Урок литературы в 10 классе "Русская классическая литература: поиски и открытия"
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Данный урок был проведен для обучающихся параллели 10-х классов в конце учебного года. Предполагалось не только проверить знание русской классической литературы в рамках школьной программы, но и побудить старшеклассников к размышлению по актуальной проблеме: нужна ли русская классическая литература современному читателю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_klassicheskaya_literatura.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова А. Г. Русская классическая литература: поиски и открытия (заключительный урок литературы в 10 классе).

Орлова Анжелла Геннадьевна.

учитель русского языка и литературы

ГБОУ г. Москвы «Школа в Капотне».

Аннотация

Данный урок был проведен для обучающихся параллели 10-х классов в конце учебного года. Предполагалось не только проверить знание русской классической литературы в рамках школьной программы, но и побудить старшеклассников к размышлению по актуальной проблеме: нужна ли русская классическая литература современному читателю.

Введение

Интерактивный подход к реализации урока основан на технологии  критического мышления, ключевыми моментами которой являются вызов и осознанная обратная связь. Ведущая деятельность обучающихся – самостоятельное разрешение проблемной ситуации с включением в диалог по вопросу урока в формате спонтанного речевого высказывания. Данная компетенция является ключевой для выпускника средней школы и имеет практическую значимость в дальнейшей профессиональной реализации.

Цель урока: ввести обучающихся в контекст современной дискуссии о значимости русской классической литературы.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания обучающихся в области русской классической литературы (в объеме школьной программы);
  2. Обучить методу  SWOT – анализа (оценке сильных и слабых сторон ситуации);
  3. Способствовать формированию нравственной составляющей личности  старшеклассников.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: обращение к страницам русской классики и личностям русских писателей и поэтов ведет к обогащению образовательного потенциала обучающихся; актуализируются понятия: «лексическое значение слова», «этимология слова», «дискуссия», «тема», «проблема», «синквейн».

Личностные: формирование речевой культуры обучающихся в контексте построения монологического высказывания; диалогической толерантности  - выражения собственной позиции внутри мнения коллектива.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание, установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: умение выстраивать спонтанное речевое высказывание, участвовать в дискуссии;

Познавательные: отработка навыков поиска, структурирования и преобразования информации, рефлексии и оценки собственных результатов.

Оборудование: интерактивная панель, планшеты учеников.

Образовательные ресурсы: презентация, видеофрагмент, текстовые фрагменты с форумов.

Методы: проблемного изложения, эвристический.

Приемы: «проблемная ситуация», «послушай, обсудим», «синквейн», «согласен – не согласен», «публичное выступление», «свободный микрофон», «продолжи высказывание».

Ход урока:

  1. Мотивационный этап – стадия вызова. Результат: самостоятельная формулировка темы и постановка цели урока.

Слайд 1. Учитель: Добрый день! Вниманию аудитории предлагаются две фотографии (на слайде фотографии обложки журнала «Современник» и редколлегии журнала «Современник»). Как можно связать эти два изображения? Какие лица вам знакомы? О чем сегодня на уроке пойдет речь?

На основании ответов обучающихся приходим к выводу, что тема урока будет связана с русской классической литературой. Выстраиваем ассоциативный ряд: журнал «Современник» - русские писатели – русская классическая литература.

Слайд 2. Формулировка темы урока: «Русская классическая литература: поиски и открытия».

  1. Погружение в тему.

Слайд 3. Учитель: Обратимся к страницам толкового словаря и познакомимся со словарной статьей слова КЛАССИЧЕСКИЙ. Какое значение данного слова соответствует контексту нашей темы? (Ответ: 2)

Но ведь слово классический выходит за рамки исключительно литературы. Продолжите ряд: классический стиль … (называют: музыка, костюм, танец) – слайд 4.

Разгадка широкой лексической сочетаемости слова кроется в его этимологии (слайд 5): классический - от лат. classicus — образцовый. То, что может служить образцом.

  1. Формулировка проблемных вопросов урока.  Что мы вкладываем в понятие русская классическая литература? Актуальна ли классика сегодня? (слайд 6)

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно иметь представление о предмете разговора.

Блиц «Русские классики и их произведения» (слайды 7-8)

  1. Творческое применение знаний в проблемной ситуации.

Тема для обсуждения участниками форума: «Классическая литература тянет вниз или толкает вперед?» (слайд 9)

Предлагается познакомить обучающихся с полярными мнениями участников «за» -  «против» (слайд 10). В ходе анализа точек зрения обращается внимание на самое категоричное суждение в отношении русской классической литературы, высказанное известным журналистом и телеведущим Александром Невзоровым. Его статья «У русской литературы закончился срок годности» вызвала полемику среди читателей (слайд 11).  Старшеклассники выражают свое согласие с участниками форума либо высказывают противоположные суждения (дается время на размышление. Звучит музыкальная пауза). Дискуссия.

  • Просмотр видеофрагмента из фильма «Война и мир» (режиссер С. Бондарчук) – слайд 12. Затем знакомство с высказываниями писателей – классиков и определение их темы (слайд 13).

            На основании просмотренного видеофрагмента и анализа высказываний писателей формулировка монологических утверждений: «Основные вопросы, поднимаемые русской классической литературой»; «Плюсы и минусы классической литературы».

SWOT – анализ (слайд 15).

  1. Рефлексия. Составление синквейна РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (слайд 16).

Работа по анализу собственной деятельности на уроке (прием «Продолжи высказывание» - слайд. 17).

  • Определение эффективности работы обучающихся на уроке по формуле: ЭФФЕКТИВНОСТЬ = ПОТЕНЦИАЛ – СТРАХ (слайд 18)

Заключение

 В ходе проведенного урока обучающиеся приобрели навыки работы с различными информационными источниками, продуктивной мыслительной деятельности, коммуникативной культуры; научились анализировать проблему и делать самостоятельны выводы. Старшеклассники стали единодушны в том, что понятия чести, совести, любви, дружбы, семьи не устаревают со временем. Вопреки бытующему в виртуальном мире мнению о том, что русская классика – «продукт с истекшим сроком годности», ребята привели противоположные доводы. Классика не устарела! – таков итог открытой дискуссии. Молодые люди за классику. Именно в ней они находят ответы на многие волнующие их вопросы.

Список использованной литературы и электронных ресурсов:

  1. Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка //Оникс, 2010.
  2. Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка в двух томах //Флинта. Наука, 2010.
  3. Нравственный смысл литературы – есть ли он? [Электронный ресурс]// https:// forple.ru
  4. Невзоров А. Г. У русской литературы закончился срок годности. [Электронный ресурс] // https://snob.ru.

В приложении к уроку доступна для скачивания презентация по ссылке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Общественный долг" в традиции русской классической литературы (Державин и Пушкин, Фонвизин и Грибоедов). К урокам литературы в 9 классе

Державин и Пушкин, Фонвизин и Грибоедов - это имена-символы для истории русской литературы. Они начали "новую эру" в литературе как с точки зрения ломки жанровых градаций, так и в выборе главных тем с...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...

Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"

Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...

Поиски русскими писателями 2-ой половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. 10 класс

Презентация обзорного урока в конце года. Выстроена в свете требований ФГОС....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...