Использование нестандартных таблиц при изучении и повторении темы «Чередование гласных в корне»
статья по русскому языку (10 класс)
Корней с чередованием гласных И-Е , А-Я, изучаемых в школе, чуть больше 20 ( в пособии для старшеклассников В.Ф.Грекова, С.Е. Крючкова, Л.АЧешко есть обобщающая таблица , включающая 21 корень). Запомнить надолго и легко воспроизводить на экзамене ( корни необходимо помнить для выполнения задания 9 на ЕГЭ) такое количество информации не всем учащимся под силу. Таблица «Мальчик Корней» позволяет структурировать и систематизировать трудный для восприятия материал, а нестандартность таблицы – надолго её запомнить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нестандартных таблиц при изучении и повторении темы «Чередование гласных в корне» ( Из опыта работы).
Старцева М.Ю.
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №521
Санкт- Петербурга.
2020
Корней с чередованием гласных И-Е , А-Я, изучаемых в школе, чуть больше 20 ( в пособии для старшеклассников В.Ф.Грекова, С.Е. Крючкова, Л.АЧешко есть обобщающая таблица , включающая 21 корень). Запомнить надолго и легко воспроизводить на экзамене ( корни необходимо помнить для выполнения задания 9 на ЕГЭ) такое количество информации не всем учащимся под силу. Таблица «Мальчик Корней» позволяет структурировать и систематизировать трудный для восприятия материал, а нестандартность таблицы – надолго её запомнить.
Предлагаем учащимся такую нелепую, но весёлую историю. «Мальчик по имени Корней должен сдать экзамен по русскому языку. Он не может выучить 20 корней и решает сделать татуировку, чтобы корни были с ним всегда». Рисуем силуэт человечка ( на доске или на листе ватмана). «На груди Корней написал все корни, гласные в которых зависят от суффикса А. Чтобы они занимали меньше места, он выбрал только 1 вариант - корни при наличии суффикса А . Вот что получилось: бир-дир- мир- пир –тир; блист –стил –жи г- кас - лаг; им-ин.» Эти сочетания произносим в виде скороговорки, заучиваем, делаем надпись на силуэте человечка. На этом этапе важно дать почувствовать, как приятно произносить каждое из звеньев этой цепочки , при произнесении этих корней в данной последовательности появляется подобие мелодии. Важно показать и парные корни (бер – дер и т. д.), но не загромождать ими работу при заучивании .
(Эту часть таблицы легко повторять тем, кто в 5 классе выучил другую нестандартную таблицу - «Домик дядюшки А». Таблица выглядит как примитивно нарисованный домик, в нём 4 комнаты- ячейки . История для учащихся такова: «Дядюшка А сдаёт 4 комнаты в своём домике. Комнату 1 снимает бир-дир-мир-пир-тир, комнату 2 - блист-стил –жиг, комнату 3 – касс-лаг, комнату 4 – им-ин». В комнатах-ячейках дети рисуют то, что им представляется при произнесении сочетаний корней и вписывают сами корни. Для запоминания важно многократное повторенияе сочетаний корней вслух как скороговорки и включение работы воображения при рисовании.)
Вернёмся к таблице « Мальчик Корней». «На правой руке Корней записал те корни, в которых выбор гласной зависит от ударения: гар-гор; зар- зор, клан – клон, твар- твор;
на левой руке те корни, написание которых зависит от следующей после гласной согласной : раст- ращ –рос; скак – скоч.
На правой ноге корни, в которых гласная зависит от значения слова: равн – ровн, мак – мок; на левой ноге – плав-плов- плы.»
Наносим на силуэт человека упомянутые корни, рисуем счастливое лицо Корнея. Тренируемся произносить сочетания корней. Для проверки усвоения можно использовать как стандартную, так и нестандартную - в виде силуэта человечка - незаполненную таблицу.
Наша нестандартная таблица отразила деление корней с чередованием гласных на 5 основных групп: 1) выбор гласной зависит от наличия суффикса А, 2) от ударения, 3) от значения слова, 4)от согласных , 5) требует запоминания. Благодаря таблице невозможно забыть, что групп корней именно 5, зрительная и артикуляционная память поможет воспроизвести каждую группу.
Не будем приводить все комментарии , которые даются при повторении правописания каждой группы корней. Они легко воспроизводятся с помощью любого учебного пособия. Приведём лишь те замечания, которые кажутся особенно важными при повторении темы и в изложении которых в ряде пособий есть разночтения.
- МИР
Вопрос к учащимся: почему мы пишем «миротворец, умиротворение, смирение», хотя в этих словах после корня нет суффикса А?
Ответ: МИР и МИР – корни –омонимы. МИР – корень с чередованием, если слово обозначает ту или иную форму остановки жизни: вымерли- умирание. Чередования нет, если корень обозначает «мир, покой, отсутствие войны»( миротворец)
- ЧИТ
В этом случае корней-омонимов не два, а три: ЧИТать (книгу), поЧИТать (предков), выЧИТать ( из пяти один). В первом случае нет чередования И-Е, во втором и третьем - чередование есть: почитать – почести, вычитать вычет. Гласная зависит от наличия суффикса А, корень можно добавить в нашу таблицу.
Обращаем внимание на примечание из академического сборника правил («Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник». Институт русского языка им. Виноградова ,РАН, 2009): «Сочетать и сочетание не являются однокоренными ни с одной из приведённых групп с корнем ЧИТ. Обращаем на это внимание, потому что в некоторых пособиях слова «сочетать» и «сочетание» приводятся как исключения в ряду слов с чередование ЧЕТ – ЧИТ.
- …им , …ин.
Поскольку это не целые корни, многим учащимся бывает трудно привести примеры слов с этим случаем чередования.
Напомним им самые распространённые случаи:
Принимать – принять
Заниматься- занятие
Сжимать - сжатие
Заклинать - заклятие
Запинаться – препятствие
- ПЛАВ - ПЛОВ –ПЛЫ.
Этот корень составляет отдельную группу. Его варианты требуют запоминания:
ПЛОВЕЦ и ПЛОВЧИХА – с О.
В остальных случаях – А: ПЛАВАТЬ, НА ПЛАВУ, ПЛАВУНЕЦ (жук).
Есть ещё один вариант – с Ы: ПЛЫВУН (грунт) и производные от глагола ПЛЫТЬ.
- ЛАГ- ЛОЖ и ЖИГ- ЖЕЧ могут быть отнесены и к другой группе: правописание зависит от согласных корня.
- Не забудем об исключениях:
равн – ровн: равнина;
раст –ращ –рос : росток, ростовщик, вырост, Ростов, Ростислав, отрасль;
зар – зор: зоревать.
Многолетняя практика показывает, что изучение и повторение темы «Корни с чередованием» с помощью описанных в статье нестандартных таблиц очень эффективно.
Литература.
1. «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник». Институт русского языка им. В.В. Виноградова. РАН. 2009 ( стр. 37 – 43).
2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». Просвещение, 2006 (стр. 98 – 100).
3. Голуб И.Б. «Русский язык. Экспресс-курс. Повторение». Издательство «Экзамен».2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"
Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...
Использование деятельностного подхода при изучении темы "Создание таблиц в среде текстового процессора Word"
В основу урока была положена теория поэтапного формирования умственных действий на основе ориентировочной основы деятельности (ООД) - текстуально или графически оформленной модели изучаемого дей...
Из опыта работы. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ »
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно тревожит учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического...
Использование таблиц при изучении движения по воде в 5 классе на уроках математики
Как можно съэкономить время при работе с задачами на движение по воде?...
Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)
Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков
Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...
"Развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством использования нестандартных форм занимательных заданий"
Обобщение опыта по теме "Развитие интереса учащихся к изучению русского языка и литературы посредством использования нестандартных форм занимательных заданий"...