Урок химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения".
план-конспект урока по химии (9 класс)

Новокрещенов Дмитрий Андреевич

Краткое описание: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний обучающихся по теме: «Алюминий и его соединения». Урок составлен в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_alyuminiyu.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация урока.

Тема урока: «Алюминий и его соединения».

Предмет: химия

Класс: 9 класс

Учитель: Новокрещенов Дмитрий Андреевич

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №1 Тимашевский район

Краткое описание: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний обучающихся по теме: «Алюминий и его соединения». Урок составлен в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Описание урока.

Тип урока.  Изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока.  Сформировать представление о строении, свойствах, применении алюминия и его соединений, используя современные технологии обучения.

Задачи урока.

Обучающая: изучить строение, физические и химические свойства, применение алюминия на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, а также свойства образуемых им соединений; продолжить знакомство с особенностями научного исследования (гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления причинно – следственной связи между строением, свойствами и применением алюминия. Изучить понятие амфотерность.

Развивающая: развивать умения определять тему и цели урока, выдвигать гипотезу и проверять её в ходе исследования; развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечить системность учения.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности, формирование коммуникативных навыков.

Методы обучения: поисковый, частично – исследовательский, проблемный, репродуктивный.

Формы организации деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Личностные результаты обучающихся:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- самостоятельность в приобретении знаний и практических умений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- формирование умений работать в группе.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

- организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать: характеристику элемента алюминия по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, определение амфотерных соединений.

Обучающиеся должны уметь: объяснять строение электронной оболочки атома алюминия; раскрывать физические свойства алюминия; записывать уравнения химических реакций, характеризующих его свойства; указывать нахождение алюминия в природе, а также области практического применения алюминия и его соединений; исследовать амфотерный характер гидроксида алюминия.

Средства обучения:  инструктивные карты для учащихся,  презентация.

Оборудование: мультимедиа (ноутбук, интерактивная доска, проектор), образцы алюминия, растворы соляной  кислоты, гидроксида натрия, хлорида алюминия, гранулы алюминия, лабораторное оборудование, стаканчик с водой, пробирки.

Технологии: технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая, технология деятельностного подхода.

Ход урока.

Великие законы мироздания,

В сущности, наивны и просты.

И порой нам не хватает знания

Для разгадки этой простоты (слайд №1).

  1. Организационный этап (1 мин.).

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Стадия  «Вызов».
  1. Мотивирование к учебной деятельности (2 мин.):

Учитель: Какой мир веществ мы изучаем?

Ученики: Мир металлов (приводят примеры металлов).

Учитель: А теперь, ребята давайте попробуем, установить какому металлу мы посвятим наш сегодняшний урок.

Учитель: Сообщает интересные факты:

- Это третий по распространённости на Земле элемент.

- На его долю приходится более 8% земной коры.

- В 1978 году в породах Сибирской платформы обнаружен самородок этого металла в виде нитевидных кристаллов длиной 0,5 мм.

- Найден в лунном грунте.

- Был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота.

- Погремушку, изготовленную из этого металла, торжественно преподнесли сыну Наполеона III.

- Только очень богатые люди могли позволить себе употребить пищу из таких тарелок, изготовленных из этого металла.

- Мастера, принёсшего в дар римскому императору Тиберию чашу из этого металла, казнили.

- 1855 год, Парижская выставка – он демонстрировался как самый редкий и дорогой металл, который был почти в 10 раз дороже золота.

- Этот металл называют ещё «крылатый» или «самолётный металл».

О каком металле идёт речь?

Ученики: Алюминий.

Учитель: Правильно, молодцы! Что вы знаете об алюминии? Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным?

Ученики: Систематизируют известную им информацию.

  1. Формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы (2 мин.):

Учитель: Какова же тема нашего урока?

Ученики: Алюминий и его соединения.

Учитель: А я хочу назвать урок: «Номер 13! Счастливый или нет?». Почему я дал такое название?

Ученики: Порядковый номер алюминия в периодической системе химических элементов 13, с таким числом связаны суеверия.

Учитель: Алюминий – рекордсмен по многим параметрам! А по активности алюминий – это какой металл?

Ученики: Активный, так как находится в начале ряда активности металлов (работа с рядом активности металлов).

Учитель: А как ещё можно проверить активность алюминия?

Ученики: Провести опыты (исследование).

Учитель: Какие свойства мы можем изучить в рамках нашего урока?

Ученики: Физические и химические свойства алюминия, а также свойства его соединений.

Учитель: А так как алюминий – это химический элемент, то мы будем опираться на положение алюминия в периодической системе химических элементов. Какой вопрос нас будет интересовать сегодня на уроке?

Ученики: На основе положения в периодической системе изучить алюминий и его соединения (слайд №2).

Учитель: Это и будет темой нашего урока.

/ Запись темы урока в тетрадь/

Учитель: Какова же цель нашего урока?

Ученики: Изучить свойства алюминия и его соединений, рассмотреть области применения (слайд №3).

  1. Актуализация опорных знаний об алюминии (3 мин.):

Учитель: Вернёмся к нашему рассуждению об активности алюминия (слайд №4). У вас на столах карточки с заданием. Прочитайте задание и выполните его (смотреть приложение 1).

/Учащиеся, выполнив задание, отвечают с места. Ответы сверяются с ответами на экране (слайд №5) и переносятся учащимися в тетрадь/

Учитель: Какой вывод об активности алюминия мы можем сделать на этом этапе нашего исследования?

Ученики: Алюминий более активный металл, чем кремний, но менее активный, чем магний (слайд №6).

  1. Стадия «Осмысление новой информации».
  1.  Изучение физических свойств алюминия (2 мин.):

Учитель: Алюминий является рекордсменом по многим параметрам. Перечислите их.

Ученики: Пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск.

Учитель: На демонстрационном столе образцы алюминия. Опишите внешние свойства этого металла.

/Учитель проносит по рядам и даёт возможность

прикоснуться к образцам алюминия/

Ученики: Мягкий, лёгкий, серебристо – белый, непрозрачный (слайд №7).

Учитель: А какими же химическими свойствами он обладает?

  1.  Изучение химических свойств алюминия (10 минут):

Учитель: Давайте вспомним, какие общие химические свойства характерны для металлов?

Ученики: Взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.

Учитель: Обращает внимание учеников на слайд №8 и работает с информационной схемой.

Учитель: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов?

Ученики: Взаимодействие со щёлочью.

Учитель: В подтверждении химических свойств алюминия давайте посмотрим видеофрагмент и выполним лабораторный опыт.

/Ученики смотрят видеофрагмент взаимодействия алюминия с бромом,

один ученик выходит к доске и записывает уравнение реакции/

Учитель: А теперь исследуем на практике отношение алюминия к кислотам и щелочам. Напомните правила безопасной работы с растворами кислот и щелочей.

Ученики: Соблюдай осторожность при работе с кислотами! В случае попадания на кожу – промой водой!

Учитель: А теперь по плану, обозначенному в инструктивной карточке, проведите исследование и сделайте вывод (смотреть приложение 2).

/Учащиеся проводят лабораторную работу, следуя инструкции.

Учитель консультирует и контролирует. Работа в парах/

Учитель: По плану, данному в задании, представьте результаты своего исследования.

/Ученики рассказывают о своих наблюдениях,

учитель дополняет об отношении алюминия к воде/

Учитель: Какой можно сделать общий вывод о химических свойствах алюминия?

Ученики: С помощью лабораторных опытов мы выяснили, что алюминий реагирует с разбавленными растворами кислот и щелочей.

Учитель: Как видим, алюминий реагирует и с кислотами, и с щелочами. Как называется такая двойственность свойств?

Ученики: Амфотерность.

Учитель: Алюминий проявляет амфотерные свойства. «Амфос» с греческого означает двойственность. Запишите, пожалуйста, в тетради, что алюминий проявляет амфотерные свойства (слайд №9).

Физкультминутка для глаз и осанки «Загляну на свой локоток»!!!

  1.  Изучение соединений алюминия (10-12 мин.):

Учитель: А в каком виде встречается алюминий в природе – в свободном виде или в виде соединений?

Ученики: Алюминий – активный металл, в природе встречается в виде соединений.

Учитель: А какие соединения алюминия вам известны?

Ученики: Оксид алюминия (Al2O3) и гидроксид алюминия (Al(OH)3).

Учитель: Al2O3 – глинозём (старинное название). Рассмотрите оксид алюминия и опишите его физические свойства.

Ученики: Белое вещество, в воде не растворяется, с очень высокой температурой плавления (дополняет учитель).

Учитель: На основании имеющихся у вас знаний выскажите предположения о характере оксида алюминия и его химических свойствах.

Ученики: Степень окисления алюминия в его оксиде +3, проявляет амфотерные свойства. Соединения, проявляющие двойственную природу, взаимодействуют и с кислотами и с основаниями. С водой не реагирует (слайд №10).

Учитель: Запишите уравнения химических реакций доказывающие амфотерные свойства оксида алюминия.

/Ученики выходят к доске и записывают уравнения химических реакций, учитель помогает/

Учитель: А теперь изучим амфотерные свойства гидроксида алюминия. Давайте вспомним, как можно получить гидроксид алюминия (нерастворимое основание)?

Ученики: При взаимодействии соли с растворимым основанием (щёлочью).

/Учитель проводит демонстрационный опыт

и комментирует, схема опыта на слайде №11/

Учитель: Получим гидроксид алюминия, чтобы исследовать его свойства. Для этого раствор хлорида алюминия соединим с раствором гидроксида натрия. Что наблюдаем?

Ученики: Выпадает осадок гидроксида алюминия. Записывают уравнение на доске и в тетради.

Учитель: Убедимся в том, что гидроксид алюминия – амфотерное основание. В одну из пробирок добавим раствор щёлочи. Что наблюдаем?

Ученики: Осадок гидроксида алюминия растворяется.

/Учитель записывает уравнение на доске, а учащиеся в тетрадь/

Учитель: Во вторую пробирку добавляем раствор соляной кислоты. Что наблюдаем?

Ученики: Осадок гидроксида алюминия растворяется, как и в предыдущей пробирке. Записывают уравнение на доске и в тетради. Формулируют вывод.

Вывод: Гидроксиды, которые реагируют с растворами и кислот, и щелочей, называются амфотерными. Al(OH)3 – типичный амфотерный гидроксид.

  1.  Применение алюминия и его соединений (2 мин.):

Учитель: На чём основано применение веществ?

Ученики: На их свойствах.

Учитель: Области применения алюминия весьма многочисленны. Ознакомьтесь самостоятельно в контексте учебника на с.188-189 (слайд №12).

  1. Стадия «Рефлексия, размышление».
  1.  Взаимоконтроль (3 мин.):

Учитель: Вам предлагается тест, результаты которого позволят вам выяснить, насколько успешно и плодотворно вы провели своё исследование по теме: «Алюминий и его соединения» (смотреть приложение 3).

/Далее взаимопроверка с помощью экрана компьютера (слайд №13)/

Учитель: Покажите карточки с результатами своих тестов.

/Учащиеся поднимают карточки/

  1.  Домашнее задание (1 мин.):

Учитель: Дома, пользуясь материалом §46, 47 и дополнительными сведениями из литературных и электронных ресурсов, составьте презентацию по одной из тем представленных на слайде. Выполните задание 4 на с.170 учебника (слайд №14).

  1.  Подведение итогов урока (1 мин.):

Даётся общая оценка работы класса на уроке, особое внимание учитель обращает на:

- самых активных учеников;

- учеников, имеющих глубокие знания по химии;

- учеников, первыми выполнивших задание;

Выставляются отметки за работу на уроке и по результатам тестирования.

Приложение 1

Задания

1 ряд: Дать характеристику алюминию по плану:

- химический знак;

- порядковый номер;

- атомная масса;

- период (малый, большой);

- группа (подгруппа: главная или побочная).

2 ряд: Как изменяются металлические свойства в периоде? Сравнить, у какого металла более выражены металлические свойства: у магния и алюминия; у алюминия и кремния. Сделать вывод об активности алюминия.

3 ряд: Указать состав ядра (число электронов, протонов, нейтронов) алюминия и строение электронной оболочки.

Приложение 2

Инструктивная карточка

Цель: Изучить отношение алюминия к соляной кислоте.

Правила работы с кислотами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами! В случае попадания на кожу – промой водой.

Опыт 1. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты.

  1. Что наблюдаете?
  2. Запишите уравнение реакции: Al + HCl =
  3. Сделайте вывод о свойствах алюминия.

Ответ начните с цели исследования, далее скажите о своих наблюдениях и сделайте вывод: взаимодействует алюминий с соляной кислотой или нет.

Цель: Изучить отношение алюминия к раствору гидроксида натрия.

Правила работы со щелочами: Соблюдай осторожность при работе со щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой.

Опыт 1. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия.

  1. Что наблюдаете?
  2. Запишите уравнение реакции: Al + NaOH + H2O = NaAlO2 + …
  3. Сделайте вывод о свойствах алюминия.

Ответ начните с цели исследования, далее скажите о своих наблюдениях и сделайте вывод: взаимодействует алюминий с гидроксидом натрия или нет.

Приложение 3

Вариант 1

  1. Сколько электронов у атома алюминия на внешнем уровне?

а) 3         б) 8       в) 2       г) 1

   2.    Алюминий – это металл…

          а) белого цвета

          б) серебристо-белый

          в) тёмный

          г) серый

   3.    Алюминий, как простое вещество, реагируя с кислотами и щелочами, проявляет свойства:

          а) кислотные

          б) основные

          в) амфотерные

          г) восстановительные

   4.    Применение в какой отрасли промышленности позволяет называть алюминий «крылатым металлом»?

          а) судостроительной

          б) машиностроительной

          в) самолётостроительной

          г) электрической

      5.   Оксид алюминия не взаимодействует с каждым из веществ

в ряду:         

           а) ZnO, Сu                              

            б) K2O,  NaOH

  в) N2О5,  K2CO3                            

  г)  H2SO4,  Na2O

Вариант 2

  1. Степень окисления алюминия в соединениях равна:

а) +1         б) +3       в) +2       г) +6

   2.    В обычном состоянии поверхность алюминия покрыта:

          а) оксидной плёнкой

          б) защитным слоем

          в) кислотами

          г) разными веществами

   3.    Способность проводить электрический ток позволяет использовать алюминий при изготовлении:

          а) зеркал

          б) столовых принадлежностей

          в) электрических проводов

          г) корпусов судов

   4.    Алюминий не реагирует при обычных условиях:

          а) с щелочами

          б) с соляной кислотой

          в) с водой

          г) с кислородом

   5.    Гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства при взаимодействии с:

           а) NaCl и NaNO3

           б) NaOH и HCl

           в) HCl и H2S

                 г) H2O и K2O


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения"

Урок проводится в начале изучения данной темы....

Интерактивные тесты к уроку химии 9 класса по теме "Азот и его соединения"

Интерактивные тесты к уроку химии «Азот и его соединения»Данный ресурс представляет собой интерактивный тест, который содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных....

Урок по химии в 9 классе на тему "Алюминий. Нахождение в природе.Свойства алюминия".

3 А төркеме металларының үзлекләрен алюминий мисалында өйрәнү.Химик элементларның периодик системасында элементның урнашуы буенча  аңа характеристика бирү.Атом төзелешенә нигезләнеп, ...

Урок химии в 9-м классе по теме "Алюминий»

Урок химии в 9-м классе по теме "Алюминий»ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами,направлен на объяснение нового материала.ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить знания учащихся об ...

Конспект урока в 9 классе по теме «Алюминий и его свойства»

Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: информационно – лабораторный....

Урок химии в 9 классе по теме "Алюминий"

Урок построен сэлементами сингапурской технологии...

Конспект урока в 9 классе по теме "Алюминий"

Данный материал раскрывает тему "Алюминий". Его строение, физичекие и химические свойства,а также применение....