практическая работа
методическая разработка по химии

Методическая разработка открытого практического занятия по теме «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. Карбоновые кислоты и их производные.» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Рассмотрено ЦМК ОПД

 Протокол № 1

«30»  августа  2018 г.

Председатель: ________

Методическая разработка открытого практического занятия по теме «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. Карбоновые кислоты и их производные

 по дисциплине ОУД.09 Химия

Преподаватель: Т.А. Маликова

Рославль 2018  год

Аннотация: Данная методические разработка составленав соответствии с программой дисциплины ХИМИЯ. В методической разработке  приведена структура и содержание практической работы, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Методическая разработка предназначены для студентов 1 курса специальностей 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (на базе основного общего образования) в соответствии с требованиями  ФГОС СПО третьего поколения.

        Данная методическая разработка предлагает материал для проведения практического занятия с использованием технологии проблемного обучения и здоровье сберегающих технологий. Представленный материал может быть использован преподавателями техникума, а также преподавателями аналогичных и смежных дисциплин других образовательных учреждений.

Дисциплина: ОУД.09 Химия

Специальность / курса: 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства/ I курс

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/ I курс

 (Уровень подготовки – базовый)

  Количество часов: 2 часа (90 минут)


Тема: Экспериментальное решение задач по распознаванию и получению веществ. Карбоновые кислоты и их производные.

Мотивация изучения темы: знание свойств органических соединений и их производных необходимо в быту, а также при анализе качества и технологии приготовления технических средств, являющихся производными карбоновых кислот.

Цели занятия:

Применение теоретических знаний в решении экспериментальных задач;

Совершенствование умений объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов.

Задачи:

- продолжить формирование понятий органических соединений, классификация веществ, навыков грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента;

- стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;

- обеспечить формирование компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

- развивать умение самостоятельно работать с информационным материалом.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: давать названия органическим соединениям  на основе знания номенклатуры IUPAC,  прогнозировать свойства полученных веществ  на основе знаний о свойствах неорганических соединений;

Метапредметные: уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения;

Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни; грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту; знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки.

Основные понятия: основания, соли, кислоты, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических соединений, структурная формула.

Оборудование:

- информационные материалы; 

-уксусная кислота, бензойная кислота, гидроксид натрия, раствор лакмуса, порошок магния, оксид меди(II), сульфат меди(II), раствор фенолфталеина, кусочек мрамора, силикат натрия, изоамиловый (изопентиловый) спирт, концентрированная серная кислота, пробирки, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, пробиркодержатель, штатив.

Используемые ИКТ: компьютер, проектор, экран, диск с видеоопытами (растворимость карбоновых кислот в воде, взаимодействие уксусной кислоты с металлами).

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, ИКТ- технологии, здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: практическая работа.

Формы работы:Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами), парная (взаимопроверка), групповая (взаимопомощь).

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

Образовательные ресурсы:

Основные источники:

Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия. учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2011.

Дополнительные источники:

  1. Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д, Феникс, 2007.
  2. Н.П. Глинка. Общая химия. – М.: Интеграл-Пресс, 2008.

Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:

  1. www.hemi.nsu.ru
  2. http://xumuk.ru/

Организационная структура урока.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Актуализация знаний

Приветствие. Обеспечивает мотивацию к изучению предложив решить обучающимся задачу на вывод формулы органического вещества.

Каждой группе предлагает построить модель получившегося вещества при помощи конструктора.

Используя подсказки, сформулируйте тему, цель и задачи урока.

На основании предложенного для работы оборудования предложите методы, которые можно использовать для решения поставленных задач. (приложение 3)

Работают в группах.В результате решения задачи получается вещество состава С2Н4О2.

Собирают модель молекулы (работают индивидуально).

Возникает противоречие: данной формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений.

  1. Создание проблемной ситуации

Постановка проблемы:

К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество? Что означает слово «карбо»?

Работают фронтально.Анализируют, имеющееся на столах оборудование, делают вывод, что речь идёт кислотах а «карбо»- углерод, значит речь об органических кислотах

  1. Целеполагание

Предоставляет материал на слайдах, ребус

корректирует цель: не органических кислот, а карбоновых кислот

Работают фронтально. Предполагают, что целью будет изучение органических кислот, используя ребус конкретизируют, что целью будет изучение  свойств уксусной кислоты

  1. Планирование

Предлагает на основе изученных ранее классов органических веществ: составить план характеристики карбоновых кислот; выдвинуть гипотезу о схожести их свойств с неорганическими кислотами; предположить методику  химических экспериментов: (сравнение свойств уксусной кислоты с соляной: взаимодействие их металлами (видеоопыт), основаниями, оксидами, солями)

Работают фронтально. Составляют план характеристики карбоновых кислот  ( составление формул гомологов и изомеров, названия их по номенклатуре IUPAC , классификация, изучение и химических физических свойств, применение в быту и в медицине);выдвигают гипотезу о схожести их свойств с неорганическими кислотами; предполагают методику  химических экспериментов: (сравнение свойств уксусной кислоты с соляной: взаимодействие их металлами (видеоопыт), основаниями, оксидами, солями)

  1. «Открытие» нового знания

Проблемный вопрос: что общего  у органических и неорганических кислот?

есть ли связь со строением? (подсказка)

Работа фронтально. Определяют, что есть атомы водорода, связанные с группой

–ОН, поэтому можно провести химические реакции как проводили с неорганическими кислотами; также определяют, что на слайдах некоторые кислоты содержат несколько групп –ОН, поэтому их можно классифицировать по основности; предлагают план проведения химического эксперимента, изучив реактивы, имеющиеся на рабочих столах

  1. Реализация плана с применением новых знаний

Предлагает осуществить практическую работу в парах; каждой паре подобрано индивидуальное задание с постановкой проблемного вопроса; по окончании эксперимента каждой паре необходимы оформить результаты и предоставить результаты своего исследования устно

Работа в группе. Демонстрируют знания о технике безопасности (решают тест по технике безопасности, выведенный на экран) (приложение 1); работа попарно- выполняют эксперимент согласно инструкции (приложение 2); работа индивидуально- делают выводы и отчитываются за результат перед всей группой в виде развёрнутого устного ответа

  1. Рефлексия

Предлагает составить синквейн по карбоновым кислотам (как продукт полученных знаний), учитывая все полученные новые знания; проанализировать ответили ли на основной вопрос занятия; дайте оценку своей работы

Составляют синквейн; дают оценку своей работы, сигнализируют карточкой с изображённой  пробиркой (синяя- «3», желтая- «4»красная- «5») об усвоении материала

  1. Домашнее задание

Выдаёт лист фронтальной работы для выполнения домашнего задания (приложение 3)

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Тест по технике безопасности:

Вопрос № 1 
Сколько раствора реактива необходимо наливать в пробирку, если в работе нет особых указаний по этому поводу?

  1. Несколько капель
  2. Половину пробирки
  3. 1 - 2 мл

Вопрос № 2 

Как правильно закрепить пробирку в держателе?

  1. Отступив 1/3 от отверстия пробирки
  2. У основания пробирки
  3. Отступив 1/2 от отверстия пробирки

Вопрос № 3 
Нагревая пробирку, необходимо:

  1. Направлять её отверстием вверх
  2. Направлять её отверстием к себе
  3. Направлять её в сторону от всех

Вопрос № 4 

Как правильно определить запах вещества?

  1. Поднести склянку к лицу на уровне носа, направить пары вещества движением ладони
  2. Нельзя нюхать вещества
  3. Поднести склянку к носу и глубоко вдохнуть

Вопрос № 5
Как правильно нагревать пробирку?

  1. Прогревать пробирку постоянно по всей длине
  2. Нагревать только ту часть, где находиться вещество
  3. Сначала прогреть всю пробирку, потом ту часть, где находится вещество

Вопрос № 6

Что делать с остатками реактивов?

  1. Вылить (высыпать) назад в банку, где они находились
  2. Высыпать (вылить) в раковину
  3. Отдать лаборанту (учителю)

Вопрос № 7

При приготовлении растворов кислот необходимо:

  1. Влить кислоту в воду и перемешать
  2. Неважно, главное перемешать
  3. Влить воду в кислоту и перемешать

Вопрос № 8

Что нужно сделать при попадании на кожу каких-либо растворов?

  1. Аккуратно вытереть носовым платком или влажной салфеткой
  2. Сообщить учителю и промыть водой
  3. Ничего не делать, продолжить выполнение работы

Вопрос № 9 

Как правильно зажечь спиртовку?

  1. Надо зажечь с помощью спички, проверив плотно ли прилегает к отверстию диск с фитилём
  2. Зажечь зажигалкой
  3. Можно зажечь от другой спиртовки

Вопрос № 10 

Как правильно работать с кислотами и щелочами?

  1. Осторожно нужно обращаться только с концентрированными растворами
  2. Также как и с другими реактивами
  3. Осторожно, так как они могут вызвать химический ожёг

ключ к тесту

3131331213

Приложение 2

Инструкционная карта

Тема: Экспериментальное решение задач по распознаванию и получению веществ. Карбоновые кислоты и их производные.

Опыт №1. Растворимость карбоновых кислот в воде

В одну пробирку налейте 1—2 мл воды и добавьте 2—3 капли уксусной кислоты. Взболтайте. В другую пробирку также налейте 1—2 мл воды и добавьте 0,1—0,2 г бензойной кислоты. Взболтайте. Отметьте различие в поведении уксусной и бензойной кислот. Пробирку с бензойной кислотой нагрейте на пламени спиртовки до растворения. Охладите пробирку. Добавьте к выпавшему осадку немного раствора гидроксида натрия.

Вопросы

  1. В чём причина различной растворимости органических кислот в воде?
  2. Что наблюдается при добавлении гидроксида натрия к бензойной кислоте? Напишите уравнение реакции.

 Налейте в пробирку уксусную кислоту и испытайте раствором индикаторной бумагой.

Оформите опыт:

что делал?

что наблюдал?

уравнение реакции

 Опыт 2.Химические свойства карбоновых кислот

В первую пробирку налейте 2—3 мл раствора уксусной кислоты и добавьте немного раствора лакмуса. Наблюдайте изменение окраски индикатора. Запишите уравнение электролитической диссоциации уксусной кислоты как слабого электролита.

Во вторую пробирку налейте 4—5 мл раствора уксусной кислоты и добавьте немного стружки или порошка магния. Что происходит? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

В третью пробирку налейте 4—5 мл раствора уксусной кислоты, насыпьте немного порошка оксида меди (И). Закрепите пробирку в пробиркодержателе и нагрейте на пламени спиртовки. Что происходит? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

В четвёртую пробирку налейте 2—3 мл раствора сульфата меди (II), добавьте немного раствора щёлочи до появления голубого студневидного осадка. Затем прилейте раствор уксусной кислоты до полного растворения осадка. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

В пятую пробирку налейте 2—3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия, добавьте 2—3 капли фенолфталеина и прилейте раствор уксусной кислоты. Что происходит? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

В шестую пробирку поместите кусочек мрамора и прилейте 3—4 мл раствора уксусной кислоты. Что происходит? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

В седьмую пробирку налейте 4—5 мл раствора уксусной кислоты и добавьте 2—3 мл раствора силиката натрия. Что происходит? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Вопросы

  1. Какие металлы будут реагировать с уксусной кислотой, а какие нет?

2.В каком случае протекают реакции ионного обмена между растворами электролитов? Сформулируйте правило Бертолле и проиллюстрируйте его примерами  проведённых опытов.

Оформите опыт:

что делал?

что наблюдал?

уравнение реакции

 Опыт3.Получение сложного эфира.

В пробирку налейте 2 мл изо-амилового (изопентилового) спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, нагрейте пробирку на водяной бане в течение нескольких минут (рис. 86). После охлаждения добавьте в пробирку несколько миллилитров воды. При этом образуется слой изоамилово-го эфира уксусной кислоты (изо-амилацетата) с характерным запахом грушевой эссенции.

 Вопросы

  1. Как называется взаимодействие кислот со спиртами? Напишите уравнения реакций этилового спирта и изоамилового спирта с уксусной кислотой.
  2. Для чего в реакционную смесь, содержащую спирт и карбоновую кислоту, добавляют концентрированную серную кислоту?

Оформите опыт:

что делал?

что наблюдал?

уравнение реакции

Ответьте на вопросы:

  1. Каким сходством химических свойств обладает уксусная кислота с неорганическими кислотами? (ответ докажите уравнением химической реакции)
  2. Почему пятна ржавчины можно удалять уксусной кислотой? (ответ докажите уравнением химической реакции)
  3. Какое уравнение реакции доказывает применение уксусной кислоты в быту?

Приложение 3

Лист фронтальной работы

КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ

1. Сформулируйте определение понятию «карбоновые кислоты».

2. Заполните таблицы:

Карбоновые кислоты

(по природе углеводородного радикала)

Предельные

Непредельные

Ароматические

Карбоновые кислоты

(по основности)

Одноосновные

Двухосновные

Многоосновные

,,,,.

Назовите вещества по систематической номенклатуре.

3. Запишите структурные формулы: бензойная кислота, молочная кислота, аминоуксусная кислота. Для каждой кислоты составьте формулу ближайшего гомолога.

4. Для удаления пятен ржавчины их обрабатывают раствором уксусной кислоты. Составьте молекулярные и ионные уравнения происходящих при этом реакций, учитывая, что ржавчина содержит оксид и гидроксид железа(III) – Fе2O3 и Fe(ОН)3. Почему такие пятна не удаляются водой? Почему они исчезают при обработке раствором кислоты?

5. Чем можно объяснить, что муравьиная кислота вступает в реакцию «серебряного зеркала»? Составьте уравнение этой реакции. Какой газ может выделяться при этом?

Обесцвечивает ли муравьиная кислота раствор перманганата калия? Ответ подтвердите соответствующим уравнением реакции.

6. При окислении 400 г водного раствора муравьиной кислоты аммиачным раствором оксида серебра образовалось 8,64 г осадка. Вычислите массовую долю кислоты в исходном растворе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...