Урок "Неизвестное об известном. Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Замарина Мария Владимировна

Урок "Неизвестное об известном. Соли" проводится в 8 классе при изучении важнейших классов неоганических соединений, после темы "Кислоты" На данном уроке учащиеся обобщают материал по классификации солей, знакомятся  с химическими свойствами и применением солей. Урок интересен тем, что обучающиеся открывают соли с неизвестной им стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока64.62 КБ
Office presentation icon презентация2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Урок     по химии в 8 классе «  Неизвестное об известном»

Цели  урока: 

Деятельностная : формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная : расширение  базы  о классах неорганических соединений за счет включения в нее новых элементов

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Сформировать знания о солях с точки зрения электролитической диссоциации
  • Дать представление о типах солей
  •  Сформировать знания о химических свойствах солей
  • Сформировать умения применять свои знания при проведении лабораторных опытов
  1. Развивающие:
  • Развивать познавательные умения
  • Развивать аналитическое мышление, логику
  • Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы
  1. Воспитательные:
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности

Оборудование:  Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс, реактивы для опытов, ряд активности металлов, таблица растворимости, Периодическая система, карточки - задания, карточки - инструкции, мультимедиа средства,

Реактивы:  CuSO4, FeСl3, NaOH, AgNO3, Na2SO4, BaCl2, NaCl, ,CaCO3, K2CO3, HCl, пробирки, железный гвоздь, железо (опилки), спиртовка, держалка

Для учащихся : пробирки ; реактивы, вода  

  опыт   № 1:железный гвоздь,  CuSO4

  опыт №2.растворимость солей,  вода, NaCl ,CaCO3

    опыт №3 K2CO3, HCl,

    опыт №4. NaOH, CuSO4

   опыт № 5  AgNO3,     NaCl,;  Na2SO4  ВаСl2.

Ход урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Органи-зационный момент

Формальная готовность к уроку

Слайд 1

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Прошу вас настроиться на активную  работу: отвечайте грамотно, внимательно слушайте себя и своих товарищей, помогайте им.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Мотивация

Создание условий для формирования умений и навыков индивидуальной и групповой работы;

Химический эксперимент

«Правда о железном гвозде»

Слайд 2

Ребята, на перемене я готовила для вашего урока раствор соли, но пришли рабочие, чтобы отремонтировать шкаф и я отвлеклась. А когда снова вернулась  обнаружила в пробирке гвоздь, вроде ржавый.  Давайте вместе выясним: был гвоздь таким, или изменился в растворе.

А теперь давайте вернемся к уроку. Сегодня урок необычный Нам нужно собрать  сведения еще об одном классе неорганических соединений..

Работают в группах

Опыт №1. Помещают железный гвоздь в раствор сульфата меди (II)

Распределяются в группы, группа- это 1 парта

Повторение пройденного

Проверка  материала

Тест по пройденной теме

слайд 3

Выполнить тест по изученным темам.

Выполняют работу с тестом

2. Актуали-зация знаний, мотивация

  • знания о том,  что такое соли  и их классификация

  •  

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

1.Продолжая наш урок обратимся к  видео фрагментам.  О чем пойдет речь на уроке?

1. В краю карстовых пещер

В царстве Хозяйки медной горы

На берегу соляного озера

Просмотр роликов, определение темы урока и задач.

Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

Проверка теста: Ответ «СОЛЬ»

3. Постановка темы и цели урока

Формирование  темы урока

 слайд 9

слайд 10  тема урока :и задачи

 слайд 11слайд «Соли, определение»

слайд12

Высказывание Ферсмана

Тема урока, задачи

Как вы думаете, что еще вам нужно узнать о солях, чтобы иметь более полное представление об этом классе неорганических веществ?

Совместно с учениками формулирует тему урока.

Формулируют проблему, отделяя знания от незнания, известное от неизвестного

Высказывают свои предположения в беседе с учителем.

 Записывают тему урока  в тетрадь.

4.Изучение нового материала

Формирование

знаний о классификации солей на кислые, средние и основные

формирование умений составлять названия кислых и основных солей.

(слайд открыть после игры «угадай  кислоту»)

Классификация солей:

  • Кислые
  • Средние
  • Основные

Слайд 13

После сравнения с кислотами Классификация сравнивается с кислотами

Игра «Отгадай кислоту» сравнивая классификацию кислот и применяя ее к солям.

  • Сообщает ученикам о том, что соли делятся на кислые, средние и основные., Совместно с учениками формулирует определение кислых, основных и средних солей

по растворимости:

Растворимые, малорастворимые и нерастворимые

Повторение классификации кислот  

Записывают классификацию в тетрадь

Записывают схему в тетрадь.

Опыт. №2-растворимость солей,  вода, NaCl ,CaCO3

 

Формирование знание об общих химических свойствах солей; о правилах техники безопасности; умение составлять уравнения химических реакций и проводить лабораторные опыты подтверждающих свойства солей; планировать и проводить химический эксперимент;

Развитие коммуникативных навыков: умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Слайд 14

Слайды 15-17

Химические свойства солей

Лабораторные опыты:

1.Взаимодействие солей с кислотами(K2CO3, HCl,)

2.Взаимодействие солей со щелочами NaOH, CuSO4

3. Взаимодействие солей с солями AgNO3,     NaCl,

ВaCl2    и  Na2SO4

4.слайд 18 Взаимодействие солей с металлами железный гвоздь,  CuSO4

.слайд 19

Слайд 20

Техника безопасности

Работа происходит в несколько этапов

1) вы договариваетесь в группах и распределяете роли

2) записываете в лист наблюдений свои результаты и уравнения

Проверка работы у доски

 С какими веществами еще могут взаимодействовать соли? Чтобы ответить на вопрос, вам предстоит на некоторое время стать исследователями химических свойств солей  

Вы все поделены на группы, для каждой группы определена своя область исследования и предложена инструкция (приложение 3), как его провести. Если вам что-то непонятно вы  можете обратиться за помощью ко мне.

А сейчас, ребята, давайте вернемся

к нашему небольшому эксперименту. Какие изменения произошли? Почему?

Ряд металлов Бекетов

Правила

  • высказывают свои предположения
  • Внимательно слушают инструктаж учителя, участвуют в обсуждении правил техники безопасности и после этого приступают к работе.
  • Самостоятельная   работа учащихся в группах
  • Обсуждают результаты между группами, делаете общий вывод  и заполняют сводную таблицу

 

Смотрят ,вспоминают, что им известно о ней.

Чтение учебника, стр 257

5. Выводы

Умение описывать называть химические свойства солей, составлять уравнения  реакций, подтверждающих химические свойства солей

Приложение 4.

Слайд 21

Работайте в парах.

  • Работают в парах
  • Выбирают формулы
  • Записывают уравнения реакций

6.Применение и значение солей

Видеофрагмент

Слайд 22-23

  • Просмотр и обсуждение

7. Подведе-ние итогов Рефлексия

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания

Слайд 24

Что нам удалось сделать на этом уроке?

Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют, осмысливают и проговаривают свои достижения

7. Домашнее задание

повторение и закрепление изученного на уроке

Выполнение домашнего задания

Слайд 25

§ 41, в. 2

Запись в дневниках упр. 2 § 41 

 Инструктивная карточка

Опыт №1.  В пробирку налейте раствор СuSO4   (примерно около 1 мл) добавьте железный гвоздь.  Оставьте на некоторое время

Опыт №2,Растворимость солей  

Налейте в пробирку около 3 мл воды, добавьте твердую поваренную соль Что вы наблюдаете?

Налейте во вторую пробирку около 3 мл воды, добавьте твердый СаСО3. Что вы наблюдаете. Сравните растворимость по таблице. Сделайте вывод.

Опыт №3 . Взаимодействие солей с кислотами.

  1. В чистую пробирку налейте 1 мл (6-8 капель) карбоната натрия Na2CO3, добавьте такой же объем раствора соляной кислоты HCl.
    Что наблюдается?
    Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает?
    Напишите уравнение протекающей реакции между растворами соли и кислоты, назовите полученные вещества.

Опыт №4.  Взаимодействие солей с щелочами.

1) В чистую пробирку налейте 1 мл (6-8 капель) сульфата меди (II) CuSO4 добавьте такой же объем раствора NaOH.
Что наблюдается?

Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает?
Напишите уравнение протекающей реакции между растворами соли и щелочи, назовите полученные вещества.

3) Сделайте вывод о том, в каких случаях протекает реакция между солями и щелочами.

Опыт №5 Взаимодействие солей с солями

1) В чистую пробирку налейте (6-8 капель) 1 мл сульфата натрия Na2SO4 добавьте такой же объем раствора ВаСl2.
Что наблюдается?
Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает? Напишите уравнение протекающей реакции между растворами солей, назовите полученные вещества.
2) В чистую пробирку налейте (6-8 капель) 1 мл нитрата серебра AgNO3  добавьте такой же объем раствора хлорида натрия NаСl.
Что наблюдается?
Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает? Напишите уравнение протекающей реакции между растворами солей, назовите полученные вещества.
3) Сделайте вывод о том, в каких случаях протекает реакция между солями

 таблица «Химические свойства солей»

Соли взаимодействуют с:

Признаки химичес

кой реакции:

    Н2О

Тип реакции: замещения, обмена (в.т.ч

нейтрали

зации)

Уравнения химических реакций

Вывод

Запомнить!

1. кислотами

Реакция происходит, если соль образованна более слабой или летучей кислотой, или если образуется осадок

2. щелочами

Со щелочами реагируют соли, катионам которых соответствуют нерастворимые основания

3. солями

Реакция происходит, если взаимодействуют растворимые соли и при этом образуется осадок

4. металлами

1. Более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соли.

Из каждого правила есть исключения, поэтому необходимо учитывать ещё некоторые условия.

2. В водных растворах не используют активные щелочные и щелочноземельные металлы, так как они взаимодействуют с водой раствора.

3. Образующаяся соль должна быть растворимой.

Тест.

1. Определите  реакцию   нейтрализации

А) 2HNO+ CuO = Cu(NO3)+ H2O;

Б) 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2 (газ);

С) HCl + NaOH = NaCl + H2O.

Д) 2NaOH + CO2 = Na 2CO3 +H2O;

2.Укажите строку, в которой из приведенных оснований не присутствуют щелочи:

Т) Cu(OH)2, Ca(OH)2, Fe(OH)3, Ba(OH)2;

М) NaOH, Fe(OH)2, Mg(OH)2, Ca(OH)2;

Р) Al(OH)3, Zn(ОН)2, KOH, Ba(OH)2;

О) Ca(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, Fe (OH)2.

3. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:

К)  водой и соляной кислотой;

N )  кислородом и оксидом магния;

L)  оксидом кальция и гидроксидом натрия;

S)    водой и медью.

4.Основание образуется при  взаимодействии  с водой оксида, формула которого:

Ы) Fe2O3.

Ь)СаО

Ч)Аl2O3

Я)SO3

5.Установите соответствие между формулой оксида и соответствующего ему гидроксида.

ФОРМУЛА ОКСИДА                                        ФОРМУЛА ГИДРОКСИДА

А. Cu2O                                                               1. H2SO4

Б. CO2                                                               2. Al (OH)3

В. Al2O3                                                          3. Cu (OH)2

Г. SO3                                                                4. H2CO3

                                                                             5. CuOH

                                                                             6. H2SO3

А3

Б4

В2

Г1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по химии: « НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ …» Учитель химии МБОУ «СОШ с. Старые Бурасы» Замарина М.В. 24.04.2019г химия

Слайд 2

Правда о железном гвозде

Слайд 3

Тест: 1. Определите реакцию нейтрализации 2.Укажите строку, в которой из приведенных оснований не присутствуют щелочи: 3. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ: 4.Основание образуется при взаимодействии с водой оксида, формула которого: 5.Установите соответствие между формулой оксида и соответствующего ему гидроксида.

Слайд 4

В карстовой пещере

Слайд 5

Слайд 6

В царстве Хозяйки Медной горы

Слайд 7

Слайд 8

На берегу соляного озера Проверка теста: 1.С 2.О 3.Л 4.Ь 5. А3 Б4 В2 Г1

Слайд 9

"Среди всех природных минеральных солей, самая главная та, которую мы называем просто “соль” А.Е.Ферсман

Слайд 10

Тема урока: «Неизвестное об известном…» СОЛИ. цели и задачи: Повторить знания о солях с точки зрения электролитической диссоциации Рассмотреть классификацию солей Сформировать знания о химических свойствах Применение солей

Слайд 12

Слайд 13

Классификация солей ПО РАСТВОРИМОСТИ растворимые малорастворимые нерастворимые Л/О: Определите растворимость солей Для этого: прибавьте в пробирку с хлоридом натрия 5-10 мл воды ; прибавьте во вторую пробирку с карбонатом кальция 5-10 мл воды Что произошло?

Слайд 14

Правила техники безопасности при работе с химическими веществами

Слайд 15

Химические свойства Опыт №3 Взаимодействие с кислотами

Слайд 16

Химические свойства Опыт № 4 Взаимодействие со щелочами

Слайд 17

Химические свойства Опыт № 5 Взаимодействие соли с солью

Слайд 18

Химические свойства Опыт № 1 Взаимодействие с металлами

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Разложение солей (NH4)2Cr2O7 = Сr2O3 + N2 + 4H2O Впервые за разложением бихромата аммония наблюдал первооткрыватель этого вещества - Рудольф Беттгер (1843 г.).

Слайд 22

Выводы Соли взаимодействуют: с кислотами. Условия: со щелочами. Условия: Н 2 О с солями. Условия: с металлами. Условия: более активные металлы вытесняют менее активные из их солей Соли разлагаются при нагревании.

Слайд 23

Слайд 24

Применение солей Химическая промышленность Военная промышленность Пищевая промышленность Сельское хозяйство Производство стекла и оптики Строительство В быту Медицина

Слайд 25

Рефлексия. Вырази свои мысли: 1.На уроке я работал(а): Активно/ пассивно 2.Своей работой на уроке я: Доволен/ не доволен 3.Урок для меня показался: Коротким/ длинным 4. за время урока я: Устал(а)\ не устал(а) 5. Моё настроение: Стало лучше/ стало хуже.

Слайд 26

Домашнее задание: § 42, упр 2

Слайд 27

«День прожит не зря, если ты узнал что-то новое»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для старшеклассников "Экологические выссказывания известных и не очень известных людей"

В презентации представлены выссказывания ученых, в которых пропущены слова. Учащимся необходимо восстановить текст. После заслушивания версий, показывается слайд с выссказыванием-оригиналом и портрет ...

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...

Конспект классного часа по теме «Известные личности Татарстана» на примере известной татарской учёной Гариповой Ф.Г. "Давайте помнить своих земляков!"

Данный материал может быть полезен классным руководителям при проведении классных часов краеведчекой направленности...

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....