НПК "Школа поиска и открытий"
проект по химии (6 класс)

Цынгуева Анджелла Тадановна

В современном мире невозможно представить свое существование без различных моющих и дезинфицирующих средств. Появилось понятие: бытовая химия. Оно включает в себя различные виды мыла, стиральных порошков, чистящих средств, средств для мытья посуды и т.п.

Твердое и жидкое мыло для разных типов кожи, стиральные порошки для ручной и автоматической стирки, а также отдельно для детской одежды, чистящие средства для разных видов покрытий…  Я решил узнать, так ли хороши стиральные порошки,  рекламируемые по телевизору?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mify_mylnoy_peny.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа

671331, Республика Бурятия, Заиграевский район, с.Илька, ул.Трактовая 4 тел. 57-2-16

е-mail: Isoch_2007@mail.ru, ilkinskaya@yandex.ru,   сайт: http://isosh.ucoz.ru

 

III районная научно-практическая конференция

«Школа поиска и открытий -2019»,

Синтетические моющие средства.

Порошок порошку рознь или

миф о мыльной пене

Секция: Химия

                Автор: Аюшеев Алдар,

ученик 6б класса

 

Руководитель: Цынгуева А.Т.,

учитель химии 1 кв.кат.

Илька

2019

Содержание

Введение                        

Теоретическая часть

    1. История средств для стирки

    2. Появление современных стиральных порошков

    3. Химический состав стиральных порошков

Практическая часть

    4. Составление опроса общественного мнения

    5. Изучение состава стиральных порошков

    6. Сравнение устойчивости пены

    7. Сравнение отстирывающей способности

    8. Обобщение результатов опытов

   

Заключение

Список литературы и интернет-ресурсов

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

В современном мире невозможно представить свое существование без различных моющих и дезинфицирующих средств. Появилось понятие: бытовая химия. Оно включает в себя различные виды мыла, стиральных порошков, чистящих средств, средств для мытья посуды и т.п.

Твердое и жидкое мыло для разных типов кожи, стиральные порошки для ручной и автоматической стирки, а также отдельно для детской одежды, чистящие средства для разных видов покрытий…  Я решил узнать, так ли хороши стиральные порошки,  рекламируемые по телевизору?

Объект работы: стиральный порошок для ручной стирки.

Цель работы: изучение отстирывающая способность порошка.

Задачи:

- изучить историю возникновения стиральных порошков;

- выяснить, какие порошки являются наиболее популярными и по какой причине;

- изучить химический состав и внешний вид порошков;

- изучить устойчивость пены, образующейся в растворах порошков;

- изучить отстирывающую способность порошков;

Для выполнения поставленных задач я использовал различные методы исследования: социологический опрос, физические и химические методы анализа.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. История средств для стирки

С самых древних времен для стирки одежды применяли природные вещества, такие как: животные жиры, воск, а также корни, кору или плоды растений типа мыльнянки. Сок этого растения пенится в воде благодаря содержанию в нем  - моющих веществ природного происхождения. Но уже в VI веке до нашей эры из козьего жира и древесной золы научились варить мыло.

В России в старину белье замачивали в чанах или бочках и парили. Отбеливали, засыпая "золиво" - золу от гречневой соломы или, например, подсолнухов. После этого туда бросали раскаленные камни. Вместо мыла использовали ягоды бузины, корни мыльнянки и сок алоэ. Их измельчали и смешивали с зольным щелоком.

Для отбеливания белье помещали на два-три дня в кислое молоко или использовали отвар фасоли, "картофельную" воду. Для выведения жирных пятен использовали мел, для пятен от травы – спирт, для кровавых пятен - керосин. В качестве отбеливателя долгое время использовали человеческую мочу или свиной навоз, лимонный сок. Чтобы одежда не выцвела, в воду добавляли уксус, буру, щелочь (для черных) или отруби (для прочих цветов). Шелк советовали стирать в керосине.

Мыло часто изготовляли в домашних условиях, из воды, золы и жира. В каждой стране, у хозяек и в пособиях по домоводству было много рецептов различных видов мыла для кружев, для шерсти, для тонких тканей.

  1. Появление современных стиральных порошков

Начало истории современных порошков было положено 28-летним Фритцем Хенкелем. 26 сентября 1876 года он вместе с партнерами основывал компании Henkel & Cie в городе Ахен. Первым продуктом, который был создан в стенах предприятия, становится стиральный порошок.

Спустя год на рынке Ахена появляется мыльный порошок, а в 1878 году на свет выходит первый в Германии стиральный порошок под торговым знаком Henkel's Bleich-Soda (Отбеливающая сода). Основными отличиями нового товара по сравнению с конкурентами были доступная цена и удобная прочная упаковка. В 1905 году в компанию приходит младший сын Фритца Хенкеля-старшего – Хьюго Хенкель. Им была заложена основа научных исследований, и внедрено применение передовых технологий и новых материалов. В июне 1907 года появляется первый в мире порошок для стирки одежды в автоматических стиральных машинах, порошок назвали Persil.

 

Портрет Фритца Хенкеля                                                           Отбеливающая сода

Сейчас существует множество видов стирального порошка: для белых и цветных тканей, для ручной и автоматической стирки, с отдушками и отбеливателями, но основной состав любого порошка остается неизменным: это поверхностно-активные вещества, или ПАВ, отбеливатели и минеральные соли.

  1. Химический состав стиральных порошков

Вода сама по себе не обладает достаточным чистящим действием. Вступая в контакт с пятном, молекулы воды не смачивают грязь.

Стиральные порошки и другие синтетические моющие средства содержат вещества, повышающие смачивающие свойства воды. Эти вещества называются поверхностно активными (ПАВ), поскольку действуют на поверхности жидкости.

Кроме ПАВ в состав практически каждого стирального порошка входят следующие компоненты:

Щелочные соли

Облегчают удаление жиров, а также смягчают воду. Из отрицательных свойств – вредное действие на кожу рук при стирке и неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Энзимы

Разлагают те или иные органические загрязнения. Энзимы обычно теряют активность при слишком высокой температуре стирки. Способны разрушать не только загрязнения природного происхождения, но и сами ткани при стирке.

Химические отбеливатели

Отбеливатели разлагают и обесцвечивают загрязнения, обладающие интенсивным цветом (например, пятна от травы), а также способствуют дезинфекции. 

Пигменты

Применяются для улучшения цвета белых текстильных изделий. 

Вспомогательные вещества

К ним относятся: смягчители воды, пенообразователи, пеногасители (при машинной стирке), ароматизаторы и другие.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Составление опроса общественного мнения

Прежде чем приступить к выполнению экспериментальной части работы, необходимо было установить, какие стиральные порошки наиболее популярны среди домохозяек и почему. Для выявления порошков-участников эксперимента было проведено анкетирование 7 женщин, использующих порошки для ручной стирки.

По результатам анкетирования самым популярным порошком названы «Tide» ( 6 человек). Причинами выбора стали: «Тide» - хорошая способность отстирывать, хорошее пенообразование, бережное отношение к вещам при стирке, частая реклама.

Также среди наиболее популярных были названы следующие порошки: Bimax,  Ушастый нянь, Миф, Ariel, Tide

Для проведения эксперимента я выбрал следующие стиральные порошки для ручной стирки:

  1. Ушастый нянь
  2. Tide

2.2.  Изучение состава стиральных порошков

У 2 выбранных порошков был изучен химический состав и внешний вид. Данные по химическому составу и стоимости порошка занесены в таблицу.

Таблица 1. Сравнение состава стиральных порошков

Название

порошка

Основные компоненты химического состава

Ушастый нянь

сульфаты, кислородосодержащие отбеливающие вещества, анионные ПАВ.

ПАВ – поверхностно-активные вещества

Tide

анионные ПАВ, неионогенные ПАВ, кислородсодержащие отбеливатели

Порошки состоят из белых частиц с добавлением цветных гранул. В состав каждого порошка входят поверхностно-активные вещества и отбеливатели. Также в состав включены различные ароматизаторы и вспомогательные вещества.

2.3. Сравнение устойчивости пены

Существует мнение, что от количества и устойчивости пены, образованной при растворении порошка в воде, зависит его отстирывающая способность. В ходе исследования я хотел проверить, верно ли это утверждение.

Необходимое оборудование и реагенты:

- мензурка,

- мерный цилиндр,

- термометр, - стиральные порошки.

        Ход опыта:

В мерный цилиндр насыпал 5 мл порошка, долил 0,5 л воды с температурой 40-45оС, встряхивал. Высоту образовавшейся пены измеряли 2 раза: в самом начале опыта и через 10 минут. Результаты опыта занесены в таблицу.

Также в таблице отражены личные наблюдения по степени растворимости порошков, их внешнему виду и составу и виду пены образовавшихся растворов порошков.

Таблица 2. Сравнение устойчивости пены стиральных порошков

Название порошка

Высота пены, см

Примечание

начало опыта

через 10 минут

Ушастый нянь

0,6

0,5

Порошок растворился плохо. Пена осела в первые 5 секунд до конечного результата.

Tide

5,0

2,0

Растворился плохо, большое количество порошка не растворилось и осталось на дне. В составе есть разноцветные частицы. Пена однородная, плотная.

По результатам опыта порошки я распределил по местам в порядке убывания пеноустойчивости их растворов.

Таблица 3. Рейтинг порошков по пеноустойчивости

место

в рейтинге

порошок

1

Ушастый нянь

2

Tide

2.4. Сравнение отстирывающей способности

Для исследования способности порошков отстирывать пятна различного происхождения мною были взяты типы загрязнений, которые наиболее часто встречаются в быту: губная помада, варенье, кетчуп, соевый соус.

Ход опыта:

На 2 лоскута белой ткани были нанесены пятна, высушены и оставлены на 2 дня

для большего проникновения загрязнений в волокна ткани. Затем каждый кусок ткани я поместил в раствор стирального порошка и оставил для замачивания на 2 часа. По истечении времени прополоскал в чистой воде, высушил. Результаты исследования занесены в таблицу.

 Каждому стиральному порошку присвоено разное количество баллов в зависимости от степени отстирывания пятен:

0 баллов – пятно не отстиралось,

1 балл – пятно отстиралось плохо, его хорошо можно увидеть на ткани,

2 балла – пятно отстиралось хорошо, его трудно различить на ткани,

3 балла – пятно отстиралось полностью, нельзя определить, где оно было до стирки.

Таблица 4. Сравнение моющей способности стиральных порошков

помада

кетчуп

варенье

Соевый соус

ИТОГ

Место

Ушастый нянь

0

2

0

2

4

2

Tide

0

2

2

3

7

1

 

2.6. Обобщение результатов опытов

В ходе исследовательской работы были изучены свойства 2 стиральных порошков: пеноустойчивость, моющая способность.

По пеноустойчивости "Ушастый нянь" занимает 1 место, но по моющей способности уступил порошку "Tide". Для домохозяек главную роль играет отстирывающая способность.

Таким образом, победителем среди стиральных порошков стал порошок "Tide", а "Ушастый нянь" занял 2 место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель данной исследовательской работы: изучение качества стиральных порошков для ручной стирки.

В ходе работы мною был изучен химический состав порошков, который оказался очень похожим у разных видов порошка: основными компонентами порошков являются поверхностно-активные вещества ПАВ и отбеливатели. Разница заключается в составе ПАВ, отдушках, и количеству вспомогательных веществ.

В ходе исследования при проведении опроса возникла промежуточная гипотеза о зависимости пенообразования и эффективности стиральных порошков. Опытным путем доказано, что порошок с устойчивой пеной "Ушастый нянь" уступил порошку с неустойчивой пеной "Tide".

Порошком, занявшим первое место в итоговых подсчетах, оказался "Tide", а второе место "Ушастый нянь" (стиральный порошок, предназначенный производителем для стирки детских вещей). Таким образом, порошок порошку рознь – это мы доказали.

Меня заинтересовала эта тема и возможно, моим следующим исследовательским проектом станет сравнение линии детских порошков по безопасности для кожи рук и отстирывающей способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Академия домоводства. Выбор стирального порошка (http://www.domovodstvo.com/stir-porosh.html)
  2. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%B0)
  3. Истории старого быта. Как стирали в старину (http://apxiv.ucoz.ru/publ/istorii_bit/1/stirka/14-1-0-58)
  4. История создания стиральных порошков (http://vitazone.ru/forum/showthread.php?t=676)
  5. Классная физика. История стирки. (http://class-fizika.narod.ru/stir.htm)
  6. Ру-хим. Тесты стиральных порошков (http://www.ruhim.ru/test/test_conc_st_poroshki.htm)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по физике " Мир поиска и открытий"

Элективный курс «Мир поиска и открытий» предназначен для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений как гуманитарного, социально-экономического, так и физико-математического профиля. Програм...

Районная научно-практическая конференция «Школа поиска и открытий» "Возрождение традиционных Забайкальских десертов как элемента национальной культуры"

Когда заходишь в музей и прикасаешься к предметам, которые использовались в домашнем хозяйстве много лет назад, то чувствуешь тепло, исходящее непонятно откуда. Удивительно, не правда ли? А представьт...

Урок литературы в 10 классе "Русская классическая литература: поиски и открытия"

Данный урок был проведен для обучающихся параллели 10-х классов в конце учебного года. Предполагалось не только проверить знание русской классической литературы в рамках школьной программы, но и побуд...

Профориентационном веб-квест «В поисках новых открытий»

Веб-квестов для дошкольников и младших школьников в рамка ранней профориетационной работы...

"В мире поиска и открытий"

Программа кружка по физике...

" В поисках новых открытий". Игра-викторина

Игра-викторина «В поисках новых открытий»Цель: Расширить представления учащихся о профессиях через активную творческую и познавательную игру.Задачи:Расширить знания обучающихся о разнообра...

Сценарная разработка профориентационного квеста "В поисках новых открытий"

Проведение квеста направлено на расширение представлений детей младшего школьного возраста о различных профессиях через активную творческую и познавательную игру....