ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Виды изомерии в органической химии».
план-конспект урока по химии (10 класс)
Цели для ученика 1.Углубить знания об изомерии, изомерах, гомологии, гомологах. 2. Отработать навыки конструирования молекул веществ. 3. Закрепить знания о химической номенклатуре органических веществ. | Цели для учителя Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Развивающие: учащиеся становятся активными участниками урока; устанавливают логические связи между элементами учебного материала. Воспитательные: формируются толерантные отношения при выполнении парной и групповой работы |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izomeriya_tehnol_karta.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока «Виды изомерии в органической химии». 10 класс. УМК Габриеляна О.С.
Цели для ученика 1.Углубить знания об изомерии, изомерах, гомологии, гомологах. 2. Отработать навыки конструирования молекул веществ. 3. Закрепить знания о химической номенклатуре органических веществ. | Цели для учителя Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Развивающие: учащиеся становятся активными участниками урока; устанавливают логические связи между элементами учебного материала. Воспитательные: формируются толерантные отношения при выполнении парной и групповой работы |
Тип урока: УОНЗ | Форма урока: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Имеющиеся понятия: изомерия, изомер, гомология, гомолог, общие формулы орг. веществ. | Новые понятия: виды изомерии:
Цис-, транс-изомерия, хиральный атом углерода. |
Планируемые результаты обучения | Личностные: Умение проводить самооценку, учебную мотивацию, определение границ собственного знания и незнания. Метапредметные: Умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативность, самостоятельность. Предметные: Выучить определения «Изомерия», «Изомеры», научиться составлять формулы изомеров и отличать их от гомологов. |
Формы контроля усвоения предметного содержания: изготовление моделей молекул органических в-в из пластилина и спичек, составление формул изомеров в тетради, номенклатура органических веществ. | Домашнее задание: п.2 (вторая часть), вопросы после параграфа, задания на карточках в тетрадь. |
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
1 мин. | Приветствует обучающихся, настраивает на работу: «Все готовы? Материалы для урока есть у всех?» | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Прием «Доволен- не доволен». Обучающиеся заранее пишут на листе:». Мне понравится этот урок или не понравится». Во время этапа. Рефлексии они сравнивают желаемое и полученные впечатления занятия. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
3 мин. | Просит разложить слово «Изомер» на составные части. Показывает с помощью проектора структурные формулы нескольких орг. в-в с одинаковой молекулярной формулой и разными физич. свойствами (Ткип.). | Один из обучающихся раскладывает слово на части на доске. Если может, объясняет смысл частей слова. С помощью учителя формулируют тему урока, составляют основной план изучения темы. | Просмотр и анализ формул в-в на экране. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели, формулировка проблемы. Коммуникативные: сотрудничество в поиске ответов на поставленные вопросы. Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому знанию. Регулятивные: определение цели учебной деятельности. |
5 мин. | Предлагает обучающимся сформулировать определение термина «изомерия», какие вещества называются изомерами, в чем причина изомерии известных им углеводородов. | Обучающиеся формулируют определение изомерии, как пример наводят два углеводорода н-бутан и изо-бутан, называют их физ. свойства, используя записи в тетрадях или данные таблицы на стр.26 учебника. | Беседа (прием «Терминологический бой»). | Познавательные: построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: анализ условия задания, планирование и поиск путей решения проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
5 мин. | Представляет на экране проектора схему «Виды изомерии», предлагает перенести ее в тетрадь. Ниже под схемой находятся определения структурных и пространственных(стерео) изомеров. | Переносят схему в тетрадь и определения в тетрадь. | Индивидуальная работа. | Познавательные: построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: анализ условия задания, планирование и поиск путей решения проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
15 мин. | Рассматривает ТРИ вида структурной изомерии:
Вопрос-задание:» Найдите в молекулах 2-метилбутана и 2, 2-диметилпропана первичный, вторичный и третичный атомы углерода». Должны знать, так как это материал предыдущей темы. Вопрос:» Если физические свойства изомеров бутана различны, то будут ли различны и химические свойства?» Ответы обучающихся: Да и Нет. Правильный ответ: «Химические свойства не должны различаться, так как это в-ва одного класса-Алканы»
–кратной связи на примере бутина-1 и бутина-2; –положения заместителей на примере 1-бромбутана и 2-бромбутана; –положения функциональной группы на примере бутанола-1 и бутанола-2 (предлагает составить структ. формулы самостоятельно). Перед объяснением «Межклассовой изомерии» просит обучающихся назвать общие формулы Алканов, Алкенов и Циклоалканов. На примере гексена и циклогексана, этанола и диметилового эфира объсняет явление межклассовой изомерии. Спрашивает у обучающихся: «Будут ли отличатся физ. и хим. свойства у межклассовых изомеров и как сильно?» Акцентирует внимание обучающихся, что для понимания пространственной изомерии нужно хорошо развитое трёхмерное представление пространства. На экране определение геометрической изомерии: »Геометрическая изомерия х-на для для соединений, содержащих двойные связи и циклы, в результате чего свободное вращение атомов углерода относительно двойной связи или цикла». Как пример: бутен-2: его цис- и транс- изомеры. «Сравните структурные формулы бутена-1 и бутена-2, учитывая углы в связях» Оптическую изомерию объясняет на примере 2-аминопропановой кислоты. На экране ее пространственное строение. Объясняет какой атом углерода называется ассиметричным (хиральным)..Предлагает собрать две модели в-ва двум обучающимся за одной партой, чтобы они отличались положением заместилей в пространстве. Рассказывает интересный факт, что в природе доминируют цис-изомеры. Как сказал один известный химик:»В борьбе за выживание победили цис-изомеры». Обучающимся предлагается подумать над вопросами «Полезен ли маргарин?» и «Почему природный каучук более износоустойчив, чем искусственный?» Вопрос:» Почему 3-аминопропановая к-та не обладает оптической активностью?» Вопрос:» Какой достаточно простой галогензамещенный углеводород на основе метана должен обладать оптической изомерией?» | 1)Строят в тетради «скелет» молекул. Собирают из пластилина и спичек шаростержневые модели 2-метилбутана и 2,2-диметилпропана или, хотя бы, «скелеты». 2) -заносят в тетрадь формулы бутина-1 и бутина-2; -1-бромбутана и 2-бромбутана; -самостоятельно составляют формулы бутанола-1 и бутанола-2. Переносят в тетрадь формулы гексена и циклогексана, этанола и диметилового эфира с указанием классов в-в. Записывают в тетрадь определение и заносят формулы цис-бутена-2 и транс-бутена-2. Собирают модели цис-бутена-2 и транс-бутена-2 и убеждаются в невозможности вращения атомов углерода относительно (=)связи. Рисуют структ. ф-лы и приходят к выводу, что молекула бутена-2 может быть изображена двумя способами. . Записывают в тетрадь формулу 2-аминопропановой кислоты. Собирают модели молекул Обучающиеся достаточно легко приходят к выводу, что в маргарине много транс-изомеров, а природный каучук состоит в основном из цис-изомеров. Ответ обучающихся:» Нет ассиметричного атома углерода» Обучающиеся достаточно легко находят ответ. Например бромфторхлорметан. | Получают оборудование и материалы, организуют рабочее место. Проводят мини-исследования. Сообщают в группе (соседу по парте) о своих наблюдениях, записывают выводы в тетрадь. | Предметные: проводить исследование, описывать происходящее, устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные: обобщать полученные данные, делать выводы. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Регулятивные: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели. |
11 мин. | 1)Предлагает выполнить ряд заданий на карточках, которые раздаёт по вариантам. На карточках задания:»Установи соответствие: Формула-название». 2)Организует через 6-8 минут взаимопроверку: впередисидящий проверяет задание сзадисидящего. 3)Комментирует допущенные ошибки. | 1)Выполняют задания на закрепление материала урока. Ответы выглядят примерно так 1-А, 2-Б т. д. 2)проверяют выполнение заданий своими товарищами и ставят предварительные оценки. | Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. | Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее конкретных способов решения заданий. Коммуникативные: оценка деятельности одноклассников. Личностные: осознание личностной значимости владения методами научного познания. Регулятивные: оценивать степень достижения цели и степень усвоения темы. |
3 мин. | Сообщает домашнее задание, раздает карточки с письменным заданием. После ознакомления обучающимися, комментирует и отвечает на поставленные вопросы.В карточках для домашнего задания есть вопрос «Какое в-во лишнее в данном перечне?» Ответ:» Среди изомеров есть формула гомолога» | Записывают задание в дневник, знакомятся с заданиями на карточках. Если что-то непонятно-спрашивают учителя. | Индивидуальная работа. | Личностные: демонстрируют ответственное отношение к труду. |
2 мин. | Подводит итог занятия, отмечает удачные ответы, оценивает наиболее успешных обучающихся, спрашивает мнение обучающихся о проведенном занятии. | Высказывают своё мнение о занятии, слушают оценку своей работы, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Фронтальная беседа | Личностные: смыслообразование, умение высказывать личное мнение. Регулятивные: уметь оценивать себя и других. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение видеть в своей деятельности положительные и отрицательные моменты. |
Информационные источники.
1) Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. С-Пб, Каро, 2001.
2) Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии.10 класс. Москва, Вако, 2008.
2) Хрушков А.С. Практикум по химии. СD-ROM. Москва, ООО «Новый диск», 2008-2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Виды корней и типы корневых систем»
Технологическая карта для самостоятельной работы учащихся....
Технологическая карта урока "Виды химической связи" 11 класс (профиль)
Технологичсекая карта составлена для изучения программного материала по типам связи в профильном классе, с применением групповой формы работы....
Технологическая карта урока "Виды компьютерной графики"
Технологическая карта урока "Виды компьютерной графики" с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока "Виды глагола".
Предлагаемый материал содержит конспект урока в виде технологической карты и презентацию к нему. Урок построен по принципу здоровьесберегающих технологий....
Технологическая карта урока "Виды глагола"
Предлагаемый материал содержит технологическую карту. Русский язык 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012....
Технологическая карта урока "Виды химической связи" химия 8 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока «Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений". 10 класс (профильный уровень).
Технологическая карта урока « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединени" была разработана ...