Урок "Неорганические и органические кислоты"
план-конспект урока по химии (11 класс)

Наталья Юрьевна Бердова.

Урок предназначен для учашихся 11 класса, занимающийся по программе О.С. Габриелян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc60.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Кислоты неорганические и органические.

Провела: учитель Бердова Н.Ю.

Урок: 11 класс

Цель: Изучение и закрепление знаний о кислотах и их свойствах.

Задачи:

Образовательные:

Выработать представление о наличие общих химических свойств кислот;

Закрепить умения пользоваться рядом напряжения металлов и таблицей растворимости.

Развивающие:

Выяснить причины общности химических свойств кислот;

Прогнозировать возможные химические реакции кислот с использованием ряда напряжений металлов и таблицы растворимости;

Установить закономерности и отработать умения писать уравнения реакций взаимодействия кислот с основаниями, основными оксидами, металлами и солями;

Отработать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Воспитательные;

Осознание учащимися места неорганических кислот в системе естествознания наряду с организмами;

Понимание взаимосвязи полученных знаний о химических свойствах кислот с функционированием организма человека, применение в быту.

Оборудование: микролаборатория для химического эксперимента, лаборатория систем мультимедиа,  влажные салфетки, аскорбиновая кислота,   лимон.

Ход урока

 1.На протяжении ряда уроков мы изучали неметаллы, вы готовили презентации и сообщения по ним. Теперь проверим, как же вы хорошо слушали своих товарищей.

Работа в группах «Маска откройся», пока работают в группах, проводится «Неметаллическая дуэль».

 

2.Если ты проглотил аскорбинку,

Твой организм получил витаминку.

Она закрывает болезни врата –

Аскорбиновая кислота.

Вы простудились – болит голова,

Вас аспирин выручает всегда.

Ну, и бесспорно, полезен лимон,

Кислотою, лимонной наполнен он.

Жуйте лимон, если горло болит,

Сок чудотворный вас исцелит.

Яблоко ешь – кислый вкус, красота,

В яблоке яблочная кислота.

Яблочный уксус по ложечке пейте,

Вы обязательно похудеете.

Уксус в столовой на кухне хранится

Для консервации он пригодится.

Ну и компресс из него помогает,

Быстро он жар при простуде снижает.

Фрукты и овощи, щавель, крапива

Содержат кислоты – это не диво.

Есть в муравьях и крапиве – невинная,

С пользой для нас кислота муравьиная.

Жжёт она кожу, но есть в ней и прок-

Ваш ревматизм она вылечит в срок.

Лучше не жуйте косточки вишни,

Косточки сливы – это всё лишнее.

Будет вам плохо – диагноз такой:

Отравились синильной вы кислотой.

Изучение нового материала.

Учитель: О  чём сегодня на уроке пойдёт речь?

 Определение темы урока, чтение эпиграфа.

2.Сейчас мы с вами выступим в роли криминалистов.

 Нужно составить портрет кислоты.

 Я задаю вопросы, вы отвечаете, зарабатывая баллы.

1. Дать определение кислоты. ТЭД записать уравнение.

2. По происхождению кислоты бывают

3. Кислоты содержатся в организмах животных.  

4. По агрегатному состоянию

5.По содержанию кислорода

6.По количеству атомов водорода.

7. По растворимости в воде:

8. По летучести:

9. По степени электролитической диссоциации:

10. По стабильности:

11. Кислоты применяются в медицине.

12.Кислоты применяются в кулинарии.  

13. Образование кислотных дождей в природе.  

 Слайды об органических кислотах

А, что мы ещё знаем о кислотах.

Свойства.

Техника безопасности по виртуальной лаборатории

Проведение опытов

  1. По слайдам

Вывод: Общие свойства

  • Диссоциация
  • Взаимодействие с индикаторами
  • Взаимодействие с металлами
  • Взаимодействие с основными оксидами
  • Взаимодействие с основаниями
  • Взаимодействие с солями.

Есть ли у нас не решенные вопросы?

А есть ли у них отличие?

Да, есть, и их мы будем рассматривать на следующем уроке.

Сейчас работа  с тестами.

А кто-то в виртуальной лаборатории себя испытает.

Выполнение теста «Фотография».

Задание на дом.

Индивидуальный лист  

Фамилия Имя   ___________________________________

 

 

 

Критерии для оценивания ответов

Баллы

 Ваши баллы

1. Устный полный ответ

2

2. Неполный устный ответ

1

3. Молекулярное уравнение, составленное без ошибок

2

4. Молекулярное уравнение, составленное с одной или двумя ошибками (неверно поставлен индекс или коэффициент)

1

5. Ионное уравнение, составленное без ошибок

3

6. Ионное уравнение, составленное с 1 или 2 ошибками (не написан или неверно записан заряд, индекс, коэффициент)

2

7. Ионное уравнение, составленное с 3 или 4 ошибками (не написан или неверно записан заряд, индекс, коэффициент)

1

8. При выполнении опыта соблюдение всех требований техники безопасности и правил обращения с оборудованием

2

9. Правильная формулировка вывода

2

10. Неудачная формулировка вывода

1

11. Недостатки в оформлении

- 1

12.Тест №1

5-нет ошибок

4-1 ошибка

3-2 ошибка

13.Тест№2

5-нет ошибок

4-1 ошибка

3-2 ошибка

Итого 20 баллов- отлично

           18 баллов- хорошо

           12 баллов- удовлетворительно



Предварительный просмотр:

Группа 1

1.М. В.Ломоносов  в статье, опубликованной в 1745 г., писал: «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар». Что это за вещество?

2.Выбери правильный ответ.

А-1

С какими из приведённых веществ  не будет взаимодействовать соляная кислота:

а) Al

б) Hg

в) Zn

А-2

В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:

а) синий

б) малиновый

в) красный

А-3

Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:

а) замещения

б) нейтрализации

в) соединения

А -4

В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :

а) чёрный осадок

б) красный осадок

в) белый осадок

А -5

За общие свойства кислот отвечает:

а) ион водорода

б) ион металла

в) ион кислотного остатка.

3.Тест «Улыбка»

1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:

А) оксид магния        б) углекислый газ     в) соляная кислота

2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с

А) металлом    б) спиртом      в) основанием

3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию

А)твердые      б)газы      в) жидкости

4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд

А)-2         б)+1          в)-1

5.Кислотам изомерны

А)спирты        б)сложные эфиры          в) альдегиды

6.самая сильная предельная одноосновная  кислота

А)муравьиная       б)уксусная        в) пропионовая

Группа 2

      1.Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980)  в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество  в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович

2.Выбери правильный ответ.

А-1

С какими из приведённых веществ  не будет взаимодействовать соляная кислота:

а) Al

б) Hg

в) Zn

А-2

В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:

а) синий

б) малиновый

в) красный

А-3

Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:

а) замещения

б) нейтрализации

в) соединения

А -4

В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :

а) чёрный осадок

б) красный осадок

в) белый осадок

А -5

За общие свойства кислот отвечает:

а) ион водорода

б) ион металла

в) ион кислотного остатка.

3.Тест «Улыбка»

1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:

А) оксид магния        б) углекислый газ     в) соляная кислота

2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с

А) металлом    б) спиртом      в) основанием

3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию

А)твердые      б)газы      в) жидкости

4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд

А)-2         б)+1          в)-1

5.Кислотам изомерны

А)спирты        б)сложные эфиры          в) альдегиды

6.самая сильная предельная одноосновная  кислота

А)муравьиная       б)уксусная        в) пропионовая

Группа 3

1.Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.

2.Выбери правильный ответ.

А-1

С какими из приведённых веществ  не будет взаимодействовать соляная кислота:

а) Al

б) Hg

в) Zn

А-2

В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:

а) синий

б) малиновый

в) красный

А-3

Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:

а) замещения

б) нейтрализации

в) соединения

А -4

В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :

а) чёрный осадок

б) красный осадок

в) белый осадок

А -5

За общие свойства кислот отвечает:

а) ион водорода

б) ион металла

в) ион кислотного остатка.

3.Тест «Улыбка»

1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:

А) оксид магния        б) углекислый газ     в) соляная кислота

2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с

А) металлом    б) спиртом      в) основанием

3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию

А)твердые      б)газы      в) жидкости

4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд

А)-2         б)+1          в)-1

5.Кислотам изомерны

А)спирты        б)сложные эфиры          в) альдегиды

6.самая сильная предельная одноосновная  кислота

А)муравьиная       б)уксусная        в) пропионовая

Группа 4

1.У Куртуа  был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…

2.Выбери правильный ответ.

А-1

С какими из приведённых веществ  не будет взаимодействовать соляная кислота:

а) Al

б) Hg

в) Zn

А-2

В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:

а) синий

б) малиновый

в) красный

А-3

Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:

а) замещения

б) нейтрализации

в) соединения

А -4

В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :

а) чёрный осадок

б) красный осадок

в) белый осадок

А -5

За общие свойства кислот отвечает:

а) ион водорода

б) ион металла

в) ион кислотного остатка.

3.Тест «Улыбка»

1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:

А) оксид магния        б) углекислый газ     в) соляная кислота

2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с

А) металлом    б) спиртом      в) основанием

3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию

А)твердые      б)газы      в) жидкости

4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд

А)-2         б)+1          в)-1

5.Кислотам изомерны

А)спирты        б)сложные эфиры          в) альдегиды

6.самая сильная предельная одноосновная  кислота

А)муравьиная       б)уксусная        в) пропионовая

Группа 5

              1. Какой неметалл ценится дороже золота, и когда платят деньги за то, чтобы от него                              избавиться?

Группа 4

2.Выбери правильный ответ.

А-1

С какими из приведённых веществ  не будет взаимодействовать соляная кислота:

а) Al

б) Hg

в) Zn

А-2

В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:

а) синий

б) малиновый

в) красный

А-3

Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:

а) замещения

б) нейтрализации

в) соединения

А -4

В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :

а) чёрный осадок

б) красный осадок

в) белый осадок

А -5

За общие свойства кислот отвечает:

а) ион водорода

б) ион металла

в) ион кислотного остатка.

3.Тест «Улыбка»

1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:

А) оксид магния        б) углекислый газ     в) соляная кислота

2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с

А) металлом    б) спиртом      в) основанием

3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию

А)твердые      б)газы      в) жидкости

4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд

А)-2         б)+1          в)-1

5.Кислотам изомерны

А)спирты        б)сложные эфиры          в) альдегиды

6.самая сильная предельная одноосновная  кислота

А)муравьиная       б)уксусная        в) пропионовая


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Маска откройся"

Слайд 2

Задание для первой группы М. В.Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал : «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар.» Что это за вещество? Водород

Слайд 3

Задание для второй группы Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович Фосфор

Слайд 4

Задание для третьей группы Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ. Хлор

Слайд 5

Задание для четвертой группы У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент… Иод

Слайд 6

Какой неметалл ценится дороже золота, и когда платят деньги за то, чтобы от него избавиться? Задание для пятой группы Углерод

Слайд 7

« Я слушаю - и забываю Я вижу - и запоминаю Я делаю - и понимаю» Кислоты неорганические и органические Провела учитель химии Бердова Н.Ю.

Слайд 8

Кислоты с точки зрения ТЭД – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка. Портрет кислоты Кислоты сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. В состав органических кислот входит карбоксильная группа.

Слайд 9

ОРГАНИЧЕСКИЕ – ЛИМОННАЯ, ЯБЛОЧНАЯ, УКСУСНАЯ, ЩАВЕЛЕВАЯ, МУРАВЬИНАЯ. По происхождению

Слайд 10

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ- СЕРНАЯ, СОЛЯНАЯ, ПЛАВИКОВАЯ, ФОСФОРНАЯ, АЗОТНАЯ.

Слайд 11

Соляная кислота, находящаяся в желудке, помогает переваривать пищу. Молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке. КИСЛОТЫ СОДЕРЖАТСЯ В ОРГАНИЗМАХ ЖИВОТНЫХ

Слайд 12

Кислоты Жидкие. НС l, H 2 SO 4 Твёрдые. H 2 SiO 3 По агрегатному состоянию:

Слайд 13

бескислородные HF HCl HBr HI H 2 S По содержанию кислорода кислородсодержащие HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3 H 3 PO 4 КИСЛОТЫ

Слайд 14

По количеству атомов водорода. КИСЛОТЫ одно-основные HCl HNO 3 двух-основные H 2 S H 2 SO 4 трех-основные H 3 PO 4

Слайд 15

По растворимости в воде: Кислоты Растворимые H 2 SO 4 , НС l, HNO 3 Нерастворимые H 2 SiO 3

Слайд 16

По летучести: Кислоты Летучие H 2 S, HCl, HNO 3 Нелетучие H 2 SO 4 , H 2 SiO 3

Слайд 17

По степени электролитической диссоциации: Кислоты Сильные HCl, HNO 3 , Н 2 SO 4 Слабые Н 2 S, H 2 SO 3 , H 2 CO 3

Слайд 18

По стабильности: Кислоты Стабильные HCl, HNO 3 , Н 2 SO 4 Нестабильные H 2 SO 3 , H 2 CO 3

Слайд 19

КИСЛОТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ В МЕДИЦИНЕ. Аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетилсалициловая

Слайд 20

КИСЛОТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ В КУЛИНАРИИ . Уксусная и лимонная кислоты

Слайд 21

Составить портрет Дайте классификацию уксусной кислоте(1В), серной кислоте(2В) по всем известным признакам классификации. Напишите уравнение диссоциации серной кислоты.

Слайд 22

Содержится в желудочном соке, в соленых огурцах. Применяется при дублении кожи, для подкисления безалкогольных напитков, ее соли называются лактатами. 1 HCOOH 2 HOOC -( CH 2 ) 2 - COOH 3 CH 3 -CH-COOH OH 4 C 6 H 5 COOH 5 HOOC- COOH 6 C 17 H 3 5 COOH

Слайд 23

Правильный ответ №3 1 2 3 CH 3 -CH-COOH OH Молочная кислота 4 5 6

Слайд 24

В природе встречается в виде кислых солей калия и натрия в щавеле, кислице, лишайниках. Ее соли называют оксолатами. 1 HCOOH 2 HOOC -( CH 2 ) 2 - COOH 3 CH 3 -CH-COOH OH 4 C 6 H 5 COOH 5 HOOC- COOH 6 C 17 H 3 5 COOH

Слайд 25

Правильный ответ №5 1 2 3 4 5 HOOC- COOH Щавелевая кислота 6

Слайд 26

Находится в выделениях желез муравьев, в иглах ели, в ворсинках жгучей крапивы и в поте животных. 1 HCOOH 2 HOOC -( CH 2 ) 2 - COOH 3 CH 3 -CH-COOH OH 4 C 6 H 5 COOH 5 HOOC- COOH 6 C 17 H 3 5 COOH

Слайд 27

Правильный ответ №1 1 HCOOH Муравьиная кислота 2 3 4 5 6

Слайд 28

На кусочек лимона капните 1-2 капли лакмуса. Что наблюдаете?

Слайд 29

В каждую из трёх пробирок, где находятся металлы – цинк, железо, медь прилейте 1-2 мл. соляной кислоты(1в)и уксусную кислоту(2в) . Что наблюдаете?

Слайд 30

В каждую из двух пробирок, где находятся оксид кальция и оксид меди, добавьте 1-2 мл. соляной кислоты(1в)и уксусную кислоту(2в). Что наблюдаете?

Слайд 31

В пробирку с гидроксидом натрия добавьте 1-2 мл. соляной кислоты(1в)и уксусную кислоту (2в). Что наблюдаете?

Слайд 32

В пробирку с раствором соляной кислоты(1в) добавьте 1-2 мл. нитрата серебра. Что наблюдаете? В пробирку с раствором уксусной кислоты(2в) добавьте карбонат кальция. Что наблюдаете?

Слайд 33

Общие химические свойства у неорганических и неорганических кислот Диссоциация Взаимодействие с индикаторами Взаимодействие с металлами Взаимодействие с основными оксидами Взаимодействие с основаниями Взаимодействие с солями .

Слайд 34

Выбери правильный ответ. А-1 С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота: а) Al б) Hg в) Zn А-2 В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты: а) синий б) малиновый в) красный А-3 Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется: а) замещения б) нейтрализации в) соединения

Слайд 35

А -4 В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает : а) чёрный осадок б) красный осадок в) белый осадок А -5 За общие свойства кислот отвечает: а) ион водорода б) ион металла в) ион кислотного остатка.

Слайд 36

Ответы 1б 2в 3б 4в 5а

Слайд 37

1. С какими веществами реагирует уксусная кислота: А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота 2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с А) металлом б) спиртом в) основанием 3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию А)твердые б)газы в) жидкости 4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд А)-2 б)+1 в)-1 5.Кислотам изомерны А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды 6.самая сильная предельная одноосновная кислота А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая Решение теста « Фотография на память». На доске нарисовано лицо, но вместо рта – буквы: шесть столбиков по три ряда.

Слайд 39

Домашнее задание: П. 20 упр.1-5 1.Подготовьте интересные сообщения о кислотах 2.Сделайте свою презентацию о кислотах

Слайд 40

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"

Целью урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мыш...

Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"

Цель урока: овладеть  знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мышления ч...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта,10 класс, Органическая химия

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО ТЕМАМ:    «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта, 10 класс, органическая химия....

Урок- исследовательский проект. Химические свойства неорганических и органических кислот

Данный урок можно использовать при обобщении и систематизации знаний по кислотам...

"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"

Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....