Химия. 10 класс. Парный урок на тему: "Алкены. Изомерия. Химические свойства. Получение алкенов"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Разработка урока по химии на тему: "Алкены. Изомерия. Химические свойства. Получение алкенов". Урок рассчитан два часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок на тему: "Алкены" 10 класс | 83.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия 10 класс.
Тема урока: | Алкены. Строение. Изомерия. Химические свойства. Получение. |
Тип урока: | урок изучения и первичного закрепления нового материала. |
Цели урока: | создать условия для формирования знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов, об особенностях их электронного строения и изомерии, физико-химических свойствах и способах получения. |
Задачи урока: | Обучающие: изучить алкены как самостоятельный класс непредельных углеводородов, развивая знания о кратной двойной связи между атомами углерода; рассмотреть гомологию, изомерию и номенклатуру алкенов; изучить химические свойства алкенов, взаимное влияние атомов в молекуле на примере этилена и пропилена, правило Марковникова, познакомить с промышленными и лабораторными способами получения. Продолжить развитие умений составлять структурные формулы изомеров, объяснять их смысл. Развивающие: способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении алкенов. Развитие коммуникативных умений при работе в малых группах. Воспитательные: продолжить формирование культуры умственного труда; коммуникационных навыков: прислушиваться к чужому мнению, доказывать свою точку зрения, находить компромиссы. |
Методы обучения: | словесные (беседа, проблемное изложение); эвристические (письменные и устные упражнения, решение задач, тестовые задания); наглядные (мультимедийное наглядное пособие). |
1.Организационный момент. | Добрый день, сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с углеводородами. Узнаем, насколько разнообразен мир органической химии. |
2.Повторение ранее изученного материала. | Проверочная работа по теме: «Алканы». (1 вариант)
а) СН3 – СН – СН2 – СН3; б) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН2 – СН3; в) СН3 – СН – СН3 СН3 СН3 СН3 4. Напишите структурные формулы следующих веществ: а) н-бутан; б) 2-метилпропан; в) 2,4-диметилпропан. (2 вариант)
а) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 - СН3 ; б) СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН2 – СН3; в) СН3 – СН – СН3 СН3 4. Напишите структурные формулы следующих веществ: а) н-бутан; б) 2-метилпентан; в) 2,3-диметилгексан. |
3. Переход к изучению нового материала. | На прошлом уроке мы изучали с вами тему «Алканы», которые относятся к предельным углеводородам, сегодня продолжим изучение следующего класса углеводородов – алкенов. Наша задача – понять, чем отличаются непредельные углеводороды от предельных. (проблемное обучение). |
4.Изучение нового материала. . (Проблема: От чего зависит химическая активность алкенов?) Проблема: Как пойдёт присоединение бромоводорода к гомологам этилена несимметричного строения, например к пропилену? Проблема: Могут ли молекулы этилена и его гомологи взаимодействовать друг с другом? | Изучая новый материал, не забываем заполнять кластер: «Алкены» (Приложение 1). Алкены, или олефины, этиленовые — непредельные углеводороды, в молекулах которых между углеродными атомами имеется одна двойная связь. (Слайд 3) Алкены содержат в своей молекуле меньшее число водородных атомов, чем соответствующие им алканы (с тем же числом углеродных атомов), поэтому такие углеводороды называют непредельными или ненасыщенными. Алкены образуют гомологический ряд с общей формулой CnH2n. Простейшим представителем этиленовых углеводородов, его родоначальником является этилен (этен) С2Н4. Строение его молекулы можно выразить такими формулами: H H H H | | : : C==C C::C | | : : H H H H По названию первого представителя этого ряда такие углеводороды называют этиленовыми. В алкенах атомы углерода находятся во втором валентном состоянии (sр2-гибридизация). В этом случае между углеродными атомами возникает двойная связь, состоящая из одной s- и одной p-связи. Длина и энергия двойной связи равны соответственно 0,134 нм и 610 кДж/моль. Все валентные углы НСН близки к 120º. Для алкенов характерны два вида изомерии: структурная и пространственная. Виды структурной изомерии:
,
,
. Геометрическая изомерия — один из видов пространственной изомерии. Изомеры, у которых одинаковые заместители (при разных углеродных атомах) расположены по одну сторону от двойной связи, называют цис-изомерами, а по разную — транс-изомерами: . По систематической номенклатуре названия алкенов производят заменой суффикса -ан в соответствующих алканах на суффикс -ен (алкан — алкен, этан — этен, пропан — пропен и т.д.). Выбор главной цепи и порядок названия тот же, что и для алканов. Однако в состав цепи должна обязательно входить двойная связь. Нумерацию цепи начинают с того конца, к которому ближе расположена эта связь. Например: СH3 | H3C—CH2—C—CH==CH2 H3C—C==CH—CH—CH2—CH3 | | | CH3 CH3 CH3 3,3-диметилпентен-1 2,4-диметилгексен-2 Этиленовые обладают большей химической активностью, чем предельные углеводороды. Химические свойства алкенов определяются двойной углерод-углеродной связью. π-Связь, как наименее прочная и более доступная, при действии реагента разрывается, а освободившиеся валентности углеродных атомов затрачиваются на присоединение атомов, из которых состоит молекула реагента. Это можно представить в виде схемы: \ π / \ / C==C + A—B → C—C / σ \ / | σ | \ А В Для алкенов характерны реакции присоединения, окисления, полимеризации. Реакции присоединения. (Слайд 8) Чаще реакции присоединения идут по гетеролитическому типу, являясь реакциями электрофильного присоединения.
Легче идет присоединение хлора и брома, труднее — иода. Фтор с алкенами, как и с алканами, взаимодействует со взрывом. Присоединение брома к алкенам (реакция бромирования) — качественная реакция на непредельные углеводороды. При пропускании через бромную воду непредельных углеводородов желтая окраска исчезает.
Присоединение галогенводородов к гомологам этилена идет по правилу В.В.Марковникова: при обычных условиях водород галогенводорода присоединяется по месту двойной связи к наиболее гидрогенизированному атому углерода при двойной связи, а галоген — к менее гидрогенизированному. Правило Марковникова можно объяснить тем, что у несимметричных алкенов (например, в пропилене) электронная плотность распределена неравномерно. СН3−HСδ+=Сδ−Н2 + Н+Вr − → Н3С—CHВr−СН3 Реакция идет по ионному механизму. Правило Марковникова соблюдается при присоединении к несимметричным алкенам и других электрофильных реагентов (H2O, H2SО4, НСl и др.).
H3C—CH=CH2 + H—OH → H3C—CH—CH3 | OH Реакции окисления. Алкены окисляются легче, чем алканы. Продукты, образованные при окислении алкенов, и их строение зависят от строения алкенов и от условий проведения реакции.
3H2C=CH2 + 2KMnO4 + 4H2O → 3HOCH2—CH2OH + 2MnO2 + KOH Эта реакция является качественной: фиолетовая окраска раствора перманганата калия изменяется при добавлении к нему непредельного соединения. Этиленгликоль используется в качестве антифриза, из него получают волокно лавсан, взрывчатые вещества. В более жестких условиях (окисление КМnO4 в присутствии серной кислоты или хромовой смесью) в алкене происходит разрыв двойной связи с образованием кислородсодержащих продуктов: H3C—CH=CH—CH3 + 2O2 → 2H3C—COOH
Ag, 350°C 2Н2С=СН2 + O2 → 2Н2С—СН2 \ / О Из оксида этилена получают уксусный альдегид, моющие средства, лаки, пластмассы, каучуки и волокна, косметические средства. Реакция полимеризации. (Слайд 11) Процесс соединения многих одинаковых молекул в более крупные называется реакцией полимеризации. Алкены широко используются в качестве мономеров для получения многих высокомолекулярных соединений (полимеров). Реакция изомеризации. При нагревании или в присутствии катализаторов алкены способны изомеризоваться — происходит перемещение двойной связи или установление изостроения. В природе алкены встречаются редко. Алкены – этен, пропен и бутен – при обычных условиях (20 °С, 1 атм) – газы, от С5Н10 до С18Н36 – жидкости, высшие алкены – твердые вещества. Алкены нерастворимы в воде, хорошо растворимы в органических растворителях. Обычно газообразные алкены выделяют из газов нефтепереработки (при крекинге) или попутных газов, а также из газов коксования угля. В промышленности алкены получают дегидрированием алканов в присутствии катализатора. Из лабораторных способов получения можно отметить следующие:
. 2. Дегидратация спиртов (отщепление воды). В качестве катализатора используют кислоты (серную или фосфорную) или А12O3 (в таких реакциях водород отщепляется от наименее гидрогенизированного (с наименьшим числом водородных атомов) углеродного атома (правило А.М.Зайцева):
Правило В.В.Марковникова: водород присоединяется к наиболее гидрогенизированному атому углерода при двойной связи, то есть к атому углерода с наибольшим числом водородных атомов. Правило А.М.Зайцева: при образовании воды атом водорода отщепляется от наименее гидрогенизированного соседнего атома углерода, т.е. с наименьшим количеством водородных атомов. |
5. Закрепление изученного материала. Рефлексия: заслушивание мнений и высказываний учащихся, коллективное обсуждение результатов урока. | Проверка и обсуждение кластера. Вопросы этапа:
|
6.Домашнее задание | § 12, упр. 1, 4, 7, 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"
Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...
Презентация к уроку по теме "Алканы. Строение, свойства, получение, применение"
Презентация к данному уроку позволяет учителю четко и полно раскрыть основные понятия темы, а также помогает учащимся закрепить полученные знания...
открытый урок по теме: "Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура. Изомерия алкенов"
Урок разработан в виде урока-игры...
Разработка урока по теме "Алкены. Получение, химические свойства и применение алкенов".
Рассмотреть лабораторные и промышленные способы получения алкенов, химические свойства алкенов, реакции полимеризации....
План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".
План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...
Конспект урока по химии на тему "Химические свойства, получение и применение оксидов"
Планируемые результаты:Личностные:Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.Метапредметные:Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным ...
Урок по химии для 11 класса вечерней школы по теме "Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот"
Цели урока:Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных ...