Характеристика этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть вас. У нас сегодня гости, и я думаю, что они тоже узнают много нового и интересного. А как ваше настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным – его поднимут и хорошие оценки, и новые знания. | Слушают учителя, настраиваются на работу.
|
Проверка знаний учащихся в виде тестирования.
| Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы: I вариант- для алмаза II вариант – для графита - Прозрачный, бесцветный.
- Очень твердый.
- Ковалентная неполярная связь.
- Не проводит электрический ток.
- Используют как добавку в смазке.
- Непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском.
- Электропроводен.
- Атомная кристаллическая решетка.
- Легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки.
- При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным.
| Выполняют работу на отдельных листах |
Взаимопроверка в парах | I вариант – 1,2,3,4,8,10 II вариант – 3,5,6,7,8,9,10 |
|
Формулировка темы урока, его цели | Сегодня вы познакомитесь с кислородными соединениями углерода, которые указаны на схеме № 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV), угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел, известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода) | Учащиеся работают со схемой № 1. |
Актуализация знаний учащихся: игра «Верю – не верю» | Верите ли вы что: - угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород; (Да) - угарный газ образуется при полном сгорании топлива; (Нет) - угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна; (Да) - CO2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой; (Да) - углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды (Да) | Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение |
Работа с текстами художественных произведений № 1 и № 2 | У вас на партах лежат листы с текстами из литературных произведений, в которых говорится о соединениях углерода и к которым мы будем обращаться в течение урока. Углерод образует 2 оксида - СО (оксид углерода II) и СО2 ( оксид углерода IV), и, чтобы узнать их тривиальные названия, обратимся к текстам 1 и 2. « - Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите немного, сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.» (А. Конан Дойл «Случай с переводчиком») « - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут. - Почему? - Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха, то остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья - нет…» ( В. Короткевич. «Черный замок Ольшанский».) | Учащиеся читают тексты и говорят тривиальные названия оксидов углерода |
Физические свойства оксидов углерода | На ваших партах лежат рабочие листы с рабочим материалом. Вы должны найти информацию в Интернете и заполнить таблицу. Напоминаю, для того, чтобы найти плотность газа по воздуху, необходимо молярную массу газа разделить на молярную массу воздуха, которая равна 29 г/моль Свойства | Оксид углерода (II) | Оксид углерода (IV) | Формула |
|
| Агрегатное состояние | Газ | Газ | Плотность по воздуху | 0,97 | 1,5 | Цвет | Бесцветный | Бесцветный | Вкус | Нет | Нет | Запах | Нет | Нет | Токсичность | Очень ядовит | Не токсичен | Характер оксида | Несолеобразующий | Кислотный |
| Учащиеся ищут информацию в Интернете и заполняют таблицу |
Химические свойства оксида углерода (II) | Оксид углерода (II) относится к несолеобразующим оксидам. Почему? А) Горит, образуя углекислый газ: 2СО + О2 = СО2 Б) Восстанавливает металлы из их оксидов: Fе2О3 + 3СО = 2Fе + 3СО2 | Уч-ся отвечают на вопрос Записывают уравнения реакций |
Химические свойства оксида углерода (IV) | Как вы думаете, какими свойствами обладает оксид углерода (IV)? Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует: А) с водой: СО2 + Н2О = Н2СО3 – угольная кислота Б) с основным оксидами СаО + СО2 = СаСО3 В) со щелочами: Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О – качеств реакция (Выполнение опыта) | Уч-ся отвечают, что это кислотный оксид Уч-ся записывают уравнения реакций
|
Работа с текстом № 3 | В романе А. Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана: «Воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше.» Из критической ситуации исследователей выручили подводные жители, обитатели затонувшей Атлантиды. «Наш новый знакомый привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я начал понимать, что в этом не было ничего сверхъестественного, ничего противоречащего законам природы: один из ящичков был, несомненно, оригинальным источником свежего воздуха, а другой – поглотителем продуктов дыхания.» Предложите возможный поглотитель углекислого газа, исходя из его кислотной природы. Именно гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, используемых альпинистами в Гималайском плоскогорье. Кроме того, изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных обязательно имеют поглотитель для отработанных продуктов дыхания. | Уч-ся работают с текстом № 3
Высказывают свои предположения |
Окислительно – восстановительные свойства углекислого газа | Окислительно - восстановительные: А) взаимодействие с углеродом: С + СО2 = 2СО Б) горение магния: 2Мg + СО2 = 2 МgО + С (Видеоопыт) | Уч-ся записывают уравнения реакций
|
Работа с текстом № 4 | « …а я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтобы не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от угара помереть можно». (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович») О каком веществе идет речь? | Читают текст № 4
Отвечают на вопрос |
Сообщение учащегося о действии угарного газа | О действии угарного газа на организм человека нам сообщит учащийся _________. | Слушают сообщение |
Работа с текстом № 5 | Вернемся к тексту № 5. « Я… понимаю, что это обыкновенные камни, причудливо обработанные ветром и газированной водой. - Почему газированной? - А как прикажете называть эту замерзшую воду с углекислым газом?» (Б. Штерн. «Недостающее звено».) Следующее соединение углерода – это угольная кислота. Давайте вместе дадим характеристику угольной кислоты | Учащиеся работают с текстом и характеризуют угольную к-ту
Заполняют пропуски в тексте |
Соли угольной кислоты | Соли угольной кислоты. Угольная кислота образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли калия, натрия и аммония. Обратите внимание на нижнюю часть изображенной на ваших рабочих листах схемы. Чем похожи карбонаты? На земле живут три брата Из семейства карбонатов. Старший брат – красавец Мрамор, Славен именем Каррары. Превосходный зодчий, он Строил Рим и Парфенон. Всем известен Известняк, Потому и назван так. Знаменит своим трудом, Строит он за домом дом. И способен, и умел Младший мягкий братец Мел. Как рисует, посмотри, Этот СаСО3 |
Отвечают на вопрос
|
Работа с текстом № 6 | А теперь прочитайте текст № 6 « …притащили.. изрядную груду известняка, весьма распространенной горной породы… Из этих камней, рассыпавшихся при прокаливании их на огне, получалась жирная негашенная известь, которая сильно вспучивалась и бурлила при гашении, известь такая же чистая, как та, что получается при обжигании мрамора и мела.» (Ж. Верн. «Таинственный остров») Ответьте на вопрос: из-за чего Известняк получил свое название? СаСО3 = СаО + CO2 ↑ | Работают с текстом № 6
Отвечают на вопрос и записывают ур-е |
Работа с текстом № 7
| Внимательно прослушайте отрывок из романа Г. Р. Хаггарда «Клеопатра» (текст № 7) «…она вынула уха одну из огромных жемчужин и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли.» … Что произошло с жемчужиной и почему Клеопатра смогла выпить « крепкий уксус»? | Работают с текстом № 7
Отвечают на вопрос |
Лабораторный опыт | Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела, известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с соляной кислотой. Почему происходит вскипание? Найдите в параграфе и запишите в тетрадь уравнение этой реакции (задание 7). СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + H2O + CO2 ↑ Такую операцию проводят геологи, когда находят и исследуют минералы. Это качественная реакция на соли угольной кислоты. | Выполняют ЛР и записывают уравнение реакции
|
Работа с текстом № 8 | Кислые соли, как правило, растворимы в воде. Реакции превращения карбонатов в гидрокарбонаты и обратно играют огромную роль в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ, как ваятель и зодчий, создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. (Читают текст 8). В земной коре в разных частях света есть бездонные пещеры – своеобразные черные дыры, происхождение которых овеяно легендами и преданиями. Решающую роль в появлении этих пещер играет углекислый газ, который извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки дождевой воды попадают на пласты известняка - карбоната кальция - и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные полости - карстовые пещеры. В недрах Земли грунтовые воды могут подвергаться нагреванию. Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната кальция начинает испаряться, а сама соль разлагается с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция. Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов. По крутой тропинке горной Вниз бежал поток проворный. Нес он в горную породу Углекислый газ и воду. Как-то, где-то и когда-то Он, встречаясь с карбонатом, Говорил: «Тебя размою, Зря стоишь передо мною!» Но злосчастный известняк Не откликнулся никак, Потому что растворился. А ручей бурлил и злился, В озорстве не знал он меры… Оттого в земле пещеры! Наличие карбонатов и гидрокарбонатов в воде делает её жесткой. В ней плохо мылится мыло, на стенках чайников и паровых котлов образуется накипь. Бывает временная и постоянная. О ней вы прочтете дома. | Работают с текстом № 8 |
Закрепление знаний
| Вставить в химические уравнения пропущенные вещества и коэффициенты: Са(ОН)2 + … = СаСО3 СаСО3 + … = СаСl2 + … + … H2O + … = H2CO3
Игра в «Крестики и нолики». Определить выигрышные пути: А) вещества, с которыми взаимодействует оксид углерода (IV): HCl | Ca | H2 | H2O | KOH | ВаО | O2 | CaCO3 | CuO |
Б) вещества, имеющие одинаковое значение степени окисления углерода: CO2 | СО | CaC2 | H2CO3 | CH4 | Na2CO3 | Na2CO3 | Al4C3 | C2H6 |
| Учащиеся выполняют задания устно |
Подведение итогов урока | Оценивание учащихся |
|
Домашнее задание | Дома выполните, пожалуйста, творческое задание: составьте кроссворд, напишите сказку, придумайте загадку о любом из рассмотренных сегодня веществ. | Записывают домашнее задание |
Рефлексия |
|
|