Конспект урока в 9 классе по теме "Алюминий"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Храбалова Ольга Сергеевна

Данный материал раскрывает тему "Алюминий". Его строение, физичекие и химические свойства,а также применение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 7 им. А.П.Гайдара»

Методическая разработка урока по химии

«Алюминий».

Составила

учитель химии

Храбалова Ольга Сергеевна

Арзамас

2018

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

ТЕМА:  Алюминий (9 класс)

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование системы знаний о строении и свойствах алюминия.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

  • рассмотреть строение атома алюминия.
  • изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, а также применение.
  • научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки через коллективный способ обучения; развивать навыки  самостоятельной  работы;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • привить любовь к предмету, желание познать новое.
  • совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
  • продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру умственного труда;
  • воспитывать культуру коллективной работы и работы в парах;
  • воспитывать информационную культуру;
  • воспитывать потребность добиваться успехов  в приобретении знаний;      
  • воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности и творчества.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • компьютерная презентация, таблица растворимости,
  • электрохимический ряд напряжения металлов,
  • периодическая система Д. И. Менделеева,
  • коллекция “Алюминий”,
  • химическое оборудование и реактивы ( алюминий, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, дист. вода, штатив с пробирками),

ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными опытами, направлен на изучение нового материала.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ : индивидуальная, фронтальная работа.

Методы и приемы обучения: проблемный, демонстрационный химический эксперимент, устные ответы у доски, самостоятельная работа с текстами, самоконтроль.

Структура урока:

I этап.   Организационный момент.

II этап.  Актуализация знаний учащихся

III этап.  Изучение нового материала.

IV этап. Валеологическая пауза

V этап.  Закрепление изученного материала

VI этап. Подведение итогов урока.

VII этап. Домашнее задание.

VIII этап. Заключительное слово.


ХОД УРОКА

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап. Организационный момент.

 (4 мин)

Вступительное слово учителя. Сообщение целей и темы урока.

Здравствуйте ребята. Продолжим изучение общих свойств металлов. И сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду. Слайд 1.

"Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из "глинистой земли". Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить".

О каком металле идёт речь? Верно.

Итак, именно о этом металле сегодня пойдет речь. Запишем тему урока «Алюминий»(пишет на доске тему урока). Слайд 2.

О алюминии

Записывают тему урока

Личностные (понять значимость эмоционального состояния для продуктивной работы на уроке)

II этап. Актуализация знаний учащихся

(фронтальная беседа о свойствах металлов)

(4 мин)

Фронтальная беседа с учащимися по вопросам

Давайте вспомним и обобщим изученные ранее нами свойства металлов:

1) Какие особенности строения имеют атомы металлов?

2)Перечислите общие физические свойства металлов?

3)Назовите общие химические свойства металлов?

Отвечают на вопросы:

1) 1-3 e на внешнем уровне, большие радиусы атомов;

2) металлический блеск, пластичность, высокие тепло- и электропроводность и т.д.;

3)взаимодействуют с простыми веществами: кислородом и другими неметаллами; со сложными веществами: водой, кислотами, солями и оксидами менее активных металлов;

Личностные 

(понять необходимость воспроизведения в памяти системы опорных знаний для осознанного восприятия приобретаемых на уроке знаний и умений)

Познавательные

(совершенствование навыков работы с таблицей - справочным материалом).

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли).

Регулятивные

(знать особенности строения атомов металлов, их физические и химические свойства)

III этап. Изучение нового материала

(22 мин)

  1. Строение атома

  1. Нахождение в природе

  1. Физические свойств

  1. Химические свойства

  1. Применение алюминия

Посмотрите на слайд. Здесь составлена маршрут урока. Прочитайте, что в него включено?  Слайд 3.

Итак, двигаясь по маршруту урока, рассмотрим строение атома алюминия. Некоторым ученикам я дам задание разгадать кроссворд (приложение №6). Раздает кроссворд на отдельных листах. А остальные записываем первый пункт. Строение атома.

Запись строения атома алюминия на доске. 

Напишем строение атома алюминия самостоятельно в тетрадь. Один человек напишет задание на доске.

Оценка работ учащихся.

Схема составлена правильно.

Сколько у атома алюминия на внешнем уровне электронов и какую соответственно проявляет валентность и степень окисления? Слайд 4.

Изучение диаграммы распространения алюминия в природе

Двигаясь по маршруту урока, рассмотрим нахождение алюминия в природе. Посмотрите на слайд 5 и обратите внимание на распространенность алюминия в природе. 

Беседа с учащимися

Какое место по распространенности в природе занимает алюминий?

Посмотрите на следующий слайд “Нахождение в природе ”. Какой можно сделать вывод о нахождении алюминия в природе? Слайды 6-7.

Зафиксируйте этот вывод в тетрадь.

Изучение физических свойств алюминия.

Двигаясь по нашей маршрутной карте, рассмотрим физические свойства алюминия.

Пользуясь коллекцией “Алюминий” составьте характеристику физических свойств этого металла. Слайд 8-9.

Беседа с учащимися по вопросам

1. В каком агрегатном состоянии находится алюминий при данных условиях? (твердый).

2. Какого цвета алюминий? Имеет ли блеск? (серебристо-белый с металлическим блеском

3. Имеет ли алюминий запах? (без запаха).

Пластичный. В воде нерастворим. Температура плавления алюминия 660 С.  Плотность 2,7 г/см3.

Алюминий обладает теплопроводностью и электропроводностью

Проверьте свои результаты, посмотрев на слайд. 

Изучение химических свойств алюминия

Проанализировали физические свойства алюминия. Рассмотрим его химические свойства. Как вы думаете, алюминий - это химически активный металл? Ответ обоснуйте.

А) взаимодействие с простыми веществами: кислород, хлор.

Демонстрация видеоопыта «Горение алюминия» Слайд 12.

Если порошок алюминия или тонкую алюминиевую фольгу сильно нагреть, то они воспламеняются и сгорают ослепительным пламенем. Происходит окисление. Запишите в тетрадях уравнение реакции окисления алюминия. (один ученик пишет уравнение протекающей реакции на доске и рассматривает уравнение как ОВР). 

Слайд 11

С какими еще веществами будет взаимодействовать алюминий?

При обычных условиях алюминий реагирует лишь с хлором и бромом, с остальными неметаллами реакции протекают при нагревании. Запишите уравнение реакции алюминия с хлором в тетради. (Один ученик пишет уравнение реакции у доски и рассматривает как ОВР)

Проверьте уравнение реакции. Слайд 11. 

Алюминий также взаимодействует и с другими простыми веществами. Посмотрите на слайд.

2Al + 3S = Al2S3 сульфид алюминия

4Al +3C = 2Al4C3 карбид алюминия 

Б)Взаимодействие со сложными веществами

Демонстрация видеоопыта  «Взаимодействие алюминия с водой» Слайд 13.

С какими сложными веществами взаимодействуют металлы и алюминий в том числе?

Верно, но при условии, что с его поверхности будет удалена оксидная пленка

Запишите уравнение реакции в тетради и рассмотрите как ОВР (один человек работает у доски)

Так почему же с предметами, изготовленными из алюминия, которые мы используем в быту, ничего не происходит? Например, алюминиевая посуда не взаимодействует ни с воздухом, ни с водой.

Потому что поверхность алюминия покрывается очень прочной тонкой оксидной пленкой, которая защищает металл от воздействия воздуха и воды.

С какими еще сложными веществами будет взаимодействовать алюминий? И при каких условиях?

Действительно алюминий взаимодействует с растворами кислот с выделением водорода. Демонстрационный опыт. Взаимодействие алюминия с кислотой.

Запишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с соляной кислотой тетради (один ученик пишет уравнение реакции у доски).

А концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют поверхность алюминия, образуя на его поверхности прочную оксидную пленку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.

Проверьте себя. Слайд 11.

Основываясь на то, что алюминий - переходный металл, подумайте, с какими еще сложными веществами может взаимодействовать алюминий?

Демонстрационный опыт. Взаимодействие алюминия с щелочами

Запишем уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия. Что образуется в результате реакции? (Учитель пишет уравнение реакции на доске)Слайд 11. 

2Al + 2NaOH + 6H2O =  2Na[Al(OН)4 ] +  3H2

Данная реакция протекает с образованием алюмината натрия и выделением газообразного водорода.

Как вы думаете, будет ли протекать следующая реакция?

 Al + Fe3O4 = ?

Составьте уравнение данной реакции в тетрадях и разберите как ОВР. Слайд 11.

(один человек работает у доски)

Т. к. выделяется большое количество теплоты, этот процесс применяют при сварке стальных изделий.

Сделаем общий вывод по химическим свойствам алюминия.

1.Алюминий – активный металл.

2.Алюминий образует амфотерные соединения.

Вернемся к ребятам, которые разгадывали в начале урока кроссворд. Какое у вас получилось ключевое слово? Что означает это понятие?

Слайд 14.

Изучение применения алюминия

На каких свойствах основано применение алюминия? Посмотрите на слайд 15. «Основные области применения алюминия и его сплавов»:

Беседа с учащимися по слайду

1)в электротехнике
2) для производства легких сплавов (дюралюмин, силумин) в самолето– и автомобилестроении
3)для покрытия чугунных и стальных изделий с целью повышения их коррозионной стойкости
4)для термической сварки
5)для получения редких металлов в свободном виде
6)в строительной промышленности
7) для изготовления контейнеров, фольги и т.п.

Строение атома алюминия, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение.

 (пишут строение атома в тетрадях)

http://4schoolchild.files.wordpress.com/2011/03/d181d182d180d0bed0b5d0bdd0b8d0b5-d0b0d0bb.png

На внешнем уровне у атома алюминия 3 электрона (2s и 1p), следовательно, алюминий проявляет валентность III и степень окисления +3, 0.

Записывают второй пункт плана.

По распространенности в природе среди всех элементов алюминий занимает 3 место, а среди металлов 1 (содержание его в земной коре 7%).

Алюминий в природе встречается только в виде соединений.

Записывают третий пункт плана, работают с коллекцией.

Алюминий - это активный металл. Т.к. в природе он содержится только в виде соединений и в свободном виде не встречается. В электрохимическом ряду напряжений он находится сразу же после щелочных и щелочноземельных металлов, что говорит о его высокой активности. Слайд 10.

Записывают четвертый пункт плана

    4Al + 3O2  = 2Al2O3

  Восст-ль   Al0- 3е = Al+3        4  окисление

  Окис- ль  O20 + 4е =2O-2        3   восстан-е

4Al + Cl2 = 2AlCl3 хлорид алюминия

С водой

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

   Восст-ль   Al0- 3е = Al+3       2  окисление

   Окис- ль  2Н+ + 2е =Н20        3   восстан-е

С растворами кислот.

Алюминий будет вытеснять водород, т.к. в ряду напряжения металлов он стоит правее водорода.

2Al + 6HCl = 2AlCl3  +  3H2

С растворами щелочей.

(пишут уравнение  реакции в рабочие листы)

Данная реакция будет протекать, так как алюминий в электрохимическом ряду напряжений стоит правее железа, то есть он будет вытеснять железо из его оксида.

8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe

Алюминотермия - это способ восстановления многих металлов из их оксидов с помощью алюминия, если в электрохимическом ряду напряжения металл расположен после алюминия.

Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, что способствует целенаправленной, продуктивной работе на уроке и высокому уровню усвоения материала).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл

ообразование).

Коммуникативные (умение обосновать свое решение, общаться, уважать мнение товарищей)

Личностные (умения осознанно и внимательно слушать объяснения учителя)

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать и уметь!).

Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий)

Коммуникативные (умение обосновать свое решение, общаться, уважать мнение товарищей)

Регулятивные (осмысленное действие).

Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)

Личностные (умение полно и ясно выражать мысли)

IV. Валеологическая пауза

(2 мин)

Ребята, а знаете ли вы, что тренировки тонких дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, мышления, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху - снизу.

Потирание рук. Способствует приливу крови и эмоциональной усталости.

Колечко. Поочередно и как можно быстрее учащиеся перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, и т д в прямом и обратном порядке.

V. Закрепление изученного материала.

(8 мин)

Отлично поработали. Давайте поверим усвоенные нами знания. У вас в рабочих листах есть три варианта заданий на выбор. Но прежде чем определиться с ним предлагаю познакомиться с советами (зачитывает советы).

Советы при выполнении индивидуального выбора задания.

1. Внимательно прочти все задания.
2. Соотнеси своё желание в получении хорошей отметки с собственными возможностями правильного выполнения задания.
3. Выбирай и решай!
Слайд 16.

Задания

Задания

Часть А. 

Закончить уравнения реакции, назвать

Al + Br2

Al + H2SO4 (p-p) 

Часть В. *

Написать уравнения реакций для схемы, назвать

Al  →Al2O3 → AlCl3

Al  →AlCl3  →Al2(SO4)3 

Назовите продукты реакций.

Часть С. **

Написать уравнения реакций для схемы, назвать

Al →Al (OH)3  → Na[Al(OH)4] 

Al → Al2 O3  →NaAlO2

Проверим. Внимание на слайд 17.

выполняют задания в тетрадях

Личностные (способствовать всестороннему развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию).

Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные (развитие  навыков индивидуальной работы,  ее реализация в устной и письменной форме, проведения самопроверки).  

VI.Подведение итогов урока

(3 мин)

Хорошо справились с заданием. Молодцы!!! Предлагаю вам вот такой интересный тест для закрепления. Презентация «Тест .Алюминий»

Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)

Регулятивные (осмысленное действие).

Личностные (умение строить логическую цепочку.). 

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

VII. Домашнее задание

(1мин)

Параграф 13, упр.2,5. Из предложенных двух вариантов домашнего задания на карточках выберите тот, который вам по силам (приложение).

Слайд 18.

Личностные (способствовать всестороннему развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию).

Коммуникативные (контроль и оценка своих возможностей).

VIII. Заключительное слово учителя

(2 мин)

Вывод: “Алюминий – металл современного технологического мира!”

Учитель благодарит учащихся за сотрудничество, выставляет оценки выступающим у доски. Слайд 19.

Регулятивные (осмысленное действие).

Личностные (осознание значимости урока о важнейших соединениях для человека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...


 

Комментарии

Шаронова Светлана Владимировна

Мне очень понравилась технологическая карта урока. Буду использовать ее на своих уроках химии. Благодарю Вас за разработанный урок.