Конспект урока в 9 классе по теме «Алюминий и его свойства»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: информационно – лабораторный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_9_klasse_po_teme_alyuminiy_i_ego_svoystva.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе по теме «Алюминий и его свойства»
Цели:
Образовательные:
- актуализация знаний учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода на примере алюминия.
- Формирование у учащихся знаний о том, что в свободном состоянии алюминию присущи особые, характерные физические и химические свойства.
Развивающие:
- Возбуждение интереса к изучению науки путём предоставления кратких исторических и научных сообщений.
- Продолжение формирования исследовательских навыков учащихся при выполнении лабораторной работы.
- Расширение понятия амфотерности раскрытием электронного строения алюминия, химических свойств его соединений.
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде, предоставляя сведения о использовании алюминия.
- Формирование умения работать коллективом, выполняя лабораторную работу.
- Знакомство учащихся с научной этикой, честностью и порядочностью естествоиспытателей прошлого, предоставляя сведения о борьбе за право быть первооткрывателем алюминия.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: информационно – лабораторный.
Оборудование: алюминиевая проволока с кнопками на пластилине, штатив с пробирками.
Реактивы: алюминий, разбавленные и концентрированные кислоты: серная, соляная, азотная, раствор гидроксида натрия, порошок алюминия, вода, кристаллический йод.
План урока:
1. История открытия алюминия.
2. Положение алюминия в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и возможная степень окисления.
3. Распространение алюминия в природе.
4. Физические свойства.
5. Химические свойства (лабораторная работа).
6. Применение алюминия.
Написание темы урока в тетради «Алюминий и его свойства»
Актуализация опорных знаний.
Что знаю об алюминии.
Что знаю об алюминии из повседневной жизни | Что узнал об алюминии на уроке |
1. 2. и т.д. | 1. 2. и т.д. |
Мотивация к изучению нового материала.
В конце 19 – начале 20 веков алюминий ценился выше золота.
Алюминий в виде соединений был известен ещё в глубокой древности. По свидетельству античных историков и писателей, квасцы (от латинского – «алюмен») добывали во многих местах и применяли в качестве протравы при крашении. Один из римских полководцев во время войны с персами велел обмазывать боевые башни квасцами, что делало деревянные башни огнестойкими, поэтому все попытки персов сжечь их были безуспешными.
В своё время Н.Г.Чернышевский назвал алюминий «металлом социализма», т.к. почти в течение четверти века оставался музейной редкостью. Впервые он был использован для изготовления нескольких декоративных лат для личной охраны Наполеона l l l и игрушек для его наследника.
- История открытия алюминия.
В 1754 году была найдена основа квасцов - глинозём. Антуан Лавуазье, итальянский учёный первым заподозрил в ней наличие окисла металла, но выделить известными тгда способами в чистом виде не смог. И только в 1825 году Карл Эрстед, учёный Дании получил впервые алюминий в чистом виде, используя для этого калий в виде амальгамы. Спустя два года немецкий учёный Фридрих Вёлер получил алюминий в порошкообразном виде. А вот задача превратить его в слиток оказалась очень сложной. 18 лет упорного труда позволили учёному приготовить алюминий в виде гранул размером всего лишь со спичечную головку. Новый металл оказался очень красивым, похожим на серебро, но значительно более лёгким.
- Положение алюминия в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и возможная степень окисления.
Период- 3
Группа- 3
Подгруппа - главная
Порядковый № - 13
Аr- 27
Протоны- 13
Нейтроны – 14
Электроны- 13
В соединениях степень Окисления только +3 |
Строение атома- Al + 13 2е; 8е; 3е.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
металлы | Al | неметаллы |
- Распространение алюминия в природе.
Алюминий третий по распространенности элемент после кислорода и кремния. Большинство природных соединений алюминия имеют вулканическое происхождение. Продукт затвердевания расплавленной магмы – гранит. Он слагается из трёх минералов: полевого шпата, слюды и кварца. Преобладает в граните полевой шпат KAlSi3O8, который относится к наиболее распространённым минералам и носит название алюмосиликат
- Физические свойства (работа с коллекцией).
- Демонстрация теплопроводности алюминия: постепенное отрывание канцелярских кнопок на пластилине от алюминиевой проволоки, один конец которой нагревается.
- Демонстрация куска алюминия, обращается внимание на матовый металлический блеск.
- Демонстрация фольги из алюминия, обращается внимание на пластичность и лёгкость.
- Демонстрация растворимости в воде алюминия. Обращается внимание на положение алюминия в ряду напряжений. Даётся объяснение образования оксидной плёнки на поверхности металла.
Алюминий простое вещество – металл, хорошо проводит эл. ток, пластичный, имеет металлическую химическую связь, tплавл.=6600 , на воздухе всегда покрыт оксидной плёнкой: написать уравнение реакции (Al +O2 = …)
- Химические свойства алюминия.
Инструктивная карточка к лабораторной работе «Химические свойства алюминия»
Повторить технику безопасности!!!
- Внимательно посмотрите эксперимент, проводимый учителем в вытяжном шкафу: «Взаимодействие алюминия с йодом». Запишите ур - ние реакции. 2Al + 3J2 = 2AlJ3
- Гранулу алюминия положите в пробирку с водой и нагрейте. Сделайте вывод.
- Гранулу алюминия положите в пробирку с разбавленной соляной кислотой. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. 2Al + 6HCl(раз.) = 2AlCl3 + 3H2.
- Гранулу алюминия положите в пробирку с разбавленной серной кислотой. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. 2Al + 3H2SO4 (раз.)= Al2(SO4)2 + 3H2
- Гранулу алюминия положите в пробирку с разбавленной азотной кислотой. Что наблюдаете? Реакция не идёт.
- Гранулу алюминия положите в пробирку с концентрированной соляной кислотой. Что наблюдаете? Реакция не идёт.
- Гранулу алюминия положите в пробирку с концентрированной серной кислотой. Что наблюдаете? Реакция не идёт.
- Гранулу алюминия положите в пробирку с концентрированной азотной кислотой. Что наблюдаете? Реакция не идёт.
Гранулу алюминия положите в пробирку с гидроксидом натрия и осторожно нагрейте. Что наблюдаете? 2Al + 2NaOH +2H2O= 2NaAlO2 + 3H2
- Закрепление знаний.
- - По каким внешним признакам можно отличить изделия из алюминия от изделий других металлов?
- Планируемый ответ: блестящий, серебристый, лёгкий.
- - Опишите области применения алюминия и укажите свойства, на которых основано его использование.
- Планируемый ответ:
а) Электропроводность – производство электрических проводов.
б) Отсутствие взаимодействия с водой – изготовление посуды и котлов.
в) Металлический блеск – изготовление ювелирных изделий и украшений.
г) Лёгкость – использование в самолётостроении и кораблестроении.
д) Химическая инертность – для производства химического оборудования, изделий для агрессивных сред.
- - Почему алюминиевая посуда не разрушается в кипящей воде и не подвергается атмосферной коррозии.
- Планируемый ответ: потому что сверху металл покрыт прочной оксидной плёнкой.
- - При производстве алюминиевой проволоки расплавленный алюминий пропускают через круглое отверстие. Струя затвердевает, не разбиваясь она капли. Почему?
- Планируемый ответ: потому что мгновенно образуется оксид алюминия – очень прочное соединение. Оно застывает в виде капли.
- - Основу для изготовления косметической пудры составляет каолин (глина) – силикат алюминия – Al2O3*2SiO2*2H2O . почему дешёвые пудры очень подвержены действию влаги: быстро слёживаются и на кожу ложатся комками?
- Планируемый ответ: каолин очень гигроскопичен, поэтому пудры на его основе особенно сильно слеживаются и не ровно ложатся на поверхность кожи.
- Домашнее задание. П.13, упр.6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.
Приступая к изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....
Урок 9 класс по теме "Алюминий, свойства, применение"
Пояснительная записка к уроку «Алюминий: свойства и применение» учителя химии МОУ «Лихославльская средняя общеобразовательная школа №1» Тверская область Сысоевой Татьяны Анатольевны....
Конспект урока по дисциплине "Информатика" Тема: "Программы-архиваторы: разновидность, свойства"
Архиватор WinRAR.WinRAR - это 32-х разрядная версия архиватора RAR для Windows, мощное средство создания архивов и управление ими. Существует несколько версий RAR для разных ОС.RAR для Windows поставл...
Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока 9 класс По теме: « Функции , их свойства и графики»
Тема: Функции , их свойства и графикиЦель урока: осознание и закрепление ранее изученного материала.Систематизировать и обобщить знания о функции и ее свойствах; расширить...