Методическая разработка " Уроки победы. Очень важная реакция. ОВР"
методическая разработка по химии (8 класс)
В данной разработке представлен урок химии 8 класса по теме " Окислительно-восстановительные реакции". Новизна: метапредметная связь химии. истории. литературы. биологии. математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glushkova_l.e._-_kopiya.docx | 100.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Великой Отечественной войны на уроке химии.
Глущкова Лилия Эриковна
Учитель химии МБОУ « Новоторъяльская СОШ» пгт. Новый Торъял
gluschkova.lili@gmail.com
Химия и Великая Отечественная война. Как это связать и как затронуть души детей и донести до их сердец всю боль утраты миллионов судеб.
Эту проблему я попыталась решить на уроке изучения новой темы в 8 классе « Очень важная реакция- окислительно- восстановительная».
В основе всего урока проблемная тема: «Почему же металлические каски не сохранили жизнь солдата?!»
Урок посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. На уроке химии показано изучение историй событий Великой Отечественной войны, судеб участников войны с использованием научно-химического подхода.
«Куда течёт очень важная реакция, окислительно – восстановительная?»- подводит детей к рассуждению над проблемой химической коррозии металлов и о влияния процессов коррозии на судьбы людей, участников войны.
В основе концепции урока- судьбы участников Великой Отечественной войны.
Урок открытия новых знаний проходит на основе глубоких размышлений, душевных переживаний участников урока.
Стихотворение Юлии Друниной, которое должно затронуть душу каждого ученика, играет большую роль в мотивационной части урока.
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!-- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Солдатская каска- музейный экспонат, являясь фактическим материалом, на которой проходили и проходят химические реакции. ставит проблему.
«Металлические каски. Это первое, что теряют солдаты.
Каски срывают с голов пули или взрывы. Громоздкие шлемы просто выбрасывают, если они мешают идти или бежать. Даже когда с поля боя убирают раненых и погибших, каски оставляют на месте: ведь санитарам тоже не хочется тащить лишнюю тяжесть. Поэтому после каждых раскопок поисковикам достаются ржавые, пробитые пулями солдатские каски».
И в нашем музее хранится каска с войны.
Какие реакции происходили на этой каске более 75 лет. Как они называются?
В разработке раскрыта методика личностноориентированной и ИКТ- технологии проведения урока с использованием различных методов и форм урока: интерактивный урок изучения новой темы с применением проблемных ситуаций, формированием функциональной грамотности, практической деятельности, метапредметной связи истории, математики, литературы и биологии.
На уроке применяются активные методы обучения: разбор проблемных ситуаций, обсуждение, исследовательская и практическая деятельность.
Данные методы дают возможность организовать активную деятельность учащихся по открытию новых знаний, активно сотрудничать в процессе обучения, обмениваться теоретическими и практическими знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему.
Кроме того, данные методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу. Учебное занятие с разными формами и методами обучения помогает учащимся лучше усвоить базовые знания по предмету, повысить наглядность и практическую направленность обучения, систематизировать полученные знания, формирует мотивацию к учению, следовательно, значительно повышает результативность обучения.
Пояснительная записка.
Методическая разработка урока химии в 8 классе «Окислительно-восстановительные реакции - очень важные реакции жизни» написана с целью систематизации пройденного учебного материала и освоения новой темы.
Важность и актуальность данной темы определяется необходимостью использования накопленных знаний о химических реакциях в вопросах формирования кругозора учащихся. Химическая реакция является одним из наиболее важных факторов развития жизни на Земле.
В методической разработке показана широкая реализация межпредметных связей, большое внимание уделяется актуализации опорных знаний, так как именно актуализация мотивирует учащихся на освоение новых знаний, на протяжении всего урока используется мультимедиосистема, которая позволяет лучше запомнить информацию и ее конкретизировать, а также преследуются следующие цели:
- Обеспечение наглядности учебного процесса.
- Повышение мотивации учащихся.
- Оптимизация образовательного процесса.
- Эффективность урока через увеличение объема нового материала на уроке и сокращения времени на его объяснении на основе практической направленности урока.
Положительным является и то, что интерактивный урок с использованием беседы позволяет учащимся высказать собственное мнение, выслушать другие точки зрения и прийти к общему решению.
Основная часть включает планирование учебного материала, расследуемые принципы обучения и воспитания, методику проведения урока, планируемые результаты и способы оценки планируемых результатов обучения.
Теоретический материал, представленный в виде слайдов структурирован строго с учетом учебной программы, а также яркий иллюстрированный материал наиболее наглядно и доходчиво, с помощью интересных рисунков представлен в рабочей тетради учащихся, с целью привлечь внимание учащихся к уроку и вызвать максимальную заинтересованность и формировать функциональную грамотность.
Важным моментом мотивации учащихся к изучению новой темы является элемент неожиданности через представление «Чёрного ящика», в которой скрыт атрибут защиты солдат в Великой Отечественной войне, и «зелёные треугольники» на столах учащихся, напоминание о солдатских письмах значительно повышают интерес учащихся к уроку. Преимущественно зрительное восприятие материала позволяет учащимся не механически переписывать информацию, а осмысливать и запоминать.
Конспект урока химии в 8-м классе по теме:
«Окислительно-восстановительные реакции - очень важные реакции жизни.»
Цели урока:
- обучающие: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, дать понятие “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”; охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления; систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов;
- развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету.
- воспитательные: формирование патриотизма и нравственных ценностей учащихся, формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.
Задачи урока:
- Деятельностные – организовать совместную деятельность детей по расширению и закреплению знаний.
- Систематизация знаний обучающихся о свойствах металлов и неметаллов, типах химических реакций;
- Развитие практических умений показывать электронные переходы в ОВР, определять значение степени окисления химических элементов;
- Развитие навыков составления электронного баланса и расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакциях.
2) Личностные – воспитание трепетного отношения к участникам с
3) Метапредметные – расширение кругозора обучающихся, развитие умений и навыков применения полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира.
Тип урока: Урок открытия новых знаний и формирования нравственных ценностей.
Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.
Методы и методические приемы: проблема для обсуждения, исследовательская работа, рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная исследовательская, аналитическая работа. работа обучающихся.
Межпредметные связи: использование учебного материала по истории, биологии, литературе и математике.
Средства обучения: рабочая тетрадь (комплект инструктивных карт, комплект карточек с терминами), мультимедиа проектор, презентация урока, экспонаты музея
Структура урока:
№ | Этап урока | время |
I. | Организационный этап Приветствие: Дарите друг другу тепло и улыбки. Улыбка всесильна. Всего лишь улыбка и вам будут все рады | 1 мин |
II. | Мотивация учебной деятельности Проводится настрой учащихся на урок через загадку, игру-противоположности, демонстрацию химических опытов. | 3 мин |
III. | Актуализация знаний обучающихся Общение с учащимися о типах химических реакций приводит к раскрытию учащимися темы и цели урока. | 5 мин |
IV. | Первичное усвоение новых знаний Работа с текстом, развитие функциональной грамотности и исследовательская химическая работа способствует первичному этапу усвоения ОВР. | 20 мин |
V. | Первичное закрепление знаний Расстановка степеней окисления в важных химических реакциях жизни закрепляет усвоенный материал. | 4 мин |
VI. | Первичная проверка понимания изученного. Способность составления простого предложения, где подлежащее и сказуемое – противоположности в химии, говорят о понимании изученного материала. | 7 мин |
VII. | Информация о домашнем задании Прочтение стихотворения О солдатской каске способствует расскрытию тайны «Чёрного ящика». Заострение внимания на поверхность каски расширит знания учащихся об окислительно-восстановительных реакциях. И бережное отношения к музейным экспонатам поможет приостановить эти реакции и продлить память о войне.. | 2 мин |
VIII. | Рефлексия | 3 мин |
Тайны главных окислительно-восстановительных реакции спрятаны в кроссворде и учащимся в команде необходимо его разгадать.
Обращается внимание на главный фактор, который сотрёт с земли
«живую» память о Великой Отечественной войне.
Солдатские треугольники с суммой цифр больше 75 обеспечат учащимся «отлично» за урок.
Ход урока
Проблемная тема: «Почему же металлические каски не сохранили жизнь солдата?!»
Проблемная тема урока: “Кто-то теряет, а кто-то находит”
I. Организационный момент. Знакомство. Эмоциональный настрой на урок.
II. Введение в тему
Имя нашего урока: “О……. В………… Р….”
// мотивация учебной деятельности
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром. Миром химии. Миром ……
Она идет,
она прошла!
Никто не скажет,
что пришла!
Давайте вспомним! А вообще какие реакции знаете? Какие типы реакций?
Демонстрация опытов.
Общение: с какими противоположностями Вы сталкивались в жизни?
- добро и зло
- белое и черное
- плюс и минус, четное нечетное
- притяжение и отталкивание
- наследственность и изменчивость
А есть ли противоположности в химии? Конечно же!
- Горение магния
- Разложение бихромата
- Реакция обмена между роданидом калия и хлоридом железа (3)
- Реакция замещения магния с соляной кислотой
Тема нашего урока: “Кто-то теряет, а кто-то находит”.
ОВР? (Очень важная реакция????)
Без знаний какого предмета в химии мы бессильны?
Перед вами текст по теме нашего урока (опорный конспект).
Прочитав, вы должны сказать тему урока и цели.
Записываем:
IV. | Первичное усвоение новых знаний | (20 мин) |
Тема урока: ОВР
Цели урока
- Познакомиться с окислительно-восстановительными реакциями и выяснить, в чём отличие обменных реакций от окислительно-восстановительных реакций.
- Научиться определять в реакциях окислитель и восстановитель.
ОВР – это такие реакции, при которых происходит переход электронов от одних атомов, ионов или молекул к другим. Окисление – это процесс отдачи электронов, степень окисления при этом повышается. Восстановление – это процесс присоединения электронов, степень окисления при этом понижается. Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны, являются восстановителями. Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются окислителями. Окисление всегда сопровождается восстановлением, а восстановление окислением. ОВР – это единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления Окислительно-восстановительные реакции-это реакции, идущие с изменением степеней окисления.
Метод электронного баланса — один из методов уравнивания окислительно-восстановительных реакций (ОВР). Заключается в том, чтобы на основании степеней окисления расставить коэффициенты в ОВР |
Чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю провести небольшую лабораторную работу, используя инструкцию.
Правила безопасности на уроках химии:
- Строго соблюдать пропорции химических веществ при проведении опытов.
- Не пользоваться незнакомыми веществами, если вы не уверенны в их реакции.
- Чтобы точно определить нужное вещество на пробирках должны быть наклеены этикетки.
- Ни в коем случае не трогать вещества руками.
- Не держать химические вещества возле пищевых продуктов.
- Запрещается приближать вещества к лицу и глазам.
- Не нюхать вещества.
- После урока химии обязательно помыть руки.
Опыт 1. Проведите химическую реакцию между растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия.
Опыт 2. Поместите в раствор нитрата серебра медную монету.
Сосчитайте до 20 и определите признак реакции.
Записать уравнение 1 и 2 реакции, расставить коэффициенты.
СuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
2AgNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2Ag
Сосчитайте сумму всех коэффициентов в уравнениях.
Ответ внесите в угол треугольника. (11)
Определим давайте тут реакцию замещения и расставим степени окисления. (Желающий) Далее - объяснение учителя «Электронный баланс».
2AgNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2Ag
Что мы видим…Атомы изменили себе…Почему? Кто виноват?
На доске:
Быть может, эти электроны-
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом-
Вселенная, где сто планет;
Там - все, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
V. | Первичное закрепление знаний | (4 мин) |
Считаете ли вы что реакции горения метана (природного газа), фотосинтез относятся к реакциям ОВР. Если да, то определите окислитель и восстановитель.
С-4Н4+1+ О20 => C+4О2-2 + H2+1O-2
С+4О2-2+ H2+1O-2=> С60Н12+1О6-2+ О20
VI. | Первичная проверка понимания изученного | (7 мин) |
Допишите существительное, глагол:
Fe+2 – 1e– ---- Fe+3, где Fe+2 –…..…, ……….. реакция ……………………..
Fe+3 + 2e– ---- Fe0, где Fe+2 –…………………реакция ………………………..
S+4 – 2e– ---- S+6, где S+4 –………………………реакция ………………………
Домашнее задание и оценка деятельности.
Обращаем внимание учащихся на «Чёрный ящик» (солдатскую каску) на столе учителя, читая стихотворение.
В окопе, заросшем травою ,
Под слоем сопревшей листвы,
Каска, сражённая «косою»
Лежала с прошедшей войны.
Она служила верой, правдой
Солдату с первых дней войны.
Была она защитой главной,
Не покидала головы.
Но слабая она защита,
Если бомбы рвутся кругом.
Острым осколком пробита,
Рассталась со своим бойцом.
Погиб солдат иль только ранен,
Лежала каска лишь одна,
Владелец каски был не найден –
Окоп был вычищен до дна.
Металлические каски. Это первое, что теряют солдаты.
Каски срывают с голов пули или взрывы. Громоздкие шлемы просто выбрасывают, если они мешают идти или бежать. Даже когда с поля боя убирают раненых и погибших, каски оставляют на месте: ведь санитарам тоже не хочется тащить лишнюю тяжесть. Поэтому после каждых раскопок поисковикам достаются ржавые, пробитые пулями солдатские каски.
И в нашем музее хранится каска с войны.
Какие реакции происходили на этой каске более 75 лет. Как они называются?
Почему каска не смогла сохранить жизнь солдата?
Какую ценную информацию «рассказывает» каска нам, поколению людей, знающих про войну, только через книги, фильмы и встречи с участниками Великой Отечественной войны?
Напишите уравнения реакции. Составьте электронный баланс.
Сколько лет или веков солдатская каска будет нам напоминать о Великой Отечественной войне?
VIII. | Рефлексия | (3 мин) |
Итак, весь окружающий мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные. Согласны или нет. Прежде чем дать ответ, необходимо решить кроссворд в группе. Повернитесь на 90о. Совещаясь, впишите слова в клетки в собственную тетрадь.
Продолжительность 3 мин.
Сосчитайте количество ваших букв и вставьте в угол треугольника.
Согласны? Выскажите свою точку зрения.
Г | Н | И | Е | Н | И | Е | |||||||||
Ф | О | Т | О | С | И | Н | Т | Е | З | ||||||
Б | Р | О | Ж | Е | Н | И | Е | ||||||||
П | И | Т | А | Н | И | Е | |||||||||
Д | Ы | Х | А | Н | И | Е | |||||||||
К | О | Р | Р | О | З | И | Я | ||||||||
Д | Е | З | Н | И | Ф | Е | К | Ц | И | Я |
1. Благодаря ГНИЕНИЮ не накапливаются отмершие остатки организмов, а почва обогащается перегноем.
2.ФОТОСИНТЕЗ, химический процесс, возникающий в зеленых растениях, водорослях и многих бактериях, прикотором вода и углекислый газ превращаются в кислород и продукты питания растений при помощиэнергии,
поглощаемой из солнечного света.
3.БРОЖЕНИЕ - процесс распадения органических веществ, вызываемый микроорганизмами. (например, дрожжи)
4.ПИТАНИЕ (физиологический акт) — поддержание жизни и здоровья живого организма с помощью пищи — процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности
5.ДЫХАНИЕ — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O и другие)
6.КОРРОЗИЯ, ржавление - это самопроизвольное разрушение металлов и сплавов в результате химического, электрохимического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой, является основным фактором, который навсегда разрушит со временем «живые» экспонаты Великой Отечественной войны.
7.ДЕЗИНФЕКЦИЯ — это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение токсинов на объектах внешней среды для предотвращения попадания их на кожу, слизистые и раневую поверхность
VIII. Оценивание
Треугольники (ассоциация с солдатскими письмами) подписать. Если сумма цифр в треугольнике больше 75 (77.78.79) вы заслужили за урок «5», так как каска могла пролежать в земле с начала войны.
Заканчиваем урок
Юлия Друнина
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!-- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Спасибо за урок! Я верю, что ваш запас прочности будет гордостью нашей любимой родины!
Учебник: Габриелян О.С. Химия.8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 270, [2] с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Закономерности протекания химической реакции"
В состав методической разработки входит план урока, презентация, тест...
Методическая разработка урока по химии “Химические реакции” 8 класс с использованием ЭФУ (технологическая карта)
Использование ЭФУ позволяет сделать любой урок химии интерактивным и продуктивным....
Методическая разработка урока по химии “Химические реакции” 8 класс с использованием ЭФУ (технологическая карта)
Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеНаучиться давать определения понятиям: химическая реакция, экзотермические и эндотермические реакции; наблюдать и описывать приз...
Методическая разработка "Урок Победы" 7 класс
Данная методическая разработка предназначена учителям музыки и составлена с учетом требований ФГОС. Может быть использована в предверии праздника Победы.....
Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»
Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам» Цель: формировать...
Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".
Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...
Методическая разработка Урока Победы по теме "Партизанское движение в годы ВОВ"
Методическая разработка Урока Победы по теме "Партизанское движение в годы ВОВ"...