Открытый урок по теме: Вода. Свойства воды и применение
методическая разработка по химии (8 класс)

Намы Аяна Александровна

ЦЕЛЬ: Сформировать знания о распространении воды в природе, углубить знания о свойствах вода, ее роли  в жизни людей; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, географии, физики и др.); способствовать осознанию   значения химии  в различных отраслях народного хозяйства;

Задачи:

Образовательные: дать представления о распространении воды в природе, её составе, способах определения состава воды; ознакомить с физическими и химическими свойствами воды; расширить имеющиеся знания учащихся о применении воды; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, географии, физики и др.)

Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов, анализировать и делать

выводы; умения составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства воды; умения выделять главное, самостоятельно работать с учебником, вырабатывать умение слушать, вести исследовательскую беседу.

Воспитательные: способствовать развитию у школьников интереса к химической науки; активизировать их познавательную и творческую деятельность; способствовать осознанию

значения химии в различных отраслях народного хозяйства; обсудить проблемы окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_otkrytyy_urok_voda.docx66.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ВОДА: СОСТАВ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: Сформировать знания о распространении воды в природе, углубить знания о свойствах вода, ее роли  в жизни людей; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, географии, физики и др.); способствовать осознанию   значения химии  в различных отраслях народного хозяйства;

Задачи:

Образовательные: дать представления о распространении воды в природе, её составе, способах определения состава воды; ознакомить с физическими и химическими свойствами воды; расширить имеющиеся знания учащихся о применении воды; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, географии, физики и др.)

Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов, анализировать и делать

выводы; умения составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства воды; умения выделять главное, самостоятельно работать с учебником, вырабатывать умение слушать, вести исследовательскую беседу.

Воспитательные: способствовать развитию у школьников интереса к химической науки; активизировать их познавательную и творческую деятельность; способствовать осознанию

значения химии в различных отраслях народного хозяйства; обсудить проблемы окружающей среды.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Оборудование урока: ноутбук, диск «Виртуальная химическая лаборатория», презентация, раздаточный материал.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:  познакомить учащихся с формой проведения урока, подобрать участников.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие! Проверка готовности учащихся. Настрой на урок.

  1. Проверка домашнего задания

Проводится в виде тестирования из 10 вопросов. Учащимся предлагается метод – взаимопроверка (попарно меняются листами ответов и проверяют тест). Затем, глядя на доску, сверяют правильные ответы, ставят оценки.

Если верных ответов:

9 – 10  - оценка «5»

6 – 8   - оценка «4»

5 – 7  -  оценка «3»

            1 – 4 -   оценка «2»

1. Химический символ кислорода:

а) Ag; б) O; в) Hg.

2. Химическая формула простого вещества кислорода:

а) О; б) O2; в) О3.

3. Валентность кислорода:

а) I; б) II; в) III.

4. Относительная атомная масса элемента кислорода:

а) 10; б) 16; в) 26.

5. Относительная молекулярная масса простого вещества кислорода:

а) 5; б) 25; в) 32.

6. Кислород – это:

а) самый распространенный элемент во Вселенной;

б) самый распространенный элемент на Земле;

в) самый распространенный элемент в атмосфере.

7. Молекула кислорода состоит из:

а) одного атома;

     б) двух атомов;

в) трех атомов.

          8. Самый легкий газ:

            а) NO;
            б) Н
2;
            в) СО
2;
             
г) О2.

        9. В лаборатории водород  можно получить взаимодействием

       1. Zn  с HCl или H2SO4 (р – р)

       2. ZnO с HCl

        10. Когда водород собирают способом вытеснения воздуха, то сосуд держат:

         а) вверх дном;
         б) вниз дном;
         в) горизонтально;
          г) не имеет значения.

        10. Водород – самый распространенный элемент:

        а) на Земле;
       б) в живых организмах;
        в) звезд и межзвездного газа;
          г) на Луне

  1. Изучение новой темы

УЧИТЕЛЬ:

Ребята, наш урок сегодня мы начнем со слов Антуана де Сент Экзюпери: «У тебя нет ни света, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…ты самое большое богатство на свете!!» Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Верно: Сегодня мы поговорим о воде. Постановка целей и задач урока.

          В течение урока мы должны пройти несколько этапов изучения воды, рассмотрим строение воды, физические свойства,  химические свойства, значение воды в природе и для организма, и ее применение.

Обратите внимание, у вас у каждого на партах находится «Паспорт воды». Я вам предлагаю все то, что мы будем сегодня узнавать о воде, записывать (фиксировать) в паспорт. (приложение).

У меня на столе, как вы видите, 4 карточки с пометками специалистов: «Географ», «Историк», «Физик» и «Биолог». Прошу выйти ребят и выбрать себе соответствующую роль на уроке, которые будут рассказывать нам о свойствах и значении воды.

(Специалисты будут рассказывать о воде, при обращении к классу с вопросом. Слушая их учащиеся должны будут записывать коротко, и составлять паспорт о  воде)

А теперь давайте приступим к обсуждению вопросов.

УЧИТЕЛЬ:  У меня первый вопрос: Каково значение воды на земле? Об этом нам расскажет историк)

ИСТОРИК: На этот вопрос отвечу я. Вода можно сказать, - самая популярная  и самая загадочная жидкость из всех существующих на Земле. Певцы издавна воспевали ее, поэты посвятили  воде удивительные строки. Прозаики даже и «капле росы»  написали много страниц. А ученые  по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа  на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода?

     Вода – одно из начал всего существующего на Земле, говорили в древности.

     Вода – единое и неделимое вещество, считали в древние века.

    Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника  в пустыне, если иссякнут запасы воды. В пустыне без воды человек выдерживает около суток.

УЧИТЕЛЬ: вот ребята, насколько важно значение воды. Запишите услышанное себе в паспорт в графу «Исторические данные». Второй вопрос,  а где на земле встречается вода?

ГЕОГРАФ: На этот вопрос отвечу я.     Известно, что большая  часть  поверхности земли 71% покрыта океанами и морями. Основные запасы воды  содержатся в мировом океане, причем морские воды составляют 94% от всего объема, или 1 миллион 370 тысяч км3, 6% из них сковано могучими льдами, а 4 % это подземные воды, а на долю пресных вод приходится менее 2%.

УЧИТЕЛЬ: Здорово! Как много числовых значений имеет обычная простая казалось бы вода. Запишите себе в графе «Географические данные». И так далее нас интересует.  Каковы же физические свойства воды?

ФИЗИК: На земле нет другого такого вещества, которое может находится одновременно в твердом , жидком и газообразном состоянии. Температура кипения воды  – 100 С , температура замерзания – 0 С. Вода замерзая превращается в лед, а лед  держится на поверхности. Его объем на 9 % больше объема незамерзающей воды.

При нагревании вода закипает, превращаясь в пар, который не разлагается даже при температуре 10000С. Пар при охлаждении вновь дает воду, если температуру воды понижать далее, то образуется лед, который при таянии снова дает воду.

УЧИТЕЛЬ: смотрите как вода объединяет несколько наук. Фиксируем полученную информацию в графе «Физические свойства». Скажите вода, встречается только в неживой природе?

БИОЛОГ: Вода – самая распространенная и самое аномальное вещество на земном шаре. Вода входит в состав тела любого живого существа в значительных количествах. Так, тело человека состоит из воды примерно на 70%, в крови человека около 80% , в мышцах 35%, в костях 25% воды. Без воды не может прожить ни одно существо.

УЧИТЕЛЬ: Вот такие тайные свойства есть оказывается у воды, которую мы с вами считали простой и изученной. А теперь, зная каково строение воды, мы можем поговорить о ее химических свойствах.  Каковы же химические свойства воды? Об этом нам расскажет специалист по химии. (Специалист по химии – это я.)

ХИМИК: Из химических свойств воды особенно важны  способность ее молекул распадаться,  на ионы и способность воды растворять вещества разной химической природы. (Записывает на доске уравнение реакции разложения воды). Роль воды как главного и универсального растворителя определяется, прежде всего, полярностью ее молекул (смещение центров положительных и отрицательных зарядов).

     Распадение молекул воды на ионы: Н2О  →   Н+ +ОН-.      Реакционная способность воды сравнительно невелика. Правда, некоторые активные металлы способны вытеснять из нее водород: (Записывает на доске уравнение реакции )

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте посмотрим видеоролик – как Натрий взаимодействует с водой. Вода вступает в реакции замещения с активными металлами. Эти реакции протекают бурно, поэтому для  опытов следует брать небольшие кусочки металлов. В ходе реакции один атом водорода в молекуле воды замещается атомом металла; в результате образуются гидроксиды металлов, и выделяется водород: А теперь запишем уравнение реакции на доске, остальные записываем себе в паспорт в графе химические свойства. (Записывает на доске уравнение реакции ) (гидроксиды, с которыми мы познакомились, относятся к основаниям.)

                              Na+2H2O= 2NaOH + H2           

Вода реагирует с менее активными металлами при температуре: (продукты реакции малоактивного металла с водой – оксиды металлов и водород - видеоролик)

                             Zn+H2O= ZnO +H2

Вода реагирует с оксидами активных металлов: (Опыт 1. В фарфоровую чашку помещают немного свежеприготовленного оксида кальция «жженая известь» и обливают его водой. При этом выделяется большое количество теплоты, так как происходит химическая реакция. Запомнить! Раствор гидроксида кальция вызывает ожоги! )

                          СаO + H2O = Са(OH)2

Вода реагирует с оксидами неметаллов: (Опыт 2. В химический стакан наливают немного воды и сжигают над водой в металлической ложечке красный фосфор. Образовавшийся в виде белого дыма оксид фосфора постепенно растворяется в воде. При этом образуется фосфорная кислота.)

                         SO3+H2O = H2SO4

Вода реагирует с некоторыми неметаллами: (видеоролик)

                            С + Н2О = СО + Н2

УЧИТЕЛЬ: и так, основные химические свойства мы рассмотрели. Что еще мы можем сказать о воде? (ответы учащихся).

Применение воды. Вода – важное сырье для химической промышленности. Способность воды реагировать с некоторыми оксидами используют для получения оснований и кислот. Воду широко применяют как растворитель.

  1. Закрепление материала

Сейчас я предлагаю вам для закрепления (вспомним какие бывают типы химический  реакций):

№1. Определите тип химической реакции на примере свойств воды. На доске указаны реакции, ребятам необходимо записать тип реакции.

                              Na+2H2O= 2NaOH + H2   реакция замещения;

                             СаO + H2O = Са(OH)2           реакция соединения;

                        2 Н2О           2 Н2  + О2 реакция разложения;

        Выполнившие ребята поднимают руку, и затем у доски записывают получившиеся действия.

№2 Задача1. Вычислите относительную молекулярную массу ортофосфорной кислоты, химическая формула которой Н3РО4 (аш-три-пэ-о-четыре), решаем у доски.

Решение: для вычисления относительной молекулярной массы необходимо суммировать относительные атомные массы элементов, образующих соединение, с учетом числа атомов:

Mr(Н3РО4) = 3Ar(H)+Ar(P)+6Ar(O)= 3*1+31+14*6=98

Задача 2. Вычислите массовые доли элементов в серной кислоте, химическая формула которой H2SO4.

Сейчас  у вас есть свободное место. Здесь я предлагаю записать вам СИНКВЕЙН

  1.  Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
  2. Подберите к этому слову 2 прилагательных
  3. Подберите к этому слову 3 глагола
  4. Подберите синоним к этому слову.

Пример «синквейна», написанного учащимися.

  1. Вода.
  2. Бесцветная, жидкая.
  3. Растворяет, орошает, питает.
  4. Жизнь.

  1. Рефлексия.

Ребятки, спасибо большое вам за урок, за активное участие.

i?id=85630891-46-72&n=21

Табличка №1 

«Я удовлетворен уроком . Я понял все»

i?id=213754797-15-72&n=21

Табличка №2 

 «Урок был интересный.  Мне было комфортно»

i?id=508890630-00-72&n=21

Табличка №3 

 «Некоторые вопросы стоит  ещё раз разобрать.
Есть затруднения»

  1. Домашнее задание – параграф  47, упражнение на стр. 145 – А2,3.4

Сегодня мы с вами познакомились с таким удивительным веществом как вода, услышали много очень интересных сведений об этом веществе. Ребята, скоро 22 марта – Всемирный день воды. Этот день является уникальной возможностью напомнить человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете. И я думаю, сегодня вы многое поняли насколько важна вода.

Тест:

1. Химический символ кислорода:

а) Ag; б) O; в) Hg.

2. Химическая формула простого вещества кислорода:

а) О; б) O2; в) О3.

3. Валентность кислорода:

а) I; б) II; в) III.

4. Относительная атомная масса элемента кислорода:

а) 10; б) 16; в) 26.

5. Относительная молекулярная масса простого вещества кислорода:

а) 5; б) 25; в) 32.

6. Кислород – это:

а) самый распространенный элемент во Вселенной;

б) самый распространенный элемент на Земле;

в) самый распространенный элемент в атмосфере.

7. Молекула кислорода состоит из:

а) одного атома;

     б) двух атомов;

в) трех атомов.

          8. Самый легкий газ:

            а) NO;
            б) Н
2;
            в) СО
2;
             г) О
2.

        9. В лаборатории водород  можно получить взаимодействием

       1. Zn  с HCl или H2SO4 (р – р)

       2. ZnO с HCl

        10. Когда водород собирают способом вытеснения воздуха, то сосуд держат:

         а) вверх дном;
        б) вниз дном;
         в) горизонтально;
          г) не имеет значения.

        10. Водород – самый распространенный элемент:

        а) на Земле;
       б) в живых организмах;
       в) звезд и межзвездного газа;
         г) на Луне

Если верных ответов:

9 – 10  - оценка «5»

6 – 8   - оценка «4»

5 – 7  -  оценка «3»

            1 – 4 -   оценка «2

ИСТОРИК: На этот вопрос отвечу я. Вода можно сказать, - самая популярная  и самая загадочная жидкость из всех существующих на Земле. Певцы издавна воспевали ее, поэты посвятили  воде удивительные строки. Прозаики даже и «капле росы»  написали много страниц. А ученые  по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа  на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода?

     Вода – одно из начал всего существующего на Земле, говорили в древности.

     Вода – единое и неделимое вещество, считали в древние века.

    Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника  в пустыне, если иссякнут запасы воды. В пустыне без воды человек выдерживает около суток.

ГЕОГРАФ: На этот вопрос отвечу я.     Известно, что большая  часть  поверхности земли 71% покрыта океанами и морями. Основные запасы воды  содержатся в мировом океане, причем морские воды составляют 94% от всего объема, или 1 миллион 370 тысяч км3, 6% из них сковано могучими льдами, а 4 % это подземные воды, а на долю пресных вод приходится менее 2%. Наша республика очень богата водными ресурсами. Главной водной артерией республики является Енисей. Река Моген-Бурен берет начало с Алтая. 

ФИЗИК: На земле нет другого такого вещества, которое может находится одновременно в твердом , жидком и газообразном состоянии. Температура кипения воды  – 100 С, температура замерзания – 0 С. Вода замерзая превращается в лед, а лед  держится на поверхности. Его объем на 9 % больше объема незамерзающей воды.

При нагревании вода закипает, превращаясь в пар, который не разлагается даже при температуре 10000С. Пар при охлаждении вновь дает воду, если температуру воды понижать далее, то образуется лед, который при таянии снова дает воду.

БИОЛОГ: Вода – самая распространенная и самое аномальное вещество на земном шаре. Вода входит в состав тела любого живого существа в значительных количествах. Так, тело человека состоит из воды примерно на 70%, в крови человека около 80% , в мышцах 35%, в костях 25% воды. Организмы рыб содержат до 80 %, земноводных до 60% воды, в овощах содержится 60-80  % воды. Без воды не может прожить ни одно существо.

        

Задача 1

 Вычислите массовые доли   элементов в воде.

                     W (Н) = ? %

                     W(О) = ? %

   

 Задача 2. Вычислите относительную молекулярную массу ортофосфорной кислоты, химическая формула которой Н3РО4 (аш-три-пэ-о-четыре), решаем у доски.

Задача 3. Вычислите массовые доли элементов в серной кислоте, химическая формула которой H2SO4.

Сейчас  у вас есть свободное место. Здесь я предлагаю записать вам СИНКВЕЙН

  1.  Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
  2. Подберите к этому слову 2 прилагательных
  3. Подберите к этому слову 3 глагола
  4. Подберите синоним к этому слову.

i?id=85630891-46-72&n=21

Табличка №1 

«Я удовлетворен уроком . Я понял все»

i?id=213754797-15-72&n=21

Табличка №2 

 «Урок был интересный.  Мне было комфортно»

i?id=508890630-00-72&n=21

Табличка №3 

 «Некоторые вопросы стоит  ещё раз разобрать.
Есть затруднения»

Применение воды. Вода – важное сырье для химической промышленности. Способность воды реагировать с некоторыми оксидами используют для получения оснований и кислот. Воду широко применяют как растворитель.

Карта-инструкция   урока «Вода в природе. Свойства и применение воды»

  исходные вещества

уравнение  реакции

     тип   реакции

цвет индикатора,
среда раствора

                              Na  +  H2O

Zn  +    H2O

Вывод №1.Вода при комнатной температуре взаимодействует с_активными __ металлами,  при этом  образуя   раствор _______________                  и     газ. ____________.
Вода реагирует с менее активными металлами при
нагревании, образуя__________ этого металла и газ ______________

Свойство 2.Взаимодействие ВОДЫ с оксидами неметаллов.
 а) Посмотрите видеофрагмент. Наблюдения записать в таблицу.

Исходные вещества

          уравнение  реакции

           тип  реакции

цвет индикатора,   среда раствора

         Р2О5 + Н2О

   

         SО2 + Н2О

Вывод №2. Вода при комнатной температуре взаимодействует с оксидами  неметаллов , образуя  растворы  _____________

Свойство3.Взаимодействие ВОДЫ с неметаллами.

 

  исходные вещества

уравнение  реакции

     тип   реакции

условия проведения

С + Н2О

Вывод№3: Вода при высокой температуре взаимодействует с некоторыми неметаллами ,образуя при этом  разнообразные продукты.

Свойство4. Взаимодействие   ВОДЫ с оксидами металлов

исходные вещества

    уравнение  реакции

         

    тип  реакции

цвет индикатора,
среда раствора

   

СаО +Н2О


Вывод №4.
 Вода при комнатной температуре взаимодействует с оксидами______________________ металлов, образуя при этом раствор____________.

i?id=213754797-15-72&n=21i?id=85630891-46-72&n=21i?id=508890630-00-72&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Теорема Виета и ее применение"

Этот урок я провела в рамках городского семинара учителей математики....

Открытый урок по теме:"Существенные свойства и принятия решений"

учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом); учить описывать состав и возможные действия объек...

открытый урок по теме "Железо, свойства соединений железа."

Данный урок провелен в 9 классе. Разработка урока участвовала во Всероссийском конкурсе, посвященном Д.И.Менделееву. Уро в виде игры....

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Открытый урок по теме "Химические свойства солей"

Данный материал можно использовать при проведении открытого урока по химии в 8 классе...