Урок дидактическая игра "Алкан - экспресс"
учебно-методический материал по химии (9 класс)
Вступительное слово учителя:
«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия»- говорил Ричард Фейнман американский физик- теоретик. Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Несколько уроков назад мы начали с вами изучать новый раздел химии - Органическая химия. Сегодня мы выясним, на сколько хорошо вы усвоили материал первого класса органических соединений – Предельные углеводороды или алканы, или парафины.
Предлагаю отправиться в путешествие на поезде под названием « Алкан – экспресс».
Маршрут предельно насыщенный, скучать не придется. А освещать нам путь будут вот эти 3 свечи, а почему они здесь и зачем я их зажгла - вы ответите на этот вопросы в конце урока…У нас есть три команды и болельщики, которые могут заработать дополнительные баллы своей команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слайд-презентация "Алкан - экспресс" | 2.05 МБ |
Содержание урока предельные углеводороды | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Максимальное количество баллов – 4 1 вопрос = 1 балл
Станция «Химический диктант» 5 баллов Болельщики выполняют задание «Найди родствеников » + 3 б.
Станция «Изомерная» Болельщики -моделирование
Станция «Капитанская» МАХ-5 баллов (1 минута)
Станция «Исправь ошибку» Max 9 баллов 1 ошибка = 1 балл
Станция «Сказочная» Max 10 баллов
Поезд прибыл в пункт назначения: станция «Зачётная»
Применение парафина свечи для освещения, и при изготовлении спичек ; смазка для трущихся деревянных деталей (направляющих выдвижных ящиков, пеналов и т. п.); в смеси с бензином — антикоррозионное покрытие [4] (огнеопасно!); в косметике для производства вазелина ; парафины зарегистрированы в качестве пищевых добавок E905 х ; используется для парафинотерапии в медицине и косметологии; смазка для скольжения беговых лыж , горных лыж и сноуборда ; в ядерной физике , технике: эффективный замедлитель нейтронов и «генератор» протонов . Для смазки цепи велосипеда (эффект не доказан) Для осаливания войлочных пыжей
Применение парафина
Предварительный просмотр:
Тема: Предельные углеводороды. Алканы. Обобщение.
Цели:
Образовательная:
обобщить знания, полученные при изучении темы «Алканы»; проверить уровень сформированности основных понятий темы, умения составлять формулы веществ, уравнений реакций, классифицировать вещества и называть их, характеризовать химические свойства и способы получения органических веществ.
Развивающая:
развивать навыки самоанализа и самоконтроля; активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитательная:
выполнение способствовать воспитанию деловой культуры учащихся, ответственности за своей работы; обеспечить формирование научного мировоззрения; показать необходимость химических знаний в повседневной жизни.
Тип урока: Дидактическая игра – путешествие.
Форма проведения: работа в микрогруппах.
Материально – техническое и учебно – методическое оснащение урока:
Ноутбук, проектор, экран, музыкальное сопровождение, тесты, дидактические карточки, шаро – стержневые модели, парафиновые свечи.
Вступительное слово учителя:
«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия»- говорил Ричард Фейнман американский физик- теоретик. Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Несколько уроков назад мы начали с вами изучать новый раздел химии - Органическая химия. Сегодня мы выясним, на сколько хорошо вы усвоили материал первого класса органических соединений – Предельные углеводороды или алканы, или парафины.
Предлагаю отправиться в путешествие на поезде под названием « Алкан – экспресс».
Маршрут предельно насыщенный, скучать не придется. А освещать нам путь будут вот эти 3 свечи, а почему они здесь и зачем я их зажгла - вы ответите на этот вопросы в конце урока…У нас есть три команды и болельщики, которые могут заработать дополнительные баллы своей команде.
ПОЕХАЛИ!
1 станция. Теоретическая.( max 4 балла, 1 вопрос – 1 балл).
Приложение1.
2 станция. Химический диктант. (max 5 баллов). Приложение2. ( болельщики выполняют задание - «найди родственников» 2 балла). Приложение3.
3 станция. Изомерная. (max 5 баллов). Болельщики собирают модели алканов-2б.
Приложение 4.
4 станция. Капитанская. (1 уравнение- 1 балл) – время 1 минута.
Приложение 5.
5 станция. Исправь ошибку. ( 1 ошибка- 1 балл; 9 баллов). Болельщики работают над этим же текстом и зарабатывают дополнительные баллы.
Приложение 6.
6 станция. Сказочная. (max 10 баллов).С болельщиками фронтальная беседа о физических свойствах, получении и применении предельных углеводоров.
Приложение 7.
7 станция. Зачетная. ( 5 минут.). Тест. Участвует весь класс.
Приложение 8.
Заключение:
Наше путешествие подходит к концу. Жюри подводит последние итоги, а мы возвращаемся к вопросу заданному вначале урока – какое отношение имеют свечи к нашему уроку и зачем мы их зажгли? (беседа с классом)
Свечи изготовлены из парафина – воскоподобная смесь предельных углеводородов преимущественно нормального строения состава С18 –С35. tпл = 45 -65оС. Выделяют их из нефти. Имеют большое практическое значение ( слайд). Парафины горят, как и все органические вещества, причем коптящим пламенем из- за высокого содержания углерода в составе.
Подведение итогов, оценивание, домашнее задание (составить кроссворд сключевым словом по вертикали – парафины).
Приложение 9
Приложение 1
Чтобы наше путешествие началось, нам необходимо приобрести билеты, а для этого ответить на теоретические вопросы:
- Кто создатель теории строения органических соединений? ( Бутлеров А. М. 1861г)
- Какова общая формула алканов? ( СпН2п+2)
- Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное пространственное строение и свойства? (изомеры)
- Как называются вещества, имеющие сходное строение и свойства, но отличающиеся на одну или несколько групп –СН2? (гомологи)
- Какие органические вещества относятся к углеводородам? (содержат атомы С и Н )
- Какую валентность проявляет атом С в органических соединениях? ( IV )
- Как называют углеводород лишенный одного атома водорода? ( радикал )
- Все предельные углеводороды имеют в своем составе суффикс…? ( ан )
- В молекулах алканов все связи …( насыщенные, одинарные )
- Характерная реакция для алканов? (замещения )
- Назовите продукты сгорания алканов? ( СО2 и Н2О )
- Углеводороды горят коптящим пламенем – благодаря какому элементу? ( С )
Приложение 2
Химический диктант
Октан – С8Н18, пропил – С3Н7, метан – СН4, этил – С2Н5, бутан – С4Н10, метил – СН3,
Гептан – С7Н16, гомологическая разность – СН2, гексан – С6Н14, бутил – С4Н9,
Пентан – С5Н12, декан– С10Н22, пропан – С3Н8, нонил – С9Н17, гептил – С7Н15.
Приложение 3
Найди родственников
Какие вещества, формулы которых приведены ниже, относятся к алканам?
С6Н14, С5Н8, С4Н10, С3Н8, С2Н2, С2Н4, С6Н6, С7Н16, С8Н16, С5Н12.
Дайте им название
Приложение 3
Найди родственников
Какие вещества, формулы которых приведены ниже, относятся к алканам?
С6Н14, С5Н8, С4Н10, С3Н8, С2Н2, С2Н4, С6Н6, С7Н16, С8Н16, С5Н12.
Дайте им название
Приложение 4
Изомерная ( решить задачу + 2 изомера )
- Алкан имеет молекулярную массу 72. Определите молекулярную формулу предельного углеводорода. Составьте для него 2 изомера. Назовите их.
- Алкан имеет молекулярную массу 86.Определите молекулярную формулу предельного углеводорода. Составьте для него 2 изомера. Назовите их.
- Алкан имеет молекулярную формулу 100. Определите молекулярную формулу предельного углеводорода. Составьте для него 2 изомера. Назовите их.
Приложение 5
Капитанская ( восстановить шпаргалку )
СН4 + 2О2 ------ СО2 + 2Н2О
2С2Н6 + 7О2 ------ 4 СО2 + 6Н2О
СН4 + CI2 ------ CН3СI + НCI
CН3СI + CI2 ------ CН2CI2 + НCI
CН2CI2 +СI2 ------ СНСI3 + НCI
С2Н6 ------ С2Н4 + Н2
С3Н8 ------ С3Н6 + Н2
С3Н8 ------ 3С + 4Н2
СН4 ------- С + 2Н2
------- ССI4 + НCI
------- СО2 + Н2
--------- С + Н2О
Приложение 6
Исправь ошибку в тексте
В ясный и солнечный день ребята отправились в
поход. Воздух был чистым и свежим, так как
содержал много углекислого газа. Сначала дорога
шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий из оксида
алюминия, был сухим и чистым как простое вещество. Дальше
дорога шла вдоль высыхающего болота. День был очень жарким –
то тут, то там наблюдались вспышки углекислого газа,
высвобождающегося из болотной воды. На ночлег ребята
остановились в охотничьей избушке на берегу реки. Вода в ней
была абсолютно чистой, бесцветной и прозрачной, как лакмус в
кислоте. Электричества не было, пришлось зажечь пластиковую
свечу. Свеча сильно коптила из – за большого содержания в ней
водорода.
Приложение 6
Исправь ошибку в тексте
В ясный и солнечный день ребята отправились в
поход. Воздух был чистым и свежим, так как
содержал много углекислого газа. Сначала дорога
шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий из оксида
алюминия, был сухим и чистым как простое вещество. Дальше
дорога шла вдоль высыхающего болота. День был очень жарким –
то тут, то там наблюдались вспышки углекислого газа,
высвобождающегося из болотной воды. На ночлег ребята
остановились в охотничьей избушке на берегу реки. Вода в ней
была абсолютно чистой, бесцветной и прозрачной, как лакмус в
кислоте. Электричества не было, пришлось зажечь пластиковую
свечу. Свеча сильно коптила из – за большого содержания в ней
водорода.
Приложение 7
Сказочная ( продолжить сказку )
Вам известна сказка: « Жили – были дед да баба. И вырастили они
10 прекрасных, предельно красивых содержательно насыщенных
внуков. Старшенького звали Метан – легкий на подъем, бравый, а
младшенького – Декан, уволень и лежебока …….
Команды должны в течение 5 мин написать продолжение сказки, используя максимальное число заданных химических
терминов:
Вода, кислород, углекислый газ, хлор, водород, горение,
разложение, Свет, замещение, радикал, насыщенный, гомологи,
гомологическая разность,метан, этан, пропан, бутан, пентан,
гексан, гептан, октан, нонан, декан.
Приложение 8
Вариант 1
- вещества одинакового состава, но разного пространственного сторения:
а) гомологи, б) изомеры, в) алканы, г) парафины.
2. Гомологом бутана является:
а) пропанол, б) пентан, в) бутен, г) сахароза.
3. Элемент, который обязательно входит в состав всех органических соединений:
а) кислород, б) углерод, в) азот, г) фосфор.
4. Характерная реакция для предельных углеводородов:
а) присоединение, б) разложение, в) замещение, г) обмена.
5. Валентность атома углерода в органических соединениях:
а) 1, б) 2 , в) 3, г) 4.
6. Общая формула предельных углеводородов:
а) СпН2п+2, б) СпН2п-2, в) СпН2п, г) СпН2п+1.
Вариант 2
- Вещества отличающиеся на одну или несколько групп – СН2:
а) изомеры, б) алкены, в) гомологи, г) алкины.
2. Гомологом пропана является:
а) пропил, б) бутан, в) спирт, г) пентен.
3. Автор теории строения органических соединений:
а) Бутлеров, б) Велер, в) Бертло, г) Берцелиус.
4. Продукты горения алканов:
а) С и Н2, б) О2 и Н2, в) СО2 и Н2О, г) СО2 и Н2.
5. Пропан и пентан являются :
а) изомерами, б) гомологами, в) вещества разных классов,
г)одним и тем же веществом
6. Элемент, атомы которого могут соединяться друг с другом в цепи:
а) водород, б) кислород, в) азот, г) углерод.
:
Приложение 8
Вариант 1
- вещества одинакового состава, но разного пространственного сторения:
а) гомологи, б) изомеры, в) алканы, г) парафины.
2. Гомологом бутана является:
а) пропанол, б) пентан, в) бутен, г) сахароза.
3. Элемент, который обязательно входит в состав всех органических соединений:
а) кислород, б) углерод, в) азот, г) фосфор.
4. Характерная реакция для предельных углеводородов:
а) присоединение, б) разложение, в) замещение, г) обмена.
5. Валентность атома углерода в органических соединениях:
а) 1, б) 2 , в) 3, г) 4.
6. Общая формула предельных углеводородов:
а) СпН2п+2, б) СпН2п-2, в) СпН2п, г) СпН2п+1.
Вариант 2
- Вещества отличающиеся на одну или несколько групп – СН2:
а) изомеры, б) алкены, в) гомологи, г) алкины.
2. Гомологом пропана является:
а) пропил, б) бутан, в) спирт, г) пентен.
3. Автор теории строения органических соединений:
а) Бутлеров, б) Велер, в) Бертло, г) Берцелиус.
4. Продукты горения алканов:
а) С и Н2, б) О2 и Н2, в) СО2 и Н2О, г) СО2 и Н2.
5. Пропан и пентан являются :
а) изомерами, б) гомологами, в) вещества разных классов,
г)одним и тем же веществом
6. Элемент, атомы которого могут соединяться друг с другом в цепи:
а) водород, б) кислород, в) азот, г) углерод
Беседа с болельщиками.
1)
Физические свойства:
Углеводороды от С1 до С4 – газы, от С5 до С13 – жидкости, от С14 и более – твердые вещества.
Газообразные образуют природный газ, используют как топливо.
Жидкие - нефть и нефтепродукты ( бензин, керосин, солярка, дизельное топливо, мазут).
Твердые - парафины, получают свечи.
2)
Растворимость – в воде не растворяются, а жидкие сами являются растворителями. Плотность, температура плавления и кипения увеличивается в гомологическом ряду с увеличением молекулярной массы веществ.
3)Природный газ – это не только топливо, но и ценное химическое сырье; используют в производстве сажи (катриджи, резина,типогравская краска );
Получение органических растворителей, фреонов- используемых в холодильных установках. А также получают метанол – технический спирт, ацетилен, который используют при резке и сварке металлов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – дидактическая игра. Времена года. Модель сезона.
Урок технологии по данной теме может проводиться для учащихся 6-х классов в ходе изучения подраздела «Конструирование и моделирование юбки» после изучения тем «Конструирование юбки», «Моде...
Урок - дидактическая игра кафе "ФизТРИЗ" по физике, 8 класс.
Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления", 8 класс проводится в форме дидактической игры - кафе "ФизТРИЗ". При проведении урока используются элементы ТРИЗ - технологии, РТВ (развитие ...
Урок+дидактические средства по теме "Условный оператор языка программирования PASCAL (сложные условия)".
Представлен материал по теме "Условный оператор языка программирования PASCAL (сложные условия)". Рассмотрены основные принципы построения сложного условия в ЯП Паскаль. Тип урока: комбинированный. Ме...
Урок-дидактическая игра Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение
Это необычный урок. Шестиклассники закончили изучение темы «Местоимение». Учитель помогает ребятам серьезный, напряженный труд сделать интересным, вводя в определенную часть урока дидактическую...
Урок-дидактическая игра. Модель сезона
В данной работе представлена разработка урока по швейному делу по теме "Пошив юбки" 7 класс коррекционной школы. В ней описаны методы и приемы работы на уроке, использованы различные технологии....
Разработка урока - дидактической игры "Мастерицы"
Тема: «Работа с тканью». Цели: 1. Систематизировать и оценить теоретические знания по теме. 2.Развить теоретические навыки быстрой ориентации...
Урок - дидактическая игра "Веселый огород".
Урок – конкурс « Веселый огород». (5 класс) Тема: «Овощи и приготовление салатов».Тип урока: контрольный. Цели: 1. Систематизировать теоретические знания и оценить практич...