Урок "Неорганические и органические кислоты"
план-конспект урока по химии (11 класс)
Урок предназначен для учашихся 11 класса, занимающийся по программе О.С. Габриелян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 49.5 КБ |
prilozhenie.doc | 60.5 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Кислоты неорганические и органические.
Провела: учитель Бердова Н.Ю.
Урок: 11 класс
Цель: Изучение и закрепление знаний о кислотах и их свойствах.
Задачи:
Образовательные:
Выработать представление о наличие общих химических свойств кислот;
Закрепить умения пользоваться рядом напряжения металлов и таблицей растворимости.
Развивающие:
Выяснить причины общности химических свойств кислот;
Прогнозировать возможные химические реакции кислот с использованием ряда напряжений металлов и таблицы растворимости;
Установить закономерности и отработать умения писать уравнения реакций взаимодействия кислот с основаниями, основными оксидами, металлами и солями;
Отработать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Воспитательные;
Осознание учащимися места неорганических кислот в системе естествознания наряду с организмами;
Понимание взаимосвязи полученных знаний о химических свойствах кислот с функционированием организма человека, применение в быту.
Оборудование: микролаборатория для химического эксперимента, лаборатория систем мультимедиа, влажные салфетки, аскорбиновая кислота, лимон.
Ход урока
1.На протяжении ряда уроков мы изучали неметаллы, вы готовили презентации и сообщения по ним. Теперь проверим, как же вы хорошо слушали своих товарищей.
Работа в группах «Маска откройся», пока работают в группах, проводится «Неметаллическая дуэль».
2.Если ты проглотил аскорбинку,
Твой организм получил витаминку.
Она закрывает болезни врата –
Аскорбиновая кислота.
Вы простудились – болит голова,
Вас аспирин выручает всегда.
Ну, и бесспорно, полезен лимон,
Кислотою, лимонной наполнен он.
Жуйте лимон, если горло болит,
Сок чудотворный вас исцелит.
Яблоко ешь – кислый вкус, красота,
В яблоке яблочная кислота.
Яблочный уксус по ложечке пейте,
Вы обязательно похудеете.
Уксус в столовой на кухне хранится
Для консервации он пригодится.
Ну и компресс из него помогает,
Быстро он жар при простуде снижает.
Фрукты и овощи, щавель, крапива
Содержат кислоты – это не диво.
Есть в муравьях и крапиве – невинная,
С пользой для нас кислота муравьиная.
Жжёт она кожу, но есть в ней и прок-
Ваш ревматизм она вылечит в срок.
Лучше не жуйте косточки вишни,
Косточки сливы – это всё лишнее.
Будет вам плохо – диагноз такой:
Отравились синильной вы кислотой.
Изучение нового материала.
Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Определение темы урока, чтение эпиграфа.
2.Сейчас мы с вами выступим в роли криминалистов.
Нужно составить портрет кислоты.
Я задаю вопросы, вы отвечаете, зарабатывая баллы.
1. Дать определение кислоты. ТЭД записать уравнение.
2. По происхождению кислоты бывают
3. Кислоты содержатся в организмах животных.
4. По агрегатному состоянию
5.По содержанию кислорода
6.По количеству атомов водорода.
7. По растворимости в воде:
8. По летучести:
9. По степени электролитической диссоциации:
10. По стабильности:
11. Кислоты применяются в медицине.
12.Кислоты применяются в кулинарии.
13. Образование кислотных дождей в природе.
Слайды об органических кислотах
А, что мы ещё знаем о кислотах.
Свойства.
Техника безопасности по виртуальной лаборатории
Проведение опытов
- По слайдам
Вывод: Общие свойства
- Диссоциация
- Взаимодействие с индикаторами
- Взаимодействие с металлами
- Взаимодействие с основными оксидами
- Взаимодействие с основаниями
- Взаимодействие с солями.
Есть ли у нас не решенные вопросы?
А есть ли у них отличие?
Да, есть, и их мы будем рассматривать на следующем уроке.
Сейчас работа с тестами.
А кто-то в виртуальной лаборатории себя испытает.
Выполнение теста «Фотография».
Задание на дом.
Индивидуальный лист
Фамилия Имя ___________________________________
Критерии для оценивания ответов | Баллы | Ваши баллы |
1. Устный полный ответ | 2 | |
2. Неполный устный ответ | 1 | |
3. Молекулярное уравнение, составленное без ошибок | 2 | |
4. Молекулярное уравнение, составленное с одной или двумя ошибками (неверно поставлен индекс или коэффициент) | 1 | |
5. Ионное уравнение, составленное без ошибок | 3 | |
6. Ионное уравнение, составленное с 1 или 2 ошибками (не написан или неверно записан заряд, индекс, коэффициент) | 2 | |
7. Ионное уравнение, составленное с 3 или 4 ошибками (не написан или неверно записан заряд, индекс, коэффициент) | 1 | |
8. При выполнении опыта соблюдение всех требований техники безопасности и правил обращения с оборудованием | 2 | |
9. Правильная формулировка вывода | 2 | |
10. Неудачная формулировка вывода | 1 | |
11. Недостатки в оформлении | - 1 | |
12.Тест №1 | 5-нет ошибок | |
4-1 ошибка | ||
3-2 ошибка | ||
13.Тест№2 | 5-нет ошибок | |
4-1 ошибка | ||
3-2 ошибка | ||
Итого 20 баллов- отлично 18 баллов- хорошо 12 баллов- удовлетворительно |
Предварительный просмотр:
Группа 1
1.М. В.Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал: «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар». Что это за вещество?
2.Выбери правильный ответ.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al
б) Hg
в) Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А -4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А -5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
3.Тест «Улыбка»
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
5.Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
6.самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
Группа 2
1.Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович
2.Выбери правильный ответ.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al
б) Hg
в) Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А -4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А -5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
3.Тест «Улыбка»
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
5.Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
6.самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
Группа 3
1.Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.
2.Выбери правильный ответ.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al
б) Hg
в) Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А -4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А -5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
3.Тест «Улыбка»
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
5.Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
6.самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
Группа 4
1.У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…
2.Выбери правильный ответ.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al
б) Hg
в) Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А -4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А -5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
3.Тест «Улыбка»
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
5.Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
6.самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
Группа 5
1. Какой неметалл ценится дороже золота, и когда платят деньги за то, чтобы от него избавиться?
Группа 4
2.Выбери правильный ответ.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота:
а) Al
б) Hg
в) Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А -4
В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает :
а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А -5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
3.Тест «Улыбка»
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
5.Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
6.самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание для первой группы М. В.Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал : «При растворении какого – либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар.» Что это за вещество? Водород
Задание для второй группы Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из – под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович Фосфор
Задание для третьей группы Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ. Хлор
Задание для четвертой группы У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент… Иод
Какой неметалл ценится дороже золота, и когда платят деньги за то, чтобы от него избавиться? Задание для пятой группы Углерод
« Я слушаю - и забываю Я вижу - и запоминаю Я делаю - и понимаю» Кислоты неорганические и органические Провела учитель химии Бердова Н.Ю.
Кислоты с точки зрения ТЭД – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка. Портрет кислоты Кислоты сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. В состав органических кислот входит карбоксильная группа.
ОРГАНИЧЕСКИЕ – ЛИМОННАЯ, ЯБЛОЧНАЯ, УКСУСНАЯ, ЩАВЕЛЕВАЯ, МУРАВЬИНАЯ. По происхождению
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ- СЕРНАЯ, СОЛЯНАЯ, ПЛАВИКОВАЯ, ФОСФОРНАЯ, АЗОТНАЯ.
Соляная кислота, находящаяся в желудке, помогает переваривать пищу. Молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке. КИСЛОТЫ СОДЕРЖАТСЯ В ОРГАНИЗМАХ ЖИВОТНЫХ
Кислоты Жидкие. НС l, H 2 SO 4 Твёрдые. H 2 SiO 3 По агрегатному состоянию:
бескислородные HF HCl HBr HI H 2 S По содержанию кислорода кислородсодержащие HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3 H 3 PO 4 КИСЛОТЫ
По количеству атомов водорода. КИСЛОТЫ одно-основные HCl HNO 3 двух-основные H 2 S H 2 SO 4 трех-основные H 3 PO 4
По растворимости в воде: Кислоты Растворимые H 2 SO 4 , НС l, HNO 3 Нерастворимые H 2 SiO 3
По летучести: Кислоты Летучие H 2 S, HCl, HNO 3 Нелетучие H 2 SO 4 , H 2 SiO 3
По степени электролитической диссоциации: Кислоты Сильные HCl, HNO 3 , Н 2 SO 4 Слабые Н 2 S, H 2 SO 3 , H 2 CO 3
По стабильности: Кислоты Стабильные HCl, HNO 3 , Н 2 SO 4 Нестабильные H 2 SO 3 , H 2 CO 3
КИСЛОТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ В МЕДИЦИНЕ. Аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетилсалициловая
КИСЛОТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ В КУЛИНАРИИ . Уксусная и лимонная кислоты
Составить портрет Дайте классификацию уксусной кислоте(1В), серной кислоте(2В) по всем известным признакам классификации. Напишите уравнение диссоциации серной кислоты.
Содержится в желудочном соке, в соленых огурцах. Применяется при дублении кожи, для подкисления безалкогольных напитков, ее соли называются лактатами. 1 HCOOH 2 HOOC -( CH 2 ) 2 - COOH 3 CH 3 -CH-COOH OH 4 C 6 H 5 COOH 5 HOOC- COOH 6 C 17 H 3 5 COOH
Правильный ответ №3 1 2 3 CH 3 -CH-COOH OH Молочная кислота 4 5 6
В природе встречается в виде кислых солей калия и натрия в щавеле, кислице, лишайниках. Ее соли называют оксолатами. 1 HCOOH 2 HOOC -( CH 2 ) 2 - COOH 3 CH 3 -CH-COOH OH 4 C 6 H 5 COOH 5 HOOC- COOH 6 C 17 H 3 5 COOH
Правильный ответ №5 1 2 3 4 5 HOOC- COOH Щавелевая кислота 6
Находится в выделениях желез муравьев, в иглах ели, в ворсинках жгучей крапивы и в поте животных. 1 HCOOH 2 HOOC -( CH 2 ) 2 - COOH 3 CH 3 -CH-COOH OH 4 C 6 H 5 COOH 5 HOOC- COOH 6 C 17 H 3 5 COOH
Правильный ответ №1 1 HCOOH Муравьиная кислота 2 3 4 5 6
На кусочек лимона капните 1-2 капли лакмуса. Что наблюдаете?
В каждую из трёх пробирок, где находятся металлы – цинк, железо, медь прилейте 1-2 мл. соляной кислоты(1в)и уксусную кислоту(2в) . Что наблюдаете?
В каждую из двух пробирок, где находятся оксид кальция и оксид меди, добавьте 1-2 мл. соляной кислоты(1в)и уксусную кислоту(2в). Что наблюдаете?
В пробирку с гидроксидом натрия добавьте 1-2 мл. соляной кислоты(1в)и уксусную кислоту (2в). Что наблюдаете?
В пробирку с раствором соляной кислоты(1в) добавьте 1-2 мл. нитрата серебра. Что наблюдаете? В пробирку с раствором уксусной кислоты(2в) добавьте карбонат кальция. Что наблюдаете?
Общие химические свойства у неорганических и неорганических кислот Диссоциация Взаимодействие с индикаторами Взаимодействие с металлами Взаимодействие с основными оксидами Взаимодействие с основаниями Взаимодействие с солями .
Выбери правильный ответ. А-1 С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота: а) Al б) Hg в) Zn А-2 В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты: а) синий б) малиновый в) красный А-3 Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется: а) замещения б) нейтрализации в) соединения
А -4 В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает : а) чёрный осадок б) красный осадок в) белый осадок А -5 За общие свойства кислот отвечает: а) ион водорода б) ион металла в) ион кислотного остатка.
Ответы 1б 2в 3б 4в 5а
1. С какими веществами реагирует уксусная кислота: А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота 2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с А) металлом б) спиртом в) основанием 3 первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию А)твердые б)газы в) жидкости 4.кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд А)-2 б)+1 в)-1 5.Кислотам изомерны А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды 6.самая сильная предельная одноосновная кислота А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая Решение теста « Фотография на память». На доске нарисовано лицо, но вместо рта – буквы: шесть столбиков по три ряда.
Домашнее задание: П. 20 упр.1-5 1.Подготовьте интересные сообщения о кислотах 2.Сделайте свою презентацию о кислотах
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"
Целью урока: овладеть знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мыш...
Урок биологии в 10 классе: "Органические вещества-нуклеиновые кислоты"
Цель урока: овладеть знаниями о строении нуклеотидов, как они могут соединяться, об основных особенностях строения ДНК и РНК, о биологической роли ДНК и РНК. Развитие логического мышления ч...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта,10 класс, Органическая химия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта, 10 класс, органическая химия....
презентация на тему"Органические кислоты"
Органические кислоты...
Урок- исследовательский проект. Химические свойства неорганических и органических кислот
Данный урок можно использовать при обобщении и систематизации знаний по кислотам...
«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты»; «Тепловой эффект химических реакций взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами»
Методические разработки по химии с использованием цифровой лаборатории "Архимед"...
"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"
Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....