Рабочая программа учебного предмета "Химия" среднего общего образования (ФГОС)
рабочая программа по химии (10 класс)

Рабочая программа по предмету «Химия» для средней школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по химии на ступени среднего общего образования, программы авторского коллектива Кузнецовой Н.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fgos_10baza_kuznetsova.docx84.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 35 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454014, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 18. тел./факс (351) 245-27-01, E-mail: liceum_n35@mail.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  (ФГОС)

Предметная область

Естественно-научная

Учебный предмет

Химия

Класс

10 (база)

Учитель:

Юдаева Е.А., учитель химии высшей категории

г. Челябинск

2018-2019 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 10 класса составлена в соответствии

с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской    Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ. от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).
  2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образовании».
  3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 года № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ  от  17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образовании».
  4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года № 1578 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ  от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образовании».
  5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ  от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образовании».
  6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г.  №38).
  7. Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з).
  8. Инструктивно-методическим письмом   Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651 «Об особенностях преподавания учебных предметов в 2018-2019 учебном году».
  9. Учебным планом   МАОУ «Лицей  № 35 города Челябинска» на 2018–2019 учебный год.

10. Авторской  программой  по химии: Кузнецова Н.Е. Химия: программы: 8-11 классы /

 Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара. - М.: Вентана-Граф, 2016.-184 с.

Рабочая программа по предмету «Химия» для средней школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по химии на ступени среднего общего образования.

Целью программы является обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «Лицей № 35 города Челябинска».

Задачами рабочей программы является определение содержания, объёма, порядка изучения учебного материала по учебному предмету химия с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности МАОУ «Лицей № 35 города Челябинска» и контингента обучающихся.

Учебная программа, учебные пособия и учебно-методические комплекты, разработанные авторским коллективом под руководством Кузнецовой Н.Е, выпускаемые Издательским центром «Вентана-Граф», построены на гуманистической парадигме развивающего обучения, на системно-интегративном и деятельностном подходах, с учетом всех нормативных документов. При этом они имеют авторское наполнение и конкретизацию, а также логику построения курса, определяемую выбранной концепцией и методикой.

В программе и учебниках отчетливо проведены авторские идеи и принципы, ориентированные на развитие личности ученика, на отражение специфики химии как науки и методологии химического познания, на раскрытие огромного практического значения химии для общества и отдельного человека, ее проникновения во все сферы жизни.

Дифференциация учебного материала обеспечена уровневым построением учебников и заданий различной степени сложности.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3). При изучении предмета «Химия» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности.

Часы, выделяемые ранее в региональный компонент областного базисного учебного плана (Приказы Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 г. № 02-678, от 16.06.2011 г. № 04-997), в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования», включены в тематическое планирование учебного предмета «Химия».

 Реализация НРЭО осуществляется в рамках основной образовательной программы МАОУ «Лицей № 35 города Челябинска» и реализуется на материалах следующих учебно-методических пособий:

1) ЛевитА.И. Южный Урал география, экология, природопользования. Учебное пособие. Челябинск .Южно- Уральское книжное издательство 2005г

2) Реализация НРК в содержании химического образования (из опыта работы учителей). Управление по делам образовании г. Челябинск МОУДПО УМЦ, Челябинск 2009г.


Раздел II. Общая характеристика учебного предмета химия

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными понятиями химии, научными фактами, законами, теориями, применением полученных знаний при решении практических задач.

Изучение химии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.

Содержание базового курса позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и органических веществ; возрастающая роль химии в создании новых лекарств и материалов, в экономии сырья, охране окружающей среды.

Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.

Цели включения НРЭО в содержание учебного предмета «Химия» среднего общего образования:

•        достижение системного (синергетического) эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся в средней школе.

НРЭО способствуют выполнению следующих задач:

•        развитие способностей подростков к осуществлению взаимодействия и экспери-ментирования с миром национальных, региональных и этнокультурных отношений на мезоуровне (Челябинская область) и макроуровне (Уральский Федеральный округ);

•        включение подростков в новые виды деятельности по освоению различных сторон социо- и этнокультурной жизни региона, обеспечивающие условия для его самооценки и саморефлексии.

Реализация национального и регионального компонента на уроках химии позволит:

  • расширить и углубить базовые компоненты содержания образования;
  • внести экологическую и политехническую направленность в обучение химии;
  • знакомить с состоянием окружающей среды, вопросами ее охраны;  
  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к природным ресурсам родногокрая;
  • формировать знания о принципах рационального природопользования, позволяющих

развивать производство и при этом обеспечивать охрану окружающей среды.

  • изменять психологию школьников в их общении с природой;
  • развивать экологическое мышление, чувство личной ответственности за сохранение

биосферы;

  • проводить профориентационную работу, заключающуюся в знакомстве с профессиями

химического профиля, необходимыми на предприятиях области и информация об учебных заведениях, готовящих будущих специалистов;

  • привлекать краеведческий материал, воспитывая гордость за Уральский регион, желание жить на родной земле и приумножать ее богатства;
  • работать с литературой, что позволяет расширить кругозор учащихся, развивать способность к самообразованию.

Раздел III. Описание места учебного предмета химия в учебном плане

Согласно обязательной части учебного плана на изучение химии в средней школе на базовом уровне в классах технологического профиля отводится 70 часов, по 2 часа в неделю.


Раздел IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета химия

Обучении химии на ступени среднего общего образования направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

2) готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения;

3) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

4) российская идентичность, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

6) способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

7) мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

9) экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

10) осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

Метапредметными результатами освоения программы по химии средней школы являются:

1) самостоятельно определять цели и задачи, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

2) оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

3) сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

4) искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

5) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

6) находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

7) выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

8) осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

9) координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

10) распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;

владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Химия», отражающие НРЭО:

–формирование представлений о химии, её роли познании законов природы, в освоении планеты человеком, о химической картине мира как компоненте научной картины мира, необходимости для решения современных практических задач человечества, своей страны и родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

–формирование представлений о реальном секторе экономики Челябинской области;

–овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации химического содержания;

–формирование умений и навыков использования химических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

–формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к развитию промышленности родного края и решению экологических проблем, умений и навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни и поведения в окружающей среде.


V. Содержание учебного предмета химия

Базовый уровень

Основы органической химии

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.

Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.

Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.

Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.

Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.

Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.

Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.

Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах.

Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.

Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.

Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.

Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков.

Теоретические основы химии

Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность.Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.

Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах.Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.

Химия и жизнь

Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.

Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.

Химия в строительстве. Цемент. Бетон.Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.

Типы расчетных задач:

Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания.

Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Расчеты теплового эффекта реакции.

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.

Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Темы практических работ:

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Идентификация неорганических соединений.

Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».

Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами органических соединений».

Получение этилена и изучение его свойств.

Приготовление растворов заданной концентрации

Содержание НРЭО представлено в следующих темах:

Таблица 1

10 класс

№ урока

Тема урока

НРЭО

Органическая химия

7

Алканы: свойства, получение и применение

Использование метана как топлива в быту и промышленности Урала. Экологические проблемы в регионе в связи с использованием галогенпроизводных (фреонов). Газификация Челябинской области.

8

Циклоалканы

Природные источники УВ на территории области; проблемы их экологически безопасной разработки. Нефтепроводы области. АЗС – источники загрязнения окружающей среды. Использование бензина в качестве топлива на Ю.Урале, альтернативное топливо.

10

Химические свойства, получение и применение этилена

Получение полиэтилена, пропилена на предприятиях города, применение в сельском хозяйстве, быту, промышленности (Завод Профнастил, Трехгорный пластик - полипропиленовые трубы). Проблемы утилизации.

12

Химические свойства, получение и применение дивинила и ацетилена

Использование ацетилена при газовой сварке и резке металлов на ОАО «Мечел», предприятиях и мастерских. Техника безопасности при работе с ацетиленом

13

Ароматические углеводороды. Бензол: состав, строение

Антропогенные источники ароматических углеводородов в биосфере региона. Получение аренов на коксохимическом производстве ОАО «Мечел». Экологические проблемы применения аренов в качестве пестицидов (производные ароматических углеводородов)

18

Метанол и этанол: свойства, получение

Производство этанола в области из пищевого сырья, на основе нефтехимического производства (Башкирия). Влияние на подростковый организм (юношеский алкоголизм в регионе).

19

Многоатомные спирты: этиленгликоль, глицерин

Использование этиленгликоля как антифриза, глицерина в медицинской, парфюмерной промышленности

20

Фенол

Источники фенолов в окружающей среде региона (Коксохим). Экологические кризисы, связанные с попаданием фенолов в источники питьевой воды. Месторождения каменного угля в регионе. Последствия разработок недр. Коксохимическое производство ОАО «Мечел».

22

Получение и применение альдегидов

Токсичность альдегидов. Антропогенные источники альдегидов в атмосфере региона

24

Химические свойства и получение карбоновых кислот. Сложные эфиры

Производство уксусной кислоты (г. Аша). Применение кислот в производстве сложных эфиров на предприятиях Урала (концерн «Калина» Екатеринбург, ОАО «Фармхим»)

29

Анилин — представитель ароматических аминов

Экологические проблемы, связанные с производством анилиновых красителей

31

Жиры — триглицериды: состав, строение, свойства

Получение жиров на предприятии пищевой промышленности области (г. Троицк). Производство маргарина, мыла, майонеза на предприятиях области (Троицкийжиркомбинат).

32

Классификация углеводов. Глюкоза: строение, свойства, применение

Использование процессов брожения в производстве спирта и молочнокислых продуктов в регионе

33

Сложные углеводы. Сахароза. Крахмал и целлюлоза

Кондитерские изделия в регионе (хлебозавод, кондитерская фабрика)

34

Аминокислоты

Применение аминокислот в пищевой промышленности, медицине, животноводстве региона

35

Белки: классификация, пространственное строение и свойства. Синтез белка

Производство мяса, молока, яиц в регионе. Использование одноклеточных водорослей при производстве белковых добавок (птицефабрика Чебаркуль, ПК «Тенториум» г. Пермь)

Общая химия

37

Современные представления о строении атома

Атомно-энергопромышленный комплекс области. Центры атомной промышленности области – г. Снежинск и Озерск

42

Чистые вещества и смеси. Растворы

Методы очистки сточных вод в области

46

Дисперсные системы

Дисперсные системы, обусловливающие мутность воды и запыленность воздуха. Производство различных веществ в аэрозольных упаковках на Урале.

49

Скорость химической реакции. Катализ

Использование закономерностей химических реакций в производстве серной кислоты (электролитноцинковый завод), в лакокрасочном производстве, на металлургических предприятиях области. Использование катализаторов на химических производствах региона

54

Гидролиз неорганических веществ

Применение гидролиза солей в очистке воды

56

Электролиз растворов и расплавов

Использование электролиза на предприятиях области. Принцип работы цинкового завода.

58

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и их общая характеристика

Месторождения руд в регионе

61

Коррозия металлов. Получение и применение металлов

Способы борьбы с коррозией металлов - защитные покрытия другими металлами (цехи гальванического покрытия), добавки с целью получения нержавеющих сплавов в регионе

62

Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и их общая характеристика

Горючие полезные ископаемые и неметаллические полезные ископаемые Южного Урала

68

Вещества и материалы вокруг нас

Производство витаминов на предприятиях области (г. Челябинск, Копейск). Производство лекарственных средств на предприятиях области (г. Челябинск, Копейск)


Раздел VI. Тематическое планирование

Таблица 2

Раздел/Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Органическая химия (35 часов)

Раздел I.

Теоретические основы органической химии

Предмет и значение органической химии. Особенности органических соединений.

Теория химического строения А.М. Бутлерова. Изомеры.
Составление формул изомеров.
Номенклатура органических соединений

Электронная природа химической связи в органических соединениях.

Явление гибридизации атомных орбиталей. Классификация органических веществ

4

Различать предметы изучения органической и неорганической химии.
Сравнивать органические и неорганические соединения.
Называть изученные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.
Оперировать понятиями «атом», «молекула», «валентность», «химическое строение», «структурная формула», «изомерия», «изомеры».

Моделировать пространственное строение метана, этана, пропана

Описывать пространственную структуру изучаемых веществ.
Систематизировать знания о ковалентной химической связи.

Различать типы гибридизации

Раздел II.

Классы органических соединений. Углеводороды

Алканы: гомология, изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства алканов. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Алкены, алкины, алкадиены: гомология, изомерия и номенклатура. Химические свойства, получение и применение этилена.

Химические свойства, получение и применение дивинила и ацетилена. Ароматические углеводороды. Бензол. Состав, электронное и пространственное строение. Химические свойства бензола и толуола.

Контрольная работа № 1

НРЭО: Использование метана как топлива в быту и промышленности Урала. Экологические проблемы в регионе в связи с использованием галогенпроизводных (фреонов). Газификация Челябинской области. Получение полиэтилена, пропилена на предприятиях города, применение в сельском хозяйстве, быту, промышленности (Завод Профнастил, Трехгорный пластик - полипропиленовые трубы). Проблемы утилизации. Использование ацетилена при газовой сварке и резке металлов на ОАО «Мечел», предприятиях и мастерских. Техника безопасности при работе с ацетиленом. Природные источники УВ на территории области; проблемы их экологически безопасной разработки. Нефтепроводы области. АЗС – источники загрязнения окружающей среды. Использование бензина в качестве топлива на Ю.Урале, альтернативное топливо.  Антропогенные источники ароматических углеводородов в биосфере региона. Получение аренов на коксохимическом производстве ОАО «Мечел». Экологические проблемы применения аренов в качестве пестицидов (производные ароматических углеводородов)

Практическая работа № 1. Получение этилена и изучение его свойств.

Демонстрации. 1. Определение качественного состава метана по продуктам горения. 2. Взрыв смеси метана с воздухом. 3. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей и кислот. 4. Горение этилена. 5. Взаимодействие этилена с бромной водой. 6. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия. 7. Получение ацетилена карбидным способом. 8. Горение ацетилена. 9. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. 10. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. 11. Бензол как растворитель. 12. Отношение бензола к бромной воде. 13. Отношение бензола к раствору перманганата калия. 14. Горение бензола. 15. Окисление толуола.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Изучение свойств природного каучука

12

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью языка химии. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Называть углеводороды по международной номенклатуре. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Моделировать пространственное строение метана, этана, пропана, этилена, ацетилена. Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ. Опытным путём доказывать непредельный характер углеводородов. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств углеводородов в гомологических рядах. Прогнозировать свойства изучаемых веществ на основании теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ.
Осуществлять расчёты по нахождению молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.
Использовать алгоритмы при решении задач.

Осуществлять внутри- и межпредметные связи.

Знакомство с использование метана как топлива в быту и промышленности Урала. Экологические проблемы в регионе. Газификация Челябинской области. Получение полимеров на предприятиях города, применение в сельском хозяйстве, быту, промышленности Природные источники УВ на территории области; проблемы их экологически безопасной разработки. Антропогенные источники ароматических углеводородов в биосфере региона.

Раздел III.

Производные углеводородов

14

Спирты, фенолы

Понятие о спиртах. Предельные одноатомные спирты.    Водородная связь.
Метанол и этанол. Получение и химические свойства одноатомных спиртов.
Многоатомные спирты: этиленгликоль, глицерин.
Фенолы.
НРЭО:Производство этанола в области из пищевого сырья, на основе нефтехимического производства (Башкирия). Влияние на подростковый организм (юношеский алкоголизм в регионе).Использование этиленгликоля как антифриза, глицерина в медицинской, парфюмерной промышленности. Источники фенолов в окружающей среде региона (Коксохим). Экологические кризисы, связанные с попаданием фенолов в источники питьевой воды. Месторождения каменного угля в регионе. Последствия разработок недр. Коксохимическое производство ОАО «Мечел».

Демонстрации. 1. Сравнение свойств предельных одноатомных спиртов (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). 2. Взаимодействие глицерина с натрием. 3. Растворимость фенола в воде. 4. Взаимодействие фенола с бромной водой.
5. Взаимодействие фенола с раствором щёлочи. 6. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. 7. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III) и бромной водой.

Лабораторные опыты. 1. Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II). 2. Растворение глицерина в воде. 3. Взаимодействие глицерина со свежеосаждённым гидроксидом меди (II)

4

Моделировать строение изучаемых веществ.
Называть одноатомные спирты по международной номеклатуре.
Исследовать свойства одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Проводить качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах.
Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ.

Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.

Осуществлять расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

Знакомство с производством этанола в области, источниками фенолов в регионе, экологическими проблемами. Коксохимическое производство региона.

Альдегиды, карбоновые кислоты и сложные эфиры

Альдегиды: изомерия, номенклатура, физические и химические свойства. Получение и применение альдегидов. Карбоновые кислоты: гомология, изомерия, номенклатура. Физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства и получение карбоновых кислот. Сложные эфиры.

Контрольная работа № 2

НРЭО: Токсичность альдегидов. Антропогенные источники альдегидов в атмосфере региона. Производство уксусной кислоты (г. Аша). Применение кислот в производстве сложных эфиров на предприятиях Урала (концерн «Калина» Екатеринбург, ОАО «Фармхим»). Получение жиров на предприятии пищевой промышленности области (г. Троицк). Производство маргарина, мыла, майонеза на предприятиях области (Троицкийжиркомбинат).

Практическая работа № 2. Качественные реакции органических веществ.

Демонстрации. 1. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II). 2. Качественная реакция на альдегиды с фуксинсернистой кислотой.
3. Получение уксусного альдегида окислением этанола. 4. Отношение олеиновой кислоты к бромной воде. 5. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия. 6. Получение сложного эфира.

Лабораторные опыты. 1. Окисление этанола оксидом меди (II). 2. Окисление альдегида гидроксидом меди (II). 3. Реакция серебряного зеркала

7

Исследовать свойства альдегидов, карбоновых кислот. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Наблюдать и описывать химические реакции. Проводить качественные реакции на альдегиды, карбоновые кислоты. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ.
Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.

Осуществлять расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Знакомство с антропогенными источниками альдегидов в регионе, получением уксусной кислоты, жиров.

Азотсодержащие органические соединения

Понятие об азотсодержащих органических соединениях. Амины.
Анилин — представитель ароматических аминов.
Ароматические гетероциклические соединения.

НРЭО: Экологические проблемы, связанные с производством анилиновых красителей. Применение аминокислот в пищевой промышленности, медицине, животноводстве региона.

Демонстрации. 1. Получение метиламина, его горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей. 2. Получение красителя анилинового чёрного и окрашивание им хлопковой ткани

3

Осуществлять внутри- и межпредметные связи.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме

Знакомство с экологическими проблемами, связанными с производством анилиновых красителей. Применение аминокислот в пищевой промышленности, медицине, животноводстве региона.

Раздел IV.

Вещества живых клеток

Жиры — триглицериды: состав, строение, свойства.
Классификация углеводов. Глюкоза: строение, свойства, применение.
Сложные углеводы. Сахароза. Крахмал и целлюлоза.
Аминокислоты.
Белки: классификация, пространственное строение и свойства. Синтез белка.
НРЭО:Использование процессов брожения в производстве спирта и молочнокислых продуктов в регионе. Кондитерские изделия в регионе (хлебозавод, кондитерская фабрика). Производство мяса, молока, яиц в регионе. Использование одноклеточных водорослей при производстве белковых добавок (птицефабрика Чебаркуль, ПК «Тенториум» г. Пермь)  

Демонстрации. 1. Растворимость жиров в растворителях различной природы. 2. Реакция серебряного зеркала с раствором глюкозы. 3. Окисление глюкозы гидроксидом меди (II). 4. Гидролиз сахарозы. 5. Гидролиз целлюлозы. 6. Растворение и осаждение белков.
7. Денатурация белков.

Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. 2. Взаимодействие глюкозы со свежеосаждённым гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 3. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях. 4. Взаимодействие крахмала с иодом. 5. Гидролиз крахмала. 6. Цветные реакции на белок

5

Использовать внутри- и межпредметные связи.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Характеризовать свойства, биологическую роль и области применения изучаемых веществ.
Проводить качественные реакции на углеводы, белки.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Обобщать знания и делать выводы о классах органических соединений.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме

Знакомство с кондитерской промышленностью региона, производством мяса, молока.

Общая химия (35 часов)

Раздел I.

Теоретические основы общей химии

Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи. Основные законы химии и расчёты на их основе.
Современные представления о строении атома.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.

НРЭО:Атомно-энергопромышленный комплекс области. Центры атомной промышленности области – г. Снежинск и Озерск

Демонстрации. 1. Модели молекул. 2. Объёмные и плоскостные модели атомных орбиталей. Опорные конспекты

3

Использовать внутри- и межпредметные связи.
Называть и объяснять причины многообразия веществ.
Обобщать понятия «
s-орбиталь», «p-орбиталь», «d-орбиталь».
Описывать электронное строение атома с помощью электронных конфигураций.
Характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма).
Сравнивать электронное строение атомов элементов малых и больших периодов.
Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «электронная орбиталь», «периодическая система химических элементов».

Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям

Знакомство с атомно-энергопромышленным комплексом области

Раздел II.

Вещества и их состав

19

Строение и многообразие веществ

Химическая связь и её виды.
Кристаллические решётки. Взаимосвязь типа химической связи, кристаллической решётки и свойств веществ.
Многообразие веществ и его причины.

Демонстрации. 1. Образцы веществ. 2. Модели молекул, кристаллических решёток. 3. Схемы образования разных видов связи. 4. Образцы аморфных и кристаллических веществ. 5. Плавление хлорида натрия; возгонка иода; изучение тепловой и электрической проводимости металлов. 6. Получение аллотропных модификаций кислорода, серы, фосфора

3

Использовать внутри- и межпредметные связи.
Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь», «металлическая связь», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка».
Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью.
Описывать строение комплексных соединений.
Описывать процессы, происходящие при растворении веществ в воде. Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.
Аргументировать выбор классификации химических реакций.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Соблюдать технику безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Объяснять: процессы, протекающие при электролизе расплавов и растворов; условия течения реакций в растворах электролитов до конца; условия, влияющие на положение химического равновесия; условия, влияющие на скорость химической реакции. Составлять схемы электролиза электролитов в расплавах и растворах.
Предсказывать: возможность протекания химических реакций на основе имеющихся знаний химической термодинамики; направление смещения химического равновесия при изменении условий проведения обратимой химической реакции;
реакцию среды водных растворов солей.
Характеризовать окислительно-восстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов.
Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Знакомство с методами очистки сточных вод в области, производством веществ в аэрозольных упаковках. Использование катализаторов на химических производствах региона. Использование электролиза на предприятиях области. Принцип работы цинкового завода.Применение гидролиза солей в очистке воды

Смеси и растворы веществ

Чистые вещества и смеси. Растворы.
Практическая работа № 1. Приготовление растворов заданной концентрации.
Растворы электролитов.
Дисперсные системы. Коллоидные растворы.

НРЭО:Дисперсные системы, обусловливающие мутность воды и запыленность воздуха. Производство различных веществ в аэрозольных упаковках на Урале.
Методы очистки сточных вод в области

Демонстрации. 1. Дисперсные системы. 2. Истинные и коллоидные растворы. 3. Таблицы и схемы классификации дисперсных систем

5

Химические реакции

Классификация реакций в неорганической и органической химии.

Тепловой эффект химической реакции.
Скорость химической реакции. Катализ.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
Реакции ионного обмена в водных растворах.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач.
Гидролиз органических и неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Электролиз растворов и расплавов.
Контрольная работа № 1
НРЭО:Использование закономерностей химических реакций в производстве серной кислоты (электролитноцинковый завод), в лакокрасочном производстве, на металлургических предприятиях области. Использование катализаторов на химических производствах региона. Использование электролиза на предприятиях области. Принцип работы цинкового завода. Применение гидролиза солей в очистке воды

Демонстрации. 1. Экзо- и эндотермические реакции. 2. Схемы. 3. Таблицы. 4. Опыты, отражающие зависимость скорости химических реакций от природы и измельчения веществ, от концентрации реагирующих веществ, от температуры. 5. Опыты, показывающие электропроводность расплавов и растворов веществ различного строения. 6. Изменение окраски индикаторов в различных средах. 7. Амфотерность и закономерности протекания реакций обмена. 8. Электролиз растворов солей.
Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. 2. Взаимодействие цинка с концентрированной и разбавленной серной кислотой. 3. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

4. Гидролиз солей

11

Раздел III. Металлы, неметаллы и их соединения. Взаимосвязь органических и неорганических веществ

13

Металлы

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и их общая характеристика.
Металлы главных подгрупп.
Металлы побочных подгрупп.

Коррозия металлов. Получение и применение металлов

НРЭО:Способы борьбы с коррозией металлов - защитные покрытия другими металлами (цехи гальванического покрытия), добавки с целью получения нержавеющих сплавов в регионе.Месторождения руд в регионе

4

Использовать внутри- и межпредметные связи.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов и неметаллов в периодах и группах периодической системы.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.
Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Соблюдать технику безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Объяснять взаимосвязи между нахождением в природе, свойствами, биологической ролью и областями применения изучаемых веществ.
Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.
Различать виды коррозии.
Объяснять процессы, происходящие при химической и электрохимической коррозии; способы защиты металлов от коррозии.

Объяснять взаимосвязи между неорганическими и органическими веществами.
Объяснять зависимость форм нахождения веществ в природе и их применения человеком от химических свойств веществ.
Знать и уметь объяснять способы защиты окружающей среды и человека от промышленных загрязнений.
Объяснять условия проведения химических реакций, лежащих в основе получения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, лежащие в основе получения изучаемых веществ.
Осуществлять расчёты по химическим уравнениям, связанным с массовой (объёмной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Прогнозировать последствия нарушений правил безопасной работы со средствами бытовой химии.
Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Знакомство с полезными ископаемыми региона, способами борьбы с коррозией

Готовить компьютерные презентации по теме

Знакомство с производством витаминов на предприятиях области (г. Челябинск, Копейск), производством лекарственных средств на предприятиях области (г. Челябинск, Копейск)

Неметаллы

Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и их общая характеристика.
Общая характеристика неметаллов VII- и VIA-групп.
Общая характеристика неметаллов V- и IVA-групп.
Контрольная работа № 2.

НРЭО: Горючие полезные ископаемые и неметаллические полезные ископаемые Южного Урала
Демонстрации. 1. Таблицы и схемы строения атомов, распространения элементов в природе, получения и применения соединений неметаллов. 2. Вытеснение галогенов из их солей.
3. Получение аллотропных модификаций кислорода, серы и фосфора. 4. Реакции, иллюстрирующие основные химические свойства серы, кислорода, фосфора. 5. Взаимодействие лития, натрия, магния и кальция с водой, лития с азотом воздуха, натрия с неметаллами. 6. Гашение негашёной извести. 7. Взаимодействие алюминия с водой, бромом, иодом. 8. Образцы сплавов железа. 9. Образцы металлов
d-элементов и их сплавов, а также некоторых соединений. 10. Опыты, иллюстрирующие основные химические свойства соединений d-элементов.
Лабораторные опыты. 1. Качественные реакции на галогенидионы.

2. Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+

4

Неорганические и органические вещества

Общая характеристика неорганических и органических соединений и их генетическая взаимосвязь.

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ

2

Производство и применение веществ и материалов

Вещества и материалы вокруг нас.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Научные методы познания веществ и химических реакций.

НРЭО:Производство витаминов на предприятиях области (г. Челябинск, Копейск). Производство лекарственных средств на предприятиях области (г. Челябинск, Копейск)

Демонстрации. 1. Знакомство с образцами лекарственных веществ, бытовой химии. 2. Образцы металлических руд и другого сырья для металлургических производств. 3. Модель колонны синтеза для производства аммиака. 4. Схемы производства чугуна и стали. 5. Таблицы, классификационные схемы методов познания

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ (Базовый уровень)

Пояснительная запискаСтатус документаРабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Фе...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (профильный уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов профильного уровня (физико-математического) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (базовый уровень) 5 класс

Структура документа Рабочая программа по математике включает разделы: пояснительную записку; цели изучения математики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам кур...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования По Английскому языку Составлена на основе авторской программы Суворова Ж.А., Мильруд Р.П.: Английский язык. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. "Звездный английский".

Предлагаемый курс отвечает требованиям европейских стандартов (Common European Framework – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся ста...

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....