. Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.
Ареометры применяются для измерения:
плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах;
плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов;
плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др.
Учитель: Какая жидкость имеет наибольшую плотность?
Интересные факты. Сообщение учащегося.
Демонстрация 2: взвешивание тел, имеющих равный объём, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца). Вывод о зависимости от рода вещества.
IV. Закрепление изученного материала. Слайд №26
1. Что показывает плотность?
2. Что означает запись: «Плотность олова – 7300кг/м3»?
3. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?
4. Два кубика — из серебра и золота— имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем?
5. Зависит ли плотность мёда от его объёма?
6. Объёмы воды и нефти одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему?
7. Объём чего больше: 1 кг ваты и 1 кг стальных скрепок?
Слайд №27. Учитель: А теперь решим задачу. (Самостоятельная работа)
1). Кусок металла имеет массу 29,2 кг и объём 4 дм3. Из какого металла изготовлен брусок?
(Ответ : из олова)
2). Чугунный шар при объёме 125 см3 имеет массу 800г. Сплошной или полый этот шар? (Ответ: шар полый)
V. Подведение итогов урока . Рефлексия. Слайды №28-29.
Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.
VI. Домашнее задание.
§21, упр. 7.
(Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа 2007.)
Слайд №30
Учитель: Урок завершен, до встречи на следующем уроке!"
Литература:
#1059;роки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательство «Глобус», 2010.
#1055;риемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. — 9-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.
#1048;нтернет ресурсы (сайты)
Этапы урока
- Постановка проблемы
- Исследовательская работа
- Понятие плотности
- Определение плотности
- Формула для вычисления плотности
- Работа с таблицей плотностей
- Разрешение проблемы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомним: 1 ) Как в физике принято обозначать плотность? 2 ) Как вычисляется плотность? 3 ) В каких единицах измеряется плотность? 4 ) Откуда берется плотность для решения задач? 5 ) Как можно найти массу тела, если известен его объём и вещество, из которого оно состоит? 6 ) Существует ли плотность для газообразных тел, например, для воздуха ? 7) Почему у различных тел равного размера масса может быть различной, хотя они состоят из одних и тех же элементарных частиц?
Рассчитайте массу воды в тоннах в озере Атавды , если объём воды в нём 28,6 млн. м³. Плотность воды примите за 1000 кг/м 3 .
Определите среднюю плотность сливочного масла, если брусок такого масла размерами 7 см × 5,3 см × 2,9 см весит 100 г. Ответ выразите в г/см 3 и округлите до сотых долей
Куб объемом 3л и массой 58 кг лежит на столе. Определите из какого вещества выполнено данное тело.
Какую массу имеет стеклянная пластина объемом 15 куб. дм ?
Металлическая деталь массой 949 г имеет объем 130 куб.см . Какой это металл?
Определить плотность мела , если объем равен 20 см3 , а масса равна 48г . Выразите эту плотность в кг/м3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по информатике (11 класс) по теме "Экспертные системы распознавания химических веществ"
Материал содержит конспект урока для 11 класса профильного обучения информатике, презентацию к уроку, интерактивный тест по теме "Моделирование", карточки и другой раздаточный материал....
Открытый урок химии в 8 классе по теме: «Покорение вершины «Количество вещества»
Цель урока: закрепить знания по теме «Количество вещества». Задачи урока: Образовательные:продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярны...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема: «Перенос веществ в организме позвоночных животных»
План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема: «Перенос веществ в организме позвоночных животных»...
открытый урок: Три состояния вещества
Тема: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.Цель: объяснить с точки зрения молекулярной теории характерные особенности внутреннего строения вещес...
Открытый урок по теме "Основные классы неорганических веществ"
Обобщающий урок по теме "Основные классы неорганических веществ". Урок проводится в форме игры. Класс делится на несколько команд, каждая команда выполняет предложенные задания. В конце урок...
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...