Рабочая программа "Основы химии"
рабочая программа по химии (7 класс)
Рабочая программа пропедевтического курса химии в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_himii_2017.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа соответствует нормативно-правовой базе:
Документы федерального уровня
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897).
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 года № 413).
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253).
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189, с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.).
- Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания (Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336).
Документы регионального уровня
Закон Республики Карелия от 20.12.2013 N 1755-ЗРК «Об образовании» (принят ЗС РК 19.12.2013).
Локальные акты
- Учебный план МКОУ Лендерская СОШ
- Положение о программе по внеурочной деятельности МКОУ Лендерская СОШ
Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Основы химии» соответствует учебному плану ООО ОУ.
Довольно позднее изучение химии в школе снижает интерес к этому предмету, что делает его сложным и непонятным для большого числа учеников. А ведь дети сталкиваются с химическими объектами и процессами в своей жизни еще до начала обучения в средней школе. Естественнонаучная база школьников постоянно пополняется новыми фактами вещественного мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами. Если школьник не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Поэтому актуальность данного курса заключается в развитие интереса к естественнонаучному направлению образования и повышение общеинтеллекуального уровня обучающихся с 7 класса.
Цели и задачи программы:
Общенаучные:
• Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещества – простое и сложное, основные классы веществ и их свойства • Знакомство с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование чистое вещество и смесь).
• Создание условий для формирования интереса к естественнонаучным знаниям путем использования различных видов деятельности (рассказ, беседа, активные и пассивные (настольные) химические игры, соревнования, экспериментирование).
Обеспечение преемственности образования, требуемых ФГОС, упрочение метапредметных связей, использование метода проектов, современных образовательных ресурсов..
Психолого-педагогические цели.
• Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.
• Развитие творческих задатков и способностей.
• Обеспечение ситуаций успеха.
Общекультурные цели.
• Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
• Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 13-14 лет
Сроки реализации программы: 1 год (34 часа)
Формы занятий: Для поддержания живого интереса к предмету форма проведения занятий кружка крайне разнообразна: лекции, беседы, игра, химическое творчество, экскурсии. Большое количество времени уделено практической части: лабораторные опыты, домашний, демонстрационный эксперимент, научно-познавательная и исследовательская деятельность. В процессе работы на занятиях кружка ребята учатся наблюдению, анализу полученного материала, выделению главного, самостоятельному поиску информации, ведению научно--исследовательской и экспериментальной деятельности.
Форма подведения итогов: Проведение круглого стола / устного журнала, защита исследовательских работ
Перед учебными занятиями проводится инструктаж по технике безопасности в кабинете химии и при проведении домашнего эксперимента, повторяются правила пользования интернет-ресурсами, литературой, правила личной гигиены и пожарной безопасности.
Ожидаемые результаты и формируемые универсальные учебные действия.
Повышение мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла, закрепление интеллектуальных и экспериментальных знаний и навыков. Развитие творческих способностей обучающихся. Формирование представлений о качественной стороне химической реакции. Описание учениками простейших физических свойств знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаков химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).• Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент. Умение наблюдать за физико-химическими явлениями закрепляется ответами на вопросы, заполнением таблиц и т.д.
Формируемые УУД:
1) Личностные УУД
Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к самообразованию, саморазвитию; формирование целостного мировоззренческого кругозора учащихся, неразрывности явлений и процессов, соответствующиму современному развитию науки; развитие коммуникативных способностей, поведенческой безопасности в научном и бытовом плане.
2) Метапредметные УУД:
Развитие умения осознанного выбора и развития темы, подбора соответствующей информаии с использованием источников различного рода; Развития умения сравнения, наблюдения, анализа полученных результатов, определние последовательности и связи рассуждений, грамотном построении проекта; побуждении к дискуссии, развитие умения доказывать свою точку зрения, выделять главное, делать логичные выводы, опираясь на известные факты и теории; воспитывать умение оценивать свои действия, правила выполнения действий на уровне ретроспективной оценки.
3) Коммуникативные УУД
Умение работать в группе; доказывать окружающим свою точку зрения, объяснять свой выбор группы, учитывать мнения других; воспитывать умение формулировать вопросы и задания, задавать их оппонентам; организовывать сотрудничество и сотворчество с членеми группы и оппонентами.
4) Предментные УУД
Умение пользования основными химическими понятиями, приведенными в программе курса; знание и выполнение техники безопасности при работе на занятиях кружка и дома; знание названий и назначения лабораторной посуды и оборудования, используемых на кружке; умение наблюдения химических реакций и проведение анализа и обсуждения полученных наблюдений; умение формировать простейшие выводы из полученных наблюдений с привлечением знаний, полученных в процессе обучения.
Содержание изучаемого курса
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
1. интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
2. использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;
3. акцент на практические виды деятельности;
4. отказ от обязательных домашних заданий;
5. обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.
Занятия рассчитаны для проведения раз в неделю, всего 34 занятия за учебный год.
1. Введение. (1 ч)
Знакомство с химией. Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться?
2-4. Знакомство с химической лабораторией. (3 ч)
Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой. Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический стакан, колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка, штатив. Лабораторные опыты «Правила безопасности при работе в химической лаборатории. Приемы обращения с лабораторной посудой и оборудованием».
5-6. Химические вещества и физические тела. (2 ч)
Воспользовавшись основными способами познания окружающего мира (наблюдением, анализом) проанализируем, из чего состоят физические тела, как распознать вещества, создаем «портреты» веществ. Настольная игра «Создаем портрет вещества». (портрет вещества: агрегатное состояние, цвет, запах, применение человеком). Описание физических свойств веществ. Агрегатные состояния веществ. Форма веществ в разных агрегатных состояниях. Лабораторные опыты «Знакомство с физическими свойствами знакомых веществ. Их описание». Демонстрация веществ в разных агрегатных состояниях.
7-10. Химические реакции и физические явления (4 ч).
Химические и физические явления. Физические явления. Лабораторные опыты: сгибание стеклянной трубочки при нагревании, плавление парафина и формование свечи, лепка из пластилина. Признаки химических реакций. Лабораторные опыты: Изменение цвета вещества, выделение газа, выделение тепла и света, выпадение осадка, как признаки реакций.
Кислоты и щелочи. Понятие о кислотности среды. Индикаторы. Лабораторные опыты: Наблюдение за изменением окраски индикаторов в разной среде. Работа над проектом «Химические индикаторы»
11-13. Дом, в котором живут элементы. (3 ч)
Периодическая система. Изучение строения Периодической таблицы, и элементами. Знакомство с понятиями: химический элемент, период, группа, порядковый номер элемента, атомная масса. Поиск химических элементов по их порядковому номеру (номер квартиры), номеру группы (номер подъезда), номеру периода (номер этажа). Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (водород, углерод, азот, кислород, сера). Работа над проектом: «Дом, в котором живут элементы»
14-15. Строение вещества. Атомы и молекулы. (2 ч)
Изучение строения веществ. Молекулы и атомы. Лабораторный опыт: Изготовление моделей молекул с помощью коллекции моделей атомов. Лабораторный опыт: Изготовление моделей молекул простых веществ с помощью пластилина.
16-18 Вещества простые и сложные (3 ч).
Формы существования химического элемента. Понятие о простых и сложных веществах. Понятие о химической формуле вещества. Характеристика вещества по молекулярной формуле. Лабораторный опыт: Изготовление моделей молекул сложных веществ с помощью пластилина. Проект: «Создание моделей молекул сложных веществ».
19-22. Чистые вещества и смеси. (4 ч)
Почва, вода, воздух – смеси веществ. Изучаем способы разделения веществ. Лабораторные опыты: фильтрование, выпаривание, дистилляция, кристаллизация, хроматография на бумаге. Демонстрация природных и искусственных смесей.
Работа над проектами: «Выращивание кристаллов».
23-24. Изучение свойств воздуха (2ч)
Физические свойства газов. Что представляет собой воздух? Физические свойства воздуха. Состав воздуха. Кислород – источник жизни на Земле. Демонстрация экспериментов, подтверждающих физические свойства воздуха. Состав воздуха. Лабораторные опыты: изучение состава воздуха, получение кислорода и изучение его свойств. Окисление веществ на воздухе.
25-26. Поговорим об углекислом газе. (2ч)
Что мы знаем об углекислом газе и где его можно встретить? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания (беседа с учениками).
Демонстрационный опыт «Углекислый газ» – получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар. Лабораторный опыт «Получение углекислого газа и изучение его свойств».
27-30 Чудесная жидкость – вода (4 ч).
Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе, откуда она берется и куда исчезает (круговорот воды на Земле).
Чистая и природная вода. Дистиллированная вода. Демонстрация: вода в разных агрегатных состояниях. Лабораторные опыты «Исследование качества воды»
31-33. Работа над проектами по изучению свойств различных веществ.
34 Защита проектных работ.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Основы химии | ||
1 | Вводное занятие «Знакомство с химией» | 1 |
2-4 | Знакомство с химической лабораторией. | 3 |
5-6 | Химические вещества и физические тела. | 2 |
7-10 | Химические реакции и физические явления. | 4 |
11-13 | Дом, в котором живут элементы | 3 |
14 - 15 | Строение вещества. Атомы и молекулы. | 2 |
16 -18 | Вещества простые и сложные. | 3 |
19-22 | Чистые вещества и смеси. | 4 |
23-24 | Изучение свойств воздуха. | 2 |
25-26 | Поговорим об углекислом газе. | 2 |
27-30 | Чудесная жидкость – вода. | 4 |
31-34 | Работа над проектами по изучению свойств различных веществ. | 4 |
Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение курса.
1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия 5-6 классы, М.: Дрофа, 2011
2. Ольгин О.М. Опыты без взрывов.-М.: Химия, 2001
3. Ольгин О. Чудеса на выбор. Забавная химия для детей. – М.: Изд дом Мещерякова, 2010
4. Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.- СПб: Крисмас+, 2006
5. Аликберова Л. Занимательная химия, М.: АСТ-Пресс, 2010
Материально – техническое обеспечение курса
Изучение курса осуществляется на базе кабинета химии.
Приложение 1.
Тематическое планирование
Внеурочная деятельность «Основы химии»
7 класс
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Форма работы на уроке | Эксперимент |
Введение (1 ч) | ||||
1 | 1 | Знакомство с химией. | Рассказ учителя, беседа, просмотр видеоролика. | |
Знакомство с химической лабораторией (3 ч) | ||||
2 | 1 | Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой. | Рассказ учителя, рисование знаков по технике безопасности в кабинете химии. Оформление выставки «Правила ТБ от 7 класса». | Демонстрация посуды и оборудования. |
3 | 2 | Знакомство с химической посудой и оборудованием. | Рассказ учителя, рисование посуды и оборудования с помощью трафарета, выполнение лабораторных опытов (работа с пробиркой, спиртовкой, штативом, держателем, нагревание жидкости) | Лабораторные опыты «Правила безопасности при работе в химической лаборатории. Приемы обращения с лабораторной посудой и оборудованием». |
4 | 3 | Знакомство с химической посудой и оборудованием. | Рассказ учителя, рисование посуды и оборудования с помощью трафарета, выполнение лабораторных опытов (работа с пробиркой, спиртовкой, штативом, держателем, нагревание жидкости) | Лабораторные опыты «Правила безопасности при работе в химической лаборатории. Приемы обращения с лабораторной посудой и оборудованием». |
Химические вещества и физические тела (2 ч) | ||||
5 | 1 | Химические вещества и физические тела. | Наблюдение и описание физических свойств знакомых веществ (поваренная соль, сода, железо, медь, алюминий, уксус, сахар). Оформление выставки «Портреты веществ». | Лабораторные опыты «Знакомство с физическими свойствами знакомых веществ. Их описание». |
6 | 2 | Агрегатные состояния веществ. Форма веществ в разных агрегатных состояниях. | Рассказ учителя. Беседа. Наблюдение. Описание свойств веществ в разных агрегатных состояниях. | Демонстрация веществ в разных агрегатных состояниях. |
Химические реакции и физические явления (4 ч) | ||||
7 | 1 | Физические явления. | Беседа. Выполнение лабораторных опытов. Наблюдение. Анализ выполненной работы, формулировка выводов. | Лабораторные опыты: сгибание стеклянной трубочки при нагревании, плавление парафина и формование свечи, лепка из пластилина. |
8 | 2 | Химические реакции | Изучение правил техники безопасности при работе с реактивами (инструктаж). Выполнение лабораторных опытов. Наблюдение. Анализ выполненной работы, формулировка выводов. | Лабораторные опыты: Изменение цвета вещества, выделение газа, выделение тепла и света, выпадение осадка, как признаки реакций. |
9 | 3 | Кислоты и щелочи. Понятие о кислотности среды. Индикаторы. | Изучение правил техники безопасности при работе с реактивами (инструктаж). Выполнение лабораторных опытов. Наблюдение. Анализ выполненной работы, формулировка выводов. | Лабораторные опыты: Наблюдение за изменением окраски индикаторов в разной среде. |
10 | 4 | Работа над проектом «Химические индикаторы» | Поиск информации для выполнения проекта, его оформление. Работа в компьютерном классе, библиотеке. | |
Дом, в котором живут элементы (3 ч) | ||||
11 | 1 | Периодическая система. | Рассказ учителя. Упражнение в определении места химического элемента в периодической системе. | |
12 | 2 | Периодическая система. | Рассказ учителя. Упражнение на заучивание знаков химических элементов. Поиск информации об этимологии названий химических элементов. | |
13 | 3 | Работа над проектом: «Дом, в котором живут элементы» | Поиск информации для выполнения проекта, его оформление. Работа в компьютерном классе, библиотеке. | |
Строение вещества. Атомы и молекулы (2 ч) | ||||
14 | 1 | Изучение строения веществ. Молекулы и атомы. | Рассказ учителя. Просмотр видеороликов. Моделирование. | Лабораторный опыт: Изготовление моделей молекул с помощью коллекции моделей атомов. |
15 | 2 | Изучение строения веществ. Молекулы и атомы. | Работа в компьютерном классе, библиотеке. Моделирование. | Лабораторный опыт: Изготовление моделей молекул простых веществ с помощью пластилина. |
Вещества простые и сложные (3 ч) | ||||
16 | 1 | Формы существования химического элемента. Понятие о химической формуле вещества | Рассказ учителя. Записи в тетради. Упражнение в написании химических формул веществ. | |
17 | 2 | Характеристика вещества по молекулярной формуле. | Работа по плану характеристики вещества по молекулярной формуле.. | |
18 | 3 | Проект: «Создание моделей молекул сложных веществ». | Работа над проектом. Оформление выставки «Модели веществ» | Лабораторный опыт: Изготовление моделей молекул сложных веществ с помощью пластилина. |
Чистые вещества и смеси (4 ч) | ||||
19 | 1 | Смеси веществ. | Просмотр презентации. Беседа. Формулировка выводов. | Демонстрация природных и искусственных смесей. |
20 | 2 | Способы разделения веществ. | Поиск информации в сети интернет и библиотеке. Выполнение лабораторных опытов. | Лабораторные опыты: фильтрование, выпаривание, дистилляция, кристаллизация, хроматография на бумаге. |
21 | 3 | Способы разделения веществ. | Поиск информации в сети интернет и библиотеке. Выполнение лабораторных опытов. | Лабораторные опыты: фильтрование, выпаривание, дистилляция, кристаллизация, хроматография на бумаге. |
22 | 4 | Проект: «Выращивание кристаллов». | Работа над проектом. Оформление выставки выращенных кристаллов. | |
Изучение свойств воздуха (2 ч) | ||||
23 | 1 | Воздух. | Просмотр презентации и видеофрагментов. Выполнение лабораторных опытов. Формулировка выводов. | Демонстрация экспериментов, подтверждающих физические свойства воздуха. Лабораторные опыты: изучение состава воздуха |
24 | 2 | Кислород. | Просмотр презентации и видеофрагментов. Выполнение лабораторных опытов. Формулировка выводов. | Лабораторные опыты: получение кислорода и изучение его свойств. |
Поговорим об углекислом газе (2 ч) | ||||
25 | 1 | Углекислый газ. | Просмотр презентации и видеофрагментов. Беседа. Формулировка выводов. | Демонстрация: получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар. |
26 | 2 | Углекислый газ. | Беседа. Выполнение лабораторных опытов. Формулировка выводов. | Лабораторный опыт «Получение углекислого газа и изучение его свойств». |
Чудесная жидкость – вода (4 ч) | ||||
27 | 1 | Агрегатное состояние воды. | Просмотр презентации и видеофрагментов. Беседа. Формулировка выводов. | Демонстрация: вода в разных агрегатных состояниях. |
28 | 2 | Вода в природе. | Просмотр презентации и видеофрагментов. Беседа. Формулировка выводов. | |
29 | 3 | Использование воды человеком. | Просмотр презентации и видеофрагментов. Беседа. Формулировка выводов. | Лабораторные опыты «Исследование качества воды» |
30 | 4 | Проект «Уникальное вещество – вода» | Работа в компьютерном классе, библиотеке. Оформление газеты. | |
Работа над проектами по изучению свойств различных веществ (4 ч) | ||||
31 | 1 | Работа над проектами по изучению свойств различных веществ | Работа в компьютерном классе, библиотеке. Оформление продукта проекта. | |
32 | 2 | Работа над проектами по изучению свойств различных веществ | Работа в компьютерном классе, библиотеке. Оформление продукта проекта. | |
33 | 3 | Защита проектных работ. | Организация работы устного журнала. | |
34 | 4 | Защита проектных работ. | Организация работы устного журнала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Химия 8 класс
Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...
рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.
Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...
Рабочая программа "Химия и военное дело"
В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетском корпусе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.Задачи образовательного и воспитательн...
Рабочая программа "Химия" 9 класс
Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа: химия, 8 класс.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего образования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...