Урок дидактическая игра "Алкан - экспресс"
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Позднякова Елена Николаевна

Вступительное слово учителя:

 

«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия»- говорил Ричард Фейнман американский физик- теоретик. Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Несколько уроков назад мы начали с вами изучать новый раздел химии - Органическая химия. Сегодня мы выясним, на сколько хорошо вы усвоили материал первого класса органических соединений – Предельные углеводороды или алканы, или парафины.

 

Предлагаю отправиться в путешествие на поезде под названием « Алкан – экспресс».

Маршрут предельно насыщенный, скучать не придется. А освещать нам путь будут вот эти 3 свечи, а почему они здесь и зачем я их зажгла -  вы ответите на этот вопросы в конце урока…У нас есть три команды и болельщики, которые могут заработать дополнительные баллы своей команде.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимание!!! поезд Алкан-экспресс прибыл на станцию «Теоретическая»

Слайд 2

Максимальное количество баллов – 4 1 вопрос = 1 балл

Слайд 3

Станция «Химический диктант» 5 баллов Болельщики выполняют задание «Найди родствеников » + 3 б.

Слайд 4

Станция «Изомерная» Болельщики -моделирование

Слайд 5

Станция «Капитанская» МАХ-5 баллов (1 минута)

Слайд 6

Станция «Исправь ошибку» Max 9 баллов 1 ошибка = 1 балл

Слайд 7

Станция «Сказочная» Max 10 баллов

Слайд 8

Поезд прибыл в пункт назначения: станция «Зачётная»

Слайд 9

Применение парафина свечи для освещения, и при изготовлении спичек ; смазка для трущихся деревянных деталей (направляющих выдвижных ящиков, пеналов и т. п.); в смеси с бензином — антикоррозионное покрытие [4] (огнеопасно!); в косметике для производства вазелина ; парафины зарегистрированы в качестве пищевых добавок E905 х ; используется для парафинотерапии в медицине и косметологии; смазка для скольжения беговых лыж , горных лыж и сноуборда ; в ядерной физике , технике: эффективный замедлитель нейтронов и «генератор» протонов . Для смазки цепи велосипеда (эффект не доказан) Для осаливания войлочных пыжей

Слайд 10

Применение парафина



Предварительный просмотр:

Тема: Предельные углеводороды. Алканы. Обобщение.

Цели:

Образовательная:

обобщить знания, полученные при изучении темы «Алканы»; проверить уровень сформированности основных понятий темы, умения составлять формулы веществ, уравнений реакций, классифицировать вещества и называть их, характеризовать химические свойства и способы получения органических веществ.

Развивающая:

развивать навыки самоанализа и самоконтроля; активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.

 

Воспитательная:

выполнение способствовать воспитанию деловой культуры учащихся,                                  ответственности за своей работы; обеспечить формирование научного мировоззрения; показать необходимость химических знаний в повседневной жизни.

Тип урока: Дидактическая игра – путешествие.

Форма проведения: работа в микрогруппах.

Материально – техническое и учебно – методическое оснащение урока:

Ноутбук, проектор, экран, музыкальное сопровождение, тесты, дидактические карточки, шаро – стержневые модели, парафиновые свечи.

Вступительное слово учителя:

«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия»- говорил Ричард Фейнман американский физик- теоретик. Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Несколько уроков назад мы начали с вами изучать новый раздел химии - Органическая химия. Сегодня мы выясним, на сколько хорошо вы усвоили материал первого класса органических соединений – Предельные углеводороды или алканы, или парафины.

Предлагаю отправиться в путешествие на поезде под названием « Алкан – экспресс».

Маршрут предельно насыщенный, скучать не придется. А освещать нам путь будут вот эти 3 свечи, а почему они здесь и зачем я их зажгла -  вы ответите на этот вопросы в конце урока…У нас есть три команды и болельщики, которые могут заработать дополнительные баллы своей команде.

ПОЕХАЛИ!

1 станция.      Теоретическая.( max 4 балла, 1 вопрос – 1 балл).

Приложение1.

2 станция.      Химический диктант. (max 5 баллов).        Приложение2.                                ( болельщики выполняют задание - «найди родственников» 2 балла).  Приложение3.

3 станция.    Изомерная. (max 5 баллов). Болельщики собирают модели алканов-2б.

Приложение 4.

4 станция.     Капитанская. (1 уравнение- 1 балл) – время 1 минута.

Приложение 5.

5 станция.     Исправь ошибку. ( 1 ошибка- 1 балл; 9 баллов). Болельщики работают над этим же текстом и зарабатывают дополнительные баллы.

Приложение 6.

6 станция.     Сказочная. (max 10 баллов).С болельщиками фронтальная беседа о физических свойствах, получении и применении предельных углеводоров.

Приложение 7.

7 станция.     Зачетная. ( 5 минут.).  Тест. Участвует весь класс.

Приложение 8.

Заключение:

Наше путешествие подходит к концу. Жюри подводит последние итоги, а мы возвращаемся к вопросу заданному вначале урока – какое отношение имеют свечи к нашему уроку и зачем мы их зажгли? (беседа с классом)

Свечи изготовлены из парафина – воскоподобная смесь предельных углеводородов преимущественно нормального строения состава С18 –С35. tпл = 45 -65оС. Выделяют их из нефти. Имеют большое практическое значение ( слайд). Парафины горят, как и все органические вещества, причем коптящим пламенем из- за высокого содержания углерода в составе.

Подведение итогов, оценивание, домашнее задание (составить кроссворд сключевым словом по вертикали  парафины).

Приложение 9

Приложение 1

Чтобы наше путешествие началось, нам необходимо приобрести билеты, а для этого ответить на теоретические вопросы:

  1. Кто создатель теории строения органических соединений? ( Бутлеров А. М. 1861г)
  2. Какова общая формула алканов? ( СпН2п+2)
  3. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное пространственное строение и свойства? (изомеры)
  4. Как называются вещества, имеющие сходное строение и свойства, но отличающиеся на одну или несколько групп –СН2? (гомологи)
  5. Какие органические вещества относятся к углеводородам? (содержат атомы С и Н )
  6. Какую валентность проявляет атом С в органических соединениях? ( IV )
  7. Как называют углеводород лишенный одного атома водорода? ( радикал )
  8. Все предельные углеводороды имеют в своем составе суффикс…? ( ан )
  9. В молекулах алканов все связи …( насыщенные, одинарные )
  10. Характерная реакция для алканов? (замещения )
  11. Назовите продукты сгорания алканов? ( СО2 и Н2О )
  12. Углеводороды горят коптящим пламенем – благодаря какому элементу? ( С )

Приложение 2

Химический диктант

Октан – С8Н18, пропил – С3Н7, метан – СН4, этил – С2Н5, бутан – С4Н10, метил – СН3,

Гептан – С7Н16, гомологическая разность – СН2, гексан – С6Н14, бутил – С4Н9,

Пентан – С5Н12,  декан– С10Н22,  пропан – С3Н8, нонил – С9Н17, гептил – С7Н15.

Приложение 3

Найди родственников

Какие вещества, формулы которых приведены ниже, относятся к алканам?

С6Н14,   С5Н8,  С4Н10,  С3Н8,  С2Н2,  С2Н4,  С6Н6,  С7Н16,  С8Н16,  С5Н12.

Дайте им название

Приложение 3

Найди родственников

Какие вещества, формулы которых приведены ниже, относятся к алканам?

С6Н14,   С5Н8,  С4Н10,  С3Н8,  С2Н2,  С2Н4,  С6Н6,  С7Н16,  С8Н16,  С5Н12.

Дайте им название

Приложение 4

Изомерная ( решить задачу + 2 изомера )

  1. Алкан имеет молекулярную массу 72. Определите молекулярную формулу предельного углеводорода. Составьте для него 2 изомера. Назовите их.

  1. Алкан имеет молекулярную массу 86.Определите молекулярную формулу предельного углеводорода. Составьте для него 2 изомера. Назовите их.

  1.  Алкан имеет молекулярную формулу 100. Определите молекулярную формулу предельного углеводорода. Составьте для него 2 изомера. Назовите их.

Приложение 5

Капитанская ( восстановить шпаргалку )

СН4  +  2О2  ------  СО2  +  2Н2О

2Н6  +  7О2 ------  4 СО2  +  6Н2О

СН4  +  CI2 ------  CН3СI  +  НCI

3СI  +  CI2 ------  CН2CI2 +  НCI

2CI2 +СI2  ------  СНСI3  +  НCI

С2Н6  ------  С2Н4  +  Н2

С3Н8  ------  С3Н6  +  Н2

С3Н8  ------  3С  +  4Н2

СН4  -------  С  +  2Н2

 -------  ССI4  +  НCI

 -------  СО2  +  Н2

 ---------   С  +  Н2О

Приложение 6

Исправь ошибку в тексте

В ясный и солнечный день ребята отправились в

поход. Воздух был чистым и свежим, так как

содержал много углекислого газа. Сначала дорога

шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий из оксида

алюминия, был сухим и чистым как простое вещество. Дальше

дорога шла вдоль высыхающего болота. День был очень жарким –

то тут, то там наблюдались вспышки углекислого газа,

высвобождающегося из болотной воды. На ночлег ребята

остановились в охотничьей избушке на берегу реки. Вода в ней

была абсолютно чистой, бесцветной и прозрачной, как лакмус в

кислоте. Электричества не было, пришлось зажечь пластиковую

 свечу. Свеча сильно коптила из – за большого содержания в ней

водорода.

Приложение 6

Исправь ошибку в тексте

В ясный и солнечный день ребята отправились в

поход. Воздух был чистым и свежим, так как

содержал много углекислого газа. Сначала дорога

шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий из оксида

алюминия, был сухим и чистым как простое вещество. Дальше

дорога шла вдоль высыхающего болота. День был очень жарким –

то тут, то там наблюдались вспышки углекислого газа,

высвобождающегося из болотной воды. На ночлег ребята

остановились в охотничьей избушке на берегу реки. Вода в ней

была абсолютно чистой, бесцветной и прозрачной, как лакмус в

кислоте. Электричества не было, пришлось зажечь пластиковую

 свечу. Свеча сильно коптила из – за большого содержания в ней

водорода.

Приложение 7

Сказочная ( продолжить сказку )

Вам известна сказка: « Жили – были дед да баба. И вырастили они

10 прекрасных, предельно красивых содержательно насыщенных

внуков. Старшенького звали Метан – легкий на подъем, бравый, а

младшенького – Декан, уволень и лежебока  …….

Команды должны в течение 5 мин  написать продолжение сказки, используя максимальное число заданных химических

терминов:

Вода, кислород, углекислый газ, хлор, водород, горение,

разложение, Свет, замещение, радикал, насыщенный, гомологи,

 гомологическая разность,метан, этан, пропан, бутан, пентан,

гексан, гептан, октан, нонан, декан.

Приложение 8

Вариант 1

  1. вещества  одинакового состава, но разного пространственного сторения:

а) гомологи, б) изомеры, в) алканы, г) парафины.

       2. Гомологом бутана является:

             а) пропанол,  б) пентан,  в) бутен,  г) сахароза.

        3. Элемент, который обязательно входит в состав всех органических соединений:

              а)  кислород,  б) углерод,  в)  азот,  г)  фосфор.

 

        4.  Характерная реакция для предельных углеводородов:

               а)  присоединение,  б)  разложение,  в)  замещение,  г)  обмена.

        5.  Валентность атома углерода в органических соединениях:

               а)  1,    б)  2 ,   в)  3,   г)  4.

        6.  Общая формула предельных углеводородов:

               а)  СпН2п+2,   б)  СпН2п-2,  в)  СпН2п,  г)  СпН2п+1.

Вариант 2

  1. Вещества отличающиеся на одну или несколько групп – СН2:

а)  изомеры,  б)  алкены,  в)  гомологи,  г)  алкины.

        2.  Гомологом пропана является:

               а)  пропил,  б)  бутан,  в)  спирт,  г) пентен.

        3. Автор теории строения органических соединений:

                а)  Бутлеров,  б)  Велер,  в)  Бертло,  г)  Берцелиус.

        4.  Продукты горения алканов:

                а)  С и Н2,   б) О2 и Н2,  в)  СО2 и Н2О,   г) СО2 и Н2.

            5. Пропан и пентан являются :

                 а)  изомерами,  б) гомологами,  в)  вещества разных классов,

 г)одним и тем же веществом

         6. Элемент, атомы которого могут соединяться друг с другом в цепи:

                 а)  водород,  б)  кислород,  в)  азот,  г)  углерод.

:

Приложение 8

Вариант 1

  1. вещества  одинакового состава, но разного пространственного сторения:

а) гомологи, б) изомеры, в) алканы, г) парафины.

       2. Гомологом бутана является:

             а) пропанол,  б) пентан,  в) бутен,  г) сахароза.

        3. Элемент, который обязательно входит в состав всех органических соединений:

              а)  кислород,  б) углерод,  в)  азот,  г)  фосфор.

 

        4.  Характерная реакция для предельных углеводородов:

               а)  присоединение,  б)  разложение,  в)  замещение,  г)  обмена.

        5.  Валентность атома углерода в органических соединениях:

               а)  1,    б)  2 ,   в)  3,   г)  4.

        6.  Общая формула предельных углеводородов:

               а)  СпН2п+2,   б)  СпН2п-2,  в)  СпН2п,  г)  СпН2п+1.

Вариант 2

  1. Вещества отличающиеся на одну или несколько групп – СН2:

а)  изомеры,  б)  алкены,  в)  гомологи,  г)  алкины.

        2.  Гомологом пропана является:

               а)  пропил,  б)  бутан,  в)  спирт,  г) пентен.

        3. Автор теории строения органических соединений:

                а)  Бутлеров,  б)  Велер,  в)  Бертло,  г)  Берцелиус.

        4.  Продукты горения алканов:

                а)  С и Н2,   б) О2 и Н2,  в)  СО2 и Н2О,   г) СО2 и Н2.

            5. Пропан и пентан являются :

                 а)  изомерами,  б) гомологами,  в)  вещества разных классов,

 г)одним и тем же веществом

         6. Элемент, атомы которого могут соединяться друг с другом в цепи:

                 а)  водород,  б)  кислород,  в)  азот,  г)  углерод

Беседа с болельщиками.

1)

Физические свойства:

Углеводороды от С1 до С4 – газы,  от С5 до С13 – жидкости,  от С14  и более – твердые вещества.

Газообразные образуют природный газ, используют как топливо.

Жидкие  -  нефть и нефтепродукты ( бензин, керосин, солярка, дизельное топливо, мазут).

Твердые  - парафины, получают свечи.

2)

Растворимость – в воде не растворяются,  а жидкие сами являются растворителями. Плотность, температура плавления и кипения увеличивается в гомологическом ряду с увеличением молекулярной массы веществ.

3)Природный газ – это не только топливо, но и ценное химическое сырье; используют в производстве сажи (катриджи, резина,типогравская краска );

Получение органических растворителей, фреонов- используемых  в холодильных установках. А также получают метанол – технический спирт, ацетилен, который используют при резке и сварке металлов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – дидактическая игра. Времена года. Модель сезона.

Урок технологии по данной теме может проводиться для учащихся 6-х классов  в ходе изучения подраздела «Конструирование и моделирование юбки» после изучения тем «Конструирование юбки», «Моде...

Урок - дидактическая игра кафе "ФизТРИЗ" по физике, 8 класс.

Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления", 8 класс проводится в форме дидактической игры - кафе "ФизТРИЗ". При проведении урока используются элементы ТРИЗ - технологии, РТВ (развитие ...

Урок+дидактические средства по теме "Условный оператор языка программирования PASCAL (сложные условия)".

Представлен материал по теме "Условный оператор языка программирования PASCAL (сложные условия)". Рассмотрены основные принципы построения сложного условия в ЯП Паскаль. Тип урока: комбинированный. Ме...

Урок-дидактическая игра Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение

Это необычный урок. Шестиклассники закончили изучение темы «Местоимение».   Учитель помогает ребятам серьезный, напряженный труд сделать интересным, вводя в определенную часть урока дидактическую...

Урок-дидактическая игра. Модель сезона

В данной работе представлена разработка урока по швейному делу по теме "Пошив юбки" 7 класс коррекционной школы. В ней описаны методы и приемы работы на уроке, использованы различные технологии....

Разработка урока - дидактической игры "Мастерицы"

Тема: «Работа с тканью». Цели: 1. Систематизировать и оценить теоретические знания по теме.          2.Развить теоретические навыки быстрой ориентации...

Урок - дидактическая игра "Веселый огород".

Урок – конкурс « Веселый огород». (5 класс) Тема: «Овощи и приготовление салатов».Тип урока: контрольный. Цели: 1.     Систематизировать теоретические знания и оценить практич...