НПК "Школа поиска и открытий"
проект по химии (6 класс)
В современном мире невозможно представить свое существование без различных моющих и дезинфицирующих средств. Появилось понятие: бытовая химия. Оно включает в себя различные виды мыла, стиральных порошков, чистящих средств, средств для мытья посуды и т.п.
Твердое и жидкое мыло для разных типов кожи, стиральные порошки для ручной и автоматической стирки, а также отдельно для детской одежды, чистящие средства для разных видов покрытий… Я решил узнать, так ли хороши стиральные порошки, рекламируемые по телевизору?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mify_mylnoy_peny.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа
671331, Республика Бурятия, Заиграевский район, с.Илька, ул.Трактовая 4 тел. 57-2-16
е-mail: Isoch_2007@mail.ru, ilkinskaya@yandex.ru, сайт: http://isosh.ucoz.ru
III районная научно-практическая конференция
«Школа поиска и открытий -2019»,
Синтетические моющие средства.
Порошок порошку рознь или
миф о мыльной пене
Секция: Химия
Автор: Аюшеев Алдар,
ученик 6б класса
Руководитель: Цынгуева А.Т.,
учитель химии 1 кв.кат.
Илька
2019
Содержание
Введение | |
Теоретическая часть | |
1. История средств для стирки | |
2. Появление современных стиральных порошков | |
3. Химический состав стиральных порошков | |
Практическая часть | |
4. Составление опроса общественного мнения | |
5. Изучение состава стиральных порошков | |
6. Сравнение устойчивости пены | |
7. Сравнение отстирывающей способности | |
8. Обобщение результатов опытов | |
| |
Заключение | |
Список литературы и интернет-ресурсов | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире невозможно представить свое существование без различных моющих и дезинфицирующих средств. Появилось понятие: бытовая химия. Оно включает в себя различные виды мыла, стиральных порошков, чистящих средств, средств для мытья посуды и т.п.
Твердое и жидкое мыло для разных типов кожи, стиральные порошки для ручной и автоматической стирки, а также отдельно для детской одежды, чистящие средства для разных видов покрытий… Я решил узнать, так ли хороши стиральные порошки, рекламируемые по телевизору?
Объект работы: стиральный порошок для ручной стирки.
Цель работы: изучение отстирывающая способность порошка.
Задачи:
- изучить историю возникновения стиральных порошков;
- выяснить, какие порошки являются наиболее популярными и по какой причине;
- изучить химический состав и внешний вид порошков;
- изучить устойчивость пены, образующейся в растворах порошков;
- изучить отстирывающую способность порошков;
Для выполнения поставленных задач я использовал различные методы исследования: социологический опрос, физические и химические методы анализа.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- История средств для стирки
С самых древних времен для стирки одежды применяли природные вещества, такие как: животные жиры, воск, а также корни, кору или плоды растений типа мыльнянки. Сок этого растения пенится в воде благодаря содержанию в нем - моющих веществ природного происхождения. Но уже в VI веке до нашей эры из козьего жира и древесной золы научились варить мыло.
В России в старину белье замачивали в чанах или бочках и парили. Отбеливали, засыпая "золиво" - золу от гречневой соломы или, например, подсолнухов. После этого туда бросали раскаленные камни. Вместо мыла использовали ягоды бузины, корни мыльнянки и сок алоэ. Их измельчали и смешивали с зольным щелоком.
Для отбеливания белье помещали на два-три дня в кислое молоко или использовали отвар фасоли, "картофельную" воду. Для выведения жирных пятен использовали мел, для пятен от травы – спирт, для кровавых пятен - керосин. В качестве отбеливателя долгое время использовали человеческую мочу или свиной навоз, лимонный сок. Чтобы одежда не выцвела, в воду добавляли уксус, буру, щелочь (для черных) или отруби (для прочих цветов). Шелк советовали стирать в керосине.
Мыло часто изготовляли в домашних условиях, из воды, золы и жира. В каждой стране, у хозяек и в пособиях по домоводству было много рецептов различных видов мыла для кружев, для шерсти, для тонких тканей.
- Появление современных стиральных порошков
Начало истории современных порошков было положено 28-летним Фритцем Хенкелем. 26 сентября 1876 года он вместе с партнерами основывал компании Henkel & Cie в городе Ахен. Первым продуктом, который был создан в стенах предприятия, становится стиральный порошок.
Спустя год на рынке Ахена появляется мыльный порошок, а в 1878 году на свет выходит первый в Германии стиральный порошок под торговым знаком Henkel's Bleich-Soda (Отбеливающая сода). Основными отличиями нового товара по сравнению с конкурентами были доступная цена и удобная прочная упаковка. В 1905 году в компанию приходит младший сын Фритца Хенкеля-старшего – Хьюго Хенкель. Им была заложена основа научных исследований, и внедрено применение передовых технологий и новых материалов. В июне 1907 года появляется первый в мире порошок для стирки одежды в автоматических стиральных машинах, порошок назвали Persil.
Портрет Фритца Хенкеля Отбеливающая сода
Сейчас существует множество видов стирального порошка: для белых и цветных тканей, для ручной и автоматической стирки, с отдушками и отбеливателями, но основной состав любого порошка остается неизменным: это поверхностно-активные вещества, или ПАВ, отбеливатели и минеральные соли.
- Химический состав стиральных порошков
Вода сама по себе не обладает достаточным чистящим действием. Вступая в контакт с пятном, молекулы воды не смачивают грязь.
Стиральные порошки и другие синтетические моющие средства содержат вещества, повышающие смачивающие свойства воды. Эти вещества называются поверхностно активными (ПАВ), поскольку действуют на поверхности жидкости.
Кроме ПАВ в состав практически каждого стирального порошка входят следующие компоненты:
Облегчают удаление жиров, а также смягчают воду. Из отрицательных свойств – вредное действие на кожу рук при стирке и неблагоприятное воздействие на окружающую среду.
Разлагают те или иные органические загрязнения. Энзимы обычно теряют активность при слишком высокой температуре стирки. Способны разрушать не только загрязнения природного происхождения, но и сами ткани при стирке.
Химические отбеливатели
Отбеливатели разлагают и обесцвечивают загрязнения, обладающие интенсивным цветом (например, пятна от травы), а также способствуют дезинфекции.
Применяются для улучшения цвета белых текстильных изделий.
Вспомогательные вещества
К ним относятся: смягчители воды, пенообразователи, пеногасители (при машинной стирке), ароматизаторы и другие.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Составление опроса общественного мнения
Прежде чем приступить к выполнению экспериментальной части работы, необходимо было установить, какие стиральные порошки наиболее популярны среди домохозяек и почему. Для выявления порошков-участников эксперимента было проведено анкетирование 7 женщин, использующих порошки для ручной стирки.
По результатам анкетирования самым популярным порошком названы «Tide» ( 6 человек). Причинами выбора стали: «Тide» - хорошая способность отстирывать, хорошее пенообразование, бережное отношение к вещам при стирке, частая реклама.
Также среди наиболее популярных были названы следующие порошки: Bimax, Ушастый нянь, Миф, Ariel, Tide
Для проведения эксперимента я выбрал следующие стиральные порошки для ручной стирки:
- Ушастый нянь
- Tide
2.2. Изучение состава стиральных порошков
У 2 выбранных порошков был изучен химический состав и внешний вид. Данные по химическому составу и стоимости порошка занесены в таблицу.
Таблица 1. Сравнение состава стиральных порошков
Название порошка | Основные компоненты химического состава |
Ушастый нянь | сульфаты, кислородосодержащие отбеливающие вещества, анионные ПАВ. ПАВ – поверхностно-активные вещества |
Tide | анионные ПАВ, неионогенные ПАВ, кислородсодержащие отбеливатели |
Порошки состоят из белых частиц с добавлением цветных гранул. В состав каждого порошка входят поверхностно-активные вещества и отбеливатели. Также в состав включены различные ароматизаторы и вспомогательные вещества.
2.3. Сравнение устойчивости пены
Существует мнение, что от количества и устойчивости пены, образованной при растворении порошка в воде, зависит его отстирывающая способность. В ходе исследования я хотел проверить, верно ли это утверждение.
Необходимое оборудование и реагенты:
- мензурка,
- мерный цилиндр,
- термометр, - стиральные порошки.
Ход опыта:
В мерный цилиндр насыпал 5 мл порошка, долил 0,5 л воды с температурой 40-45оС, встряхивал. Высоту образовавшейся пены измеряли 2 раза: в самом начале опыта и через 10 минут. Результаты опыта занесены в таблицу.
Также в таблице отражены личные наблюдения по степени растворимости порошков, их внешнему виду и составу и виду пены образовавшихся растворов порошков.
Таблица 2. Сравнение устойчивости пены стиральных порошков
Название порошка | Высота пены, см | Примечание | |
начало опыта | через 10 минут | ||
Ушастый нянь | 0,6 | 0,5 | Порошок растворился плохо. Пена осела в первые 5 секунд до конечного результата. |
Tide | 5,0 | 2,0 | Растворился плохо, большое количество порошка не растворилось и осталось на дне. В составе есть разноцветные частицы. Пена однородная, плотная. |
По результатам опыта порошки я распределил по местам в порядке убывания пеноустойчивости их растворов.
Таблица 3. Рейтинг порошков по пеноустойчивости
место в рейтинге | порошок |
1 | Ушастый нянь |
2 | Tide |
2.4. Сравнение отстирывающей способности
Для исследования способности порошков отстирывать пятна различного происхождения мною были взяты типы загрязнений, которые наиболее часто встречаются в быту: губная помада, варенье, кетчуп, соевый соус.
Ход опыта:
На 2 лоскута белой ткани были нанесены пятна, высушены и оставлены на 2 дня
для большего проникновения загрязнений в волокна ткани. Затем каждый кусок ткани я поместил в раствор стирального порошка и оставил для замачивания на 2 часа. По истечении времени прополоскал в чистой воде, высушил. Результаты исследования занесены в таблицу.
Каждому стиральному порошку присвоено разное количество баллов в зависимости от степени отстирывания пятен:
0 баллов – пятно не отстиралось,
1 балл – пятно отстиралось плохо, его хорошо можно увидеть на ткани,
2 балла – пятно отстиралось хорошо, его трудно различить на ткани,
3 балла – пятно отстиралось полностью, нельзя определить, где оно было до стирки.
Таблица 4. Сравнение моющей способности стиральных порошков
помада | кетчуп | варенье | Соевый соус | ИТОГ | Место | |
Ушастый нянь | 0 | 2 | 0 | 2 | 4 | 2 |
Tide | 0 | 2 | 2 | 3 | 7 | 1 |
2.6. Обобщение результатов опытов
В ходе исследовательской работы были изучены свойства 2 стиральных порошков: пеноустойчивость, моющая способность.
По пеноустойчивости "Ушастый нянь" занимает 1 место, но по моющей способности уступил порошку "Tide". Для домохозяек главную роль играет отстирывающая способность.
Таким образом, победителем среди стиральных порошков стал порошок "Tide", а "Ушастый нянь" занял 2 место.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данной исследовательской работы: изучение качества стиральных порошков для ручной стирки.
В ходе работы мною был изучен химический состав порошков, который оказался очень похожим у разных видов порошка: основными компонентами порошков являются поверхностно-активные вещества ПАВ и отбеливатели. Разница заключается в составе ПАВ, отдушках, и количеству вспомогательных веществ.
В ходе исследования при проведении опроса возникла промежуточная гипотеза о зависимости пенообразования и эффективности стиральных порошков. Опытным путем доказано, что порошок с устойчивой пеной "Ушастый нянь" уступил порошку с неустойчивой пеной "Tide".
Порошком, занявшим первое место в итоговых подсчетах, оказался "Tide", а второе место "Ушастый нянь" (стиральный порошок, предназначенный производителем для стирки детских вещей). Таким образом, порошок порошку рознь – это мы доказали.
Меня заинтересовала эта тема и возможно, моим следующим исследовательским проектом станет сравнение линии детских порошков по безопасности для кожи рук и отстирывающей способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
- Академия домоводства. Выбор стирального порошка (http://www.domovodstvo.com/stir-porosh.html)
- Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%B0)
- Истории старого быта. Как стирали в старину (http://apxiv.ucoz.ru/publ/istorii_bit/1/stirka/14-1-0-58)
- История создания стиральных порошков (http://vitazone.ru/forum/showthread.php?t=676)
- Классная физика. История стирки. (http://class-fizika.narod.ru/stir.htm)
- Ру-хим. Тесты стиральных порошков (http://www.ruhim.ru/test/test_conc_st_poroshki.htm)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по физике " Мир поиска и открытий"
Элективный курс «Мир поиска и открытий» предназначен для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений как гуманитарного, социально-экономического, так и физико-математического профиля. Програм...
Районная научно-практическая конференция «Школа поиска и открытий» "Возрождение традиционных Забайкальских десертов как элемента национальной культуры"
Когда заходишь в музей и прикасаешься к предметам, которые использовались в домашнем хозяйстве много лет назад, то чувствуешь тепло, исходящее непонятно откуда. Удивительно, не правда ли? А представьт...
Урок литературы в 10 классе "Русская классическая литература: поиски и открытия"
Данный урок был проведен для обучающихся параллели 10-х классов в конце учебного года. Предполагалось не только проверить знание русской классической литературы в рамках школьной программы, но и побуд...
Профориентационном веб-квест «В поисках новых открытий»
Веб-квестов для дошкольников и младших школьников в рамка ранней профориетационной работы...
"В мире поиска и открытий"
Программа кружка по физике...
" В поисках новых открытий". Игра-викторина
Игра-викторина «В поисках новых открытий»Цель: Расширить представления учащихся о профессиях через активную творческую и познавательную игру.Задачи:Расширить знания обучающихся о разнообра...
Сценарная разработка профориентационного квеста "В поисках новых открытий"
Проведение квеста направлено на расширение представлений детей младшего школьного возраста о различных профессиях через активную творческую и познавательную игру....