Использование нестандартных таблиц при изучении и повторении темы «Чередование гласных в корне»
статья по русскому языку (10 класс)

                           

                 Корней с чередованием  гласных И-Е , А-Я, изучаемых в школе, чуть больше 20 ( в пособии  для старшеклассников  В.Ф.Грекова, С.Е. Крючкова,  Л.АЧешко  есть обобщающая таблица , включающая 21 корень). Запомнить надолго и легко воспроизводить на экзамене ( корни необходимо помнить для выполнения задания 9 на ЕГЭ)   такое количество  информации  не всем  учащимся под силу.   Таблица «Мальчик Корней» позволяет структурировать  и систематизировать трудный для восприятия материал, а нестандартность таблицы – надолго её запомнить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нестандартных таблиц при изучении и  повторении темы «Чередование  гласных в корне» ( Из опыта работы).

Старцева М.Ю.
учитель русского языка  и литературы

ГБОУ СОШ №521

Санкт- Петербурга.

2020

                           

         Корней с чередованием  гласных И-Е , А-Я, изучаемых в школе, чуть больше 20 ( в пособии  для старшеклассников  В.Ф.Грекова, С.Е. Крючкова,  Л.АЧешко  есть обобщающая таблица , включающая 21 корень). Запомнить надолго и легко воспроизводить на экзамене ( корни необходимо помнить для выполнения задания 9 на ЕГЭ)   такое количество  информации  не всем  учащимся под силу.   Таблица «Мальчик Корней» позволяет структурировать  и систематизировать трудный для восприятия материал, а нестандартность таблицы – надолго её запомнить.

         Предлагаем учащимся такую  нелепую, но весёлую  историю.   «Мальчик по имени Корней должен сдать экзамен по русскому языку. Он не  может выучить 20 корней и решает сделать татуировку, чтобы корни были с ним всегда». Рисуем силуэт человечка ( на доске или на листе ватмана). «На груди Корней написал все корни, гласные в которых зависят от суффикса А. Чтобы они занимали меньше места, он выбрал  только 1 вариант -  корни   при наличии суффикса А .  Вот что получилось: бир-дир- мир- пир –тир;      блист –стил –жи г- кас - лаг;      им-ин.» Эти сочетания  произносим  в виде скороговорки, заучиваем, делаем  надпись на силуэте человечка. На этом этапе важно дать почувствовать,  как приятно произносить каждое из звеньев этой цепочки , при произнесении     этих корней  в данной последовательности появляется подобие мелодии. Важно  показать и  парные корни (бер – дер и т. д.), но не загромождать ими работу при заучивании .

        (Эту часть таблицы  легко повторять тем, кто  в 5 классе   выучил другую   нестандартную таблицу  -  «Домик дядюшки А». Таблица выглядит как примитивно нарисованный домик, в нём 4 комнаты- ячейки . История для учащихся такова: «Дядюшка А сдаёт 4 комнаты в своём домике. Комнату 1 снимает бир-дир-мир-пир-тир, комнату 2 -  блист-стил –жиг, комнату 3 – касс-лаг, комнату 4 – им-ин».   В комнатах-ячейках дети рисуют то, что им представляется при произнесении сочетаний корней и вписывают сами корни.  Для запоминания важно многократное повторенияе сочетаний корней вслух как  скороговорки и включение работы  воображения при рисовании.)

         Вернёмся к таблице « Мальчик Корней». «На правой руке Корней записал те корни, в которых выбор гласной   зависит от ударения: гар-гор;  зар- зор,  клан – клон, твар- твор;

на левой руке те корни, написание которых зависит от следующей после гласной согласной : раст- ращ –рос; скак – скоч.

 На правой ноге корни, в которых гласная зависит от значения слова: равн – ровн, мак – мок; на левой ноге – плав-плов- плы.»

         Наносим на силуэт человека   упомянутые корни, рисуем счастливое лицо Корнея. Тренируемся произносить сочетания корней. Для проверки усвоения можно использовать как стандартную, так и нестандартную - в виде силуэта человечка  - незаполненную  таблицу.

        Наша нестандартная таблица отразила  деление корней с чередованием гласных на  5 основных групп:   1) выбор гласной зависит от наличия  суффикса А, 2) от ударения, 3) от значения слова, 4)от согласных , 5) требует запоминания.  Благодаря  таблице невозможно забыть, что групп корней именно 5,  зрительная  и артикуляционная память   поможет воспроизвести каждую группу.

          Не будем приводить все комментарии , которые даются  при повторении правописания каждой группы корней. Они легко воспроизводятся с помощью любого учебного пособия.  Приведём лишь те замечания, которые кажутся особенно важными при повторении темы и в  изложении которых в  ряде пособий есть разночтения.

  1.   МИР

Вопрос к учащимся:  почему мы пишем «миротворец, умиротворение, смирение», хотя в  этих словах после корня нет суффикса  А?

Ответ: МИР  и МИР – корни –омонимы. МИР – корень с чередованием, если слово обозначает  ту или иную форму остановки жизни: вымерли- умирание. Чередования нет, если корень обозначает  «мир, покой, отсутствие войны»( миротворец)

  1. ЧИТ

В этом  случае корней-омонимов не два,  а  три: ЧИТать (книгу), поЧИТать (предков), выЧИТать    ( из пяти один). В первом случае нет чередования  И-Е, во втором и третьем  - чередование есть:  почитать – почести, вычитать вычет. Гласная зависит от наличия суффикса А,  корень можно добавить в нашу таблицу.

Обращаем внимание на примечание из академического сборника правил («Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник». Институт русского языка им. Виноградова ,РАН, 2009): «Сочетать и сочетание не являются однокоренными ни с одной из приведённых групп с корнем ЧИТ. Обращаем на это внимание, потому что в некоторых пособиях  слова «сочетать» и «сочетание» приводятся как исключения в ряду слов с чередование ЧЕТ – ЧИТ.  

  1.  …им , …ин.

Поскольку это не целые корни,  многим учащимся   бывает  трудно   привести примеры  слов с этим случаем  чередования.

Напомним им самые распространённые случаи:

Принимать – принять

Заниматься- занятие

Сжимать - сжатие

Заклинать - заклятие

Запинаться – препятствие

  1.   ПЛАВ - ПЛОВ –ПЛЫ.

Этот корень составляет отдельную группу. Его варианты требуют запоминания:

ПЛОВЕЦ и ПЛОВЧИХА – с О.

В остальных случаях – А: ПЛАВАТЬ, НА ПЛАВУ, ПЛАВУНЕЦ (жук).

Есть ещё один вариант – с Ы: ПЛЫВУН (грунт) и производные от глагола ПЛЫТЬ.

  1. ЛАГ- ЛОЖ и ЖИГ- ЖЕЧ могут быть отнесены и к другой группе: правописание зависит от согласных корня.

  1.  Не забудем об исключениях:

равн – ровн: равнина;
раст –ращ –рос : росток, ростовщик, вырост, Ростов, Ростислав,  отрасль;
зар – зор: зоревать.

Многолетняя практика показывает, что изучение и повторение темы «Корни с чередованием» с помощью описанных в статье нестандартных таблиц   очень эффективно.

Литература.

1. «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник». Институт русского языка им. В.В. Виноградова. РАН.  2009 ( стр. 37 – 43).

2.  Греков В.Ф.,  Крючков С.Е.,  Чешко Л.А.   «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». Просвещение, 2006 (стр. 98 – 100).

3.  Голуб И.Б. «Русский язык. Экспресс-курс. Повторение». Издательство «Экзамен».2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

Использование деятельностного подхода при изучении темы "Создание таблиц в среде текстового процессора Word"

В основу урока была положена теория поэтапного формирования умственных действий на основе ориентировочной основы деятельности (ООД)  - текстуально или графически оформленной модели изучаемого дей...

Из опыта работы. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ »

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно тревожит учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического...

Использование таблиц при изучении движения по воде в 5 классе на уроках математики

Как можно съэкономить время при работе с задачами на движение по воде?...

Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...

Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков

Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...

"Развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством использования нестандартных форм занимательных заданий"

Обобщение опыта по теме "Развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством использования нестандартных форм занимательных заданий"...