Рабочая программа 8 класс по ФГОС
рабочая программа по химии (8 класс)

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по химии для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass_po_fgos.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М: Дрофа,2010г).

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

  Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и программы курса химии для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (2010 года).

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 4 часа,  практические работы – 5 часов.

         Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.

Цели изучения химии в 8 классе:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

1.Сформировать знание основных понятий и законов химии;

  1. Воспитывать общечеловеческую культуру;

       3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

  • осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

  • рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

  • использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

  • объяснять мир с точки зрения химии:

– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

  • овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

  • умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе  учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы),  где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

        Преобладающей формой  контроля выступают письменный  (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).  

   За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.

Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»

Тематическое планирование по химии, 8 класс,

 (2 часа в неделю, всего 70 часов)

УМК О.С. Габриеляна.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Тема 1.Введение

8

№1. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.

2.

Тема 2.

Атомы химических элементов

11

К.р. №1

3.

Тема 3.

Простые вещества

4

4.

Тема 4.

Соединения химических элементов

13

№3. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного  вещества.

К.р. №2

5.

Тема 5.

Изменения, происходящие с веществами.

11

№4. Признаки химических реакций.

К.р. №3

6.

Тема 6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

19

№5.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Итоговая К.р. №4

7.

Итоговое повторение

4

Итого:

70

                     5

4

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

                   

Поурочное планирование по химии, 8 класс,

(2часа в неделю, всего 70 часов), УМК  О. С. Габриеляна

№ урока по пред-мету

№ урока по теме

Содержание программного материала

Коли-чество ча-сов

Дата

Повторение

Домашнее зада-ние

Задания, формирующие УУД

Использова-ние ИКТ

регуля-тивные

познава-тельные

коммуни-кативные

личностные

Тема 1. Введение в химию (8 часов)

1

1

Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии. Предмет химии. Вещества.

1

Физические свойства, физическое тело

§1,2 упр. 4

Форми-рование понятия о химии и ее роли в жизни человека            

Форми-рование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов, умения работать с книгой и с периодической систе-мой.

Форми-рование умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, умение использо-вать химический язык, умение работать с химичес-кой посудой.

Форми-рование интереса к новому предме-ту.

2

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

1

Физические свойства

§3

Виртуальная лаборатория

3

3

ТБ. Практические работы: №1. «Приёмы

обращения с лабораторным оборудованием»

1

Атом

с.174

Презентация

4

5

4

5

Химия с древности до наших дней.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

2

§4,5

6

7

6

7

Химические формулы. Относительная атомная масса.

Относительная молекулярная масса и массовая доля элемента.

2

Наименьшее общее кратное, атом, молекула

§5,6 упр. 1,4

8

8

Входная проверочная работа

1

Тема 2. Атомы химических элементов (11 часов)

9

10

1

2

Основные сведения о строении атомов.

Изменения в составе ядер атомов химических элементов

2

Атом. Строение ядра атома

§7,8

Форми-рование понятий о строе-нии атома, химической связи и ее видах.

Форми-рование умения работать с книгой, умения интегрировать знания из физики в химию.

Форми-рование умения  слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащими-ся.

Форми-рование интереса

к конкрет-ному химическому элемен-ту, поиск дополнительной информации о нем.

Презентация

11

12

3

4

Строение атомов. Строение электронных оболочек.

2

Электрон Период. Группа

§9, с.52упр.2

Презентация

13

14

5

6

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне.

Ионная связь.

2

§10 упр. 5

с.62

15

16

7

8

Ковалентная неполярная химическая связь.

Ковалентная полярная химическая связь.

2

§11, 12 упр.2с.66

Презентация

17

9

Металлическая химическая связь.

1

§13

Презентация

18

10

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических элементов»

1

§5-13 Повторить основные понятия темы

Презентация

19

11

Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов»

1

Тема 3. Простые вещества (4 часов)

20

1

Простые вещества - металлы и неметаллы

1

Физические свойства

Физические свойства

§14, 15 упр.3

Форми-рование понятия о метал-лах, неметаллах, количестве вещест-ва.

Умение работать с учебни-ком, дополнительной литературой.периодичес-кой систе-мой.

Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его.

Овладе-ние навыка-ми для практи-ческой деятель-ности.

Презентация

21

2

Количество вещества. Моль.

1

Относительная атомная и молекулярная массы

§16, упр.1-3

22

3

Молярный объем газов.

1

Количество вещества

§17, упр.1, 2

23

4

Решение задач по темам: «Количество вещества и молярный объем газов».

1

Количество вещества, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро

§16, 17 упр. 4-5, с.85

Тема 4. Соединения химических элементов (13 часов)

24

1

Степень окисления.

1

§18, упр.1,2

Формирование понятия о степени окисле-ния, классов соединений, чистых вещест-вах и смесях.

Умение работать с учебни-ком, умение сопоставлять, работать с формулами.

Умение работать  в парах, в группах, отвечать на вопросы учителя.

Умение исполь-зовать знания в быту.

Презентация

25

2

Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды. Основания.

1

§19, упр.1 ,4

§20, упр.4-5

26

3

Кислоты. Соли

1

§21, упр.3,5

§22

27

4

Составление формул основных классов соединений

1

§19 - 22, упр.2,3

28

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

1

Повторить основные понятия

29

6

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток

1

Атом. Молекула Физическое тело. Физические свойства

§23

Презентация

30

7

Чистые вещества и смеси.

1

Смеси. Чистые вещества

§24

31

8

Практическая работа №2. «Анализ почвы и воды» Инструктаж ТБ

1

С.181

32

9

Массовая доля компонентов в смеси.

1

Смеси. Чистые вещества

§25, упр. 2, 4, 7

33

10

Решение задач на нахождение массовой доли компонентов смеси.

1

§25

34

11

Практическая работа №3. «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей» Инструктаж ТБ

1

С. 185

35

12

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических элементов».

1

36

13

Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов»

1

§14-25

Повторить основные понятия темы

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

37

1

Физические явления в химии.

1

Способы разделения смесей

§26, упр. 3

Форми-рование понятий о химиче-ских реакци-ях, их типах; умения писать реакции и расстав-лять уравне-ние в химических реакции-ях.

Умение работать с учебни-ком, периодической систе-мой, алгоритмом расстав-ления коэффи-циентов в химических уравне-ниях; умение интегрировать знания из физики в химию.

        

Умение вести диалог, работать в парах, работать с учителем.

Умение интегрировать полученные знания в практи-ческой жизни.

        

Презентация

38

2

Химические явления в химии. Химические реакции.

1

§27

39

3

Химические уравнения. Закон сохранения массы вещества.

1

§28, упр. 2-3

Презентация

40

41

4

5

Расчёты по химическим уравнениям.

2

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем

§29, упр. 2,3

42

43

44

6

7

8

Типы химических реакций.

3

§30-34

Презентация

45

9

Практическая работа №4.

« Признаки химических реакций» Инструктаж ТБ

1

С.183

46

10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

Реакции разложения, соединения, обмена, замещения

§26-34

Повторить основные понятия темы

47

11

Контрольная работа №3. по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

Тема 6. Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (19 часов)

48

1

Растворение как физико-химический процесс. Типы растворов.

1

Ионная связь. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионы

§35

Форми-рование понятий о раство-рах, электро-литической диссоциации, ионных уравне-ниях, кисло-тах, основа-ний, солях, оксидов, окисли-тельно-восстановитель-ных реакци-ях.

Формирование умения работать с учебником, алгоритмами составления ионных уравнений и расстановки коэффи-циентов в окисли-тельно-восстановитель-ных реакции-ях.

Формирование умения работать индивидуально и в парах, сотрудничать с учителем, умение задавать вопросы.

Формирование умения интегрировать знания о расство-рах,  кисло-тах, основа-ниях, солях и оксидах в повсед-невную жизнь.

Презентация

49

2

Электролитическая диссоциация

1

Кислота

§36, 37, упр. 1, 4, 5

Презентация

50

51

3

4

Ионные уравнения реакций

2

Основание

§38, упр.2, 5

С.237

 

Презентация

52

5

Кислоты в свете ТЭД

1

§39, упр. 3, 4

Презентация

53

6

Основания в свете ТЭД

1

§40, упр. 3, 5

54

7

Оксиды, их классификация и свойства.

1

§41упр. 3

55

8

Соли, их свойства.

1

§42 упр. 2,5

56

57

9

10

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

1

§43, упр. 2-4

Презентация

58

111

Практическая работа №6. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». Инструктаж ТБ

1

С.241

59

12

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение и растворы».

1

Повторить понятие об ионных реакциях

60

61

13

14

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

2

§44 упр. 1,7

62

15

Свойства простых и сложных веществ в свете ТЭД и ОВР

1

Повторить понятие об ионных реакциях

63

16

Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме: «ОВР» Инструктаж ТБ

1

С.242

64

17

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов, ионные уравнения, ОВР».

1

Повторить основные понятия темы

65

18

Итоговая контрольная работа №4 за курс химии 8 класса

1

66

19

Анализ итоговой контрольной работы.

2

С.244

Итоговое повторение

67

68

1

2

Портретная галерея великих химиков.

69

70

3

4

Итоговое повторение

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....

рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому

Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...

Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)

Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.

Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...

Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс (для неделимых классов).

Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО предназначена для неделимых классов, учитывает интересы, как мальчиков, так и девочек. Составлена на 70 часов, по ...

Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"

Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...

рабочая программа по литературе (ФГОС) по программе Г.С. Меркина для 5-9 классов

Данная рабочая программа будет полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-9 классах по программе Г.С. Меркина (ФГОС)....