Рабочая программа по химии 9 класс (Габриелян О.С)
рабочая программа по химии (9 класс)

Рябенкова Ирина Петровна

Программа для 9 класса к учебнику Габриелян О.С., рассчитан на два часа в неделю.

 

  • результате изучения химии учащиеся 9 класса должны:

 

знать/понимать

при изучении неорганической химии:

 

  • положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

 

При изучении органической химии:

 

  • а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

 

  • б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

 

  • в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах, полимерах

 

Уметь

при изучении неорганической химии:

 

  • а)  давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

 

  • б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;
  • в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

 

  • г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий. При изучении органической химии:

 

  • а) разъяснять на примерах причины многообразии органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
  • б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

 

  • в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

 

Использовать

  • приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_9_klass.docx44.98 КБ

Предварительный просмотр:

1

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • результате изучения химии учащиеся 9 класса должны:

знать/понимать

при изучении неорганической химии:

  • положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

При изучении органической химии:

  • а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

  • б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

  • в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах, полимерах

Уметь

при изучении неорганической химии:

  • а)  давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

  • б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;
  • в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

  • г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий. При изучении органической химии:

  • а) разъяснять на примерах причины многообразии органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
  • б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

  • в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

Использовать

  • приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

        в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

1.В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
  • описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

  • моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

2.В ценностно – ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

  1. В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент;

  1. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

ТЕМА 1. Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами металлов. 2. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 3. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) рудами железа. 4. Получение и взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Практическая работа № 1. Осуществление цепочки превращений.

Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов

Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.

ТЕМА 2. Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение.

Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний.  Строение  атома,  кристаллический  кремний,  его  свойства  и  применение.  Оксид  кремния  (IV),  его  природные  разновидности.

Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов  простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 1. Качественная реакция на хлорид-ион, сульфат-ион, карбонат-ион. 2. Распознавание солей аммония. 3. Получение углекислого газа и его распознавание.3. Ознакомление с природными силикатами. 4. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практическая работа № 4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода». Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов

ТЕМА 3. Органические соединения

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Алканы. Метан и этан: строение молекул. Химические  свойства алканов: реакция горения, дегидрирование этана. Применение метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Свойства этилена:

реакция взаимодействия этилена с водой; полимеризация этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Свойства глицерина. 3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 4. Взаимодействие крахмала с йодом.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла, переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные

  • кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация, общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы

Количест

Из них (количество

часов)

во часов

ПР

КР

Уроки

(всего)

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

8

1

7

Введение в курс 9 класса

3

1

14

Металлы

18

3

1

23

Неметаллы

27

1

8

Первоначальные представления об органических

10

веществах

1

5

Обобщение знаний по химии за курс основной

5

школы.

ИТОГО:

68

6

5

57

Календарно – тематическое планирование по курсу химии 9 класс.

Наименование темы

Кол-во

Дата проведения

Примечание

урока

часов

По плану

Факт

Тема 1.Повторение основных вопросов курса

8

химии 8 класса и введение в курс 9 класса.

1

Характеристика химического элемента по его

1

положению в периодической системе Д.И.

Менделеева.

2

Характеристика химического элемента по его

1

положению в периодической системе Д.И.

Менделеева

3.

Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в

1

свете ТЭД.

4.

Понятие о переходных элементам. Амфотерность.

1

5.

Генетические ряды металла и неметалла.

1

6.

Периодический закон и периодическая система

1

химических элементов Д.И. Менделеева.

7.

Химическая организация природы. Понятие о

1

скорости химической реакции.Катализаторы

8.

Контрольная работа №1

1

Тема 2. Металлы

18

9.

Положение металлов в периодической системе

1

Д.И. Менделеева. Общие физические свойства

металлов.

10.

Сплавы. Коррозия.

1

11.

Химические свойства металлов.

1

12.

Металлы в природе, общие способы получения

1

металлов.

13.

Щелочные металлы.

1

14.

Соединения щелочных металлов.

1

15.

Общая характеристика элементов главной

1

подгруппы 2 группы.

16.

Важнейшие соединения щелочноземельных

1

металлов.

17.

Алюминий.

1

18.

Соединения алюминия.

1

19.

Железо, его строение, физические и химические

1

свойства.

20.

Генетические ряды железа 2и3.Важнейшие соли

1

железа.

21.

Решение задач на выход продукта.

1

22.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

23.

Контрольная работа №2 по теме «Металлы».

1

24.

Практическая работа №1.

1

Осуществление цепочки химических

превращений металлов.

25.

Практическая работа №2.

1

Получение и свойства соединений металлов.

26.

Практическая работа №3.

1

Решение экспериментальных задач на

распознавание и получение веществ

Тема 3. Неметаллы.

27

27.

Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух.

1

Кислород. Озон.

28.

Водород.

1

29.

Галогены.

1

30.

Соединения галогенов.

1

31.

Получение галогенов. Биологическое значение и

1

применение галогенов и их соединений.

32.

Кислород.

1

33-34

Сера и ее соединения.

2

35

Серная кислота. Окислительные свойства серной

1

кислоты.

36.

Азот.

1

37.

Аммиак.

1

38.

Соли аммония.

1

39-40

Кислородные соединения азота. Азотная кислота

2

и ее соли. Окислительные свойства азотной

кислоты.

41.

Фосфор и его соединения.

1

42

Фосфорные удобрения.

1

43

Углерод.

1

44.

Кислородные соединения углерода.

1

45.

Кремний и его соединения. Силикатная

1

промышленность

48.

Решение задач.

1

49.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1

«Неметаллы».

50.

Контрольная работа №3 «Неметаллы».

1

51.

Практическая работа №4.

1

Решение экспериментальных задач по теме

«Подгруппа кислорода».

52.

Практическая работа №5.

1

Решение экспериментальных задач по теме «

Подгруппа азота и углерода».

53.

Практическая работа №6.

1

Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 4. Первоначальные представления об

10

органических веществах.

54.

Предмет органической химии. Особенности

1

органических веществ.

55.

Предельные углеводороды.

1

56.

Непредельные углеводороды. Этилен и его

1

гомологи.

57.

Спирты.

1

58.

Предельные одноосновные карбоновые кислоты.

1

Сложные эфиры.

59.

Жиры.

1

60.

Аминокислоты. Белки.

1

61.

Углеводы.

1

62.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1

«Органические соединения»

63.

Контрольная работа №4 «Органические

1

соединения»

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс

5

основной школы.

64.

Периодический закон и периодическая система.

1

65.

Химические связи и кристаллические решетки.

1

66.

Химические реакции.

1

67.

Металлы и неметаллы. Оксиды и гидроксиды.

1

68.

Контрольная работа № 5. Итоговая.

1

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии в 8-11 классе,Габриелян О.С.

рабочие программы по химии в 8-11 классах, по программе О.С.Габриеляна...

рабочая программа по химии . 9класс , Габриелян О.С.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна , к учебнику химии 9 кл. О.С.Габриеляна(2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Рабочая программа по химии (по Габриеляну)

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественно – научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;овладения умениям...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...