практическая работа
методическая разработка по химии
Методическая разработка открытого практического занятия по теме «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. Карбоновые кислоты и их производные.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Рассмотрено ЦМК ОПД
Протокол № 1
«30» августа 2018 г.
Председатель: ________
Методическая разработка открытого практического занятия по теме «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. Карбоновые кислоты и их производные.»
по дисциплине ОУД.09 Химия
Преподаватель: Т.А. Маликова
Рославль 2018 год
Аннотация: Данная методические разработка составленав соответствии с программой дисциплины ХИМИЯ. В методической разработке приведена структура и содержание практической работы, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Методическая разработка предназначены для студентов 1 курса специальностей 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (на базе основного общего образования) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Данная методическая разработка предлагает материал для проведения практического занятия с использованием технологии проблемного обучения и здоровье сберегающих технологий. Представленный материал может быть использован преподавателями техникума, а также преподавателями аналогичных и смежных дисциплин других образовательных учреждений.
Дисциплина: ОУД.09 Химия
Специальность / курса: 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства/ I курс
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/ I курс
(Уровень подготовки – базовый)
Количество часов: 2 часа (90 минут)
Тема: Экспериментальное решение задач по распознаванию и получению веществ. Карбоновые кислоты и их производные.Мотивация изучения темы: знание свойств органических соединений и их производных необходимо в быту, а также при анализе качества и технологии приготовления технических средств, являющихся производными карбоновых кислот.
Цели занятия:
Применение теоретических знаний в решении экспериментальных задач;
Совершенствование умений объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов.
Задачи:
- продолжить формирование понятий органических соединений, классификация веществ, навыков грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента;
- стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;
- обеспечить формирование компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
- развивать умение самостоятельно работать с информационным материалом.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: давать названия органическим соединениям на основе знания номенклатуры IUPAC, прогнозировать свойства полученных веществ на основе знаний о свойствах неорганических соединений;
Метапредметные: уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения;
Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни; грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту; знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки.
Основные понятия: основания, соли, кислоты, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических соединений, структурная формула.
Оборудование:
- информационные материалы;
-уксусная кислота, бензойная кислота, гидроксид натрия, раствор лакмуса, порошок магния, оксид меди(II), сульфат меди(II), раствор фенолфталеина, кусочек мрамора, силикат натрия, изоамиловый (изопентиловый) спирт, концентрированная серная кислота, пробирки, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, пробиркодержатель, штатив.
Используемые ИКТ: компьютер, проектор, экран, диск с видеоопытами (растворимость карбоновых кислот в воде, взаимодействие уксусной кислоты с металлами).
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, ИКТ- технологии, здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: практическая работа.
Формы работы:Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами), парная (взаимопроверка), групповая (взаимопомощь).
Приемы и средства обучения:
Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).
Образовательные ресурсы:
Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия. учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2011.
Дополнительные источники:
- Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д, Феникс, 2007.
- Н.П. Глинка. Общая химия. – М.: Интеграл-Пресс, 2008.
Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:
Организационная структура урока.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
| |
Приветствие. Обеспечивает мотивацию к изучению предложив решить обучающимся задачу на вывод формулы органического вещества. Каждой группе предлагает построить модель получившегося вещества при помощи конструктора. Используя подсказки, сформулируйте тему, цель и задачи урока. На основании предложенного для работы оборудования предложите методы, которые можно использовать для решения поставленных задач. (приложение 3) | Работают в группах.В результате решения задачи получается вещество состава С2Н4О2. Собирают модель молекулы (работают индивидуально). Возникает противоречие: данной формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений. |
| |
Постановка проблемы: К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество? Что означает слово «карбо»? | Работают фронтально.Анализируют, имеющееся на столах оборудование, делают вывод, что речь идёт кислотах а «карбо»- углерод, значит речь об органических кислотах |
| |
Предоставляет материал на слайдах, ребус корректирует цель: не органических кислот, а карбоновых кислот | Работают фронтально. Предполагают, что целью будет изучение органических кислот, используя ребус конкретизируют, что целью будет изучение свойств уксусной кислоты |
| |
Предлагает на основе изученных ранее классов органических веществ: составить план характеристики карбоновых кислот; выдвинуть гипотезу о схожести их свойств с неорганическими кислотами; предположить методику химических экспериментов: (сравнение свойств уксусной кислоты с соляной: взаимодействие их металлами (видеоопыт), основаниями, оксидами, солями) | Работают фронтально. Составляют план характеристики карбоновых кислот ( составление формул гомологов и изомеров, названия их по номенклатуре IUPAC , классификация, изучение и химических физических свойств, применение в быту и в медицине);выдвигают гипотезу о схожести их свойств с неорганическими кислотами; предполагают методику химических экспериментов: (сравнение свойств уксусной кислоты с соляной: взаимодействие их металлами (видеоопыт), основаниями, оксидами, солями) |
| |
Проблемный вопрос: что общего у органических и неорганических кислот? есть ли связь со строением? (подсказка) | Работа фронтально. Определяют, что есть атомы водорода, связанные с группой –ОН, поэтому можно провести химические реакции как проводили с неорганическими кислотами; также определяют, что на слайдах некоторые кислоты содержат несколько групп –ОН, поэтому их можно классифицировать по основности; предлагают план проведения химического эксперимента, изучив реактивы, имеющиеся на рабочих столах |
| |
Предлагает осуществить практическую работу в парах; каждой паре подобрано индивидуальное задание с постановкой проблемного вопроса; по окончании эксперимента каждой паре необходимы оформить результаты и предоставить результаты своего исследования устно | Работа в группе. Демонстрируют знания о технике безопасности (решают тест по технике безопасности, выведенный на экран) (приложение 1); работа попарно- выполняют эксперимент согласно инструкции (приложение 2); работа индивидуально- делают выводы и отчитываются за результат перед всей группой в виде развёрнутого устного ответа |
| |
Предлагает составить синквейн по карбоновым кислотам (как продукт полученных знаний), учитывая все полученные новые знания; проанализировать ответили ли на основной вопрос занятия; дайте оценку своей работы | Составляют синквейн; дают оценку своей работы, сигнализируют карточкой с изображённой пробиркой (синяя- «3», желтая- «4»красная- «5») об усвоении материала |
| |
Выдаёт лист фронтальной работы для выполнения домашнего задания (приложение 3) | Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Тест по технике безопасности:
Вопрос № 1
Сколько раствора реактива необходимо наливать в пробирку, если в работе нет особых указаний по этому поводу?
- Несколько капель
- Половину пробирки
- 1 - 2 мл
Вопрос № 2
Как правильно закрепить пробирку в держателе?
- Отступив 1/3 от отверстия пробирки
- У основания пробирки
- Отступив 1/2 от отверстия пробирки
Вопрос № 3
Нагревая пробирку, необходимо:
- Направлять её отверстием вверх
- Направлять её отверстием к себе
- Направлять её в сторону от всех
Вопрос № 4
Как правильно определить запах вещества?
- Поднести склянку к лицу на уровне носа, направить пары вещества движением ладони
- Нельзя нюхать вещества
- Поднести склянку к носу и глубоко вдохнуть
Вопрос № 5
Как правильно нагревать пробирку?
- Прогревать пробирку постоянно по всей длине
- Нагревать только ту часть, где находиться вещество
- Сначала прогреть всю пробирку, потом ту часть, где находится вещество
Вопрос № 6
Что делать с остатками реактивов?
- Вылить (высыпать) назад в банку, где они находились
- Высыпать (вылить) в раковину
- Отдать лаборанту (учителю)
Вопрос № 7
При приготовлении растворов кислот необходимо:
- Влить кислоту в воду и перемешать
- Неважно, главное перемешать
- Влить воду в кислоту и перемешать
Вопрос № 8
Что нужно сделать при попадании на кожу каких-либо растворов?
- Аккуратно вытереть носовым платком или влажной салфеткой
- Сообщить учителю и промыть водой
- Ничего не делать, продолжить выполнение работы
Вопрос № 9
Как правильно зажечь спиртовку?
- Надо зажечь с помощью спички, проверив плотно ли прилегает к отверстию диск с фитилём
- Зажечь зажигалкой
- Можно зажечь от другой спиртовки
Вопрос № 10
Как правильно работать с кислотами и щелочами?
- Осторожно нужно обращаться только с концентрированными растворами
- Также как и с другими реактивами
- Осторожно, так как они могут вызвать химический ожёг
ключ к тесту
3131331213
Приложение 2
Инструкционная карта
Тема: Экспериментальное решение задач по распознаванию и получению веществ. Карбоновые кислоты и их производные.
Опыт №1. Растворимость карбоновых кислот в воде
В одну пробирку налейте 1—2 мл воды и добавьте 2—3 капли уксусной кислоты. Взболтайте. В другую пробирку также налейте 1—2 мл воды и добавьте 0,1—0,2 г бензойной кислоты. Взболтайте. Отметьте различие в поведении уксусной и бензойной кислот. Пробирку с бензойной кислотой нагрейте на пламени спиртовки до растворения. Охладите пробирку. Добавьте к выпавшему осадку немного раствора гидроксида натрия.
Вопросы
- В чём причина различной растворимости органических кислот в воде?
- Что наблюдается при добавлении гидроксида натрия к бензойной кислоте? Напишите уравнение реакции.
Налейте в пробирку уксусную кислоту и испытайте раствором индикаторной бумагой.
Оформите опыт:
что делал? | что наблюдал? | уравнение реакции |
Опыт 2.Химические свойства карбоновых кислот
В первую пробирку налейте 2—3 мл раствора уксусной кислоты и добавьте немного раствора лакмуса. Наблюдайте изменение окраски индикатора. Запишите уравнение электролитической диссоциации уксусной кислоты как слабого электролита.
Во вторую пробирку налейте 4—5 мл раствора уксусной кислоты и добавьте немного стружки или порошка магния. Что происходит? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
В третью пробирку налейте 4—5 мл раствора уксусной кислоты, насыпьте немного порошка оксида меди (И). Закрепите пробирку в пробиркодержателе и нагрейте на пламени спиртовки. Что происходит? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
В четвёртую пробирку налейте 2—3 мл раствора сульфата меди (II), добавьте немного раствора щёлочи до появления голубого студневидного осадка. Затем прилейте раствор уксусной кислоты до полного растворения осадка. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
В пятую пробирку налейте 2—3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия, добавьте 2—3 капли фенолфталеина и прилейте раствор уксусной кислоты. Что происходит? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
В шестую пробирку поместите кусочек мрамора и прилейте 3—4 мл раствора уксусной кислоты. Что происходит? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
В седьмую пробирку налейте 4—5 мл раствора уксусной кислоты и добавьте 2—3 мл раствора силиката натрия. Что происходит? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Вопросы
- Какие металлы будут реагировать с уксусной кислотой, а какие нет?
2.В каком случае протекают реакции ионного обмена между растворами электролитов? Сформулируйте правило Бертолле и проиллюстрируйте его примерами проведённых опытов.
Оформите опыт:
что делал? | что наблюдал? | уравнение реакции |
Опыт3.Получение сложного эфира.
В пробирку налейте 2 мл изо-амилового (изопентилового) спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, нагрейте пробирку на водяной бане в течение нескольких минут (рис. 86). После охлаждения добавьте в пробирку несколько миллилитров воды. При этом образуется слой изоамилово-го эфира уксусной кислоты (изо-амилацетата) с характерным запахом грушевой эссенции.
Вопросы
- Как называется взаимодействие кислот со спиртами? Напишите уравнения реакций этилового спирта и изоамилового спирта с уксусной кислотой.
- Для чего в реакционную смесь, содержащую спирт и карбоновую кислоту, добавляют концентрированную серную кислоту?
Оформите опыт:
что делал? | что наблюдал? | уравнение реакции |
Ответьте на вопросы:
- Каким сходством химических свойств обладает уксусная кислота с неорганическими кислотами? (ответ докажите уравнением химической реакции)
- Почему пятна ржавчины можно удалять уксусной кислотой? (ответ докажите уравнением химической реакции)
- Какое уравнение реакции доказывает применение уксусной кислоты в быту?
Приложение 3
Лист фронтальной работы
КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ
1. Сформулируйте определение понятию «карбоновые кислоты».
2. Заполните таблицы:
Карбоновые кислоты (по природе углеводородного радикала) | ||
Предельные | Непредельные | Ароматические |
Карбоновые кислоты (по основности) | ||
Одноосновные | Двухосновные | Многоосновные |
,,,,.
Назовите вещества по систематической номенклатуре.
3. Запишите структурные формулы: бензойная кислота, молочная кислота, аминоуксусная кислота. Для каждой кислоты составьте формулу ближайшего гомолога.
4. Для удаления пятен ржавчины их обрабатывают раствором уксусной кислоты. Составьте молекулярные и ионные уравнения происходящих при этом реакций, учитывая, что ржавчина содержит оксид и гидроксид железа(III) – Fе2O3 и Fe(ОН)3. Почему такие пятна не удаляются водой? Почему они исчезают при обработке раствором кислоты?
5. Чем можно объяснить, что муравьиная кислота вступает в реакцию «серебряного зеркала»? Составьте уравнение этой реакции. Какой газ может выделяться при этом?
Обесцвечивает ли муравьиная кислота раствор перманганата калия? Ответ подтвердите соответствующим уравнением реакции.
6. При окислении 400 г водного раствора муравьиной кислоты аммиачным раствором оксида серебра образовалось 8,64 г осадка. Вычислите массовую долю кислоты в исходном растворе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...