Разработка урока химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Урок проводится в начале изучения данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Alyuminiy_i_ego_soedineniya.pptx | 84.93 КБ |
Alyuminiy_Urok.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стартовое задание Выполнение задания А оценивается одним баллом. Выполнение задания В оценивается 2 баллами. Выполнение задания С оценивается 3 баллами . Определитесь с выбором задания и приступите к его выполнению.
Работа в группах 1 группа: Характеристика алюминия как химического элемента 2 группа: Характеристика простого вещества алюминия 3 группа: Химические свойства алюминия 4 группа: Амфотерность алюминия 5 группа: Применение алюминия на основе его свойств
Самоконтроль и взаимоконтроль Закончите уравнения реакций Исходные вещества: Продукты реакции: Al + O 2 AlСl 3 + H 2 Al + H 2 O AlСl 3 Al + Сl 2 AlСl 3 + H 2 O Al + HСl AlСl 3 + Hg Al + NaOH AlСl 3 + HgСl 2 Al + HgСl 2 NaAlO 2 + H 2 Al + Fе 3 О 4 Al (OH) 3 + H 2 Al (OH) 3 + Na Al 2 O 3 + Fе Al 2 O 3
Ответы для самопроверки 1 2 3 4 5 6 7 К Ж Б А Е Д И
Рефлексия Ответьте на вопросы в таблице « Вопросы к ученику » (Приложение 3 )
Домашнее задание Комментированное выставление оценок в оценочный лист (Приложение 4). Домашнее задание (дифференцированно): § 42 стр.130 (учебник Г.Е. Рудзитис) № 1 – «3» №№ 1, 8 – «4» №№ 1, 6, 8 – «5»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Алюминий и его соединения 9 класс
Урок в 9 классе по теме: «Алюминий и его соединения».
ТДЦ
Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.
Развивающая: развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке;
Обучающая: организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний: о переходных элементах; взаимосвязи между строением и свойствами алюминия, его применением; нахождение в природе;
умений: записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства алюминия и его соединений в ионном и окислительно-восстановительном виде; закрепить понятие амфотерности;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Средства обучения: лабораторное оборудование, вещества, коллекция «Алюминий», инструкционная карта, ТСО.
В связи с поставленными целями выбираются методы обучения:
Общий метод
(частично-поисковый)
Частный метод
(словесно-наглядно-практический)
Конкретный метод
(объяснение с элементами беседы)
Методические приёмы
(лабораторные опыты, катехизисный диалог, создание проблемной ситуации)
Этапы урока | Основные дидактические задачи | Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения и приемы обучения | Средства обучения | Примерное время |
1.Организационный | Психологический настрой учащихся на урок | Фронтальная | Словесный | 1 мин. | |
2. Актуализация | Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке | Индивидуальная | Частично-поисковый | Листы с дифференцированными заданиями, кодоскоп | 5 мин. |
3. Целеполагание | Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся | Фронтальная | Словесно-наглядный | Доска | 2 мин. |
4. Изучение нового материала | Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности | Групповая | Частично-поисковый (словесно-наглядно-практический) | Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по алюминию, тетрадь. | 25мин |
5. Самоконтроль и взаимоконтроль | Выявление качества знаний, установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям | Групповая (работа в парах) | Словесно-наглядно-практический | Карточки с Заданиями, кодоскоп | 7 мин |
6. Подведение итогов | Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении | Фронтальная | Словесно-наглядный; поощрение лучших учеников | Оценочный лист | 3 мин |
7. Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий | Фронтальная | Словесно-наглядный | Учебник, доска | 2 мин |
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
Изучение нового материала пройдёт в форме самостоятельной индивидуальной и групповой работы с последующим представлением и обсуждением результатов.
Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие по удивительному миру металлов. Для того, чтобы двигаться дальше, я предлагаю вам выполнить стартовое задание. У вас на столах лист с заданиями: А, В, С (Приложение 1)
Выполнение задания А оценивается одним баллом.
Выполнение задания В оценивается 2 баллами.
Выполнение задания С оценивается 3 баллами.
Определитесь с выбором задания и приступите к его выполнению.
Учащиеся выполняют стартовое задание, затем самостоятельно проверяют выполненное задание с верными ответами, выведенными на кодоскопе, оценивают себя.
Во многих популярных книгах по химии приводится легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию чашу из металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы.
На этом уроке мы с вами выясним, что это был за металл. Каковы его физические и химические свойства и где этот металл применяется в нашей жизни.
Сейчас вы посмотрите на этот химический элемент, его строение атома и определите тему нашего урока. Итак,
Тема урока: «Алюминий и его соединения»
Подумайте и скажите, каким образом тема нашего урока связана с такими науками как: история, физика, география, биология и химия?
Учащиеся ставят вопросы об истории открытия алюминия, его физических свойствах, нахождении в природе, биологической роли алюминия, химических свойствах и способах получения.
III. Изучение нового материала.
1. Каждая группа получает задания части одного общего материала.
Класс делится на 5 групп. Учитель даёт задания группам по карточкам.
1-я группа. Характеристика алюминия как химического элемента.
Инструкционная карта:
- Положение в периодической системе.
- Строение атома алюминия.
- Степень окисления.
- Оксид и гидроксид, их характеристика.
- Нахождение в природе.
2-я группа. Характеристика простого вещества алюминия.
Инструкционная карта:
- Тип химической связи.
- Тип кристаллической решетки.
- Физические свойства алюминия.
- Способы получения.
3-я группа. Химические свойства алюминия.
Инструкционная карта:
- Предсказать химические свойства алюминия на основе положения в периодической системе и ряду напряжений металлов.
- Написать уравнения возможных реакций, характеризующих химические свойства алюминия.
- Объяснить, почему с некоторыми веществами реакции не идут.
- Разобрать с точки зрения ОВР.
Al + HNO3(k) →
Al + H2SO4(k) →
Al + Cr2O3 →
Al + NaOH →
Al + H2O →
Al + O2 →
Al + HCl →
Al + Cl2 →
4-я группа. Амфотерность алюминия.
Инструкционная карта:
- С помощью имеющихся реактивов получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерность.
- Запишите соответствующие реакции, разберите их с точки зрения ОВР.
Реактивы: хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота.
5-я группа. Применение алюминия на основе его свойств.
Инструкционная карта:
- Используя информацию по алюминию (распечатка на столах, Приложение 2), предложите области применения алюминия на основе его свойств.
- Биогенная роль алюминия.
2. Отчет каждой группы перед классом.
Контроль ответов учащихся.
Ответы учащихся, фиксирование информации в тетради.
IV. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакции.
1. | Al + O2 | А | AlСl3 + H2 | |||
2. | Al + H2O | Б | AlСl3 | |||
3. | Al + Сl2 | В | AlСl3 + H2O | |||
4. | Al + HСl | Г | AlСl3 + Hg | |||
5. | Al + NaOH | Д | AlСl3+ HgСl2 | |||
6. | Al + HgСl2 | Е | NaAlO2 + H2 | |||
7. | Al + Fе3О4 | Ж | Al(OH)3 + H2 | |||
|
| З | Al(OH)3 + Na | |||
|
| И | Al2O3 + Fе | |||
|
| К | Al2O3 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
к | ж | б | а | е | д | и |
Ответы для самопроверки:
(выводятся на кодоскопе)
V. Рефлексия.
Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» (Приложение 3).
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- Комментированное выставление оценок в оценочный лист (Приложение 4).
- Домашнее задание (дифференцированно):
§ 42 стр.130 (учебник Г.Е. Рудзитис)
№ 1 – «3»
№№ 1, 8 – «4»
№№ 1, 6, 8 – «5»
Приложение 1
Стартовое задание
Задание А
Отметьте щелочные и щелочноземельные металлы.
Cu | Rb | Au | ||||
Na | Cr | Ba | ||||
Ca | Mg | Sr | Hg |
Задание В
Один из сплавов алюминия содержит: алюминий (массовая доля 20%), медь
(массовая доля 4%) и марганец (массовая доля 1%). Рассчитайте массу этих трёх металлов, которые потребуются для изготовления 500 кг такого сплава.
Задание С
Предложите способ получения четырёх новых веществ, используя только воду и карбонат кальция. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Приложение 2
Информация по алюминию
Алюминий и здоровье человека.
Содержание алюминия в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 61 мг. Он находится во всех органах и тканях. Но больше всего его в печени, легких, костях и головном мозге. В растительных организмах его содержание выше, чем в животных.
Биологическая роль алюминия.
• Принимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей.
• Участвует в процессе регенерации костной ткани.
• Оказывает активирующее или ингибирующее действие на реакционную способность пищеварительных ферментов (в зависимости от концентрации в организме).
• Участвует в обмене фосфора.
Источники поступления алюминия
в организм человека.
В быту часто используют алюминиевую посуду. Алюминиевая посуда делится на легкую (с толщиной дна 1,5 мм), среднюю (2 мм) и тяжелую (2,5 мм) и изготавливается из чистого алюминия или дюралюминия (сплав с магнием). При приготовлении пищи в такой посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается вдвое, т.к. частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли, и постепенно в организм поступает немалое количество алюминия. Поэтому использовать такую посуду не рекомендуется. Ее применение еще чревато и тем, что алюминий служит катализатором при превращении нитратов в нитриты. Ну а если все-таки вы готовите пищу в алюминиевой посуде, необходимо помнить некоторые правила.
Реакция организма на избыток алюминия.
Повышенное содержание алюминия в крови вызывает возбуждение центральной нервной системы, а пониженное – торможение. При его избытке нарушается минеральный обмен. Поскольку алюминий обладает нейротоксическим действием, то при избытке нарушается двигательная активность, возможны судороги, ослабление памяти, нарушение психомоторных реакций у детей, неврологические расстройства, заболевания печени и почек. Высокое содержание алюминия обнаружено в клетках головного мозга у людей, страдающих болезнью Альцгеймера (старческое слабоумие). Избыток алюминия накапливается в волосах. Его токсическая доза 5 г.
Правила пользования алюминиевой посудой
• В такой посуде нельзя хранить кислую капусту или огурцы в рассоле, кислое молоко, соленую рыбу, блюда из картофеля: длительное воздействие кислот и щелочей разрушает оксидную пленку на алюминии, и металл проникает в пищу.
• Не следует варить в алюминиевой посуде неочищенный картофель, от этого посуда темнеет. При чистке алюминиевой посуды удаляется пленка оксида алюминия, которую нежелательно разрушать. Поэтому лучше пользоваться моющим средством, не содержащим абразивных частиц, например водой с мылом.
• Если на алюминиевой посуде появились пятна от пригоревшей пищи, то для их удаления рекомендуется протереть посуду только что разрезанным яблоком или вскипятить в ней воду с луком.
• Не стоит увлекаться блюдами, запеченными в фольге; не рекомендуется хранить в ней продукты.
Приложение 3
Вопросы к ученику
Дата___________________Класс______________________
Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Какова была тема урока? | |
2 | Какая цель стояла перед тобой на уроке? | |
3 | Каков вывод урока? | |
4 | Как работали на уроке твои одноклассники? | |
5 | Как работал ты на уроке? | |
6 | Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке? |
Приложение 4
Оценочный лист
Фамилия, имя______________________
- Стартовое задание:
Максимум – 6 балов
- Работа в группах:
За активное участие в работе группы (оценивается группой коллективно для каждого участника) – 2 балла.
- Закрепление:
За каждое, правильно написанное, уравнение – 1 балл.
Критерии оценивания:
14 – 16 баллов оценка «5»
10 – 13 баллов оценка «4»
7 – 9 баллов оценка «3»
Менее 7 баллов «незачёт»
Сергеева Анастасия Андреевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные тесты к уроку химии 9 класса по теме "Азот и его соединения"
Интерактивные тесты к уроку химии «Азот и его соединения»Данный ресурс представляет собой интерактивный тест, который содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных....
Разработка урока химии 10 класс "Альдегиды"
Урок "Альдегиды" по программе Габриэляна О.С. в теме "Кислородсодержащие органические соединения"...
Разработка урока химии 10 класс "Сложные эфиры"
План-конспект урока химии "Сложные эфиры" в теме "Кислородсодержащие органические соединения" по программе Габриэляна О.С....
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Конспект урока в 9 классе по теме «Алюминий и его свойства»
Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: информационно – лабораторный....
Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"
Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....
Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...