Рабочая программа по химии для 11 класса
рабочая программа по химии (11 класс)
Рабочая программа по химии для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
08_himiya_3_kurs_sulina_m.i._.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 8 к основной образовательной программе
среднего общего образования на 2020-2021 учебный год
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВОРОРСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ФГКОУ СПб СВУ МВД России)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника ФГКОУ СПб СВУ МВД России (по учебной работе) – начальник отдела (учебный отдел)
полковник внутренней службы
В.А. Смородина
«___» _________________ 20__ г.
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ»
для 31,32,33 взводов 3 курса
Срок реализации рабочей программы: 2020-2021 учебный год
Разработчик: преподаватель цикла естественно-математических дисциплин и физического воспитания Сулина Мария Игоревна
Рассмотрена на заседании цикла естественно-математических дисциплин и физического воспитания ФГКОУ СПб СВУ МВД России
(протокол от « 12 » мая 2020 г. № 12)
Санкт-Петербург
2020
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» разработана на основе Примерной программы по химии
и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа разработана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития суворовцев средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно-научной картины мира, практическому применению химических знаний.
Учебно-методический комплекс:
- Химия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2016.
- Габриелян, О.С. Химия 11 кл.: рабочая тетрадь / О.С. Габриелян, С.А. Сладков – М.: Дрофа 2017.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения химии обучающийся должен:
знать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева
и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
определять: состав веществ по формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической таблицы; уравнения химических реакций;
обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать:
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Периодический закон и строение атома. (3ч)
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода
в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов
Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Раздел 2. Строение вещества. (7 ч)
Химическая связь: ионная и ковалентная. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь
и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение.
Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение.
Кристаллическое строение вещества. Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды
и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели
и золи. Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс и изделия из них. Образцы волокон и изделия из них. Образцы неорганических полимеров.
Лабораторные опыты: 1 Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 3. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 4. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами. Самостоятельная работа № 1, №2.
Раздел 3. Электролитическая диссоциация (5ч +1кр)
Растворы. Растворы как гомогенные системы. Растворение как физико-химический процесс. Массовая доля растворенного вещества.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Механизм диссоциации. Водородный показатель.
Кислоты, основания, соли в свете электролитической диссоциации.
Гидролиз. Гидролиз органических веществ, его значение.
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией кислот. Получение нерастворимых оснований. Ознакомление с коллекцией оснований. Ознакомление с коллекцией минералов, солей. Контрольная работа №1 по теме: «Теоретические основы общей химии».
Раздел 4. Химические реакции. Вещества. (16ч +1кр)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры
и изомерия. Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена
в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции
и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие
об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель
Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие
с образованием осадка, газа и воды. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.
Контрольная работа №2 по теме: «Неорганические вещества».
Лабораторная работа №2 « Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических
и органических веществ».
Промежуточная аттестация. (1ч)
Контрольная работа.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел / Тема | № п/п | № п/п | Тема урока | Кол-во часов по разделам / темам | Контроль | Планируемые сроки проведения / дата проведения |
1. | Периодический закон и строение атома | Строение атома. Электронная оболочка | 1 | ||||
Особенности строения электронных оболочек переходных элементов. Орбитали s и p | 1 | ||||||
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 | ||||||
2. | Строение вещества | Химическая связь: ионная и ковалентная | 1 | ||||
Металлическая, водородная химические связи. Единая природа химических связей | 1 | ||||||
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток | 1 | ||||||
Состав веществ. Причины многообразия веществ | 1 | ||||||
Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей | 1 | ||||||
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов | 1 | ||||||
Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели) Самостоятельная работа №1 | 1 | ||||||
3. | Электролитическая диссоциация | Электролитическая диссоциация. Реакция ионного обмена | 1 | ||||
Гидролиз неорганических и органических соединений | 1 | ||||||
Среда водных растворов. Водородный показатель | 1 | ||||||
Окислительно-восстановительные реакции | 1 | ||||||
Обобщение и систематизация материала по теме: «Общая химия» | 1 | ||||||
Промежуточная аттестация. Контрольная работа №1 | 1 | ||||||
4. | Химические реакции. Вещества | Классификация химических реакций в органической | 1 | ||||
Скорость химической реакции | 1 | ||||||
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения | 1 | ||||||
Классификация и номенклатура неорганических соединений | 1 | ||||||
Металлы и их свойства | 1 | ||||||
Общие способы получения металлов. Коррозия | 1 | ||||||
Неметаллы и их свойства. Благородные газы | 1 | ||||||
Общая характеристика галогенов | 1 | ||||||
Оксиды | 1 | ||||||
Кислоты | 1 | ||||||
Основания | 1 | ||||||
Соли | 1 | ||||||
Генетическая связь между классами соединений | 1 | ||||||
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неорганические вещества» | 1 | ||||||
Контрольная работа №2 по теме: «Неорганические вещества» | 1 | ||||||
Лабораторная работа №1 по теме: «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ» | 1 | ||||||
Повторение и обобщение по теме. Подведение итогов | 1 | ||||||
5. | Промежуточная аттестация | Контрольная работа | 1 | ||||
ВСЕГО | 31 | 3 | |||||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....