Урок литературы в 10 классе "Русская классическая литература: поиски и открытия"
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Данный урок был проведен для обучающихся параллели 10-х классов в конце учебного года. Предполагалось не только проверить знание русской классической литературы в рамках школьной программы, но и побудить старшеклассников к размышлению по актуальной проблеме: нужна ли русская классическая литература современному читателю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_klassicheskaya_literatura.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова А. Г. Русская классическая литература: поиски и открытия (заключительный урок литературы в 10 классе).
Орлова Анжелла Геннадьевна.
учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа в Капотне».
Аннотация
Данный урок был проведен для обучающихся параллели 10-х классов в конце учебного года. Предполагалось не только проверить знание русской классической литературы в рамках школьной программы, но и побудить старшеклассников к размышлению по актуальной проблеме: нужна ли русская классическая литература современному читателю.
Введение
Интерактивный подход к реализации урока основан на технологии критического мышления, ключевыми моментами которой являются вызов и осознанная обратная связь. Ведущая деятельность обучающихся – самостоятельное разрешение проблемной ситуации с включением в диалог по вопросу урока в формате спонтанного речевого высказывания. Данная компетенция является ключевой для выпускника средней школы и имеет практическую значимость в дальнейшей профессиональной реализации.
Цель урока: ввести обучающихся в контекст современной дискуссии о значимости русской классической литературы.
Задачи урока:
- Обобщить знания обучающихся в области русской классической литературы (в объеме школьной программы);
- Обучить методу SWOT – анализа (оценке сильных и слабых сторон ситуации);
- Способствовать формированию нравственной составляющей личности старшеклассников.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: обращение к страницам русской классики и личностям русских писателей и поэтов ведет к обогащению образовательного потенциала обучающихся; актуализируются понятия: «лексическое значение слова», «этимология слова», «дискуссия», «тема», «проблема», «синквейн».
Личностные: формирование речевой культуры обучающихся в контексте построения монологического высказывания; диалогической толерантности - выражения собственной позиции внутри мнения коллектива.
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание, установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные: умение выстраивать спонтанное речевое высказывание, участвовать в дискуссии;
Познавательные: отработка навыков поиска, структурирования и преобразования информации, рефлексии и оценки собственных результатов.
Оборудование: интерактивная панель, планшеты учеников.
Образовательные ресурсы: презентация, видеофрагмент, текстовые фрагменты с форумов.
Методы: проблемного изложения, эвристический.
Приемы: «проблемная ситуация», «послушай, обсудим», «синквейн», «согласен – не согласен», «публичное выступление», «свободный микрофон», «продолжи высказывание».
Ход урока:
- Мотивационный этап – стадия вызова. Результат: самостоятельная формулировка темы и постановка цели урока.
Слайд 1. Учитель: Добрый день! Вниманию аудитории предлагаются две фотографии (на слайде фотографии обложки журнала «Современник» и редколлегии журнала «Современник»). Как можно связать эти два изображения? Какие лица вам знакомы? О чем сегодня на уроке пойдет речь?
На основании ответов обучающихся приходим к выводу, что тема урока будет связана с русской классической литературой. Выстраиваем ассоциативный ряд: журнал «Современник» - русские писатели – русская классическая литература.
Слайд 2. Формулировка темы урока: «Русская классическая литература: поиски и открытия».
- Погружение в тему.
Слайд 3. Учитель: Обратимся к страницам толкового словаря и познакомимся со словарной статьей слова КЛАССИЧЕСКИЙ. Какое значение данного слова соответствует контексту нашей темы? (Ответ: 2)
Но ведь слово классический выходит за рамки исключительно литературы. Продолжите ряд: классический стиль … (называют: музыка, костюм, танец) – слайд 4.
Разгадка широкой лексической сочетаемости слова кроется в его этимологии (слайд 5): классический - от лат. classicus — образцовый. То, что может служить образцом.
- Формулировка проблемных вопросов урока. Что мы вкладываем в понятие русская классическая литература? Актуальна ли классика сегодня? (слайд 6)
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно иметь представление о предмете разговора.
Блиц «Русские классики и их произведения» (слайды 7-8)
- Творческое применение знаний в проблемной ситуации.
- Знакомство с материалами форума http://forple.ru
Тема для обсуждения участниками форума: «Классическая литература тянет вниз или толкает вперед?» (слайд 9)
Предлагается познакомить обучающихся с полярными мнениями участников «за» - «против» (слайд 10). В ходе анализа точек зрения обращается внимание на самое категоричное суждение в отношении русской классической литературы, высказанное известным журналистом и телеведущим Александром Невзоровым. Его статья «У русской литературы закончился срок годности» вызвала полемику среди читателей (слайд 11). Старшеклассники выражают свое согласие с участниками форума либо высказывают противоположные суждения (дается время на размышление. Звучит музыкальная пауза). Дискуссия.
- Просмотр видеофрагмента из фильма «Война и мир» (режиссер С. Бондарчук) – слайд 12. Затем знакомство с высказываниями писателей – классиков и определение их темы (слайд 13).
На основании просмотренного видеофрагмента и анализа высказываний писателей формулировка монологических утверждений: «Основные вопросы, поднимаемые русской классической литературой»; «Плюсы и минусы классической литературы».
SWOT – анализ (слайд 15).
- Рефлексия. Составление синквейна РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (слайд 16).
Работа по анализу собственной деятельности на уроке (прием «Продолжи высказывание» - слайд. 17).
- Определение эффективности работы обучающихся на уроке по формуле: ЭФФЕКТИВНОСТЬ = ПОТЕНЦИАЛ – СТРАХ (слайд 18)
Заключение
В ходе проведенного урока обучающиеся приобрели навыки работы с различными информационными источниками, продуктивной мыслительной деятельности, коммуникативной культуры; научились анализировать проблему и делать самостоятельны выводы. Старшеклассники стали единодушны в том, что понятия чести, совести, любви, дружбы, семьи не устаревают со временем. Вопреки бытующему в виртуальном мире мнению о том, что русская классика – «продукт с истекшим сроком годности», ребята привели противоположные доводы. Классика не устарела! – таков итог открытой дискуссии. Молодые люди за классику. Именно в ней они находят ответы на многие волнующие их вопросы.
Список использованной литературы и электронных ресурсов:
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка //Оникс, 2010.
- Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка в двух томах //Флинта. Наука, 2010.
- Нравственный смысл литературы – есть ли он? [Электронный ресурс]// https:// forple.ru
- Невзоров А. Г. У русской литературы закончился срок годности. [Электронный ресурс] // https://snob.ru.
В приложении к уроку доступна для скачивания презентация по ссылке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Общественный долг" в традиции русской классической литературы (Державин и Пушкин, Фонвизин и Грибоедов). К урокам литературы в 9 классе
Державин и Пушкин, Фонвизин и Грибоедов - это имена-символы для истории русской литературы. Они начали "новую эру" в литературе как с точки зрения ломки жанровых градаций, так и в выборе главных тем с...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)
Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...
Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"
Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...
Поиски русскими писателями 2-ой половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. 10 класс
Презентация обзорного урока в конце года. Выстроена в свете требований ФГОС....
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...
Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...