Методическая разработка "Урок Победы" 7 класс
методическая разработка по музыке (7 класс)

Данная методическая разработка предназначена учителям музыки и составлена с учетом требований ФГОС. Может быть использована в предверии праздника Победы..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pobedy_.docx24.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Урок Победы» 7 класс

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств    у подрастающего поколения, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему; увековечение памяти о Великой Отечественной войне; формирование гражданственности и ответственности за судьбу своей Родины.

Задачи: понимание жизненно-образного содержания музыкальных произведений, развитие творческой деятельности, расширение кругозора учащихся, умение делать выводы, обобщать.

Тип урока: повторение прошлого материала и изучение нового.

Методы обучения: словесный, наглядный, ИКТ, работа по группам.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация, видеоклип, музыкальный материал.

Ход урока

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Мы начнем наш урок с прослушивания трех музыкальных фрагментов. Подумайте и определите тему нашего урока?

1. Звучит хор «Вставайте, люди русские...» из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский». (1 мин)

- Как называется этот отрывок? Если дети затрудняются, показать слайд 1 картину художника П.Д.Корина «А. Невский» (центральную часть триптиха).                          

-Из какого большого произведения прозвучала эта часть? Что такое кантата?

-Кто ее написал?  

- К чему призывает эта музыка?

-За какие заслуги Александра прозвали Невским, ведь это не настоящая его фамилия?  Ответы детей

2. Ария И. Сусанина из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин». (1мин)

-Кто такой Иван Сусанин? (Ответы детей. Если детям трудно вспомнить, показать    слайд 2

-Какой он совершил подвиг?

-Кто написал эту оперу?  

3. Песня «Вставай, страна огромная». (видеоклип 1 мин.)  

- Когда она впервые прозвучала?

-  О чем эта песня?  (Ответы детей).

Учитель:    

-Вы правильно ответили на все мои вопросы.      

Итак, ответьте мне:

-Что объединяет все эти произведения? Подумайте, какой будет тема нашего урока. Для этого распределитесь на группы по 4 человека (две соседние парты). (Предполагаемые ответы: война, разруха, смерть, защита Отечества, героизм, победа и т.д.). Дети предлагают свои варианты.

 Учитель:

Да, я с вами согласна. Все три фрагмента показали нам все ужасы войны, но главное, мужество русского народа, непоколебимую веру в спасение Родины над врагом. Назовем наш урок «Урок победы».

- Страшное слово - «война»! За ним разрушенные города, горе, слезы, смерть, а еще миллионы людей, погибших мучительной смертью в фашистских лагерях.

-Что помогало людям выжить в этот страшный период нашей истории? Ответы детей.

-Как вы думаете, помогает ли искусство людям пережить тяжелые испытания? Приведите примеры из литературы, работает первая группа.

Примеры из изобразительного искусства - вторая группа.

(Предполагаемые ответы: стихи, поэмы, повести, рассказы из литературы. Искусство художников: плакаты - «Родина мать зовет»; «Смерть немецким оккупантам»; «Все для фронта, все для победы» и др.).   После ответов детей показать    слайды 3-4.

Как говорили современники: «Эти плакаты разили, как снаряд».  

Слайд 5. Несмотря на невыносимые условия, жизнь продолжалась: театры ставили спектакли, работали музеи, создавались фильмы.

- А знаете ли вы музыкальные произведения, посвящённые войне?  Ответы детей. Конечно, события тех дней нашли отражение и в музыкальных произведениях.

Учитель:

Слайд 6. Сегодня мы с вами познакомимся с произведением выдающегося русского композитора XX века Д.Д.Шостаковичем и его знаменитой симфонией №7, посвященной блокадному Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.

Работа с учебником Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. (стр. 132). Чтение 2-х абзацев, пересказ.

Учитель:

Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент из симфонии. Опишите свое состояние, ваши   впечатления. (Звучит тема нашествия.)

-Что вы почувствовали?  

 (Предполагаемые ответы детей: ощущение тревожности, отрывистая и примитивная мелодия, нарастание динамики, маршевый характер музыки, повторяющаяся тема, приближение чего-то страшного и несокрушимого.)

-Какие особенности музыки создают ощущение настороженности, тревожного ожидания?  Предполагаемые ответы детей: несмолкающая дробь походного барабана, с каждой вариацией вступают новые инструменты, звучание оркестра достигает ошеломляющей силы, чувство жуткого приближающегося шествия.

- Как мы можем назвать эту тему? Размышления и ответы детей: облик врага, войны, бездушной страшной силы и т.д.

Слайд 7. Приходим к выводу и называем этот эпизод -  темой нашествия.

- Как вы думаете, это первая тема в Симфонии или ей что-то должно предшествовать?  Размышления детей.

 Учитель:

Сам композитор так «пересказал» словами свою симфонию. «Первая часть рассказывает о том, как в нашу жизнь ворвалась грозная сила – война». Экспозиция 1-й части повествует о жизни людей, уверенных в себе и своем будущем. Это мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградцев, весь город, вся наша страна…»

Послушаем с вами эту часть.

Учитель:

- Охарактеризуйте этот фрагмент. Предполагаемые ответы детей: сначала это уверенный, энергичный образ и затем звучит светлая, плавная, неторопливая музыка, похожая на лирические русские народные песни.  Слайд 8. Вывод: тема мирной жизни.

Слайд 9. Экспозиция первой части: тема мирной жизни и тема нашествия, войны.

-Ответьте на такой вопрос: какой принцип развития лежит в основе музыкальной драматургии симфонии?  Ответы детей: конфликт, контраст, сопоставление.

Слайд10. Совместный вывод учителя и детей: столкновение двух образов: мира и войны, добра и зла – основа драматургии симфонии.                                                            

Музыка поражает глубиной мысли. Вы, я думаю, почувствовали, как противостоят жестокой разрушительной силе ценность и красота жизни, сила человеческой воли и вера в победоносный исход войны.

 «Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе», - писал Шостакович.    Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что в августе 1942г ленинградцы нашли в себе силы исполнить ее в осажденном городе.              

- Помогло ли искусство музыки выстоять в этой ужасной войне? Ответы.

 Учитель:

Музыка была необходима людям во время войны, она придавала им силы и уверенность в себе. Неслучайно есть такие замечательные слова из знаменитого художественного фильма «В бой идут одни старики…»

Слайд 11. «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне…»                                          

Великая Отечественная война 1941-1945гг – это далекое прошлое, но образ, созданный, музыкой Шостаковича, остается современным и значимым.

В 2008 г Ленинградская симфония прозвучала в южноосетинском городе Цхинвали, разрушенном грузинскими войсками в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

- Что подсказывает симфония сердцу и уму человечества через десятилетия после первого ее исполнения? Ответы.

Учитель:

Итог. Мы должны гордиться мужеством нашего народа, совершившего великий подвиг во имя свободы и мира будущего поколения. Это был период, когда люди особенно ясно ощутили свою личную ответственность за все, что делается в их родной стране. Военным событиям посвящали композиторы и оперы, и симфонии, и песни. Так музыка помогала побеждать врага.  

Слайд 12.     Слова маршала Советского Союза Рокоссовского «Великая Отечественная Война была всенародной, и победа над врагом была победой всенародной.»  

Исполнение песни “День Победы”. (композитора Д. Тухманова, слова В. Харитонова)

Дом. задание: послушать в интернете первую часть симфонии и записать свои размышления, а также найти информацию о произведениях искусства, раскрывающих героико-патриотическую тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

Методическая разработка мастер-класса "Создание и защита боевого листка, посвящённого Дню победы"

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования социально-педагогической направленности, например, таких как творческое объединение "Школьная стенгазета" и т.д....

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...

Методическая разработкаурока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge Movers

Методическая разработка урока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge  Moversучителя английского языкаГБОУ СОШ № 283 Кировского районаСанкт-Петербурга Поповой Натальи Павловны...