Рабочая программа Элективного курса «В мире веществ» 7 класс
рабочая программа по химии (7 класс)

Муруева Розалия Доржиевна

Пояснительная записка.

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.

Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими веществами в быту. Программа курса включает сведения о химическом составе и применении веществ и материалов, используемых в быту, мерах предосторожности при работе с вредными и огнеопасными веществами.

Данный курс знакомит учащихся с веществами, окружающими их в быту: водой, поваренной солью, уксусной кислотой, материалами, из которых сделаны стол, посуда, игрушки и т.д. Эти вещества имеют интересную историю и необычные свойства. Подобные знания существенно расширяют кругозор и любознательность учащихся.

Программа включает лабораторные и демонстрационные опыты, практические работы, которые способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием, умения применять эти вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.

Курс рассчитан на 35 часов, т.е. 1 час в неделю. Предусматривает следующие формы подачи материала: эвристическая беседа, лабораторная работа, творческие задания, лекции, демонстрационные опыты, практическая работа, проектная деятельность. Завершает курс защитой проектов, рефератов или деловой игрой.

 

Актуальность: В настоящие время век химии ознакомление с телами, состоящих из химических веществ, которые применяются в повседневной жизни, требует соблюдения основных правил техники безопасности. В связи с этим появилась потребность в разработке образовательной программы по данной теме.

 

Новизна данной программы заключается в том, что преподается данный курс учащимся  7 класса и направленно на популяризацию предмета химия.

 

Цель: расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни и соблюдение основных правил техники безопасности при применении, оказание помощи в выборе профиля для дальнейшего образования.

 

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с первоначальными химическими  понятиями.
  2. Развивать познавательные интересы и интеллектуальные возможности.
  3. Сформировать умения применять полученные знания в целях безопасного использования химических веществ и материалов в быту.
  4. Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7_kl_2016gyu.docx376.87 КБ

Предварительный просмотр:

        

МКУ  Управление образования МО «Тарбагатайский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

Элективного курса

«В мире веществ» 7 класс

Автор: Муруева Р.Д.

Учитель химии МБОУ

«Нижнесаянтуйская СОШ»


Пояснительная записка.

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.

Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими веществами в быту. Программа курса включает сведения о химическом составе и применении веществ и материалов, используемых в быту, мерах предосторожности при работе с вредными и огнеопасными веществами.

Данный курс знакомит учащихся с веществами, окружающими их в быту: водой, поваренной солью, уксусной кислотой, материалами, из которых сделаны стол, посуда, игрушки и т.д. Эти вещества имеют интересную историю и необычные свойства. Подобные знания существенно расширяют кругозор и любознательность учащихся.

Программа включает лабораторные и демонстрационные опыты, практические работы, которые способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием, умения применять эти вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.

Курс рассчитан на 35 часов, т.е. 1 час в неделю. Предусматривает следующие формы подачи материала: эвристическая беседа, лабораторная работа, творческие задания, лекции, демонстрационные опыты, практическая работа, проектная деятельность. Завершает курс защитой проектов, рефератов или деловой игрой.

Актуальность: В настоящие время век химии ознакомление с телами, состоящих из химических веществ, которые применяются в повседневной жизни, требует соблюдения основных правил техники безопасности. В связи с этим появилась потребность в разработке образовательной программы по данной теме.

Новизна данной программы заключается в том, что преподается данный курс учащимся  7 класса и направленно на популяризацию предмета химия.

Цель: расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни и соблюдение основных правил техники безопасности при применении, оказание помощи в выборе профиля для дальнейшего образования.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с первоначальными химическими  понятиями.
  2. Развивать познавательные интересы и интеллектуальные возможности.
  3. Сформировать умения применять полученные знания в целях безопасного использования химических веществ и материалов в быту.
  4. Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни.

Содержание программы

Тема 1. Предмет химии (3 ч)

Предмет химии. Вещества, их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Демонстрации. 1. Некоторые химические реакции. 2. Образцы различных веществ.

Практическая работа 1. Правила безопасности при работе в кабинете химии. Очистка загрязнённой поваренной соли. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

Тема 2. Химия – наука о превращениях веществ (3 ч)

Физические и химические явления. Признаки и условия течения химических реакций. Химические реакции вокруг нас.

Лабораторная работа .  Химические реакции, протекающие с выделением газа, осадка, изменением цвета и т.д.

Тема 3. Язык химии (2 ч)

Химические элементы. Символы химических элементов. Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса.

Тема 4. Кислород – самый распространённый элемент на Земле (2 ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество. Свойства кислорода. Получение кислорода.

Демонстрация. Горение различных веществ в кислороде.

Практическая работа 2. Получение и распознавание  кислорода и изучение его свойств.

Тема 5. Вода – самое удивительное вещество (2 ч)

Вода в природе и жизни человека. Получение чистой воды. Вода как растворитель. Массовая доля растворённого вещества в растворе.

Лабораторная работа . Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.

Тема 6. Водород (2 ч)

Водород: получение, свойства, применение. Понятие о кислотах.

Практическая работа 3. Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 7. Элементы химии в быту (11 ч)

Кислоты, щёлочи и соли в нашем доме. Их состав и области применения в быту. Индикаторы в природе и быту. Правила безопасного хранения и использования препаратов бытовой химии, растворов и растворителей. Их состав и практическое использование. Меры предосторожности при работе с огнеопасными веществами.

Минералы у нас дома. Мел, гипс, известняк, их состав, свойства. Полезные советы по их практическому использованию.

Полимеры и волокнистые материалы. Полиэтилен, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин. Строительные материалы: красный глиняный и силикатный кирпич, гипсокартон. Древесина – уникальный строительный материал. Спички. От пергаментных и шёлковых книг до бумажных. Целлюлоза. Карандаши и акварельные краски. Графит. Состав цветных карандашей. Состав и виды акварельных красок. Стекло. История стеклоделия. Состав и виды стекла. Получение оконного стекла. Виды и химический состав глин. Керамика. Разновидности керамических материалов.

Лабораторные опыты: 1. Действие кислот на индикаторы. 2. Получение гашёной извести. 3. Химические реакции с участием соды, уксусной кислоты.

Демонстрация. Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»).

Практическая работа 4. Знакомство с образцами пластмасс, волокон, стекла и каучуков.

Тема 8. Химические средства гигиены и косметики (4 ч)

Химия и здоровье зубов. Средства ухода за зубами. Косметические свойства. Мыла и синтетические моющие средства. Влияние СМС на кожу человека. Химчистка на дому: удаление жирных пятен, пятен от ягод и фруктов, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

Практическая работа 5.  Химчистка на дому.

Тема 9. Химия и организм человека (3 ч)

Отравления бытовыми химикатами (Растворы аммиака, уксусной кислоты, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

Домашняя аптечка. Правила хранения и применения химических препаратов.

Влияние наркотических и токсичных веществ на организм человека.

Демонстрация. 1. Способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах. 2. Ознакомление с правилами хранения и применения химических препаратов в домашней аптечке.

Тема 10. Химия в сельском хозяйстве (3 ч)

Минеральные и органические удобрения. Химические средства защиты растений. Санитарно – гигиенические требования к ним. Правила использования химических препаратов в сельском хозяйстве.

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами минеральных удобрений.

Практическая работа 6. Определение минеральных удобрений.

Учебно-тематический план.

Назва-ние темы

Кол-во часов

Методы обучения

Формы организации учебной работы с учащимися

Иннова-ционные подходы

Образова-

тельный продукт

Всего

Практи-ческие

Лабора-торные

1

Предмет химии.

3

1

1

Лекции, семинары, лаборатор-ные опыты, практичес-кие работы, конферен-ции, эвристические беседы

Фронталь-ные, коллектив-ные, групповые, парные, индивидуальные

Системный, диагностичес-кий, дифференци-рованный, технологи-ческий

Проекты учащихся, сообщения, рефераты, изготовление моделей, составление тезисов

2

Химия-наука о вещест-вах.

3

2

3

Язык химии.

2

4

Кисло-род- самый распро-стра-нённый элемент на Земле.

2

1

5

Вода-самое удиви-тельное вещест-во.

2

1

6

Водо-род.

2

1

7

Эле-менты химии в быту.

11

1

3

8

Хими-ческие сред-ства гигие-ны и косме-тики.

4

1

9

Химия и орга-низация чело-века.

3

10

Химия в саду и огороде.

3

1

1

Итого: 35ч   из них     6ч            8ч

C:\Users\user\Pictures\2020-05-10\001.jpg

Предполагаемые результаты усвоения материала.

В результате изучения курса  учащихся должны знать: основные формы существования химического элемента, признаки химических реакций, химическую символику и терминологию, свойства некоторых веществ (кислород, водород, вода и  др.), правила безопасной  работы с  веществами и оборудованием; уметь: описывать свойства веществ, находить их существенные признаки, сравнивать вещества, перечислять признаки и условия протекания химических реакций, составлять химические формулы и разъяснять их смысл, указывать области нахождения изученных веществ в природе и их практического применения, определять по химическим формулам вещества, проводить измельчение, растворение веществ, нагревание , выпаривание, взвешивание. Таким  образом учащиеся в период обучения:

-усвоят правила техники безопасности

-работать с простейшим химическим оборудованием

-правильно применять свои знания на практике

Примерные темы для исследовательских работ.

  1. Домашняя аптека.
  2. Получение индикаторов из растений.
  3. Техника выведения различных пятен.
  4. Средства ухода за мебелью.
  5. Исследование растворимости различных веществ.
  6. Применение уксусной кислоты в быту.
  7. Получение углекислого газа различными способами.
  8. Чтобы стёкла блестели.
  9. Чистящие и моющие средства.
  10.  Химия в моём доме.
  11.  Искусственная пища: за и против.
  12.  Химия и косметика.
  13.  Получение красителей из овощей и фруктов.

Литература для учащихся

  1. Девяткин В.В.  Химия для любознательных . Ярославль, 2010г.
  2. Кукушкин Ю.Н.  Химия вокруг нас. Москва, 2014г.
  3. Прокофьев М.А.  Энциклопедический словарь юного химика. Москва, Педагогика 2013г.
  4. Смирнов Ю.Н.  Мир химии МиМ – Экспресс, 2012г.
  5. Энциклопедия для детей. Том 17 – М. Аванта +, 2010г.
  6. Юдин А.М.  Химия в нашем доме. Москва, 2000г.

Учебно-методическая литература

  1. Габриелян.О.С. настольная книга учителя-М. Дрофа 2015.
  2. Изучаем химию.М. «БЛИК и К» 2012.
  3. Хомченко.И.Г.-М. ООО « Издательство Новая Волна» 2013.
  4. www.edios.ru.- Эйдос – цент дистанционного образования.
  5. www.km.ru/education-учебные материалы и словари на сайте « Кирилл и Мефодий»
  6. http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "История древнего мира" 5 класс

рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу "Религии мира" (10 класс).

Календарно-тематическое планирование опробовано в личном преподавании учителя. Отдельные материалы можно использовать на уроках истории, МХК....

Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс

Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов....

Проверочная работа. Региональный курс географии мира 11 класс.

Представлено 25 вариантов. Каждый вариант проверочной работы включает в себя 5 заданий, которые различаются формами и уровнями сложности. В проверочной работе даны задания с разными типами ответов: ...

Рабочая программа курса «В мире географических знаков»

Цель курса: заключается  в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющи...

Рабочая программа курса "В мире английской грамматики"

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 8 класса...

Рабочая программа курса истории в 11 классе "Россия в мире. С древнейших времён до начала ХХ века"

Предложенная программа курса истории в 11 классе содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программу можно использовать при обучении на базовом уровне, т.к. он не требует ...