Статья "Педагокика и сотрудничество"
статья по химии (8 класс)
Современный учитель. Каким он должен быть? Вот вопрос на который я попытаюсь ответить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика и сотрудничество.
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь и любить тех,
кому преподаешь»
В.О. Ключевский
Современный учитель. Каким он должен быть? Какие требования предъявляет к нему информационный век и пытливый глаз ребенка?
На этот вопрос не раз отвечали великие ученые – дидакты: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция – неотъемлемые качества учителя. Но каждый педагог ищет и свои приоритеты. Для меня важна успешность моих учеников, реализация их возможностей.
В каждом человеке заложен творческий потенциал. Дать ученику возможность осознать значимость события на уроке (открытие нового элемента, решение экспериментальных задач и уравнений, создание химических формул и т.д.) - вот моя ежедневная задача. Как уйти от цепочки «непонятно – неинтересно - скучно»? Ответ найден: быть организатором процесса обучения, взаимопонимания, сотрудничества – стать для ученика консультантом, помощником. Преподавание химии обязывает учителя не только владеть предметными знаниями, методическими приемами и современными педагогическими технологиями, но и применять их на практике, моделируя и анализируя различные педагогические ситуации.
Так, за 19 лет работы учителем химии у меня сложилась система приемов и наиболее результативных технологий, с которыми хочу вас познакомить. Наиболее перспективными считаю: ИКТ, проблемное и проектное обучение. В основу применяемых на уроке технологий важно включить элементы «демократических взаимоотношений». Для этого разработала пять основных правил:
- Обеспечение минимального успеха.
Создавать необходимые педагогические условия для того, чтобы ученики усвоили стандарты образования через создание равных возможностей для успешного обучения. Вот он, первый минимальный успех учащихся. А далее через поиск самопознания в процессе творчества и сотрудничества добиваться максимального успеха. Мотивировать ученика с позиции «не хочу и не могу» на «хочу и могу». Для обеспечения поддержки ученика ( в частности, формирования в нем веры в свои силы и возможности), успешного продвижения его от урока к уроку создана карты учета достижений, где отмечены проблемы и пути решения, а главное - положительный результаты, успехи: удачные публичные выступления, участие и победы в конкурсах, олимпиадах, выполнение творческих заданий и проектов. Таким образом, ребенок может отслеживать свои шаги по лестнице «успешности» по предмету. В конце года подводятся итоги на школьном фестивале «Путь к успеху».
- Совмещение интересов.
Осуществлять педагогический процесс нужно через общение учителя и ученика. Необходимо уйти от авторитаризма, когда учитель навязывает свои требования ученику, но все- таки обиваться выполнения собственных требований. «Дешевый» авторитет не позволит получить качественного результата обученности. Урок - область пересечения интересов все участников процесса. Одни ученики - практики, другие - теоретики. Выявить это на первых уроках не сложно, а дальше можно предлагать первичное закрепление в области интереса. Поверив в свои силы, ребенок сам продвигает себя на порядок выше в овладении знаниями. Увлечения учителя могут стать и примером для учеников. Так , например, поиск синтеза веществ для выращивания кристаллов- это мое хобби, которое увлекло и учащихся, ставших учителями, врачами, инженерами - технологами.
- Исключение принуждения.
Обеспечить учащимся дифференцированное образование, в зависимости от их потребностей и интеллектуальных способностей. Определить обязательный объем содержания учебного материала. Предоставить учащимся выбор и формы контроля предметных знаний в виде опорного конспекта, кластера, презентации, творческой работы, теста, проекта.
Например:
По теме «Полимеры» предлагаю научное исследование.
По теме «Вода» составляют кластеры.
По теме «Кинетика химических реакций» пишут тест.
По теме «Белки» выполняют творческую работу
- Контролируемое доверие.
Необходимо определить, кого из учеников нужно контролировать ежеурочно, а кого периодически. Причем критерием разделения учащихся по этим условным группам должна быть не успеваемость детей , а регулярность выполнения ими заданий. Следует использовать синтез самооценки и самоанализа и оценки работы учащихся при выполнении индивидуальной работы, при подготовке домашнего задания, для воспитания личностных качеств, как ответственность, добросовестность. Нужно создать группу единомышленников среди учеников, они и станут лидерами, которые будут выступать инициатором учебно-воспитательной деятельности по предмету.
- Развитие интересов.
Наша задача - совместить интересы учащихся в урочной и внеурочной деятельности, расширить зону ближайшего развития ребенка, показать красоту науки, соединить научное содержание с практической направленностью, показать перспективу современной науки, участвовать совместно с учащимися в учебных проектах по предмету, интегрировать знания с другими науками, содействовать самоопределению выпускника. Мой интерес лежит в плоскости химической науки, интеграции предметов естественно-научного цикла и гуманитарного: посещение музеев, лабораторий, встречи с людьми, чьи профессии основаны на химической науке.
Химия для меня - любовь, тайна, интерес, жизнь, сотрудничество, история, будущее, профессия, мастерство, успех учащихся, общение, результат, знания.
Надеюсь, эта цепочка не прервется и для моих учеников. А для этого вновь обращаюсь к уроку. Особое внимание уделяю рефлексивному подходу как отправной точке к саморазвитию. Ребенок, а тем более подросток, должен знать, зачем ему это знание? Постоянный поиск фактов, событий, находящихся в среде интересов ученика, помогает сформулировать цель, выстроить ход урока. Добиваюсь активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний. Каждый мой ученик всегда знает, что необходимо сделать, и может построить для себя маршрут по своей лестнице успеха. Моя одноклассница однажды сказала, что ни за что не отдаст своего ребенка ко мне учиться.
- Почему?
- Он безумно будет любить химию, как ты!
Я считаю эти слова признанием моей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса
Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса Это презентация к моему выступлению на заседании педагогического совета. В своём выступлении я раскрыла вопрос...
Применение КСО на уроках математики через приём учебного сотрудничества
Изложенный материал будет интересен специалистам, работающим в классах с разным уровнем подготовки учащихся, отличающихся по национальному и социальному составу, и поможет им предупреждать неизбежные ...
Я+они=МЫ(ученическо-учительское сотрудничество)
Рассказывается об ученическо-учительском сотрудничестве, когда работа в классе строится по принципу сотрудничества, равенства, я - часть этого ученического коллектива, я – вместе с ними, я – как они....
Сотрудничество с родителями
Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная воспитанников и их родителей, не создав ...
Проектная работа на тему: «Сотрудничество педагога дополнительного образования и концертмейстера с родителями воспитанников».
Как известно,сотрудничество педагога и концертмейстера с родителями их воспитанников играет важнейшую роль в работе с любым детским или юношеским коллективом.От участия родителей зависит ...
Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно
Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...
Технология сотрудничества. Ролевая игра - одна из форм технологии сотрудничества.
Технология сотрудничества – технология успеха, т.к. стимулирует обучающихся к общению на иностранном языке, дает им возможность речевой практики, повышает мотивацию к изучению языка....