Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии
план-конспект урока по химии (9 класс)

Алексеева Розалия Антоновна

Цель технологии. Создать условия для развития у учащихся умений успешно

                               самостоятельно работать на уроке, ориентируясь на

                               уровень собственных познавательных интересов и учебных

                               возможностей.

 

Алгоритм работы.

  • Педагогическая диагностика:
    • определение зоны актуального и ближайшего развития;
    • определение уровня обучаемости;
    • определение уровня обученности.
  • Внутренняя дифференциация.
    1. 1 уровень – ученик различает и запоминает содержание учебного материала и может воспроизвести.
    2. 2 уровень – ученик запоминает учебный материал, понимает его и использует в знакомой учебной ситуации.
    3. 3 уровень – ученик понимает учебный материал, воспроизводит и использует в знакомой и измененной учебной ситуациях, выполняя задания творческого характера.
  • Моделирование уроков разных типов с учетом диагностики.
  • Оценка результатов достижения цели:

           «3» - 1 уровень

           «4» - 1уровень + 2 уровень

           «5» - 1 уровень + 2 уровень + 3 уровень

 

Принципы технологии.

  1. Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в обучении.
  2. Сравнивать успехи самого ребенка с его собственными, чтобы он осознал зону своего развития.
  3. Поощрять любой успех ребенка, даже незначительный.
  4. Не допускать отрицательной мотивации.

 

Для реализации данной технологии мною было разработано планирование по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.» в 9-м классе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Открытый урок286.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности технологии уровневой дифференциации.

Цель технологии. Создать условия для развития у учащихся умений успешно

                               самостоятельно работать на уроке, ориентируясь на

                               уровень собственных познавательных интересов и учебных

                               возможностей.

Алгоритм работы.

  • Педагогическая диагностика:
  • определение зоны актуального и ближайшего развития;
  • определение уровня обучаемости;
  • определение уровня обученности.
  • Внутренняя дифференциация.
  • 1 уровень – ученик различает и запоминает содержание учебного материала и может воспроизвести.
  • 2 уровень – ученик запоминает учебный материал, понимает его и использует в знакомой учебной ситуации.
  • 3 уровень – ученик понимает учебный материал, воспроизводит и использует в знакомой и измененной учебной ситуациях, выполняя задания творческого характера.
  • Моделирование уроков разных типов с учетом диагностики.
  • Оценка результатов достижения цели:

           «3» - 1 уровень

           «4» - 1уровень + 2 уровень

           «5» - 1 уровень + 2 уровень + 3 уровень

Принципы технологии.

  1. Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в обучении.
  2. Сравнивать успехи самого ребенка с его собственными, чтобы он осознал зону своего развития.
  3. Поощрять любой успех ребенка, даже незначительный.
  4. Не допускать отрицательной мотивации.

Для реализации данной технологии мною было разработано планирование по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.» в 9-м классе.

Модель № 1

Тема урока «Ионные уравнения реакций».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой

                                    учебной информации и способов ее получения средствами

                                    технологии уровневой дифференциации.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Цели по содержанию урока:

  • Образовательные: -создать условия для формирования знаний об ионных

                                      реакциях, ионных уравнениях, условиях протекания

                                      реакций ионного обмена до конца, свойствах ионов;

                                    - обеспечить усвоение правил написания ионных

                                      уравнений.

  • Развивающие: - способствовать развитию умения школьников находить

                                          необходимые сведения в тексте учебной статьи;

                              - развивать умение объяснять сущность происходящих

                                 химических явлений;

                              - прогнозировать результат химической реакции, опираясь

                                на знания, полученные на уроке.

  • Воспитательные: - способствовать воспитанию потребностей в знаниях,

                                     формированию адекватной самооценки учащихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

  • Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия.8класс, М., Просвещение, 2012
  • Таблицы «Определение ионов», «Растворимость оснований и солей в воде».
  • Тесты по теме «Основные положения теории электролитической диссоциации».
  • Дидактические карточки.
  • Химический тренажер.
  • Опорный конспект по теме.
  • Классная доска.
  • Реактивы.

Ход урока.

Эпиграф. Старайся дать уму как можно больше пищи.

Л.Н.Толстой

Этап

Содержание

Вр

Оборудование

Формирование УУД

1.Оргмомент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию

1'

Мультимедийное оборудование

Личностные УД:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Проверка домашнего задания. Есть вопросы по домашнему заданию?

 Тест:

Вариант 1.

  1. Продолжите фразу:

Сильные электролиты – это…

  1. Из приведенного перечня  выпишите слабые электролиты: H2SO4 , Cu (OH)2,  NaOH,  H2CO3, NaCl , K2SO4,  Ca(OH)2,  Be(OH)2,  NH4OH,  CaCO3, H2O, HNO3
  2. Напишите формулы электролитов в водном растворе, в котором содержаться ионы:

А)  Fe 3+   и   SO4 2-  ;      Б)  H+  и  NO3¯  

  1. Какие ионы не могут сосуществовать друг с другом в растворе (составьте пары ионов)? Почему?:

Cu2+, OH¯, Na+, Cl¯

Вариант 2.

  1. Продолжите фразу:

Слабые электролиты – это…

  1. Из приведенного перечня  выпишите сильные электролиты: H2SO4 ,  Cu (OH)2,  NaOH, H2CO3,  NaCl,  K2SO4, Ca(OH)2,  Be(OH)2,  NH4OH,  CaCO3, H2O,  HNO3
  2. Напишите формулы электролитов в водном растворе, в котором содержаться ионы:

А) Na+  и   OH¯  ;        Б)  Ca2+   и  CO3

  1. Какие ионы не могут сосуществовать друг с другом в растворе (составьте пары ионов)? Почему?:

Cu2+,  OH¯,  K+,  NO3¯  

5'

На слайде – решение домашнего задания

На слайде –  ответы

2 правильных ответа – «3»

3 правильных ответа –  «4»

4 правильных ответа – «5»

(взаимопроверка)

Оценивание ответов учащихся с учетом самооценки.

 

Регулятивные УД:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему

2.Проблемная ситуация и актуализация знаний

Сегодня – урок исследование

Проблемный вопрос: В растворе электролиты существуют в виде ионов. Что происходит при сливании растворов электролитов?

Учитель сливает два раствора CuCl2 и KOH

Записывает молекулярное уравнение на доске:

CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2 + 2KCl

Полное ионное уравнение реакции:

Cu2+ + 2Cl+ 2K+ + 2OH= Cu(OH)2↓.+ 2K+ + 2Cl

Cокращенное ионное уравнение реакции:

Cu2+ + 2OH= Cu(OH)2

Вывод: Электролиты обмениваются составными частями – ионами.

Тема урока: Реакции ионного обмена.

Актуализация знаний: мы должны с вами исследовать сущность реакций ионного обмена и выяснить при каких условиях реакции ионного обмена имеют практический смысл, т. е. идут до конца, научиться составлять полные и сокращённые ионно-молекулярные уравнения реакций и пользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»

2'

Мультимедийное оборудование

Реактивы: CuCl2 и KOH

Регулятивные УД:

Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Коммуникативные УД:

 умение слушать и понимать речь других

Предлагает учащимся определить для себя цель урока:

▲ Знать об ионных реакциях, ионных уравнениях, реакции нейтрализации, условиях протекания химических реакций до конца, свойствах ионов.

 Уметь писать ионные уравнения.

Уметь объяснять сущность химической реакции, применять знания в знакомых условиях.

● Выполнять творческие (проблемные) задания.

2'

Мультимедийное оборудование

Подготовить фишки

Слушают учителя.

Осмысливают тему урока и выбирают цель по силам.

Изучение нового материала.

Доступно объясняет содержание учебного материала, добиваясь понимания на уровне слабого ученика (беседа, демонстрация опытов, запись на доске).

5'

Правила написания уравнений реакций в ионном виде

NaOH, фенолфталеин, НСl, BaCl2, Na2SO4, Na2CO3,

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебной статьи, наблюдают опыты, участвуют в беседе, делают записи в тетради. (см. Приложение 1)

Осознание и осмысление новой учебной информации.

Предлагает учащимся опорную схему «Реакции ионного обмена».

Предлагает решить экспериментальные задачи разного уровня сложности.

Предлагает задания:

▲ Репродуктивное (типовое). Учитель сам разъясняет логику его выполнения, показывая образец.

▲Предлагает второе типовое задание.

● Предлагает три задания:

а) типовое (обязательно) ▲

б) конструктивное  

в) проблемное       ●

Проверяет задания.

15'

KSO, BaCl₂,  Na2CO3,, HNO3,  NaOH, MgCl2, AgNO3, FeCl3

Слушают повторное объяснение учителя (см. Приложение №2)

Выполняют демонстрационный ученический эксперимент (см. Приложение №3)

Слушают, осознавая способ действий, фиксируя пример в тетради.

Выполняют задание самостоятельно.

Учащиеся работают 10 минут, выполняют задания, получают дифференцированную помощь (см. Приложение №4).

Закрепление учебного материала.

Предлагает закончить предложения.

5'

Выполняют задания (см. приложение №4)

Информация о домашнем задании.

Предлагает уровневое домашнее задание:

▲ Знать понятия, правила составления ионных уравнений.

Упр. 2(а) (аналог записи в тетради)

  Упр. 3

● Задача. Вам выданы растворы KCl, Ba(NO). Как определить эти растворы?

2'

Записывают домашнее задание.

(см. Приложение№5)

Рефлексия

Предлагает прочитать цели урока и определить, как каждый ученик справился с работой, на каком уровне

-Все ли понятно было на уроке?

- Кому необходима индивидуальная консультация?

1'

Определяют уровень своих достижений.

                                                                                                                                                                                         Приложение №1

Задание для группы № 1

Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода.

Проделайте реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски, признак реакции (вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества - воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Сделайте вывод об условиях течения реакций ионного обмена до конца.

Задание для группы № 2.

Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.

Проделайте реакцию между хлоридом бария и сульфатом натрия. Какой признак этой реакции?

Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Сделайте вывод об условиях течения реакций ионного обмена до конца.

Задание для группы № 3

Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.

Проделайте реакцию между карбонатом натрия и соляной кислотой. Какой признак этой реакции?

Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Сделайте вывод об условиях течения реакций ионного обмена до конца.

                                                                                                                                                                         Приложение №2

Задания для осознания и осмысления новой учебной информации.

1. ▲ Репродуктивное (типовое).

Закончить уравнение реакции в молекулярной и ионной форме:

K SO  + BaCl 🡢  ….. + ……

2. ■ Конструктивное.

Написать уравнение возможной реакции в молекулярной и ионной форме:

        а) азотная кислота + гидроксид калия 🡢

        б) карбонат натрия + хлорид магния 🡢

3. ● Творческое.

Предложите две реакции, при которых в одной выделяется газ, в другой - выпадает осадок. Написать уравнения этих реакций в молекулярной и ионной форме.

                                                                                                                                                                                           Приложение №3

Образец выполнения заданий:

Записать уравнения реакций  в полном и сокращенном ионных видах, выписать катионы и анионы.:

NaOH + HCl = NaCl + H2O – молекулярное уравнение

Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O – полное ионное уравнение

OH- + H+  =  H2O – сокращенное ионное уравнение

Катионы: Na+ ; H+

Анионы:  OH- ; Cl- 

ВЫПОЛНИТЕ ПО ОБРАЗЦУ:

На «3» ▲

Уравняйте химические реакции (вместо «?» расставьте коэффициенты), запишите реакции в полном и сокращенном ионных видах:

а) Ba(OH)2 + ? HCl = BaCl2 + ? H2O

б) Al2(SO4)3+ ? NaOH = ? Al(OH)3 + ? Na2SO4

На «4» 

Запишите и уравняйте химические  реакции между веществами:

а) сульфат натрия + хлорид бария =

б) карбонат калия + азотная кислота =

Составьте полные и сокращенные ионные уравнения данных реакций, укажите катионы и анионы.

На «5» ●

Составьте полные ионные  и молекулярные уравнения реакций согласно сокращенным:

а) Ag+ + Cl- = AgCl

б) Fe3+ +  3OH- = Fe(OH)3 

Укажите катионы и анионы.

                                                                                                                                                                      Приложение №4

Задания для 1 уровня. 1. К грануле цинка прилейте 1-2 мл раствора серной кислоты. 2.К раствору хлорида бария прилейте раствор серной кислоты. 3. К раствору серной кислоты прилейте раствор гидроксида натрия. Во всех ли случаях произошла химическая реакция? Каковы признаки реакций? Напишите уравнения проделанных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

■ Задания для 2 уровня. 1.Осуществите превращения согласно предложенной схеме: сульфат меди(II)  гидроксид меди(II)  хлорид меди(II)  хлорид серебра. Все реакции проделываются в одной пробирке. Какие признаки реакций вы наблюдали? Напишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения каждой реакции.

2. Докажите качественный состав сульфата цинка. Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

● Задания для 3 уровня. Проделайте химические реакции, которым соответствуют данные сокращенные ионные уравнения:

2H + + CO3 2- = H2O + CO2 

H + + OH - = H2O

Ca2+ + CO32- = CaCO3

Ba2+ + SO42- = BaSO4

Подумайте, какие реактивы нужно использовать для проведения химических реакций. Какие признаки реакций подтверждают правильность вашего выбора? Запишите молекулярные уравнения данных химических реакций. Проверьте правильность вашего решения написанием полного ионного уравнения.

Приложение № 5

Проверочная работа.

▲ Вариант 1 (репродуктивный уровень).

1. Закончить уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:

а) KOH + CuSO = …… + …….

б) Ba(OH) + HNO = ….. + ……

2. Какие пары ионов могут одновременно находиться в растворе

а) Cu²  и  OH

б) Zn²  и  Cl

в) Ag   и  Cl

3. Задача. Сколько граммов осадка Zn(OH) образуется при взаимодействии 160 г  раствора хлорида цинка ZnCl с необходимым количеством гидроксида натрия NaOH?

■ Вариант 2 (репродуктивный и конструктивный уровень).

1. Взаимодействие каких веществ друг с другом отражает ионное уравнение    Cu² + 2OH = Cu(OH)↓. Ответ подтвердите составлением молекулярного и ионного уравнения.

2. В колбе имеется раствор, содержащий ионы Na, Ba², NO₃⁻, OH. Какие вещества могли взять для приготовления данного раствора? Напишите формулы и названия возможных веществ.

3. Задача. Какой объем водорода образуется при взаимодействии 650 мг цинка, содержащего 20% примесей с раствором соляной кислоты.

● Вариант 3 (репродуктивный, конструктивный и творческий уровни).

1. Приведите не менее двух уравнений реакций в молекулярном виде, соответствующим ионному уравнению

Cu(OH) + 2H = Cu² + 2HO.

                                                                                                                                       +HCl

2. Дополните генетический ряд  Ba  🡢  BaO  🡢 A   🡢   B.

Назовите вещества А и В. Напишите уравнения всех реакций, между растворами электролитов – в ионном виде.

3. Задача. Рассчитайте массу бурого осадка, полученного при сливании 30 г 2% раствора гидроксида натрия и раствора хлорида железа (III).

                                                                                                                          Приложение №6

Уровневое домашнее задание (на карточках):

▲   Уровень 1.

Вам выдан раствор BaCl . Как обнаружить ионы Ba  и ионы Cl

  Уровень 2.

Вам выдан раствор хлорида кальция. Определить его качественный состав.

●  Уровень 3.

В лаборатории обнаружены две склянки без этикеток, но известно, что в одной склянке раствор хлорида натрия, а в другой – раствор сульфата натрия. Предложите свой способ обнаружения данных реактивов.

Приложение № 7

Закрепление учебного материала.

Закончите предложения:

  • Реакции между ионами называются ……..  (ионными)
  • Реакция взаимодействия раствора кислоты со щелочью или основанием называется …….. (реакция нейтрализации)
  • Реакции ионного обмена идут до конца, если образуются ……… (осадок, газ, малодиссоциирующее вещество)
  • В ионном виде записываются формулы только ……… (сильных электролитов)
  • Формулы не электролитов записываются в ……… (молекулярном виде)
  • Сокращенное ионное уравнение показывает ……….(сущность химической реакции)

                                                                                                                                           Приложение №8

Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация. РИО.»

(тест обученности по П.И.Третьякову

I. Выполните тест

1. Не диссоциируют на ионы:

азотная кислота; b. фосфат натрия; c. гидроксид железа (III)

2. Анион – это:

Ca²         b. Cl           c. Cu

3. Формула слабого электролита:

А) CuOH    в)  HCl         c) HCO

4. Формула вещества, образующего при диссоциации ионы ОН:

А) KCl          в)  KOH        c)  FeOH

5. Взаимодействие соляной кислоты с нитратом серебра в водном растворе отображается ионным уравнением:

А) H  + OH  = HO

Б) Ag  +  Cl  = AgCl ↓

С) 3Ag  +  PO³  =  AgPO ↓

II. Какие реакции называются реакциями нейтрализации? Приведите пример.

III. Почему невозможна реакция между веществами:  NaCl + HSO  🡢  

IV. Составьте генетический ряд кальция, используя схему: металл  🡢  основной оксид  🡢   основание  🡢    соль.

Напишите молекулярное и там, где это имеет место – ионное уравнение.

V. В трех пронумерованных колбах имеются растворы, содержащие карбонат натрия, хлорид бария и серная кислота. Можно ли распознать, в какой колбе какое вещество находится, не используя никаких других веществ. Составьте план распознавания и запишите уравнение соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде

Выводы.

Проанализировав возможности использования технологии уровневой дифференциации на уроках химии, можно сделать выводы о том, что данная технология имеет свои положительные аспекты:

- уровень обученности у учащихся класса повышается или совпадает с уровнем обучаемости;

Анализ результатов контрольного теста

 по теме «Электролитическая диссоциация. РИО» (по П.И.Третьякову)

№ п/п

Имя ученика

Уровень обучае-мости

Полностью и правильно

выполнены задания

Оценка

Уровень обучен-ности

1

2

3

4

5

Разли-чение

Запоми-нание

Пони-мание

Приме-нение

Пере-нос

1

низкий

+

+

-

-

-

3

низкий

2

средний

+

+

+

+

5

высокий

3

средний

+

+

+

-

4

средний

4

низкий

+

+

+

-

4

средний

5

высокий

+

+

5

высокий

- ученик имеет возможность делать выбор;

- повышается познавательная самостоятельность и мотивация к учению.

Технология способствует формированию психологически комфортной для учащихся среды, чувства уважения к себе и к окружающим, дает возможность и право выбирать тот уровень усвоения, который способствует их способностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

Доклад "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения"

В данной работе рассмотрено использование технологии дифференцированного подхода при изучении химии....

Опыт работы «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровья учащихся».

В качетсва материала представлен опыт работы по темем«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровь...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии

Формирование у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основн...

"Технология уровневой дифференциации на уроках биологии и химии"

quot;Технология уровневой дифференциации на уроках биологии и химии"...

«Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»

Дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему ...