Урок по теме: "Кислородные соединения углерода"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Урок химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения углерода." Урок построен на работе с текстами из художественных произведений, описывающих оксиды углерода, угольную кислоту и её соли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedineniya_ugleroda.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Кислородные соединения углерода»
Цель урока: познакомиться с кислородными соединениями углерода.
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода; рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода с использованием литературных произведений.
- Продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет
Оборудование: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl, тексты из литературных произведений.
Тексты из литературных произведений.
- « - Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите немного, сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.»
( А. Конан Дойл «Случай с переводчиком»)
- « - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
- Почему?
- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха, то остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья- нет…
( В. Короткевич. « Черный замок Ольшанский».)
- В романе А. Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана: «Воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше.»
Из критической ситуации исследователей выручили подводные жители, обитатели затонувшей Атлантиды. «Наш новый знакомый привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я начал понимать, что в этом не было ничего сверхъестественного, ничего противоречащего законам природы: один из ящичков был, несомненно, оригинальным источником свежего воздуха, а другой – поглотителем продуктов дыхания.»
- « …а я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтобы не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от угара помереть можно».
(В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)
- « Я… понимаю, что это обыкновенные камни, причудливо обработанные ветром и газированной водой.
- Почему газированной?
- А как прикажете называть эту замерзшую воду с углекислым газом?»
( Б. Штерн. «Недостающее звено».)
- « …притащили.. изрядную груду известняка, весьма распространенной горной породы… Из этих камней, рассыпавшихся при прокаливании их на огне, получалась жирная негашенная известь, которая сильно вспучивалась и бурлила при гашении, известь такая же чистая, как та, что получается при обжигании мрамора и мела.»
( Ж. Верн. «Таинственный остров.»)
- «…она вынула уха одну из огромных жемчужин и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли.»
( Г. Р. Хаггард. «Клеопатра»)
- В земной коре в разных частях света есть бездонные пещеры – своеобразные черные дыры, происхождение которых овеяно легендами и преданиями. Решающую роль в появлении этих пещер играет углекислый газ, который извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки дождевой воды попадают на пласты известняка- карбоната кальция- и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные полости- карстовые пещеры. В недрах Земли грунтовые воды могут подвергаться нагреванию. Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната кальция начинает испаряться, а сама соль разлагается с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция. Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии в 9 классе "Кислородные соединения углерода"
Если учитель не включает в процессе учебного познания отобранные факты, которые связывают теорию с практикой, с жизнью, знания учащихся оказываются формальными. Предлагаю презентацию к уроку « Кислор...
Дидактический материал по теме: Углерод. Соединения углерода.
Дидактический материал по теме: Углерод. Соединения углерода в 2-х вариантах....
Урок химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения азота. Азотная кислота"
Урок изучения новой темы с презентацией....
Презентация к уроку химии по теме: "Соединения углерода"
Презентация составлена учителем для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....
Технологическая карта урока по теме "Кислородные соединения углерода"
Технологическая карта урока разработана по теме "Кислородные соединения углерода" по учебнику О.С.Габриелян для учащихся 9 класса.Разработка урока составлена на основе современных требован...
Урок по теме Соединения углерода. 9 класс
Проблемно - эврестический урок по химии в 9 классе...
Конспект урока по химии 9 класса "Углерод и его соединения"
Особенности и свойства углкрода....