Разработка урока химии Практическая работа №1 "Приемы обращения с лабораторным оборудованием» 8 класс УМК Н.Е. Кузнецова
план-конспект занятия по химии (8 класс)
В разработке урока представлена технологическая карта урока Практическая работа №1 "Приемы обращения с лабораторным оборудованием» 8 класс УМК Н.Е. Кузнецова, презентация, кросворд и инструкционная карта по проведению практической работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 114.58 КБ |
2.ppt | 2.55 МБ |
pr_no1.docx | 89.98 КБ |
krosvord.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 2
Учитель: Кузнецова И.Л.
Класс : 8
Предмет: химия
Автор УМК: Н.Е. Кузнецова
Тема урока: Практическая работа №1 "Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
Дата:
Цель: ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно, обращаться с лабораторным оборудованием.
Задачи:
Образовательные :
- ознакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приёмами обращения с ним;
- познакомить с физическими и химическими явлениями при горении свечи, закрепить знания о строениипламени;
- научить определять самую горячую зону пламени;
- учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, нагревать жидкость в пробирке;
- изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма;
Воспитательные: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.
Развивающие:
- совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов;
- формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео-фрагментов, презентации, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы;
- формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;
- развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;
- продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
- организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений с использованием тренажёров;
Планируемые результаты
Предметные: овладение понятийным аппаратом урока;приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии; умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности
Метапредметные:
Регулятивные; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.
Познавательные:умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций);использование различных источников для получения химической информации;постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения
Коммуникативные:осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.
Межпредметные связи
Технологии Проблемное обучение, здоровьесбережение
Ресурсы
Основные: учебник химии 8 класс, презентация «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»;
Дополнительные: Лабораторный штатив, муфты (2 шт.), лапка, кольцо, пробирка, металлическая сетка, химический стакан (100 мл), фарфоровая чашка; спиртовка, спички; штатив для пробирок, пробирка, химический стакан (100 мл), колба, воронка, стеклянная палочка, шпатель, пробиркодержатель, тигельные щипцы, фарфоровая чашка.
Формы деятельности фронтальная, индивидуальная, парная
Формы обучения самостоятельная работа, практическая работа
Этап урока цель | Деятельность | Формируемые УУД | ФОУД | контроль | |
учителя | учащихся | ||||
1 Организационный Цель: Подготовка учащихся к работе на занятии. | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования | Личностные: определять общие для всех и индивидуальные правила работы Метапредметные: Регулятивные УУД умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их Коммуникативные УУД слушать и понимать речь других | ||
2 Мотивация учебной деятельности Цель: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Включает учащихся в деловой ритм Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца, жившего в 19 веке, застал его озабоченно прохаживающимся под окнами собственной лаборатории. На вопрос, что он тут делает, Вюрц нехотя ответил: «Ожидаю результата опыта». Этот случай показывает, насколько беспомощным был человек, великий химик, перед теми неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. В позапрошлом столетии ТБ при работе в химических лабораториях находилась в стадии формирования, поэтому исследователи часто сталкивались с неприятными сюрпризами – взрывами, выделением ядовитых, дурно пахнущих веществ, химическими и термическими ожогами. В начале прошлого века в Германии была издана книга «Несчастные случаи при химических работах», в которой были приведены описания и анализ свыше 1600 несчастных случаев, произошедших в учебных и исследовательских лабораториях. Вот почему знания о способах предотвращения возможных опасностей помогут нам сохранить силы и здоровье для будущей плодотворной работы | Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию | Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности
| ||
3 Актуализация знаний Цель: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. | Организует проверку изученного ранее материала Учащимся предлагается решить кроссворд по теме «Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.» в течение 8 мин 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях | Решают кроссворд Ответы: 1. физическое тело 2. вещество 3. свойства 4. физические 5. химические 6. химия | Личностные:формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию Метапредметные: | Решение кроссворда | |
4. Формулирование темы урока, постановка цели Цель: Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний. | Совместно с учащимися формулирует задачи урока Сегодня нам предстоит выполнить первую практическую работу «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» | Формулируют цель, дополняют друг друга, ставят обсуждают задачи, корректируют ответы одноклассников | Регулятивные УУД: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; корректировать собственные ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения; осознание учебно-познавательной задачи | Оформление работы | |
5 Первичное усвоение новых знаний Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Организует выполнение практической работы 1.Рассказывает правила техники безопасности при работе в кабинете химии (Презентация «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами») 2. Обращает внимание на краткую инструкцию по оказанию мер первой медицинской помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма. 3. Предлагает обучающимся, учебник стр.15 и раздаточный материал, познакомиться с химической посудой. Обращает внимание на разнообразие химической посуды, её назначения Изучите информацию о группах лабораторного оборудования. Можно выделить несколько групп лабораторного оборудования: I группа – стеклянная посуда Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного). 4. Знакомит с устройством лабораторного штатива и приёмами обращения с ним (стр. 14 учебника) Штатив (см. рисунок) служит для установки и закрепления пробирок, колб, химических стаканов, тиглей, чашек, холодильников и т.д. при выполнении опытов. Выполните описанные ниже приёмы работы с лабораторным штативом согласно инструкции Внимание! Оформите отчёт о проделанной работе. 5. Контролирует работу по изучению спиртовки и приёмов обращения с ней ( стр 13 учебника) Ознакомьтесь с устройством спиртовки. Внимание! Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар.
Тёмная зона (1) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самая яркая часть пламени (2). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура – в зоне 3. Эта зона находится в верхней трети пламени. В какую часть пламени необходимо помещать нагреваемый предмет? Почему? Оформите отчёт | Записывают тему урока, цель работы. Изучают инструкцию по оказанию мер ПМП при отравлениях и поражениях организма Знакомятся с лабораторным оборудованием и заносят записи в тетрадь Знакомятся с устройством штатива, выполняют описанные в инструктивной карте приёмы работы со штативом, оформляют отчёт о проделанной работе Участвуют в обсуждении, дополняют друг друга, исправляют ошибки Знакомятся с устройством спиртовки и заносят записи в тетрадь Знакомятся со строением пламени, делают рисунки и выводы | Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач Познавательные УУД умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций) Коммуникативные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах Предметные: овладение понятийным аппаратом урока; приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии; умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей | ||
6. Первичная проверка понимания Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Осуществляет промежуточный контроль знаний учащихся по изученной теме Закончите фразы:
| Отвечают на вопросы | Личностные:умение управлять своей познавательной деятельностью Метапредметные: | ||
8.Информация о д/з | Знакомит учащихся с заданием: Стр 12-14 | ||||
9 Рефлексия Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока. – Сегодня на уроке мне было… | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке | Личностные:формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования Метапредметные: Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1
Лабораторное оборудование и приёмы обращения с ним.
Цель практической работы: изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете и научиться основным приёмам обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, штатив для пробирок, держатель для пробирок, спиртовка, спички, пробирка, химический стакан, мерный цилиндр, колба коническая, химическая воронка, фарфоровая чашка для выпаривания, стеклянная палочка, шпатель, стакан с водой.
Инструктаж по технике безопасности
- Разместите оборудование таким образом, чтобы исключить его падение или опрокидывание.
- По окончании работы приведите в порядок свое рабочее место, сдайте лабораторное оборудование.
Порядок выполнения работы
- Ознакомление с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Задание 1. Познакомьтесь с лабораторным оборудованием. Зарисуйте в таблице 1 химическую посуду и оборудование, разберите их назначение.
Таблица 1.
Рисунки химической посуды и лабораторного оборудования | Назначение химической посуды и лабораторного оборудования |
1. | Пробирка используется для проведения опытов и как деталь собираемых приборов |
2. | Химический стакан используется для проведения различных химических операций, служит для хранения жидких и твердых веществ |
3. | Колба коническая используется для проведения различных химических операций, служит для хранения жидких и твердых веществ |
4. | Химическая воронка используется для переливания жидкостей и фильтрования |
5. | Стеклянная палочка используется для размешивания веществ в химической посуде. Для предохранения посуды от случайного растрескивания при перемешивании веществ на конец стеклянной палочки надевают кусочек резиновой трубки |
7. | Фарфоровая чашка для выпаривания применяется для выпаривания жидкостей |
- Приемы обращения с лабораторным штативом
Используя рисунок, напишите названия деталей
лабораторного штатива:
Задание 2. Соберите штатив, как это показано на рисунке.
Действуйте в следующем порядке:
- прикрутите стержень к подставке штатива.
Обратите внимание на массивность подставки
штатива, такая подставка обеспечивает штативу устойчивость;
- закрепите на стержень муфты;
- закрепите муфтой кольцо или лапку, как это показано на рисунке;
- закрепите пробирку в лапке штатива.
ВНИМАНИЕ! Пробирка закреплена правильно, если она не выпадает из лапки и может быть слегка повернута вокруг своей оси. Пробирка закрепляется у отверстия для того, чтобы ее можно было нагревать по всей длине.
- Приемы обращения со спиртовкой
- Изучите строение спиртовки
- Напишите названия частей спиртовки:
Задание 3. Снимите колпачок со спиртовки и зажгите фитиль. Внимательно рассмотрите горящее пламя. Поместите одновременно две спички головками в разные части пламени: одну – в верхнюю часть, другую – в нижнюю часть. Потушите спиртовку, накрыв её колпачком. Что наблюдаете?
Задание 4. Зарисуйте строение пламени.
Задание 5. Пользуясь спиртовкой, нагрейте в пробирке небольшой объем воды:
– налейте в пробирку 1 мл воды;
– поместите пробирку в пробирочный зажим (зажимная часть его должна находиться у отверстия пробирки);
– внесите пробирку в самую горячую часть пламени и нагревайте ее по всей длине двумя-тремя движениями в пламени спиртовки;
– не вынимая из пламени, нагрейте ту часть пробирки, где находится вода;
– направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседа по парте, избегая выбрасывания жидкости;
– чтобы вода не выплеснулась из пробирки, проводите все время круговые движения, но не прикасайтесь ее дном к фитилю, так как пробирка может лопнуть от соприкосновения с фитилем;
– не наклоняйтесь над пробиркой;
– прекратите нагревание, когда закипит вода в пробирке;
– спиртовку закройте колпачком и нагретую пробирку поставьте в штатив для пробирок;
– приведите свое рабочее место в порядок.
- Сформулируйте вывод о проделанной работе.
Для формулировки вывода ответьте на вопросы:
- Для чего предназначена лабораторная посуда?
- Зачем нужно соблюдать правила техники безопасности?
Предварительный просмотр:
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях |
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях |
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях |
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях |
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» 1 — любой предмет, нас окружающий; 2 — то, из чего состоят физические тела; 3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; 4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ; 5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств; 6 — наука о веществах и их превращениях |
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» |
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» |
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» |
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» |
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» |
Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» | Кроссворд по теме «Предмет химии. Вещества» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа №1 по химии в 8 классе «Правила обращения с лабораторным оборудованием»
В данной презентации красочно и понятно описаны правила поведения в кабинете химии....
Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.
Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа с применение технологии Casestudy)»
участник областного конкурса методических разработак "Современный урок"...
урок химии Практическая работа по теме "Карбоновые кислоты" 10 класс
Данный урок является составляющим курса «Органическая химия» и четвёртым в теме «Карбоновые кислоты» на данном уроке решались задачи...
практическая работа "Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдение за горящей свечой. Строение пламени"
Для проведения химических опытов в школе применяется специальная лабораторная посуда, штатив и нагревательные приборы.Давайте рассмотрим более подробно все виды оборудования.Лабораторная посуда, ...
Методическая разработка урока химии по теме "Неорганические основания и кислоты" (11 класс)
Углубленное изучение химии. Неорганические основания и кислоты....
Методическая разработка урока химии по теме "Основания" (АООП ООО глухих), 9 класс.
Урок химии по теме "Основания" (9 класс) для обучающихся с нарушением слуха (глухих)....