Рабочая программа Элективного курса «В мире веществ» 7 класс
рабочая программа по химии (7 класс)
Пояснительная записка.
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.
Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими веществами в быту. Программа курса включает сведения о химическом составе и применении веществ и материалов, используемых в быту, мерах предосторожности при работе с вредными и огнеопасными веществами.
Данный курс знакомит учащихся с веществами, окружающими их в быту: водой, поваренной солью, уксусной кислотой, материалами, из которых сделаны стол, посуда, игрушки и т.д. Эти вещества имеют интересную историю и необычные свойства. Подобные знания существенно расширяют кругозор и любознательность учащихся.
Программа включает лабораторные и демонстрационные опыты, практические работы, которые способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием, умения применять эти вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.
Курс рассчитан на 35 часов, т.е. 1 час в неделю. Предусматривает следующие формы подачи материала: эвристическая беседа, лабораторная работа, творческие задания, лекции, демонстрационные опыты, практическая работа, проектная деятельность. Завершает курс защитой проектов, рефератов или деловой игрой.
Актуальность: В настоящие время век химии ознакомление с телами, состоящих из химических веществ, которые применяются в повседневной жизни, требует соблюдения основных правил техники безопасности. В связи с этим появилась потребность в разработке образовательной программы по данной теме.
Новизна данной программы заключается в том, что преподается данный курс учащимся 7 класса и направленно на популяризацию предмета химия.
Цель: расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни и соблюдение основных правил техники безопасности при применении, оказание помощи в выборе профиля для дальнейшего образования.
Задачи:
- Познакомить учащихся с первоначальными химическими понятиями.
- Развивать познавательные интересы и интеллектуальные возможности.
- Сформировать умения применять полученные знания в целях безопасного использования химических веществ и материалов в быту.
- Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_7_kl_2016gyu.docx | 376.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
Элективного курса
«В мире веществ» 7 класс
Автор: Муруева Р.Д.
Учитель химии МБОУ
«Нижнесаянтуйская СОШ»
Пояснительная записка.
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.
Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими веществами в быту. Программа курса включает сведения о химическом составе и применении веществ и материалов, используемых в быту, мерах предосторожности при работе с вредными и огнеопасными веществами.
Данный курс знакомит учащихся с веществами, окружающими их в быту: водой, поваренной солью, уксусной кислотой, материалами, из которых сделаны стол, посуда, игрушки и т.д. Эти вещества имеют интересную историю и необычные свойства. Подобные знания существенно расширяют кругозор и любознательность учащихся.
Программа включает лабораторные и демонстрационные опыты, практические работы, которые способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием, умения применять эти вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.
Курс рассчитан на 35 часов, т.е. 1 час в неделю. Предусматривает следующие формы подачи материала: эвристическая беседа, лабораторная работа, творческие задания, лекции, демонстрационные опыты, практическая работа, проектная деятельность. Завершает курс защитой проектов, рефератов или деловой игрой.
Актуальность: В настоящие время век химии ознакомление с телами, состоящих из химических веществ, которые применяются в повседневной жизни, требует соблюдения основных правил техники безопасности. В связи с этим появилась потребность в разработке образовательной программы по данной теме.
Новизна данной программы заключается в том, что преподается данный курс учащимся 7 класса и направленно на популяризацию предмета химия.
Цель: расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни и соблюдение основных правил техники безопасности при применении, оказание помощи в выборе профиля для дальнейшего образования.
Задачи:
- Познакомить учащихся с первоначальными химическими понятиями.
- Развивать познавательные интересы и интеллектуальные возможности.
- Сформировать умения применять полученные знания в целях безопасного использования химических веществ и материалов в быту.
- Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни.
Содержание программы
Тема 1. Предмет химии (3 ч)
Предмет химии. Вещества, их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Демонстрации. 1. Некоторые химические реакции. 2. Образцы различных веществ.
Практическая работа 1. Правила безопасности при работе в кабинете химии. Очистка загрязнённой поваренной соли. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Тема 2. Химия – наука о превращениях веществ (3 ч)
Физические и химические явления. Признаки и условия течения химических реакций. Химические реакции вокруг нас.
Лабораторная работа . Химические реакции, протекающие с выделением газа, осадка, изменением цвета и т.д.
Тема 3. Язык химии (2 ч)
Химические элементы. Символы химических элементов. Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса.
Тема 4. Кислород – самый распространённый элемент на Земле (2 ч)
Кислород как химический элемент и простое вещество. Свойства кислорода. Получение кислорода.
Демонстрация. Горение различных веществ в кислороде.
Практическая работа 2. Получение и распознавание кислорода и изучение его свойств.
Тема 5. Вода – самое удивительное вещество (2 ч)
Вода в природе и жизни человека. Получение чистой воды. Вода как растворитель. Массовая доля растворённого вещества в растворе.
Лабораторная работа . Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.
Тема 6. Водород (2 ч)
Водород: получение, свойства, применение. Понятие о кислотах.
Практическая работа 3. Получение водорода и изучение его свойств.
Тема 7. Элементы химии в быту (11 ч)
Кислоты, щёлочи и соли в нашем доме. Их состав и области применения в быту. Индикаторы в природе и быту. Правила безопасного хранения и использования препаратов бытовой химии, растворов и растворителей. Их состав и практическое использование. Меры предосторожности при работе с огнеопасными веществами.
Минералы у нас дома. Мел, гипс, известняк, их состав, свойства. Полезные советы по их практическому использованию.
Полимеры и волокнистые материалы. Полиэтилен, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин. Строительные материалы: красный глиняный и силикатный кирпич, гипсокартон. Древесина – уникальный строительный материал. Спички. От пергаментных и шёлковых книг до бумажных. Целлюлоза. Карандаши и акварельные краски. Графит. Состав цветных карандашей. Состав и виды акварельных красок. Стекло. История стеклоделия. Состав и виды стекла. Получение оконного стекла. Виды и химический состав глин. Керамика. Разновидности керамических материалов.
Лабораторные опыты: 1. Действие кислот на индикаторы. 2. Получение гашёной извести. 3. Химические реакции с участием соды, уксусной кислоты.
Демонстрация. Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»).
Практическая работа 4. Знакомство с образцами пластмасс, волокон, стекла и каучуков.
Тема 8. Химические средства гигиены и косметики (4 ч)
Химия и здоровье зубов. Средства ухода за зубами. Косметические свойства. Мыла и синтетические моющие средства. Влияние СМС на кожу человека. Химчистка на дому: удаление жирных пятен, пятен от ягод и фруктов, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.
Практическая работа 5. Химчистка на дому.
Тема 9. Химия и организм человека (3 ч)
Отравления бытовыми химикатами (Растворы аммиака, уксусной кислоты, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.
Домашняя аптечка. Правила хранения и применения химических препаратов.
Влияние наркотических и токсичных веществ на организм человека.
Демонстрация. 1. Способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах. 2. Ознакомление с правилами хранения и применения химических препаратов в домашней аптечке.
Тема 10. Химия в сельском хозяйстве (3 ч)
Минеральные и органические удобрения. Химические средства защиты растений. Санитарно – гигиенические требования к ним. Правила использования химических препаратов в сельском хозяйстве.
Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами минеральных удобрений.
Практическая работа 6. Определение минеральных удобрений.
Учебно-тематический план.
№ | Назва-ние темы | Кол-во часов | Методы обучения | Формы организации учебной работы с учащимися | Иннова-ционные подходы | Образова- тельный продукт | ||
Всего | Практи-ческие | Лабора-торные | ||||||
1 | Предмет химии. | 3 | 1 | 1 | Лекции, семинары, лаборатор-ные опыты, практичес-кие работы, конферен-ции, эвристические беседы | Фронталь-ные, коллектив-ные, групповые, парные, индивидуальные | Системный, диагностичес-кий, дифференци-рованный, технологи-ческий | Проекты учащихся, сообщения, рефераты, изготовление моделей, составление тезисов |
2 | Химия-наука о вещест-вах. | 3 | 2 | |||||
3 | Язык химии. | 2 | ||||||
4 | Кисло-род- самый распро-стра-нённый элемент на Земле. | 2 | 1 | |||||
5 | Вода-самое удиви-тельное вещест-во. | 2 | 1 | |||||
6 | Водо-род. | 2 | 1 | |||||
7 | Эле-менты химии в быту. | 11 | 1 | 3 | ||||
8 | Хими-ческие сред-ства гигие-ны и косме-тики. | 4 | 1 | |||||
9 | Химия и орга-низация чело-века. | 3 | ||||||
10 | Химия в саду и огороде. | 3 | 1 | 1 |
Итого: 35ч из них 6ч 8ч
Предполагаемые результаты усвоения материала.
В результате изучения курса учащихся должны знать: основные формы существования химического элемента, признаки химических реакций, химическую символику и терминологию, свойства некоторых веществ (кислород, водород, вода и др.), правила безопасной работы с веществами и оборудованием; уметь: описывать свойства веществ, находить их существенные признаки, сравнивать вещества, перечислять признаки и условия протекания химических реакций, составлять химические формулы и разъяснять их смысл, указывать области нахождения изученных веществ в природе и их практического применения, определять по химическим формулам вещества, проводить измельчение, растворение веществ, нагревание , выпаривание, взвешивание. Таким образом учащиеся в период обучения:
-усвоят правила техники безопасности
-работать с простейшим химическим оборудованием
-правильно применять свои знания на практике
Примерные темы для исследовательских работ.
- Домашняя аптека.
- Получение индикаторов из растений.
- Техника выведения различных пятен.
- Средства ухода за мебелью.
- Исследование растворимости различных веществ.
- Применение уксусной кислоты в быту.
- Получение углекислого газа различными способами.
- Чтобы стёкла блестели.
- Чистящие и моющие средства.
- Химия в моём доме.
- Искусственная пища: за и против.
- Химия и косметика.
- Получение красителей из овощей и фруктов.
Литература для учащихся
- Девяткин В.В. Химия для любознательных . Ярославль, 2010г.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Москва, 2014г.
- Прокофьев М.А. Энциклопедический словарь юного химика. Москва, Педагогика 2013г.
- Смирнов Ю.Н. Мир химии МиМ – Экспресс, 2012г.
- Энциклопедия для детей. Том 17 – М. Аванта +, 2010г.
- Юдин А.М. Химия в нашем доме. Москва, 2000г.
Учебно-методическая литература
- Габриелян.О.С. настольная книга учителя-М. Дрофа 2015.
- Изучаем химию.М. «БЛИК и К» 2012.
- Хомченко.И.Г.-М. ООО « Издательство Новая Волна» 2013.
- www.edios.ru.- Эйдос – цент дистанционного образования.
- www.km.ru/education-учебные материалы и словари на сайте « Кирилл и Мефодий»
- http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "История древнего мира" 5 класс
рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу "Религии мира" (10 класс).
Календарно-тематическое планирование опробовано в личном преподавании учителя. Отдельные материалы можно использовать на уроках истории, МХК....
Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс
Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов....
Проверочная работа. Региональный курс географии мира 11 класс.
Представлено 25 вариантов. Каждый вариант проверочной работы включает в себя 5 заданий, которые различаются формами и уровнями сложности. В проверочной работе даны задания с разными типами ответов: ...
Рабочая программа курса «В мире географических знаков»
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющи...
Рабочая программа курса "В мире английской грамматики"
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 8 класса...
Рабочая программа курса истории в 11 классе "Россия в мире. С древнейших времён до начала ХХ века"
Предложенная программа курса истории в 11 классе содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программу можно использовать при обучении на базовом уровне, т.к. он не требует ...