открытый урок по теме: "Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура. Изомерия алкенов"
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему

Семёнычева Лариса Витальевна

Урок разработан в виде урока-игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_alkeny.odt34.9 КБ
Office presentation icon urok_alkeny_seminar.ppt1.13 МБ
Файл sudovoy_zhurnal.odt49.31 КБ
Файл prilozhenie.odt955.01 КБ
Файл fgoos_alkeny.odt40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура.        

Изомерия алкенов»

Цель урока:

  • выработка умений самостоятельно применять знания об алканах, применять их в новых условия.
  • изучить строение алкенов; выявить их существенные отличия от алканов; рассмотреть виды изомерии алкенов; основываясь на особенностях строения, спрогнозировать химические свойства алкенов.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • формирование знаний школьников о непредельных углеводородах и об алкенах как самостоятельном классе этих веществ, а также об особенностях их электронного строения, изомерии, номенклатуры, физических свойств;
  • показать место и значение алкенов среди углеводородов и в жизни человека;

Развивающие:

  • развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.
  • развивать внимание, познавательный интерес учащихся к предмету путем формирования мотивов деятельности и использования разнообразных форм работы (коллективная, индивидуальная, парная).

Воспитательные:

  • воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

Форма проведения: урок-игра.

Тип урока:  урок формирования новых знаний.  

Оборудование:

1. Комплект для построения шаростержневых моделей молекул.

2. Раздаточный материал:«судовой журнал»

3. Презентация: «Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура. Изомерия алкенов» .

Ход урока

(слайд №1)

Любой человек, невзирая на возраст любит путешествовать. Вот и я Вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном лайнере. Я – «капитан», Вы – пассажиры. Нам нужен штурман, который будет моим помощником. Его мы можем выбрать по количеству жетонов за отгаданный кроссворд.
Сегодня вместо тетрадей вы будете работать с «судовым журналом», который у Вас на столах.
Итак, начинаем. Чтобы определить-
 кто поведёт карабль? Небоходимо ответить на вопросы  кроссворда:(слайд №2-10)

  1. Процесс выравнивания S и P электронных облаков
  2. Гомолог метана, формула которого C4H10.
  3. Основной компонент болотного газа
  4. Вещества относящиеся к одному классу, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп  -CH2
  5. Вещество получаемое в процессе дегидратации этилового спирта
  6. Частица несущая один не спаренный электрон
  7. Вещества имеющие одинаковое число атомов, одну и ту же молекулярную массу, но различное химическое строение
  8. Ученый, который получил этан из галогеннопроизводных предельных углеводород с металлическим натрием:

По итогам назначается Штурман.____________

Учитель: Итак карабль готов к выходу в плаванье. Отдать швартовый !

Учитель ставит перед штурманом задачу: на протяжении всего нашего плаванья  следить за курсом, за правильные ответы учащимся выдавать жетоны.

Учитель: (слайд №11)

Штурман, что у нас по курсу?
Штурман:

1. Форватор основных понятий.

Как нам его преодалеть?

Учитель: Чтобы выйти из бухты необходимо ответить на вопросы в «судовом журнале»

Работа учащихся на местах:

1. Вопрос в «судовом журнале» (слайд №12)   Ответ (слайд №13)

- Из перечисленных веществ, выпишите формулы предельных УВ  и дайте им названия:

C4H8, CH4, C5H12, C2H4, C3H6, C7H16, C8H18, C8H16, C5H10 .

!!!! Один учащийся тем временем решает задачу у доски на вывод химической формулы:

Задача. Выведите молекулярную формулу УВ, если известно, что массовая доля углерода в данном веществе составляет 87,5%, массовая доля водорода – 14,3%. Плотность данного вещества по водороду равна 14.   (Ответ: C2H4)

Все вещества которые вы выписали относят к классу алканов. Давайте дадим  характеристику класса, ответив на вопрос 2.

2. Вопрос в «судовом журнале»

Заполните таблицу отвечая на вопросы:

  1. Какова общая формула алканов?
  2. Какой тип гибридизации характерен для атомов углерода у алканов?
  3. Чему равен валентный угол?
  4. Форма молекул алканов?
  5. Виды связи?
  6. Длина связи С – С ?
  7. Виды изомерии?

                                               Ответ (слайд №14)     

 Признаки

Предельные УВ

(насыщенные, алканы)

1. Общая формула

CnH2n+2  

2. Тип гибридизации

sp3

3. Валентный угол

109о28

4. Форма молекулы

тетраидрическая

5. Виды связей

σ - связь

6. Длина связи

0,154 нм

7. Виды изомерии

Структурная:

изомерия углеводородного скелета

Учитель: Штурман, что у нас дальше по курсу?              

Ответ (слайд №15)     
                                                   2. Море классов органических соединений

Учитель:

1. Будет ли УВ, формулу которого была  выведена в задаче относится к предельным УВ? Почему? - Не отвечает общей формуле алканов

2. Является ли данный УВ насыщенным?  - Данный УВ не является насыщенным

Данный УВ используют широко для обработки фруктов и овощей, чтобы ускорить их созревание. Сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс. Это этилен.

Учитель: Как вы думаете, какую тему урока мысегодня будем изучать?  Ответ (слайд №16)

Записать тему в «судовой журнал»

Тема: «Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура. Изомерия алкенов»

???? Постановка целей урока                         

Сообщение учащегося об истории открытия и истории названия этилена.

Ответ (слайд №17)       

Впервые этилен был получен в 1669 г. немецким химиком Иоганном Иоахимом Бехером (1635–1682)… случайно! В одном из опытов он вместо добавления к нагретому купоросному маслу (концентрированной серной кислоте) еще одной его порции в рассеянности прилил винный спирт (этанол), который находился рядом в стакане. Бехер увидел сильное вспенивание раствора с выделением неизвестного газа, похожего на метан СН4. В отличие от метана новый газ горел коптящим пламенем и обладал слабочесночным запахом. Бехер установил, что его “воздух” более химически активен, чем метан. Так был открыт этилен С2Н4, образующийся по реакции:

Современники не смогли по достоинству оценить открытие учёного. Ведь Бехер не только синтезировал новый углеводород, но и впервые применил химический катализатор в процессе реакции. До этого в научной практике применялись только биологические катализаторы природного происхождения – ферменты. Этилен более 100 лет после его открытия не имел собственного названия.

В конце ХVIII века выяснилось, что при взаимодействии с хлором “газ Бехера” превращается в маслянистую жидкость; после чего его назвали олефином, что значит рождающий масло. Затем это название распространилось на все углеводороды, которые имели подобное этилену строение. И только в середине XIX в. “газ Бехера” получил название “этилен”, которое дал ему А.М. Бутлеров. Это название и осталось в химии до наших дней.

Работа учащихся на местах: Вопрос в «судовом журнале»

1. Выразить строение этилена структурной формулой, если согласно теории А.М.Бутлерова углерод в органических соединениях четырёхвалентен.

Ответ (слайд №18)

2. Лабораторный опыт № 1: Собрать шаростержневую модель молекулы этилена, ответить на ряд вопросов, заполнив таблицу:

  • Сколько сигма-связей в молекуле этена? Ответ (слайд №19)
  • В состоянии какого типа гибридизации находятся атомы углерода в этом соединении?
  • Сколько гибридных и негибридных орбиталей в атоме углерода в sp2- гибридном состоянии?
  • Как расположены гибридные орбитали в пространстве?
  • Каков будет угол связи?
  • Какая из связей более прочная: сигма- или пи-связь? Ответ (слайд №20)

3. Характеристика двойной связи.  Ответ (слайд №21)

Сделать вывод о характере двойной связи:

а) двойная связь является сочетанием сигма- и пи-связей, различающихся своей прочностью.

б) наличие пи-связи (более слабой) объясняет высокую химическую активность алкенов.

Учитель:

Ответив на вопросы, мы двигаемся дальше по курсу. Штурман, что у нас дальше по курсу?              

Ответ (слайд №22)     

3. Рифы химических формул

Задание классу: в «судавом журнале»

Гомологический ряд алкенов.

1. Составить молекулярные формулы первых семи представителей ряда этена Ответ (слайд № 23).  Существует ли алкен с одним атомом углерода?

Номенклатура алкенов.             

2. Назовите непредельный углеводород. (слайд №24,25)

                                                СН2   

                                                     ||

                           СН3 – СН2 – СН2 – С– СН2 – СН3       (2- этилпентен-1)

Запомни!!!      (слайд №26)                

 Названия одновалентных радикалов алкенов: -СН=СН2 (винил)    –СН2–СН=СН2   ( аллил )    

Изомерия. (Предложить учащимся ответить на вопросы)   

1. Какие виды изомерии характерны для алкенов?

- изомерия углеродного скелета. Ответ (слайд № 27)

- изомерия положения двойной связи. Ответ (слайд № 28)

- межклассовая изомерия. Ответ (слайд № 29)

Лабораторный опыт № 2: (слайд № 30)

а) заменить в шаростержневой модели молекулы этилена два атома водорода на 2 атомыа хлора по вариантам.

б) возможно свободного вращения атомов углерода при двойной связи?

в) сравнить полученные вещества и ответить на вопрос:Может ли молекула одной конфигурации  свободно превратиться в молекулу другой конфигурации ?

  • Это два разных вещества, изомерных друг другу.  (слайд № 31)
  • Данный вид изомерии обусловлен не разным порядком соединения атомов в молекулах, а различным расположением атомов в пространстве.

Это один из видов пространственной изомерии – геометрическая изомерия.

Если замещающие группы в изомере находятся по одну сторону плоскости двойной связи, то будет цис-изомер (цис- от лат.- по эту сторону), если они находятся по разные стороны – транс-изомер (транс- от лат. – через, по разные стороны).

Эти изомеры отличаются физическими и химическими свойствами.

Вывод:

  • для алкенов характерна пространственная (цис-, транс) изомерия.
  • цис-транс-изомерия возникает только в том случае, если каждый из атомов углерода, связанных двойной связью, соединён с разными атомами или группами атомов.

Учитель: Давайте заполним таблицу в «судовом журнале»

Тип изомерии

Виды изомерии

     l Структурная изомерия

1 углеродного скелета

2 положения двойной связи

3 межклассовая

 ll  Пространственная изомерия

1 цис-изомерия

2 транс-изомерия

Физические свойства алкенов. Ответ (слайд № 32)

Изменение физических свойств происходит вслед за возрастанием Mr веществ.

По физическим свойствам алкены близки к алканам, т.к. их молекулы также практически неполярны. С воздухом этилен образует взрывоопасные смеси. Жидкие алкены имеют неприятный специфический запах.

Распространение в природе.  В отличие от предельных УВ алкены в природе, как правило, не встречаются, что объясняется их высокой химической активностью. Этилен может входить в состав природного и попутного газов, правда содержание его невелико (0,5- 4%). Газообразные алкены выделяют из газов нефтепереработки, а также из газов коксообразования угля.

Учитель: Штурман, что у нас дальше по курсу?  Ответ (слайд №33)

                                                           

4. Залив знаний

Чтобы преодалеть это испатание нам необходимо ответить на ряд вопросов.

1. Какое вещество является лишним? Почему?(слайд №34)

А) 3-метилпентен-1                          Г) 2-метил-4-этилгексен-2       Ж) циклогексан
           Б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3       Д) 3-метилпентен-2                    З) цис-изомер-гексен-2

            В) 2-метилоктен-2                            Е) 3-метилгексен-2                    И) гексан

Ответ (слайд №35) Какое вещество является лишним? Почему? - И) гексан

2. Какие вещества являются изомерами? Почему?   (слайд №36)

Ответ (слайд №37)  Какие вещества являются изомерами? Почему? - 1)  А и Д; 2) В и Г.

  • 3. Вставьте в текст соответствующие слова и символы из скобок  (слайд №38)

Алкенами называются УВ, содержащие в молекуле одну…. (одинарную, двойную, тройную) связь и имеющие общую формулу …. (СnН2n+2, СnН2n, СnН2n-2). Длина углерод-углеродной связи в этилене ….(больше, меньше), чем в этане, и равна ….(0,154 нм, 0,120 нм, 0,134 нм)

Ответ (слайд №39)

Алкенами называются УВ, содержащие в молекуле одну…. (одинарную, двойную, тройную) связь и имеющие общую формулу …. (СnН2n+2  СnН2n   СnН2n-2  ). Длина углерод-углеродной связи в этилене ….(больше, меньше), чем в этане, и равна ….(0,154 нм, 0,120 нм, 0,134 нм)

5. Порт

Учитель:  (слайд №40)

Итак, мы подошли в конечный пункт нашего путешествия – порт.

Давайте подведём итог нашему путешествию, ответив вопросы в «судовам журнале»:  

(слайд №41)

  1. Что мы узнали в ходе путешествия?
  2. Где встретились затруднения на нашем пути?
  3. С каким настроением Вы вернулись в Порт?(поднимите смайлик)

Учащиеся отвечают на вопросы,  учитель считает количество жетонов и выставляет оценки за урок.

(слайд №42) Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание у вас находится в «судовом журнале»

1.  §7

 2. Напишите структурные формулы веществ:

а)  3-метилпентен-1                         б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3                 в) 2-метилоктен-2

г) 2-метил-4-этилгексен-2               д) 3-метилпентен-2                                    е) 3-метилгексен-2

ж) циклогексан                                  з) цис-изомер-гексен-2

  (слайд №43)     Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Доводы, которые человек додумывает сам убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.» ( Б. Паскаль) Урок разработала: учитель химии МБОУ СОШ № 23 г. Новочеркасска, Ростовской облости Семёнычева Лариса Витальевна

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8 1. Процесс выравнивания S и P электронных облаков

Слайд 3

Г И Б Р И Д И З А Ц И Я 2 3 4 5 6 7 8 2. Гомолог метана, формула которого C 4 H 10

Слайд 4

Г И Б Р И Д И З А Ц И Я Б У Т А Н 3 4 5 6 7 8 3. Основной компонент болотного газа

Слайд 5

Г И Б Р И Д И З А Ц И Я Б У Т А Н М Е Т А Н 4 5 6 7 8 4. Вещества относящиеся к одному классу, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп CH 2

Слайд 6

Г И Б Р И Д И З А Ц И Я Б У Т А Н М Е Т А Н Г О М О Л О Г И 5 6 7 8 5. Вещество получаемое в процессе дегидратации этилового спирта

Слайд 7

Г И Б Р И Д И З А Ц И Я Б У Т А Н М Е Т А Н Г О М О Л О Г И Э Т И Л Е Н 6 7 8 6. Частица несущая один неспаренный электрон

Слайд 8

Г И Б Р И Д И З А Ц И Я Б У Т А Н М Е Т А Н Г О М О Л О Г И Э Т И Л Е Н А Д И К А Л Р 7 8 7. Вещества имеющие одинаковое число атомов, одну и ту же молекулярную массу, но различное химическое строение

Слайд 9

Г И Б Р И Д И З А Ц И Я Б У Т А Н М Е Т А Н Г О М О Л О Г И Э Т И Л Е Н А Д И К А Л И З О М Е Р Ы Р 8 8. Ученый, который получил этан из галогеннопроизводных предельных углеводород с металлическим натрием

Слайд 10

Г И Б Р И Д И З А Ц И Я Б У Т А Н М Е Т А Н Г О М О Л О Г И Э Т И Л Е Н А Д И К А Л И З О М Е Р Ы Ю Р Ц Р В

Слайд 11

Этапы маршрута 1. Форватор основных понятий 2. Море классов органических соединений 3. Рифы химических формул 4. Залив знаний 5. Порт

Слайд 12

химические формулы: C 4 H 8 CH 4 C 5 H 12 C 2 H 4 C 3 H 6 C 7 H 16 C 8 H 18 C 8 H 16 C 5 H 10

Слайд 13

C 4 H 8 CH 4 C 5 H 12 C 2 H 4 C 3 H 6 C 7 H 16 C 8 H 18 C 8 H 16 C 5 H 10 К предельным углеводородам относятся:

Слайд 14

Сравнительные признаки Предельные УВ (насыщенные, алканы) Общая формула C n H 2n+2 Тип гибридизации sp 3 Валентный угол 109° 28 ' Форма молекулы тетраидрическая Виды связей σ - связь Длина связи 0,154нм Виды изомерии структурная: углеродного скелета

Слайд 15

Этапы маршрута 1. Форватор основных понятий 2. Море классов органических соединений 3. Рифы химических формул 4. Залив знаний 5. Порт

Слайд 16

Цель : успешно завершить наше путешествие добравтьшись в порт изучив строение алкенов; рассмотрев виды изомерии; спрогнозировав химические свойства класса. Тема Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура. Изомерия алкенов.

Слайд 17

Немного из истории… Бехер Иоганн Иоахим (1635 – 1682) Немецкий химик и врач C 2 H 5 OH → C 2 H 4 + H 2 O Н 2 SO 4

Слайд 18

Получение этилена

Слайд 19

План урока 1. строение этилена 2. гомологический ряд 3. номенклатура 4. виды изомерии 5. нахождение в природе

Слайд 20

Алкены этилен Электронное строение молекулы этилена

Слайд 21

Алкены этилен Электронное строение молекулы этилена σ σ σ σ σ π

Слайд 22

Алкены Электронное строение молекулы этилена  - c вязи, образуемые sp 2 –гибридными орбиталями, находятся в одной плоскости под углом 120  . Поэтому молекула этилена имеет плоское строение.

Слайд 23

Вид гибридизации – Валентный угол – Длина связи (С = С) – Строение – Вид связи – По типу перекрывания – sp 2 120 º 0,134 нм плоскостное ковалентная неполярная σ и π Характеристика двойной связи (С ═ С)

Слайд 24

Этапы маршрута 1. Форватор основных понятий 2. Море классов органических соединений 3. Рифы химических формул 4. Залив знаний 5. Порт

Слайд 25

Эт ен Проп ен Бут ен Пент ен Гекс ен Гепт ен C 2 H 4 C 3 H 6 C 4 H 8 C 5 H 10 C 6 H 12 C 7 H 14 Общая формула С n Н 2n Гомологический ряд алкенов

Слайд 26

В номенклатуре различных классов органических соединений наиболее часто используются следующие одновалентные радикалы алкенов: – СН=СН 2 –СН 2 -СН=СН 2 винил аллил

Слайд 27

Номенклатура алкенов СН 2 || СН 3 –СН 2 –СН 2 –С–СН 2 –СН 3

Слайд 28

Номенклатура алкенов 2- этил пент ен -1

Слайд 29

1 2 3 4 1 2 3 4 СН 2 = С – СН 2 – СН 3 СН 2 = СН – СН – СН 3 СН 3 СН 3 2-метилбутен-1 3-метилбутен-1 1 2 3 4 5 СН 2 = С H – СН 2 – СН 2 – СН 3 пентен-1 Примеры изомеров углеродного скелета (С 5 Н 10 )

Слайд 30

1 2 3 4 5 СН 2 = СН – СН 2 – СН 2 – СН 3 пентен-1 1 2 3 4 5 СН 3 – СН = СН – СН 2 – СН 3 пентен-2 Примеры изомеров положения двойной связи (С 5 Н 10 )

Слайд 31

СН 2 = СН – СН 2 – СН 2 – СН 3 Н 2 С СН 2 Н 2 С СН 2 СН 2 пентен -1 циклопентан Примеры межклассовых изомеров (С 5 Н 10 )

Слайд 32

C C С l С l Cl Cl Cl Cl H H H H C C

Слайд 33

C C С l С l Cl Cl Cl Cl H H H H C C Для алкенов возможна пространственная изомерия, поскольку вращение относительно двойной связи, в отличии от одинарной невозможно Цис - изомер Транс - изомер 1 ,2-дихлорэтена 1,2-дихлорэтена Пространственная изомерия

Слайд 34

Алкены плохо растворимы в воде, но хорошо растворяются в органических растворителях. С 2 – С 4 - газы С 5 – С 17 - жидкости С 1 8 … - твёрдые вещества С увеличением молекулярной массы алкенов, в гомологическом ряду, повышаются температуры кипения и плавления, увеличивается плотность веществ. Физические свойства алкенов

Слайд 35

Для алкенов возможны два типа изомерии: 1-ый тип – структурная изомерия : углеродного скелета положения двойной связи межклассовая (с циклоалканами) 2-ой тип – пространственная изомерия ( цис-,транс-изомерия ) Изомерия алкенов

Слайд 36

Этапы маршрута 1. Форватор основных понятий 2. Море классов органических соединений 3. Рифы химических формул 4. Залив знаний 5. Порт

Слайд 37

Какое вещество является лишним? Почему? а) 3-метилпентен-1 б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3 в) 2-метилоктен-2 г) 2-метил-4-этилгексен-2 д) 3-метилпентен-2 е) 3-метилгексен-2 ж) циклогексан з) цис-изомер-гексен-2 и) гексан

Слайд 38

Какое вещество является лишним? Почему? а) 3-метилпентен-1 б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3 в) 2-метилоктен-2 г) 2-метил-4-этилгексен-2 д) 3-метилпентен-2 е) 3-метилгексен-2 ж) циклогексан з) цис-изомер-гексен-2 и) гексан

Слайд 39

Какие вещества являются изомерами? Почему? а) 3-метилпентен-1 б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3 в) 2-метилоктен-2 г) 2-метил-4-этилгексен-2 д) 3-метилпентен-2 е) 3-метилгексен-2 ж) циклогексан з) цис-изомер-гексен-2

Слайд 40

Какие вещества являются изомерами? Почему? а) 3-метилпентен-1 б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3 в) 2-метилоктен-2 г) 2-метил-4-этилгексен-2 д) 3-метилпентен-2 е) 3-метилгексен-2 ж) циклогексан з) цис-изомер-гексен-2

Слайд 41

Алкенами называются УВ, содержащие в молекуле одну ... (одинарную; двойную; тройную) связь и имеющие общую формулу ... ( C n H 2n+2 ; C n H 2n ; C n H 2n-2 ) . Длина углерод-углеродной связи в этилене ... (больше; меньше) , чем в этане, и равна ... (0,154нм; 0,120нм; 0,134нм)

Слайд 42

Алкенами называются УВ, содержащие в молекуле одну ... (одинарную; двойную ; тройную) связь и имеющие общую формулу ... ( C n H 2n+2 ; C n H 2n ; C n H 2n-2 ) . Длина углерод- углеродной связи в этилене ... (больше; меньше) , чем в этане, и равна ... (0,154нм; 0,120нм; 0,134нм )

Слайд 43

Этапы маршрута 1. Форватор основных понятий 2. Море классов органических соединений 3. Рифы химических формул 4. Залив знаний 5. Порт

Слайд 44

1. С чем вы сегодня познакомились на уроке? 2. Что у вас вызвало затруднение? 3. Какие формы работы мы сегодня использовали на уроке при выполнении различных заданий? 4. С каким настроением вы уходите с урока?

Слайд 45

Задание на дом: 1. §7 2. Напишите структурные формулы: а) 3-метилпентен-1 б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3 в) 2-метилоктен-2 г) 2-метил-4-этилгексен-2 д) 3-метилпентен-2 е) 3-метилгексен-2 ж) циклогексан з) цис-изомер-гексен-2

Слайд 46

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Судовой журнал»

Этапы маршрута

2015-2016 уч.г

1. Форватор основных понятий.

           1. Из перечисленных веществ, выпишите формулы предельных УВ  и дайте им  

            названия:  C4H8, CH4, C5H12, C2H4, C3H6, C7H16, C8H18, C8H16, C5H10 .

Формула вещества

Название

1

2

3

4

2.  Заполните таблицу отвечая на вопросы:            

 Признаки

Предельные УВ  (насыщенные, алканы)

1. Общая формула алканов?

2. Тип гибридизации атомов углерода у алканов?

3. Валентный угол?

4. Форма молекулы алканов?

5. Виды связей?

6. Длина связи С – С ?

7. Виды изомерии?

 2. Море классов органических соединений

Тема: ___________________________________________________________________                    _________________________________________________________________________

Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Выразить строение этилена структурной формулой, если согласно теории А.М.Бутлерова, углерод в органических соединениях четырёхвалентен.

              2. Лабораторный опыт № 1

Собрать шаростержневую модель молекулы этилена, ответить на  вопросы:

  • Сколько σ-связей в молекуле этена? _________________________________
  • В состоянии какого типа гибридизации находятся атомы углерода в этом соединении? _______________________________________________________
  • Сколько гибридных и негибридных орбиталей в атоме углерода в sp2- гибридном состоянии?______________________________________________  
  • Как расположены гибридные орбитали в пространстве ___________________
  • Каков будет угол связи?______________________________________________
  • Какая из связей более прочная: σ-  или  π- связь? ________________________

Характкристика двойной связи.

Вывод:






3. Рифы химических формул

Гомологический ряд алкенов.

1. Составить молекулярные формулы первых семи представителей ряда этена

Формула

Название

1

2

3

4

5

6

Номенклатура:        2. Назовите непредельный углеводород.

                                                СН2  

                                              ||

                   СН3 – СН2 – СН2 – С– СН2 – СН3

_______________________________________________________

Запомни!!!               Названия одновалентных радикалов алкенов.

  • СН = СН2                                   – СН2 – СН = СН2

                            __________                                       _________

Изомерия:  

Какие виды структурной изомерии характерны для алкенов?

а)                                                                     пример:

б)                                                                      пример:

в)                                                                       пример:

                      Лабораторный опыт № 2:

          Заменить в шаростержневой модели молекулы этилена два атома водорода на 2 атомыа хлора, ответить на вопросы

1) Может ли молекула одной конфигурации  свободно превратиться в молекулу другой конфигурации ?

2) Чем обусловлено образование двух веществ?

Вывод:__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Заполните таблица:

Тип изомерии

Виды изомерии

1

2

3

1

2

Физические свойства :

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Залив знаний

1. Какое вещество является лишним? Почему?

А) 3-метилпентен-1                       Г) 2-метил-4-этилгексен-2    Ж) циклогексан

Б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3     Д) 3-метилпентен-2               З) цис-изомер-гексен-2

В) 2-метилоктен-2                          Е) 3-метилгексен-2                И) гексан

Ответ:     ______________________

  •      

        2. Какие вещества являются изомерами? Почему?  

Ответ:     _______________________________________

3. Вставьте в текст соответствующие слова и символы из скобок   

Алкенами называются УВ, содержащие в молекуле одную.............................................              (одинарную, двойную, тройную) связь и имеющие общую формулу ............................. (СnН2n+2, СnН2n, СnН2n-2). Длина углерод-углеродной связи в этилене …......................   (больше, меньше), чем в этане, и равна …........................(0,154 нм, 0,120 нм, 0,134 нм)

5. Порт

  1. Что мы узнали в ходе путешествия?
  2. Где встретились затруднения на нашем пути?
  3. С каким настроением Вы вернулись в Порт?    (поднимите смайлик)

 Домашнее задание

1.  §7

 2. Напишите структурные формулы веществ:

а)  3-метилпентен-1                  б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3              

в) 2-метилоктен-2                      г) 2-метил-4-этилгексен-2        

д) 3-метилпентен-2                   е) 3-метилгексен-2

ж) циклогексан                          з) цис-изомер-гексен-2



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Кроссворд:

1.Процесс выравнивания S и P электронных облаков

2.Гомолог метана, формула которого C4H10.

3.Основной компонент болотного газа

4.Вещества относящиеся к одному классу, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп  -CH2

5.Вещество получаемое в процессе дегидратации этилового спирта

6.Частица несущая один не спаренный электрон

7.Вещества имеющие одинаковое число атомов, одну и ту же молекулярную массу, но различное химическое строение

8.Ученый, который получил этан из галогеннопроизводных предельных углеводород с металлическим натрием:

Приложение №2

Вопросы: 1. Какова общая формула алканов?

                  2. Какой тип гибридизации характерен для атомов углерода у алканов?

                  3.Чему равен валентный угол?

                  4. Форма молекул алканов?

                  5. Виды связи?

                  6. Длина связи С – С ?

                  7. Виды изомерии?

 Признаки

Предельные УВ (насыщенные, алканы)

1. Общая формула

2. Тип гибридизации

3. Валентный угол

4. Форма молекулы

5. Виды связи

6. Длина связи  С – С

7. Виды изомерии

Приложение №3

Впервые этилен был получен в 1669 г. немецким химиком Иоганном Иоахимом Бехером (1635–1682)… случайно! В одном из опытов он вместо добавления к нагретому купоросному маслу (концентрированной серной кислоте) еще одной его порции в рассеянности прилил винный спирт (этанол), который находился рядом в стакане. Бехер увидел сильное вспенивание раствора с выделением неизвестного газа, похожего на метан СН4. В отличие от метана новый газ горел коптящим пламенем и обладал слабочесночным запахом. Бехер установил, что его “воздух” более химически активен, чем метан. Так был открыт этилен С2Н4, образующийся по реакции:

Современники не смогли по достоинству оценить открытие учёного. Ведь Бехер не только синтезировал новый углеводород, но и впервые применил химический катализатор в процессе реакции. До этого в научной практике применялись только биологические катализаторы природного происхождения – ферменты. Этилен более 100 лет после его открытия не имел собственного названия.

В конце ХVIII века выяснилось, что при взаимодействии с хлором “газ Бехера” превращается в маслянистую жидкость; после чего его назвали олефином, что значит рождающий масло. Затем это название распространилось на все углеводороды, которые имели подобное этилену строение. И только в середине XIX в. “газ Бехера” получил название “этилен”, которое дал ему А.М. Бутлеров. Это название и осталось в химии до наших дней.

Приложение №4

Лабораторный опыт №1:

Задание: Собрать шаростержневую модель молекулы этилена

Вопросы:

-Сколько σ-связей в молекуле этена?

-В состоянии какого типа гибридизации находятся атомы углерода в этом соединении? -Сколько гибридных и негибридных орбиталей в атоме углерода в sp2- гибридном состоянии?

-Как расположены гибридные орбитали в пространстве?

-Каков будет угол связи?

-Какая из связей более прочная: σ-  или  π- связь?                                      

 

Приложение №5

Лабораторный опыт №2

Задание:

а) заменить в шаростержневой модели молекулы этилена два атома водорода на 2 атомыа хлора по вариантам.

б) возможно свободного вращения атомов углерода при двойной связи?

в) сравнить полученные вещества и ответить на вопросы:

Вопрос: 1)  Может ли молекула одной конфигурации  свободно превратиться в молекулу другой  

                     конфигурации ?

                2) Чем обусловлено образование двух веществ?

Приложение №6

Тип изомерии

Виды изомерии

1

2

3

1

2

Приложение №7   

  1. Какое вещество является лишним? Почему?

   

    А) 3-метилпентен-1                          Б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3  

    В) 2-метилоктен-2                             Г) 2-метил-4-этилгексен-2      

    Д) 3-метилпентен-2                           Е) 3-метилгексен-2

    Ж) циклогексан                                 З) цис-изомер-гексен-2                  

    И) гексан

      2.   Какие вещества являются   изомерами? Почему?

       

       3.   Вставьте в текст соответствующие слова и символы   из скобок 

Алкенами называются УВ, содержащие в молекуле одну…. (одинарную, двойную, тройную) связь и имеющие общую формулу …. (СnН2n+2, СnН2n, СnН2n-2). Длина углерод-углеродной связи в этилене ….(больше, меньше), чем в этане, и равна ….(0,154 нм, 0,120 нм, 0,134 нм)

Приложение №8

 Фигурку вашего настроения

Приложение №9

Жетоны правильных ответов



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Составитель: Л.В.Семёнычева - учитель 1 категории МБОУ СОШ №23 г.Новочеркасск

Предмет: Химия

Класс: 10 кл.

Автор УМК: И.И.Новошинский Н.С. Новошинская

Тема урока: «Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура. Изомерия алкенов.»

Форма проведения: урок-игра.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний  

Цель типа урока: Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
                                 
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель урока: изучение строения алкенов; выявление их существенных отличий от алканов; рассмотрение видов изомерии алкенов; основываясь на

                       особенностях строения, прогнозировать химические свойства алкенов.

Задачи:

Образовательная - формирование знаний о непредельных углеводородах алкенах, как самостоятельном классе веществ; об особенностях их  

                                  электронного строения, изомерии, номенклатуры, физических свойств;

Развивающая - развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать

                          взаимосвязь строения и свойств веществ; развивать внимание, познавательный интерес учащихся к предмету путем формирования  

                          мотивов деятельности и использования разнообразных форм работы (коллективная, индивидуальная, парная).

Воспитательные - воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в

                          работе, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего мнения.

Этап (ход)

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

 (слайд №1)

   Любой человек, невзирая на возраст любит путешествовать. Вот и я Вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном лайнере.

   Я – «капитан», Вы – пассажиры. Нам нужен штурман, который будет моим помощником. Его мы можем выбрать по количеству жетонов за отгаданный кроссворд.Сегодня вместо тетрадей вы будете работать с «судовым журналом», который у Вас на столах.

Итак, начинаем.

Настраиваются на урок.

Устанавливаются рабочие отношения в классе.

Надо слушать собеседника, использовать  речевые средства общения

Готовятся к началу урока.

Могу формулировать ответ.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Чтобы определить-

кто поведёт карабль? Небоходимо ответить на вопросы  кроссворда:      (слайд №2-10) приложение №1

1.Процесс выравнивания S и P электронных облаков

2.Гомолог метана, формула которого C4H10.

3.Основной компонент болотного газа

4.Вещества относящиеся к одному классу, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп  -CH2

5.Вещество получаемое в процессе дегидратации этилового спирта

6.Частица несущая один не спаренный электрон

7.Вещества имеющие одинаковое число атомов, одну и ту же молекулярную массу, но различное химическое строение

8.Ученый, который получил этан из галогеннопроизводных предельных углеводород с металлическим натрием:

По итогам назначается Штурман.____________

Учитель: Итак карабль готов к выходу в плаванье.     Отдать швартовый !

Учитель ставит перед штурманом задачу: на протяжении всего нашего плаванья  следить за курсом, за правильными ответами учащимся, выдавать жетоны.

Осмысливают материал

Настраиваются на решение проблемы

Сотрудничество учителя и ученика

Отвечая на вопросы, готовятся к поиску проблемы

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Проявляют интерес к новому.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

(слайд №11)

Учитель:  Штурман, что у нас по курсу?
Штурман:

1. Форватор основных понятий.

Как нам его преодолеть?

Учитель:

    Чтобы выйти из бухты необходимо решить

а) задачу

!!!! Один учащийся решает задачу у доски.

Выведите молекулярную формулу УВ, если известно, что массовая доля углерода в данном веществе составляет 87,5%, массовая доля водорода – 14,3%. Плотность данного вещества по водороду равна 14.  (Ответ: C2H4)            

б) ответить на вопросы в «судовом журнале»

(индивидуальная работа учащихся)

(слайд №12)

1. Вопрос в «судовом журнале»   

- Из перечисленных веществ, выпишите формулы предельных УВ  и дайте им названия:

C4H8, CH4, C5H12, C2H4, C3H6, C7H16, C8H18, C8H16, C5H10 .   Ответ (слайд №13)

Учитель: Все вещества, которые вы выписали, относят к классу алканов? Давайте характеристику класса, ответив на вопросы. приложение №2

2. Вопросы в «судовом журнале»

1. Какова общая формула алканов?

2. Какой тип гибридизации характерен для атомов углерода у алканов?

3.Чему равен валентный угол?

4. Форма молекул алканов?

5. Виды связи?

6. Длина связи С – С ?

7. Виды изомерии?    Ответ (слайд№14) 

Учитель:

Штурман, что у нас по курсу?

Ответ (слайд №15)     
2. Море классов органических соединений

Учитель: (вопросы классу)

1.Будет ли УВ, формулу которого была  выведена в задаче относится к предельным УВ?

2. Является ли данный УВ насыщенным?   (коллективное обсуждение ответов)

Учитель:

Данный УВ используют широко для обработки фруктов и овощей, чтобы ускорить их созревание. Сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс. Это этилен.                                    

Исходя из ваших ответов, как вы думаете, какую тему урока мы сегодня будем изучать? Сформулируйте тему и цель урока.(коллективное обсуждение)

Итак

Тема  урока: «Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура. Изомерия алкенов» 

Цель: успешно завершить наше путешествие добравтьшись в порт изучив строение алкенов; рассмотрев виды изомерии;  спрогнозировав химические свойства класса.

 Ответ (слайд №16)

Записать тему и цель в «судовой журнал»                      

Сообщение учащегося об истории открытия и истории названия этилена.  Ответ (слайд №17) 

 Опыт?(слайд №18)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Планирование учебного сотрудничества учителя и ученика

Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Учащиеся записывают ответы в «судовой журнал»

Выделять     моменты  своей и чужой деятельности как единое целое.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Учитель:  Давайте составим последовательность наших шагов для достижения цели урока

План урока

(формулируется в совместной беседе)

1. Строение молекулы

2. Гомологический ряд

3. Номенклатура

4. Виды изомерии

6. Нахождение в природе  Ответ (слайд №19)

Составление плана работы.

Поиск и выделение необходимой информации. Беседа

Сотрудничество учителя и ученика

Составляют план для добывания новых знаний

Оценивают объективные трудности  и возможности самостоятельной деятельности.

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

5. Этап реализации построенного проекта

Физминутка (проводит 1-2 мин)

Вопрос в «судовом журнале»

1. Выразить строение этилена структурной формулой, если, согласно теории А.М.Бутлерова, углерод в органических соединениях четырёхвалентен.

Ответ (слайд №20)

2. Лабораторный опыт №1

Собрать шаростержневую модель молекулы этилена, ответить на ряд вопросов:

приложение №3

- Сколько сигма-связей в молекуле этена? Ответ (слайд №21)

- В состоянии какого типа гибридизации находятся атомы углерода в этом соединении?  Ответ (слайд №22)

- Сколько гибридных и негибридных орбиталей в атоме углерода в sp2- гибридном состоянии?

- Как расположены гибридные орбитали в пространстве?

- Каков будет угол связи?

- Какая из связей более прочная: сигма- или пи-связь?                                      

3. Характеристика двойной связи. Проверяем  Ответ (слайд №23)

Вывод: (записать в «судовой журнал»)

а) двойная связь является сочетанием σ- и π-связей, различающихся своей прочностью.

б) наличие π-связи (более слабой) объясняет высокую химическую активность алкенов.

Учитель:

Ответив на вопросы, мы двигаемся дальше по курсу. Штурман, что у нас дальше по курсу?              Ответ (слайд №24)     

3. Рифы химических формул

Умение структурировать знания.

Установление причинно-следственных связей.

Умение

работать  в парах; осуществлять самопроверку. Решать практические задачи.

Умение слушать собеседника;  работать с текстом;   выражать свои мысли. Понимание возможности существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Планирование учебного сотрудничества; добывание новых знаний.

Умение формулировать ответ, записывать его в «судовой журнал».

Умение самостоятельно добывать знания

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задание классу: в «судовом журнале»

Гомологический ряд алкенов.

1. Составить молекулярные формулы первых шести представителей ряда этена

Ответ (слайд № 25). 

Существует ли алкен с одним атомом углерода?

Запомни!!!      (слайд №26)                 

Названия одновалентных радикалов алкенов:

- СН=СН2 (винил)    

–СН2–СН=СН2   ( аллил )  

Номенклатура алкенов слайд№27             

2. Назовите непредельный углеводород.                    

                                  СН2   

                                   ||

СН3 – СН2 – СН2 – С– СН2 – СН3       

2-этилпентен-1 Ответ (слайд №28)

Изомерия. (учащиеся отвечают на вопрос)   

1. Какие виды структурной изомерии характерны для алкенов?

 Ответ (слайд №29,30,31)

приложение №4

Лабораторный опыт №2 (работа в парах)

(слайд №32,33)

а) заменить в шаростержневой модели молекулы этилена два атома водорода на 2 атомыа хлора по вариантам.

б) возможно свободного вращения атомов углерода при двойной связи?

в) сравнить полученные вещества и ответить на вопрос:

Вопрос: 1) Может ли молекула одной конфигурации  свободно превратиться в молекулу другой конфигурации ?

2) Чем обусловлено образование двух веществ?

Вывод: записать в «судовой журнал»

1. Это два разных вещества, изомерных друг другу

2. Данный вид изомерии обусловлен не разным порядком соединения атомов в молекулах, а различным расположением атомов в пространстве.

Учитель:

Это вид пространственной  изомерии – геометрическая изомерия.

Запомни!!! Если замещающие группы в изомере находятся по одну сторону плоскости двойной связи, то будет цис-изомер (цис- от лат.- по эту сторону), если они находятся по разные стороны – транс-изомер (транс- от лат. – через, по разные стороны).

Эти изомеры отличаются физическими и химическими свойствами.

Физические свойства алкенов.

Ответ (слайд № 34)

Изменение физических свойств происходит вслед за возрастанием Mr веществ.По физическим свойствам алкены близки к алканам, т.к. их молекулы также практически неполярны. С воздухом этилен образует взрывоопасные смеси. Жидкие алкены имеют неприятный специфический запах.

Распространение в природе.  

В отличие от предельных УВ алкены в природе, как правило, не встречаются, что объясняется их высокой химической активностью. Этилен может входить в состав природного и попутного газов.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Применение полученных знаний.

Умение

работать  в парах; осуществлять самопроверку. Решать практические задачи.

Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Отвечать на поставленный вопрос; аргументировать

планировать учебное сотрудничество.

Закрепляют полученные знания.

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель: приложение №5

Давайте заполним таблицу в «судовом журнале»

1. Какие типы и виды изомерии характерны для алкенов? Ответ (слайд №35)

 2. Сделайтее вывод о характере пространственной изомерии?

Вывод: (индивидуальная работа проверяем, зачитывая ответ)

     Пространственная цис-транс-изомерия возникает только в том случае, если каждый из атомов углерода, связанных двойной связью, соединён с разными атомами или группами атомов.

Применять полученные знания.

Применение полученных знаний. Делать выводы.

Умение проводить самопроверку

Умение преобразовывать теорию в практику.

Предвосхищение результата и уровня усвоения.

Закрепляют полученные знания.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель: Штурман, что у нас дальше по курсу?  4. Залив знаний  Ответ (слайд №36)

  Чтобы преодалеть это испытание, нам необходимо ответить на ряд вопросов.

приложение №6  

(слайд №37) Ответ (слайд №38)

1. Какое вещество является лишним? Почему?

А) 3-метилпентен-1                                             Б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3  

В) 2-метилоктен-2  

Г) 2-метил-4-этилгексен-2      

Д) 3-метилпентен-2

Е) 3-метилгексен-2

Ж) циклогексан                

З) цис-изомер-гексен-2                  

И) гексан    (слайд №39) Ответ (слайд №40)

2. Какие вещества являются

изомерами? Почему?

(слайд №41) Ответ (слайд №42)

3. Вставьте соответствующие слова

и символы из скобок

    Алкенами называются УВ, содержащие в молекуле одну…. (одинарную, двойную, тройную) связь и имеющие общую формулу ….(СnН2n+2, СnН2n, СnН2n-2) Длина углерод-углеродной связи в этилене... (больше, меньше), чем в этане, и равна ….(0,154 нм, 0,120 нм, 0,134 нм)

Осмысливают задание

Задают уточняющие вопросы.

Умение слушать

Анализировать.

Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Учащиеся записывают д/з в дневник

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено.

9.  Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель: (слайд №43)

Штурман, что у нас дальше по курсу?

Штурман: Итак, мы приплыли в конечный пункт нашего путешествия – порт.

Учитель:  (слайд №44)

Давайте подведём итог:

учащиеся проговаривают ответы

1. Что мы узнали в ходе путешествия?

2. Где встретились затруднения на нашем пути?

3. С каким настроением Вы вернулись в Порт?

Для ответа вы поднимите фигурку вашего настроения.

(фигурки  лежат  перед вами)

4. Поднимите жетоны, которые вы получили в течение нашего путешествия от штурмана.

(учитель считает количество жетонов и выставляет оценки)

Учитель: (слайд №45)

Домашнее задание в «судовом журнале»

1.  §7

2. Напишите структурные формулы веществ:

а)  3-метилпентен-1                                                        б) 2,2-диметил-3-этилгептен-3                                  в) 2-метилоктен-2

г) 2-метил-4-этилгексен-2                                                 д) 3-метилпентен-2                                                     е) 3-метилгексен-2

ж) циклогексан                                                        з) цис-изомер-гексен-2

Учитель: (слайд №46)     

Спасибо за внимание!

Урок окончен.

Участвуют в обсуждении.

Осознанно подводят итоги.  Умение структурировать знания.

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме.

Осуществляют самооценку.

Умение правильно оценивать выполнение действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме : «Алканы» в 10-ом классе

                                                    ...

презентация урока по теме: «Алканы: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства»

знакомство обучающихся с алканами, их строением, изомерией, физическими свойствами....

Разработка урока по теме "Алкены. Получение, химические свойства и применение алкенов".

Рассмотреть лабораторные и промышленные способы получения алкенов, химические свойства алкенов, реакции полимеризации....

Конспект урока : «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС

Конспект урока :      «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа.  Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 класс ,с использованием ИКТ...

Презентация к уроку «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС

Электронный вариант урока    «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа.  Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС...

Презентация на тему "Алканы: гомология, строение, номенклатура, изомерия"

Презентация к уроку "Алканы: гомология, строение, номенклатура, изомерия". Формирование основополагающих понятий: гомологический ряд, строение, номенклатура, изомерия на примере предельных у...

Химия. 10 класс. Парный урок на тему: "Алкены. Изомерия. Химические свойства. Получение алкенов"

Разработка урока по химии на тему: "Алкены. Изомерия. Химические свойства. Получение алкенов". Урок рассчитан два часа....