практическая работа "Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдение за горящей свечой. Строение пламени"
опыты и эксперименты по химии (8 класс) на тему
Для проведения химических опытов в школе применяется специальная лабораторная посуда, штатив и нагревательные приборы.
Давайте рассмотрим более подробно все виды оборудования.
Лабораторная посуда, в зависимости от материала, из которого она состоит, делится на стеклянную и фарфоровую.
Стеклянная посуда по наличию на ней специальных обозначений может быть мерной и обыкновенной.
К стеклянной посуде относятся пробирки, колбы, химические стаканы, воронки, пипетки, склянки. всё это мы изучим в ходе практической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._priyomy_obrashcheniya_s_laboratornym_oborudovaniem.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдение за горящей свечой. Строение пламени
Вам уже известно, что химические превращения веществ – это явления, в результате которых из одних веществ образуются другие. Они также носят название химических реакций. Однако для проведения химических реакций необходимо специальное лабораторное оборудование.
Для проведения химических опытов в школе применяется специальная лабораторная посуда, штатив и нагревательные приборы.
Давайте рассмотрим более подробно все виды оборудования.
Лабораторная посуда, в зависимости от материала, из которого она состоит, делится на стеклянную и фарфоровую.
Стеклянная посуда по наличию на ней специальных обозначений может быть мерной и обыкновенной.
К стеклянной посуде относятся пробирки, колбы, химические стаканы, воронки, пипетки, склянки.
Пробирки – используются при проведении опытов для растворов, газов и твердых веществ.
Колбы бывают плоскодонными и коническими. Их используют так же, как и пробирки. Аналогично используются и химические стаканы.
Воронки служат для наливания раствора в сосуд с узким горлышком и для фильтрования жидкостей и, в зависимости от строения, делятся на конические и капельные.
Пипетки используют для отбора определенного объема жидкости из колбы.
К фарфоровой посуде относятся ступка, песты, воронка Бюхнера, тигль, стакан, ложка, шпатель, выпаривательные чаши.
Ступка и песты используются для измельчения веществ.
Тигль применяется для нагревания и прокаливания веществ.
Стакан, ложка, шпатель – для насыпания сухих химических веществ в другую лабораторную посуду.
Выпаривательные чаши используются при выпаривании различных растворов.
Воронка Бюхнера - предназначена для фильтрования под вакуумом. Верхняя часть воронки, в которую наливают жидкость, пористой или перфорированной перегородкой отделена от нижней части, к которой подведён вакуум.
Штатив служит для закрепления лабораторной посуды, принадлежностей и приборов при выполнении опытов. Он состоит из подставки, в которую вкручен стержень. Подставка придает штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт могут быть закреплены кольцо, лапка, зажим и сетка. Муфта имеет винт, при ослаблении которого, возможно перемещение и закрепление кольца, лапки, зажима и сетки вдоль стержня. Каждый из перечисленных держателей используется для закрепления в нем лабораторной посуды.
К нагревательным приборам относятся спиртовка, газовая горелка и электронагреватель.
Спиртовка состоит из сосуда со спиртом, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском, и колпачка.
При проведении лабораторных и практических работ необходимо соблюдать основные правила техники безопасности:
- Использовать только вещества, указанные учителем в соответствии с их предназначением.
- Не загромождать рабочее место ненужными предметами.
- Не приступать к работе без точных указаний учителя.
- Проверять целостность и чистоту лабораторной посуды перед использованием.
- Не пробовать на вкус химические вещества, не брать их руками (только шпателем или пробиркой!). Запрещается определять состав химических веществ по запаху.
- При нагревании веществ пробирку следует держать по направлению «от себя». Нельзя направлять отверстие пробирки на людей.
- Обязательно закрывать сосуды после взятия из них химических веществ.
Проведем практическую работу по изучению строения пламени, работая со спиртовкой.
- Снимаем колпачок со спиртовки и проверяем, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда. Это необходимо для предотвращения возгорания спирта.
- Спиртовку зажигаем горящей спичкой. Не допускается зажигание спиртовки другой горящей спиртовки во избежание пожара.
При рассмотрении строения самого пламени, мы заметим три зоны, имеющие разную температуру:
- Нижняя (темная) часть пламени холодная. Там горение не происходит;
- Средняя (наиболее яркая), где под действием высокой температуры происходит разложение углеродсодержащих соединений, и частицы угля раскаляются, излучая свет;
- Внешняя (наиболее светлая), где происходит наиболее полное сгорание продуктов разложения с образованием углекислого газа и воды.
- Для подтверждения наличия этих зон мы используем обыкновенную лучинку или толстую спичку. Вносим ее в пламя горизонтально, как бы «проткнув» все три зоны горения спиртовки. Рассматриваем ее после извлечения. Мы замечаем более и менее обугленные зоны, подтверждающие неоднородность температуры в пламени спиртовки.
- Гашение пламени спиртовки производится путем накрытия колпачком.
Вывод: Пламя состоит из трех зон (нижней, средней и внешней), строение которых зависит от химического состава пламени.
Химия – одна из наук, которая помогает познать тайны природы.
Ведь одно из необходимых умений – это умение отличить физические явления от химических, наблюдая за различными явлениями в природе.
Для более полного понимания этих явлений проведем наблюдения за изменениями, которые происходят с горящей свечой. Возьмем парафиновую свечу и зажжем ее.
- Наблюдая, как тает парафин, мы замечаем, что он не изменяет своих свойств, а только меняет форму.
Из предыдущих уроков мы знаем, что физические явления – это явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.
Значит, это явление при горении свечи относится к физическим явлениям.
- В тоже время, фитиль свечи, сгорая, образует золу.
Давайте вспомним, что к химическим явлениям относятся явления, в результате которых из одних веществ образуются другие.
Значит, это явление относится к химическим явлениям.
Горящая свеча - это лишь один из примеров одновременного присутствия и взаимосвязи в природе физических и химических явлений. На самом деле нас повсюду окружают эти явления. И, проявив наблюдательность, мы можем их заметить в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени"
Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени" Цель: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении строения пламени свечи и явлений, протекающих ...
Практическая работа "Наблюдения за горящей свечой"
Урок начинается и заканчивается стихами....
Практическая работа по теме "Наблюдение за горящей свечой"
Разработка практической работы для 8 класса...
Урок - практическая работа для 8 класса "Наблюдение за горящей свечой"
В данном материале предлагается конспект урока, презентация к нему, дополнительные материалы. Целью данной работы является флормирование исследовательских и практических навыков учащихся. После...
Практическая работа № 2 Наблюдение за горящей свечой
Правила техники безопасности. Порядок работы...
8 класс. Практическая работа№2 по теме: "Наблюдения за горящей свечой".
8 класс. Практическая работа№2 по теме: "Наблюдения за горящей свечой". программа О.С. Габриелян...
8 класс. Практическая работа №2 тема: «Наблюдение за горящей свечой»
Практическая работа №2 тема: «Наблюдение за горящей свечой»...