Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.

         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции. Факторы, оказывающие влияние на скорость химической реакции» имеет большое теоретическое и практическое значение для понимания закономерностей протекания различных химических процессов, способствуя тем самым, формированию и развитию логического мышления и мировоззрения.

Методическая разработка может использоваться при изучении химии по программе Габриеляна О.С.

Цель урока: Выявить зависимость скорости химической реакции от различных внешних факторов.

Задачи:

Обучающие:  формирование общих компетенций, обеспечить в ходе учебного занятия усвоение понятий «факторы, влияющие на скорость химической реакции».

Развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитывающие: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, содействовать развитию интереса к изучению химии.

 

Планируемые результаты

Предметные:

В познавательной сфере:

  1. рассмотреть влияние различных факторов  на скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций;
  2.  развивать экспериментальные умения и  научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, сопоставления вариантов эксперимента,

В ценностно-ориентированной сфере:

развивать научный интерес к возможности изменения  скорости химической реакции и управления ею.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самооценка.

Метапредметные: уметь ставить цель, сравнивать химические реакции, выдвигать гипотезу, делать вывод о проделанной работе.

Формы деятельности: фронтальная, групповая

Технологии  обучения: проблемно-исследовательская.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • ПК преподавателя, интерактивная доска
  • раздаточный материал
  • оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, шпатель, пробиркодержатель
  • реактивы: цинк в гранулах, цинк (порошок), растворы соляной кислоты  10% и 5%, железо (порошок), оксид меди (II) порошок, оксид меди (II) гранулы, раствор пероксида водорода 3%, оксид марганца (IV).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc46 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc58 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc39 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 9 класса.

         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции. Факторы, оказывающие влияние на скорость химической реакции» имеет большое теоретическое и практическое значение для понимания закономерностей протекания различных химических процессов, способствуя тем самым, формированию и развитию логического мышления и мировоззрения.

Методическая разработка может использоваться при изучении химии по программе  Рудзитиса Г.Е. и Габриеляна О.С.

Учебник: Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2011.-176с.

Цель урока: Выявить зависимость скорости химической реакции от различных внешних факторов.

Задачи:

Обучающие:  формирование общих компетенций, обеспечить в ходе учебного занятия усвоение понятий «факторы, влияющие на скорость химической реакции».

Развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитывающие: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, содействовать развитию интереса к изучению химии.

Планируемые результаты

Предметные:

В познавательной сфере:

  1. рассмотреть влияние различных факторов  на скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций;
  2.  развивать экспериментальные умения и  научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, сопоставления вариантов эксперимента,

В ценностно-ориентированной сфере:

развивать научный интерес к возможности изменения  скорости химической реакции и управления ею.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, самооценка.

Метапредметные: уметь ставить цель, сравнивать химические реакции, выдвигать гипотезу, делать вывод о проделанной работе.

Формы деятельности: фронтальная, групповая

Технологии  обучения: проблемно-исследовательская.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • ПК преподавателя, интерактивная доска
  • раздаточный материал
  • оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, шпатель, пробиркодержатель
  • реактивы: цинк в гранулах, цинк (порошок), растворы соляной кислоты  10% и 5%, железо (порошок), оксид меди (II) порошок, оксид меди (II) гранулы, раствор пероксида водорода 3%, оксид марганца (IV).



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты.

Предметные

УУД

1. Организационный момент

Приветствие обучающихся

Приветствует обучающихся.

Приветствуют преподавателя.

Самоопределение.

2. Мотивация познавательной деятельности

Формулировка  явления - проблемы

Описывает проблему утилизации бытовых отходов.

Отвечают на вопросы преподавателя по теме, высказывают своё мнение по проблеме.

Пытаются найти связь между утилизацией отходов и темой занятия.

Активизация внимания. Уметь управлять своей познавательной деятельностью. Осмысление проблемы.

3. Изучение нового материала.

Формирование понятия «Факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Задает вопросы к группе

Слушают, отвечают на вопросы, делают записи в рабочей листе.

Уметь давать определения изученным понятиям

Уметь слушать, осознавать и отвечать на вопросы преподавателя.

4. Решение проблемы (выполнение лабораторного опыта)

Планирование и осуществление решения проблемного вопроса через выполнение лабораторного опыта

 «Факторы, влияющие на скорость химических реакций»

Предлагает обучающимся выполнить лабораторные опыты (в подгруппах).

Напоминает про соблюдение ПТБ.

Наблюдает, консультирует, оказывает минимальную помощь, при необходимости объясняет.

Организует обсуждение результатов.

Выполняют опыты. Представляют результаты. Самостоятельно делают выводы.

Уметь проводить химический эксперемент.

Уметь наблюдать, сравнивать скорости химических реакций, выдвигать гипотезу, делать вывод о проделанной работе.

5. Закрепление и обобщение новых знаний

Тема «Факторы, влияющие на скорость химических реакций»

Организует беседу по наиболее важным вопросам изученного материала:

- возвращение к проблемному вопросу начала урока (утилизация отходов).

-  отвечают на вопросы учителя;

 - предлагают способы ускорения разложения бытовых отходов.

Уметь объяснить понятия «скорость химической реакции», «факторы, влияющие на скорость химических реакций»

Уметь находить эффективные способы решения поставленных вопросов.

6. Рефлексия

Результаты деятельности

Предлагает ответить на вопросы.

http://learningapps.org/display?v=ptarmp7b516

Выполняют интерактивное упражнение.

Самооценка деятельности на уроке

Оценка, самооценка

7. Домашнее задание

Учебник Рудзитис Е.Г. Химия. 9 класс

§ 14 на выбор заполнение 2 таблиц, викторина quizizz для   самоподготовки

Даёт пояснение к д/з

Записывают д/з.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Правила техники безопасности.

  1. При проведении опытов надо быть внимательными и осторожными.
  2. Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой.
  3. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.
  4. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно его проверить движением руки от отверстия сосуда к носу.
  5. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.
  6. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к преподавателю.
  7. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
  8. После проведения химических опытов приведите рабочее место в порядок.



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Инструкция выполнения лабораторного опыта

Цель: сравнить скорость реакции цинка и железа с раствором соляной кислоты.

Вопрос: Влияет ли природа реагирующих веществ на скорость реакции?

Объект исследования: ______________________________________

Гипотеза: __________________________________________________

Ход работы

Наблюдение

Вывод

Насыпьте в одну пробирку немного порошка цинка, а в другую – порошка железа. Добавьте одинаковое количество соляной кислоты (1 мл).

1 пробирка (Zn):

2 пробирка (Fe):

Алгоритм работы теоретиков:

  1. Изучите инструкция по проведению опыта.
  2. Ответьте на вопросы:
  • В какой пробирке реакция протекает быстрее?

В пробирке с цинком реакция протекает_________________, чем в пробирке с железом.

  • По каким признакам вы это определили?

  • Какое условие влияет на скорость данной химической реакции? (сравните два вещества: цинк и железо)

_______________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (подтвердилась ли гипотеза?)

На скорость реакции влияет ______________________ реагирующих веществ.

Инструкция выполнения лабораторного опыта

Цель: сравнить скорость реакции цинка с раствором соляной кислоты при разной температуре.

Вопрос: Как влияет температура на скорость реакции?

Объект исследования: ______________________________________

Гипотеза: __________________________________________________

Ход работы

Наблюдение

Вывод

Поместите в пробирку гранулу цинка.

Что наблюдаете?

Немного подогрейте пробирку. Что наблюдаете?

До нагревания:

После нагревания:

Алгоритм работы теоретиков:

  1. Изучите инструкция по проведению опыта.
  2. Ответьте на вопросы:
  • В каком случае реакция протекает быстрее: до нагревания или после?

__________________________________________________________________

  • По каким признакам вы это определили?

  • Какое условие влияет на скорость данной химической реакции?

  1. Сделайте вывод (подтвердилась ли гипотеза?)

На скорость реакции влияет ______________________. При увеличении температуры скорость реакции ___________________________.

Инструкция выполнения лабораторного опыта

Цель: сравнить скорость реакции цинка с раствором соляной кислоты разной концентрации.

Вопрос: Как влияет концентрация реагирующих веществ на скорость реакции?

Объект исследования: ______________________________________

Гипотеза: __________________________________________________

Ход работы

Наблюдение

Вывод

Поместите в 2 пробирки по одной грануле цинка. В одну прилейте раствор 10%-ной соляной кислоты (1 мл), в другую столько же 5% -ной соляной кислоты.

1 пробирка (10%-ная HCl):

2 пробирка (5% HCl):

Алгоритм работы теоретиков:

  1. Изучите инструкция по проведению опыта.
  2. Ответьте на вопросы:
  • В какой пробирке реакция протекает быстрее?

В пробирке с 5%-ным раствором соляной кислоты реакция протекает_________________, чем в пробирке с 10%-ным раствором.

  • По каким признакам вы это определили?

  • Какое условие влияет на скорость данной химической реакции?

_______________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (подтвердилась ли гипотеза?)

На скорость реакции влияет ______________________ реагирующих веществ. При увеличении концентрации вещества скорость реакции ___________________________.

Инструкция выполнения лабораторного опыта

Цель: сравнить скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с гранулами и порошком оксида меди (II).

Вопрос:  Как влияет площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость реакции?

Объект исследования: ______________________________________

Гипотеза: __________________________________________________

Ход работы

Наблюдение

Вывод

Насыпьте в одну пробирку немного порошка оксида меди (II), а в другую – поместите 1 гранулу оксида меди (II).

В обе пробирки добавьте одинаковое количество соляной кислоты (1 мл). Нагрейте обе пробирки.

Что наблюдаете?

1 пробирка (порошок оксида меди (II)):

2 пробирка (гранула оксида меди (II)):

Алгоритм работы теоретиков:

  1. Изучите инструкция по проведению опыта.
  2. Ответьте на вопросы:
  • В какой пробирке реакция протекает быстрее?

В пробирке с порошком оксида меди (II) реакция протекает_________________, чем в пробирке с гранулой оксида меди (II).

  • По каким признакам вы это определили?
  • Какое условие влияет на скорость данной химической реакции? (сравните степень измельченности двух веществ)

______________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (подтвердилась ли гипотеза?)

На скорость реакции влияет __________________________________________ реагирующих веществ. При увеличении площади поверхности скорость реакции ___________________________.

Инструкция выполнения лабораторного опыта

Цель: сравнить скорость реакции разложения пероксида водорода без участия катализатора и с участием катализатора.

Вопрос: Как влияет наличие специальных веществ (катализаторов, ингибиторов) на скорость реакции?

Объект исследования: ______________________________________

Гипотеза: __________________________________________________

Ход работы

Наблюдение

Вывод

Налейте в 2 пробирке 1 мл перекиси водорода.

В одну пробирку насыпьте немного оксида марганца (IV). Что наблюдаете?

Другую пробирку немного нагрейте. Что наблюдаете?

1 пробирка:

2 пробирка:

Алгоритм работы теоретиков:

  1. Изучите инструкция по проведению опыта.
  2. Ответьте на вопросы:
  • В какой пробирке реакция протекает быстрее?

В пробирке, куда добавили оксид марганца (IV) реакция протекает_________________. Во 2 пробирке с перекисью водорода реакция началась только после ______________________.

  • Какое условие влияет на скорость данной химической реакции? (ознакомьтесь с подсказкой)

_______________________________________________________________

  1. Сделайте вывод (подтвердилась ли гипотеза?)

На скорость реакции влияет наличие катализатора _________________. При использовании катализатора скорость реакции __________________________.



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Оценочный лист

На уроке я работал

Активно / пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок для меня показался

Коротким / длинным

За урок я

Не устал / устал

Мое настроение

Стало лучше / стало хуже

Материал урока был мне

Понятен / непонятен

Полезен / бесполезен

Интересен / скучен

Легким / трудным

Интересным / неинтересным



Предварительный просмотр:

Приложение № 4

Рабочий лист

Фамилия, имя________________________________

Тема урока______________________________________

_________________________________________________________

Цель урока:

Факторы влияющие на скорость химической реакции.

 1 _________________________________________________

2 __________________________________________________

3__________________________________________________

4__________________________________________________

5.__________________________________________________

Домашнее задание:

§ 14

Обязательное задание на выбор:

  1. Заполните таблицу

Фактор

Почему скорость реакции зависит от этого фактора

Температура

Природа вещества

Концентрация реагирующих веществ

Наличие катализатора

Площадь поверхности соприкосновения

или

  1. Заполните таблицу

Способ повышения скорости реакции

Преимущества

Недостатки

Температура

Природа вещества

Концентрация реагирующих веществ

Катализатор

Площадь поверхности соприкосновения

Задание по желанию

Пройти викторину, перейдя по ссылке quizizz.com/join и введя код игры: 325092



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в школе для глухих детей ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

ТЕМА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.   ЦЕЛЬ:  Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.ЗАДАЧИ:...

"Факторы, влияющие на скорость химической реакции."

Разработка урока: "Факторы, влияющие на скорость химической реакции."Цель урока: изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции; уметь объяснить влияние каждого фактора, расширить понят...

"Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Цель урока Формирование понятий о скорости химической реакции, зависимости скорости гомогенных и гетерогенных реакций от различных факторов (природы реагирующих веществ, температуры, концентрации веще...

Методическая разработка урока химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции" к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана "Химия-9"...

Факторы, влияющие на скорость химической реакции

Конспект урока для 11 класса, изучающего химию по УМК О.С. Габриэляна, с авторской презентацией...

Открытый урок по химии "Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данный материал предназначен для учителей химии для обобщения и систематизации знаний в 11 классе по дисциплине "Химия"...

Урок по теме "Факторы, влияющие на скорость химических реакций".

При проведении урока использовалась групповая форма работы учащихся....