Роль типовых задач в формировании регулятивных УУД на уроках химии
методическая разработка по химии (9 класс)

Лопатина Светлана Алексеевна

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типовые задачи по формированию УУД на уроках химии являются неотъемлемой частью учебного процесса. Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий

Универсальные учебные действия подразделяются на:

- личностные;

- регулятивные;

- познавательные;

- коммуникативные.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Номенклатура регулятивных УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Что дает владение РУУД: 
1. Ученик умеет составлять план действий.
 
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
 
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
 
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
 
5. Ученик способен к волевому усилию.
 
6. Ученик владеет навыками самоконтроля.
 
7. У ученика сформирован внутренний план действий.
 
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

9. Ученик может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). 

Ученик  усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На уроках моя задача научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи):

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают:

- организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, элементы волевой саморегуляции

- выполнение лабораторных опытов и практических работ.

Пример №1 «Экспериментальная задача»

Цель: формирование умений учащегося организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания , оформлять результаты своей самостоятельной работы.

Описание задания: учащимся предлагается выполнить экспериментальную задачу и письменно оформить отчет о проделанной работе.

Задание:

Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем. 

Формированию регулятивных УУД способствуют задания, связанные с самостоятельным заполнением таблиц, схем, построением графиков. Для выполнения таких заданий часто требуется использование данных из различных дополнительных источников, например, из справочных таблиц, содержащихся в том числе в приложениях к учебникам.

Пример №2 «Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника»

Цель: формирование умений учащегося организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания, оформлять результаты своей самостоятельной работы.

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание,  используя текст учебника, и письменно оформить отчет о проделанной работе.

Задание:

От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу. [1]

                                                                                                                                               Таблица №1

«Скорость химических реакций»

 Температура

.Присутствие катализатора (ингибитора)

Площадь поверхности*

Для реакций, протекающих с участием твердых веществ

Металлы реагируют с соляной кислотой с различными скоростями

Металлы обладают различной химической активностью, т.е. способностью отдавать электроны

Влияние первого фактора разобрать вместе с учениками, влияние трех остальных факторов распределить между группами учащихся. Провести  обсуждение, в итоге которого у всех учащихся должна быть заполнена вся таблица.

В каждый урок должны быть вставлены проблемные ситуации.

Предлагаемые виды организации работы на уроке, направлены на создание проблемной ситуации, для решения которой необходим анализ и соотнесение известных фактов по теме с теми, что создают проблему. Поиск и выделение необходимой информации, знаково-символические и логические действия приводят к постановке и решению проблемы. 

Типовые задания.

«Работа с Периодической системой»

В 8-м классе – учащиеся определяют положение химического элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атома, классифицируют оксиды, основания, кислоты, соли.

В 9-м классе учащиеся дают полную характеристику химического элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, по плану. Знают свойства основных классов химических соединений. Отвечают на вопрос: «Почему именно так?», устанавливают причинно-следственные связи.

«Лабораторный опыт».

Урок «Кислоты», 8 класс. При изучении химических свойств кислот я  предлагаю  учащимся вспомнить, какие химические свойства кислот им известны. В качестве одного из таких свойств учащиеся называют взаимодействие кислот с металлами. Предлагаю лабораторный опыт: «Взаимодействие цинка и меди с соляной кислотой». В результате на уроке создается проблемная ситуация, поскольку результаты эксперимента противоречат знаниям учащихся – медь не взаимодействует с раствором кислоты.  Решая проблемный вопрос: «Почему медь, в отличие от цинка, не взаимодействует с раствором соляной кислоты?». Учащиеся выдвигают гипотезу: металлы различаются по химической активности. На основе этого, учащиеся смогут сделать предположение: медь как менее активный металл не взаимодействует с растворами кислот. На основании данных материала учебника учащиеся подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы, делают вывод о ряде активности металлов, его использовании. 

«Решение задач по алгоритму»

Решение задач – одна из наиболее важных форм учебной деятельности на уроках химии. Важнейшей задачей учителя является формирование логической цепочки при решении задачи. Составленные алгоритмы решения задач на содержание примесей, на нахождение массовой (объемной) доли выхода от теоретически возможного, на нахождение массовой доли растворенного вещества,  на нахождение формулы вещества по продуктам сгорания, начиная от ознакомления с условиями задачи, расчетом и оформлением ответа,  позволяеют учащимся структурировать свою деятельность, спланировать ее,  получив, таким образом, решение задачи в идеальном виде.

Выполнение алгоритма решения задачи заставляет учащегося непрерывно проводить самооценку своей деятельности, сверяя ее этапы с обобщенным планом решения.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «Преднамеренные ошибки»

- Поиск информации в предложенных источниках

- Взаимоконтроль

- Диспут

- Заучивание материала наизусть в классе

- «Ищу ошибки»

- Контрольный опрос по определенной проблеме

Задание 1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

Высшая валентность азота V.

Атом азота в молекуле аммиака имеет неподеленную пару электронов.

В молекуле аммиака ковалентная полярная химическая связь.

Аммиак – газ без цвета, без запаха, тяжелее воздуха, малорастворим в воде.

Аммиак проявляет кислотные свойства.

Аммиак используют для получения азотной кислоты. 

Для формирования регулятивных УУД учитель оказывает помощь в виде: одобрения, поддержки; замечания «Попробуй ещё раз», «Выполняй дальше», показ, демонстрация правильного выполнения действий, инструкция в действенном плане.

Ссылка на источники

1. http://86sch11- 2. http://s21003.edu35.ru/ 

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики

В данной работе  представлены некоторые типовые задачи для формирования УУД на уроках физики. Ранее стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания,...

"Формирование регулятивных УУД на уроках химии." Выступление на педсовете

/Cmd+VФормирование регулятивных УУД на уроках химии...

Типовые задачи по формированию УУД на уроках физики

В статье представлены типовые задачи по формированию УУД на уроках физики...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики (8-9 класс)

В работе представленыы методиеские рекомендации по ормированию универсальных учебных действий на уроках математики в 8-9 классах....

Типовое задание по формированию регулятивных УУД

Задание № 1: «Карманные деньги»Цель: формирование умения планировать свои расходы в течение недели, составление шаблона расходов дня в виде таблицы....

Типовые задачи на сформированность регулятивных действий

1. Выкладывание узора из кубиков Цель: выявление развития регулятивных действий...

Типовые задачи по формированию познавательных УУД на уроках русского языка.

Данный материал поможет учителю охватить большое количество обучающихся на уроке и будет способствовать формированию познавательных УУДна уроках русского языка....