Методическая разработка урока химии по теме "Скорость химической реакции и факторы, влияющие на нее" (9 класс)
план-конспект урока по химии (9 класс)
Углубленное изучение химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mru_skorost_himicheskoy_reaktsii_i_faktory_vliyayushchie_na_nee.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс - углубленное изучение
Тема: Скорость химической реакции и факторы, влияющие на нее.
Автор: Русинова Татьяна Михайловна
Цели и задачи: расширить и углубить знания учащихся о скорости химической реакции и факторах, влияющих на нее, продолжить формирование навыков исследовательской деятельности в рамках практико – ориентированного обучения, продолжить формирование универсальных учебных действий – познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Оборудование: - бутылка с газированной водой фабричной расфасовки;
- статья о Чернобыльской трагедии, журнал «Вокруг света»,
2006г, №4
Приборы и реактивы для лабораторных работ: пробирки, спиртовки, спички, держатели, шпатели, химические стаканы, цинк - гранулы, железо - гранулы, гидроперит в таблетках, растворы серной, соляной, ортофосфорной кислот 1% и 10%, кусочки сырого картофеля, оксид марганца (IV), оксид меди.
Оформление доски:
Слева: Нужно ли управлять скоростями реакций?
Если да, то как?
Справа: математические выражения скоростей гомогенной и гетерогенной
реакции
Середина:
Фактор, влияющий на Vр. | Уравнения реакций лабораторных экспериментов | Выводы |
1.Природа реагирующих веществ | ||
2. Концентрация | ||
3.Температура | ||
4.Катализаторы |
*Содержание таблицы заполняется по ходу урока.
План урока.
- 5 мин. Актуализация знаний: на прошлом уроке мы познакомились с понятием скорости химической реакции, где применяется скорость реакции в практической деятельности человека. Дайте понятие скорости реакции (1 уч-ся – отвечает, 2-ой – записывает формулы на доске).
- В процессе сегодняшней работы нам предстоит ответить на вопросы,
представленные на доске: Нужно ли управлять скоростями реакций?
Если да, то как?
- Зачитать отрывок статьи о Чернобыле: «26 апреля 1986г. в 1 час 23 минуты 58 секунд серия взрывов разрушила реактор и здание 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. Высокий радиационный фон был зарегистрирован в 14 странах. Меньше чем за неделю Чернобыль стал проблемой всего мира. До сих пор многие цифры держат в тайне, так как они чудовищны. СССР послал на место катастрофы 800 тысяч солдат срочной службы и ликвидаторов. По данным Минздрава, с 1990 по 2003 год 8553 ликвидатора умерли – по два человека в день. В радиусе 30 километров от эпицентра взрыва – зона отчуждения, где никто не живет до сих пор. В зоне обнаружены радиоактивные изотопы, период полураспада которых 24 000 лет. Что же явилось причиной катастрофы? – Ошибок в проектировании нет, причина – неуправляемая термоядерная реакция, вышедшая из-под контроля из-за нарушений правил эксплуатации реактора».
В чем проблема? Как эта информация связана с темой урока?
(Неуправляемые реакции на производствах могут привести к
катастрофам).
4. А теперь попытаемся ответить на вопрос – как? Перед вами бутылка с
газированной водой. Какие химические вещества находятся в
бутылке? (Вода и угольная кислота). Открываю бутылку - что
происходит? (Реакция разложения угольной кислоты на воду и
углекислый газ).
Как долго будет выделяться газ? – Скорость разложения будет
уменьшаться по мере уменьшения концентрации угольной кислоты.
Как можно управлять этой реакций? (Факторы, влияющие на скорость:
концентрация, температура, катализаторы) на скорость реакции
влияет, безусловно, природа реагирующих веществ. Заполняется
первый столбец таблицы.
- 5 мин. Лабораторные опыты. Итак, какую гипотезу можно сформулировать? – на скорость реакции влияют указанные в таблице факторы. Вам предстоит выполнить разнообразные лабораторные эксперименты, которые позволят сделать выводы, доказывающие или опровергающие гипотезу. На столах у учащихся – оборудование и рекомендации по выполнению исследований.
Не забывать о правилах техники безопасности:
- с реактивами работать над столом, аккуратно, не торопясь,
- попавшие на руки вещества смыть водой, сообщить учителю,
- в опытах с нагреванием помнить о правилах нагревания, греть пробирку в верхней части пламени, предварительно прогрев ее всю.
Через 5 минут каждая исследовательская группа представляет свой отчет классу.
- 8 мин. Отчеты групп по экспериментам: 1 учащийся – на доске записывает уравнения, 2-ой - с места объясняет суть опыта, результаты и выводы.
1-2) природа реагирующих веществ – цинк активнее, чем железо, поэтому и скорость реакции с ним больше. Вывод: на скорость реакции влияет природа реагирующих веществ. Гипотеза подтвердилась.
- цинк с 10%-ной серной кислотой взаимодействует активнее, чем с 15%-ной, так как число эффективных столкновений частиц больше. Вывод: концентрация реагирующих веществ прямо пропорциональна скорости реакции. Гипотеза подтвердилась.
4) оксид меди с серной кислотой реагирует активнее при нагревании, так как при нагревании частицы движутся быстрее. Вывод: при нагревании скорость реакции увеличивается. Гипотеза подтвердилась.
- неорганический катализатор ускоряет реакцию разложения пероксида водорода больше, чем органический. Вывод: катализаторы ускоряют скорость реакций и обладают разной каталитической активностью. Гипотеза подтвердилась.
7. 2 мин. Общий вывод занятия: итак, сегодня нам удалось сделать ряд открытий, которые были уже сделаны, к сожалению, до нас в середине 19 века, что никак не умаляет их значения; на скорость реакции влияет ряд факторов, их подбором можно управлять реакциями. (А так же выявить закономерности влияния того или иного фактора, чем мы и займемся на следующем занятии).
Приведите в порядок рабочее место. Всем спасибо.
Задания для лабораторных опытов.
9 класс
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА НЕЕ.
Лабораторный опыт №1
Скорость реакции и природа реагирующих веществ.
В пробирку №1 поместите 2 мл 10%-ной соляной кислоты (HCl),
в пробирку №2 поместите 2 мл 10%-ной фосфорной кислоты (H3РO4).
В обе пробирки поместите по одной грануле цинка.
Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать на основании наблюдений?
Напишите уравнения происходящих реакций. Уравнения и выводы поместите в соответствующие графы таблицы в тетради.
факторы, влияющие на скорость реакции | уравнения происходящих реакций | выводы |
9 класс
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА НЕЕ.
Лабораторный опыт №2
Скорость реакции и природа реагирующих веществ.
В пробирку №1 и №2 поместите по 2 мл 10%-ной соляной кислоты (HCl).
В пробирку №1 поместите гранулу цинка, в пробирку №2 – гранулу железа
Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать на основании наблюдений?
Напишите уравнения происходящих реакций. Уравнения и выводы поместите в соответствующие графы таблицы в тетради.
факторы, влияющие на скорость реакции | уравнения происходящих реакций | выводы |
9 класс
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА НЕЕ.
Лабораторный опыт №3
Скорость реакции и концентрация реагирующих веществ.
В пробирку №1 поместите 2 мл 10%-ной серной кислоты (H2SO4),
в пробирку №2 поместите 2 мл 1%-ной серной кислоты (H2SO4)).
В обе пробирки поместите по одной грануле цинка.
Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать на основании наблюдений?
Напишите уравнения происходящих реакций. Уравнения и выводы поместите в соответствующие графы таблицы в тетради.
факторы, влияющие на скорость реакции | уравнения происходящих реакций | выводы |
9 класс
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА НЕЕ.
Лабораторный опыт №4
Скорость реакции и температура.
В пробирку №1 и №2 поместите по 2 мл 10%-ной серной кислоты (H2SO4),
В каждую пробирку добавьте порошок оксида меди (II) на кончике шпателя.
Пробирку №1 нагрейте на пламени спиртовки.
Сравните содержимое пробирок №1 и №2.Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать на основании наблюдений?
Напишите уравнения происходящих реакций. Уравнения и выводы поместите в соответствующие графы таблицы в тетради.
факторы, влияющие на скорость реакции | уравнения происходящих реакций | выводы |
9 класс
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА НЕЕ.
Лабораторный опыт №5
Скорость реакции и катализаторы.
В 3 стакана налейте по 20 мл воды и добавьте по одной таблетке
гидроперита (Н2О2). Что наблюдаете?
В стакан №1 добавьте порошок оксида марганца (IV) – MnO2 на кончике шпателя, в стакан №2 добавьте кусочки мелко нарезанного картофеля. Сравните интенсивность выделения кислорода в трех стаканах.
Какой вывод можно сделать на основании наблюдений? Напишите уравнение происходящей реакции.
Уравнения и выводы поместите в соответствующие графы таблицы в тетради.
факторы, влияющие на скорость реакции | уравнения происходящих реакций | выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по теме "Скорость химической реакции и факторы, влияющие на неё".
Данный урок даёт возможность получить основные знания для дальнейшего использования их при подготовке к ЕГЭ по химии....
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Методическая разработка урока химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции" к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана "Химия-9"...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»
Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...
Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса. Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....