Урок - дидактическая игра кафе "ФизТРИЗ" по физике, 8 класс.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления", 8 класс проводится в форме дидактической игры - кафе "ФизТРИЗ". При проведении урока используются элементы ТРИЗ - технологии, РТВ (развитие творческого воображения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_povtoritelno-obobshchayushchiy_urok.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическую разработку предоставила Ветрова Ольга Михайловна,
учитель физики, I квалификационная категория.
Место работы: МБОУ «СОШ №14» г. Ангарск, Иркутская область
Обучение проводится по учебнику: «Физика.8 класс», автор Перышкин А.В.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы.
Физика 7-9 классы. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин
На изучение физики отводится 2 часа в неделю, 68 часов за год.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Тепловые явления».
8 класс.
Урок проводится в форме дидактической игры - кафе «ФизТРИЗ»
«ФизТРИЗ» - это физика и элементы ТРИЗ - технологии, РТВ (развитие творческого воображения).
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний обучающихся по теме «Тепловые явления».
Задачи урока:
- Образовательные: проверить уровень усвоения основных понятий, формул по теме; умения и навыки их применения на практике; уровень самостоятельности мышления обучающихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
- Развивающие: развитие умственной, познавательной и творческой деятельности обучающихся через использование приемов и элементов ТРИЗ - технологии; развитие культуры умственного труда;
- Воспитательные: воспитание самодисциплины, взаимоуважения, устойчивого отношения к учебной деятельности и интереса к предмету.
Оснащение кабинета:
кабинет, оформлен в стиле кафе со столиками, меню с названием блюд, набор карточек с заданиями, в качестве часов используется метроном, табло для фиксации счета.
При проведении урока использовались элементы ТРИЗ – технологии и РТВ: морфологическая таблица, системный лифт, ЭИЗ, «Лови ошибку!».
Технология игры:
За неделю до проведения урока класс делится на 3-4 команды, и оглашаются правила игры. Для жюри приглашаются учителя-предметники, администрация школы.
В роли официантов выступают обучающиеся 10-11-х классов. За каждый столик закрепляется официант, в обязанности которого входит раздача меню, принятие от команды заказа в соответствии с которым раздаются карточки с заданиями, передача выполненного задания жюри для проверки и подведения итогов.
В роли администратора кафе выступает учитель физики, который напоминает правила игры обучающимся, следит за регламентом времени, объявляет итоги, в конце урока проводит рефлексию.
Правила игры:
1.Каждая команда должна выбрать по одному первому, второму и третьему «блюду».
2.На решение каждого «блюда» отводится определенное время 5-7 минут.
3.Выбрать следующее «блюдо» можно после того, как «съешь» предыдущее.
4.«Съеденное блюдо» (выполненное задание) отдает команда официанту, который передает его в жюри.
5.Жюри проверяет задание и выставляет баллы в табло.
План проведения урока:
1.Организационный момент.
- представление жюри;
- знакомство с правилами игры;
- знакомство с меню.
2.Прохождение игры согласно выбранному меню.
3.Рефлексия.
4.Подведение итогов урока.
Ход урока.
- До звонка на урок обучающиеся заходят в класс и садятся за столики своими командами.
Учитель приветствует ребят, представляет членов жюри, официантов и говорит:
Пусть кипит работа,
Сильней соревнованье.
Успех решает не судьба,
А ваши знания!
Учитель предлагает командам познакомиться с меню, которое лежит на каждом столике. (Приложение 1).
2. Официанты подходят к своим столикам и принимают заказ от команд и приносят им соответствующую карточку с заданием. (Приложение 2). После выбора всеми командами салатов начинается отсчет времени на выполнение первого задания. По окончанию времени официанты собирают «съеденные блюда» и передают на проверку в жюри. Игра продолжается, пока команды не съедят все блюда.
- Жюри подводит итоги игры, и учитель объявляет результаты. Обучающимся предлагается
ответить на вопросы анкеты:
- С каким настроением вы пришли на урок?
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Понравился ли вам урок?
- Что запомнилось больше всего?
- Нужно ли такие уроки проводить?
Приложение 1.
Меню.
САЛАТЫ:
1.Теплая закуска с начинкой.
2.Энергетический салат.
3. «ФизТРИЗ»- изюминка.
ПЕРВЫЕ БЛЮДА:
1.Молекулярный суп.
2.Суп харчо.
3.Сказочный суп.
ВТОРЫЕ БЛЮДА:
1.Физическое пюре.
2.Картофель «ПРИ».
3.Сложный гарнир «ФизТРИЗ»
НАПИТКИ:
1.Физический коктейль.
Приложение 2.
САЛАТЫ:
1.Теплая закуска с начинкой – это карточки с расчетными задачами (базовый уровень) по теме «Тепловые явления».
- Какое количество теплоты требуется для нагревания воды массой 200 г на 8 0С?
- Какое количество теплоты выделится при полном сгорании каменного угля массой 0,5 т?
- При полном сгорании топлива массой 5 кг выделилось 600 МДж энергии. Что это за топливо?
- Вычислите массу воды при 100 0С, которую можно превратить в пар, если сжечь спирт массой
50 г?
- Сколько энергии затратили на испарение воды массой 200 г, взятой при температуре 50 0С?
- Какое количество теплоты надо, чтобы расплавить лед массой 650 г при 0 0С?
2.Энергетический салат – это конкурс шифровщиков.
Обучающиеся получают морфологическую таблицу:
А | Б | В | Г |
1 | Q | = | ( | L |
2 | ) | t1 | m | c |
3 | λ | q | - | t2 |
Им предлагается с помощью морфологической таблицы расшифровать зашифрованные
формулы и написать название каждой величины и ее единицы измерения в СИ.
- А1 Б1 Г2 В2 В1 Б2 В3 Г3 А2
- А1 Б1 Г1 В2
- А1 Б1 Б3 В2
- А1 Б1 В2 А3
- «ФизТРИЗ»- изюминка – это
ПЕРВЫЕ БЛЮДА:
1.Молекулярный суп.
Обучающимся предлагается качественные вопросы и задачи:
- Стальную деталь поместили в печь. Как изменится скорость движения молекул детали?
- После торможения автомобиля покрышки оказались горячими. Как изменилась внутренняя
энергия покрышек?
- На каком способе теплопередачи основано отопление?
- В каких телах теплопередача происходит излучением?
- Какие из веществ обладают хорошей теплопроводностью – вода, хлопок, алюминий?
- Какая одежда лучше защищает от жары – светлая или темная?
- Почему алюминиевая чашка с горячим чаем обжигает губы, а керамическая нет?
- Зачем ствол ружья покрывают деревянной накладкой?
- Можно ли в оловянной ложке расплавить свинец?
- Какие щи быстрее остынут – постные или жирные?
- Можно ли человеческий организм отнести к тепловому двигателю?
- Зачем сосуды с жидкостями закрывают крышками?
2.Суп харчо.
Обучающиеся должны закончить определения:
Внутренняя энергия – это …
Количество теплоты – это …
Теплопроводность – это способ теплопередачи, при котором …
Излучение – это способ теплопередачи …
Конвекция – это способ теплопередачи …
Удельная теплота сгорания топлива показывает …
Переход вещества из жидкой фазы в газообразную фазу называется …
Плавление – это …
Тепловым двигателем называется устройство …
Кристаллизацией называется процесс …
3.Сказочный суп.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы к отрывкам из сказок:
- Из русской сказки «Байка про тетерева»
Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не умеет. Одну-то ночь всего надо пережить…«Эх,- подумал он, - куда ни шло!» И бултых в снег! В снегу и ночевал. Ничего! Тепло было. Поутру рано встал, по вольному свету полетел, куда надо было…
Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?
- Из русской сказки «Лисичка-сестричка и волк».
Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Вслед за ним и лиса явилась, ходит около волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!». Хвост и замерз.
Почему хвост мерз? Какие виды теплопередачи имели место?
- Из русской сказки «Два Ивана - солдатских сына»
Начал Иван – солдатский сын биться смертным боем со Змеем – Горынычем. Он так быстро и
сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! ...»
Как поступить Ивану – солдатскому сыну, чтобы удержать саблю в руках?
- Из финской сказки «Ольховая чурка, или Синий крест»
Никак не хотели хозяева дочь замуж отдавать пришедшему гостю. Разные отговорки
придумывали. Вот и говорят: «Не отдадим дочку, пока воды решетом не наносите». Соседи
шепчутся: «Да разве ж вода в решете удержится!» Но жених с товарищами согласились:
«Давайте решето, наносим!»
Как удалось жениху наносить воду?
- Из китайской сказки «Как пытали каменную плиту»
У мальчика, торговавшего пончиками, украли монеты. Для разоблачения вора судья Бао –гун
приказал срочно притащить большой чан с водой. И каждому присутствующему велел монету в
чан бросить. Сам стоит рядом и смотрит…
Что придумал судья для разоблачения вора?
- Из кхмерской сказки «Сироты»
Старшему брату захотелось пить, и он говорит младшему: «Брат, мне пить хочется.» А младший
отвечает: «Вспомни, что делал отец, когда он хотел пить…»
Что делал отец братьев, чтобы напиться?
- Из древнегреческой легенды «Дедал и Икар»
Перед полетом Икар получил наставление отца: лететь только следом за ним. Но забыл его и,
сильно взмахнув крыльями, взлетел высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи
растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые
ветром. Взмахнул Икар руками, но не было больше на них крыльев…
Что надо было сделать Икару, чтобы перья не разлетелись?
ВТОРЫЕ БЛЮДА:
1.Физическое пюре.
Обучающиеся должны усовершенствовать термометр с помощью метода
фокальных объектов, используя слова: газета, конфета, стул.
2.Картофель «ПРИ».
Обучающимся предлагается рассмотреть с помощью системного лифта следующие
физические приборы: термометр, двигатель внутреннего сгорания, гигрометр, психрометр.
3.Сложный гарнир «ФизТРИЗ».
Обучающимся предлагается назвать 10 способов применения мензурки, штатива, калориметра.
НАПИТКИ:
1.Физический коктейль.
Командам предлагается текст с ошибками, они должны их найти и объяснить.
«Проснувшись утром, Петя вспомнил, что договорился с Колей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. С пятого этажа ему хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег уже весь стаял, и только на крышах домов ещё лежал мохнатыми шапками. Петя пошел в ванну и принял душ, не вытираясь он глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло. Покушав, он выбежал на улицу. Коля был уже там. «Вот погодка сегодня! – вместо приветствия восхищенно произнес он. Солнце- то какое, а температура с утра – 2 градуса.». «Нет, - 4»,- возразил Петя. Они заспорили, потом Коля сообразил, в чем дело. «У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя нет, в укромном месте, поэтому и показывает больше».
Анализ
повторительно-обобщающего урока по физике
тема «Тепловые явления».
1.Урок посвящен повторению и обобщению знаний, умений и навыков обучающихся, полученных при изучении темы «Тепловые явления» и умение применять их в нестандартных ситуациях.
2. Актуальность и новизна данного урока, на мой взгляд, заключается в следующем: -нетрадиционная форма проведения урока – урок - «Физическое кафе» с использованием педагогической технологии ТРИЗ, способствует высокой активности обучающихся на уроке;
-повышает познавательный интерес к предмету за счет применения большого количества
нестандартных заданий развивающего и проблемного характера, методов и средств обучения;
-у обучающихся есть возможность выбора задания, предоставленного в оригинальной форме;
-применение групповой формы работы обучающихся показывает хорошие знания, так они чувствуют ответственность за свою команду, сильные обучающиеся помогают слабым и хорошая оценка, полученная командой, в дальнейшем является стимулом в дальнейшей учебе для слабых обучающихся;
-способствует хорошему темпу, деловой обстановке без напряжения в течение всего урока, скучающих и «отсутствующих» на таком уроке не бывает.
3.В ходе урока задания проверяются членами жюри и к проведению урока привлекаются старшеклассники, проявляющие интерес к изучению физики.
4.После проведения урока был подсчитан коэффициент эффективности урока – 72 %, что является хорошим показателем предлагаемого урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – дидактическая игра. Времена года. Модель сезона.
Урок технологии по данной теме может проводиться для учащихся 6-х классов в ходе изучения подраздела «Конструирование и моделирование юбки» после изучения тем «Конструирование юбки», «Моде...
Урок-дидактическая игра Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение
Это необычный урок. Шестиклассники закончили изучение темы «Местоимение». Учитель помогает ребятам серьезный, напряженный труд сделать интересным, вводя в определенную часть урока дидактическую...
Урок-дидактическая игра. Модель сезона
В данной работе представлена разработка урока по швейному делу по теме "Пошив юбки" 7 класс коррекционной школы. В ней описаны методы и приемы работы на уроке, использованы различные технологии....
Разработка урока - дидактической игры "Мастерицы"
Тема: «Работа с тканью». Цели: 1. Систематизировать и оценить теоретические знания по теме. 2.Развить теоретические навыки быстрой ориентации...
Урок - дидактическая игра "Веселый огород".
Урок – конкурс « Веселый огород». (5 класс) Тема: «Овощи и приготовление салатов».Тип урока: контрольный. Цели: 1. Систематизировать теоретические знания и оценить практич...
Дидактическая игра по физике
ОМ электрич.сопротивление...
Дидактическая игра по физике "Что? Где? Когда?"
Использование игровых форм работы развивает познавательные и коммуникативные качества личности. Игра проводится по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?». В представленном ва...