Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.
Изучение темы «Учение о скорости химической реакции. Факторы, оказывающие влияние на скорость химической реакции» имеет большое теоретическое и практическое значение для понимания закономерностей протекания различных химических процессов, способствуя тем самым, формированию и развитию логического мышления и мировоззрения.
Методическая разработка может использоваться при изучении химии по программе Габриеляна О.С.
Цель урока: Выявить зависимость скорости химической реакции от различных внешних факторов.
Задачи:
Обучающие: формирование общих компетенций, обеспечить в ходе учебного занятия усвоение понятий «факторы, влияющие на скорость химической реакции».
Развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, содействовать развитию интереса к изучению химии.
Планируемые результаты
Предметные:
В познавательной сфере:
- рассмотреть влияние различных факторов на скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций;
- развивать экспериментальные умения и научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, сопоставления вариантов эксперимента,
В ценностно-ориентированной сфере:
развивать научный интерес к возможности изменения скорости химической реакции и управления ею.
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самооценка.
Метапредметные: уметь ставить цель, сравнивать химические реакции, выдвигать гипотезу, делать вывод о проделанной работе.
Формы деятельности: фронтальная, групповая
Технологии обучения: проблемно-исследовательская.
Материально-техническое обеспечение урока:
- ПК преподавателя, интерактивная доска
- раздаточный материал
- оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, шпатель, пробиркодержатель
- реактивы: цинк в гранулах, цинк (порошок), растворы соляной кислоты 10% и 5%, железо (порошок), оксид меди (II) порошок, оксид меди (II) гранулы, раствор пероксида водорода 3%, оксид марганца (IV).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 36.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta.doc | 46 КБ |
prilozhenie_1.doc | 35.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 58 КБ |
prilozhenie_3.doc | 39 КБ |
prilozhenie_4.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 9 класса.
Изучение темы «Учение о скорости химической реакции. Факторы, оказывающие влияние на скорость химической реакции» имеет большое теоретическое и практическое значение для понимания закономерностей протекания различных химических процессов, способствуя тем самым, формированию и развитию логического мышления и мировоззрения.
Методическая разработка может использоваться при изучении химии по программе Рудзитиса Г.Е. и Габриеляна О.С.
Учебник: Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2011.-176с.
Цель урока: Выявить зависимость скорости химической реакции от различных внешних факторов.
Задачи:
Обучающие: формирование общих компетенций, обеспечить в ходе учебного занятия усвоение понятий «факторы, влияющие на скорость химической реакции».
Развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, содействовать развитию интереса к изучению химии.
Планируемые результаты
Предметные:
В познавательной сфере:
- рассмотреть влияние различных факторов на скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций;
- развивать экспериментальные умения и научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, сопоставления вариантов эксперимента,
В ценностно-ориентированной сфере:
развивать научный интерес к возможности изменения скорости химической реакции и управления ею.
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самооценка.
Метапредметные: уметь ставить цель, сравнивать химические реакции, выдвигать гипотезу, делать вывод о проделанной работе.
Формы деятельности: фронтальная, групповая
Технологии обучения: проблемно-исследовательская.
Материально-техническое обеспечение урока:
- ПК преподавателя, интерактивная доска
- раздаточный материал
- оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, шпатель, пробиркодержатель
- реактивы: цинк в гранулах, цинк (порошок), растворы соляной кислоты 10% и 5%, железо (порошок), оксид меди (II) порошок, оксид меди (II) гранулы, раствор пероксида водорода 3%, оксид марганца (IV).
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты. | |
Предметные | УУД | ||||
1. Организационный момент | Приветствие обучающихся | Приветствует обучающихся. | Приветствуют преподавателя. | Самоопределение. | |
2. Мотивация познавательной деятельности | Формулировка явления - проблемы | Описывает проблему утилизации бытовых отходов. | Отвечают на вопросы преподавателя по теме, высказывают своё мнение по проблеме. Пытаются найти связь между утилизацией отходов и темой занятия. | Активизация внимания. Уметь управлять своей познавательной деятельностью. Осмысление проблемы. | |
3. Изучение нового материала. | Формирование понятия «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» | Задает вопросы к группе | Слушают, отвечают на вопросы, делают записи в рабочей листе. | Уметь давать определения изученным понятиям | Уметь слушать, осознавать и отвечать на вопросы преподавателя. |
4. Решение проблемы (выполнение лабораторного опыта) | Планирование и осуществление решения проблемного вопроса через выполнение лабораторного опыта «Факторы, влияющие на скорость химических реакций» | Предлагает обучающимся выполнить лабораторные опыты (в подгруппах). Напоминает про соблюдение ПТБ. Наблюдает, консультирует, оказывает минимальную помощь, при необходимости объясняет. Организует обсуждение результатов. | Выполняют опыты. Представляют результаты. Самостоятельно делают выводы. | Уметь проводить химический эксперемент. | Уметь наблюдать, сравнивать скорости химических реакций, выдвигать гипотезу, делать вывод о проделанной работе. |
5. Закрепление и обобщение новых знаний | Тема «Факторы, влияющие на скорость химических реакций» | Организует беседу по наиболее важным вопросам изученного материала: - возвращение к проблемному вопросу начала урока (утилизация отходов). | - отвечают на вопросы учителя; - предлагают способы ускорения разложения бытовых отходов. | Уметь объяснить понятия «скорость химической реакции», «факторы, влияющие на скорость химических реакций» | Уметь находить эффективные способы решения поставленных вопросов. |
6. Рефлексия | Результаты деятельности | Предлагает ответить на вопросы. http://learningapps.org/display?v=ptarmp7b516 | Выполняют интерактивное упражнение. Самооценка деятельности на уроке | Оценка, самооценка | |
7. Домашнее задание | Учебник Рудзитис Е.Г. Химия. 9 класс § 14 на выбор заполнение 2 таблиц, викторина quizizz для самоподготовки | Даёт пояснение к д/з | Записывают д/з. |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Правила техники безопасности.
- При проведении опытов надо быть внимательными и осторожными.
- Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой.
- Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.
- При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно его проверить движением руки от отверстия сосуда к носу.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.
- В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к преподавателю.
- Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
- После проведения химических опытов приведите рабочее место в порядок.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Инструкция выполнения лабораторного опыта
Цель: сравнить скорость реакции цинка и железа с раствором соляной кислоты.
Вопрос: Влияет ли природа реагирующих веществ на скорость реакции?
Объект исследования: ______________________________________
Гипотеза: __________________________________________________
Ход работы | Наблюдение | Вывод |
Насыпьте в одну пробирку немного порошка цинка, а в другую – порошка железа. Добавьте одинаковое количество соляной кислоты (1 мл). | 1 пробирка (Zn): 2 пробирка (Fe): |
Алгоритм работы теоретиков:
- Изучите инструкция по проведению опыта.
- Ответьте на вопросы:
- В какой пробирке реакция протекает быстрее?
В пробирке с цинком реакция протекает_________________, чем в пробирке с железом.
- По каким признакам вы это определили?
- Какое условие влияет на скорость данной химической реакции? (сравните два вещества: цинк и железо)
_______________________________________________________________
- Сделайте вывод (подтвердилась ли гипотеза?)
На скорость реакции влияет ______________________ реагирующих веществ.
Инструкция выполнения лабораторного опыта
Цель: сравнить скорость реакции цинка с раствором соляной кислоты при разной температуре.
Вопрос: Как влияет температура на скорость реакции?
Объект исследования: ______________________________________
Гипотеза: __________________________________________________
Ход работы | Наблюдение | Вывод |
Поместите в пробирку гранулу цинка. Что наблюдаете? Немного подогрейте пробирку. Что наблюдаете? | До нагревания: После нагревания: |
Алгоритм работы теоретиков:
- Изучите инструкция по проведению опыта.
- Ответьте на вопросы:
- В каком случае реакция протекает быстрее: до нагревания или после?
__________________________________________________________________
- По каким признакам вы это определили?
- Какое условие влияет на скорость данной химической реакции?
- Сделайте вывод (подтвердилась ли гипотеза?)
На скорость реакции влияет ______________________. При увеличении температуры скорость реакции ___________________________.
Инструкция выполнения лабораторного опыта
Цель: сравнить скорость реакции цинка с раствором соляной кислоты разной концентрации.
Вопрос: Как влияет концентрация реагирующих веществ на скорость реакции?
Объект исследования: ______________________________________
Гипотеза: __________________________________________________
Ход работы | Наблюдение | Вывод |
Поместите в 2 пробирки по одной грануле цинка. В одну прилейте раствор 10%-ной соляной кислоты (1 мл), в другую столько же 5% -ной соляной кислоты. | 1 пробирка (10%-ная HCl): 2 пробирка (5% HCl): |
Алгоритм работы теоретиков:
- Изучите инструкция по проведению опыта.
- Ответьте на вопросы:
- В какой пробирке реакция протекает быстрее?
В пробирке с 5%-ным раствором соляной кислоты реакция протекает_________________, чем в пробирке с 10%-ным раствором.
- По каким признакам вы это определили?
- Какое условие влияет на скорость данной химической реакции?
_______________________________________________________________
- Сделайте вывод (подтвердилась ли гипотеза?)
На скорость реакции влияет ______________________ реагирующих веществ. При увеличении концентрации вещества скорость реакции ___________________________.
Инструкция выполнения лабораторного опыта
Цель: сравнить скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с гранулами и порошком оксида меди (II).
Вопрос: Как влияет площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции?
Объект исследования: ______________________________________
Гипотеза: __________________________________________________
Ход работы | Наблюдение | Вывод |
Насыпьте в одну пробирку немного порошка оксида меди (II), а в другую – поместите 1 гранулу оксида меди (II). В обе пробирки добавьте одинаковое количество соляной кислоты (1 мл). Нагрейте обе пробирки. Что наблюдаете? | 1 пробирка (порошок оксида меди (II)): 2 пробирка (гранула оксида меди (II)): |
Алгоритм работы теоретиков:
- Изучите инструкция по проведению опыта.
- Ответьте на вопросы:
- В какой пробирке реакция протекает быстрее?
В пробирке с порошком оксида меди (II) реакция протекает_________________, чем в пробирке с гранулой оксида меди (II).
- По каким признакам вы это определили?
- Какое условие влияет на скорость данной химической реакции? (сравните степень измельченности двух веществ)
______________________________________________________________
- Сделайте вывод (подтвердилась ли гипотеза?)
На скорость реакции влияет __________________________________________ реагирующих веществ. При увеличении площади поверхности скорость реакции ___________________________.
Инструкция выполнения лабораторного опыта
Цель: сравнить скорость реакции разложения пероксида водорода без участия катализатора и с участием катализатора.
Вопрос: Как влияет наличие специальных веществ (катализаторов, ингибиторов) на скорость реакции?
Объект исследования: ______________________________________
Гипотеза: __________________________________________________
Ход работы | Наблюдение | Вывод |
Налейте в 2 пробирке 1 мл перекиси водорода. В одну пробирку насыпьте немного оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Другую пробирку немного нагрейте. Что наблюдаете? | 1 пробирка: 2 пробирка: |
Алгоритм работы теоретиков:
- Изучите инструкция по проведению опыта.
- Ответьте на вопросы:
- В какой пробирке реакция протекает быстрее?
В пробирке, куда добавили оксид марганца (IV) реакция протекает_________________. Во 2 пробирке с перекисью водорода реакция началась только после ______________________.
- Какое условие влияет на скорость данной химической реакции? (ознакомьтесь с подсказкой)
_______________________________________________________________
- Сделайте вывод (подтвердилась ли гипотеза?)
На скорость реакции влияет наличие катализатора _________________. При использовании катализатора скорость реакции __________________________.
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
Оценочный лист
На уроке я работал | Активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | Доволен /не доволен |
Урок для меня показался | Коротким / длинным |
За урок я | Не устал / устал |
Мое настроение | Стало лучше / стало хуже |
Материал урока был мне | Понятен / непонятен |
Полезен / бесполезен | |
Интересен / скучен | |
Легким / трудным | |
Интересным / неинтересным |
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
Рабочий лист
Фамилия, имя________________________________
Тема урока______________________________________
_________________________________________________________
Цель урока:
Факторы влияющие на скорость химической реакции.
1 _________________________________________________
2 __________________________________________________
3__________________________________________________
4__________________________________________________
5.__________________________________________________
Домашнее задание:
§ 14
Обязательное задание на выбор:
- Заполните таблицу
Фактор | Почему скорость реакции зависит от этого фактора |
Температура | |
Природа вещества | |
Концентрация реагирующих веществ | |
Наличие катализатора | |
Площадь поверхности соприкосновения |
или
- Заполните таблицу
Способ повышения скорости реакции | Преимущества | Недостатки |
Температура | ||
Природа вещества | ||
Концентрация реагирующих веществ | ||
Катализатор | ||
Площадь поверхности соприкосновения |
Задание по желанию
Пройти викторину, перейдя по ссылке quizizz.com/join и введя код игры: 325092
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии в школе для глухих детей ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
ТЕМА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ. ЦЕЛЬ: Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.ЗАДАЧИ:...
"Факторы, влияющие на скорость химической реакции."
Разработка урока: "Факторы, влияющие на скорость химической реакции."Цель урока: изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции; уметь объяснить влияние каждого фактора, расширить понят...
"Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Цель урока Формирование понятий о скорости химической реакции, зависимости скорости гомогенных и гетерогенных реакций от различных факторов (природы реагирующих веществ, температуры, концентрации веще...
Методическая разработка урока химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции" к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана "Химия-9"...
Факторы, влияющие на скорость химической реакции
Конспект урока для 11 класса, изучающего химию по УМК О.С. Габриэляна, с авторской презентацией...
Открытый урок по химии "Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Данный материал предназначен для учителей химии для обобщения и систематизации знаний в 11 классе по дисциплине "Химия"...
Урок по теме "Факторы, влияющие на скорость химических реакций".
При проведении урока использовалась групповая форма работы учащихся....